Зи́гмунд Фрейд (1856- 1939) — австрийский психолог, психиатр и невролог.
Зигмунд Фрейд наиболее известен как основатель психоанализа, который оказал значительное влияниена психологию, медицину, социологию, антропологию, литературу и искусство XX века. Воззрения Фрейда на природу человека были новаторскими для его времени и на протяжении всей жизни исследователя не прекращали вызывать резонанс и критику в научном сообществе. Интерес к теориям учёного не угасает и в наши дни.
Среди достижений Фрейда наиболее важными являются разработка трёхкомпонентной структурной модели психики (состоящая из «Оно», «Я» и «Сверх-Я»).
«Психология бессознательного» - это книга, в которую входят работы:
- «Анализ фобии пятилетнего мальчика»,
- «Три очерка по теории сексуальности»,
- «О сновидении»,
- «По ту сторону удовольствия»,
- «Я и Оно» и др.
показано, что сознание неотделимо от глубинных уровней психической активности.
Наибольший интерес представляют анализ детских неврозов, учение о влечениях, о принципах регуляции психической жизни, разбор конкретных клинических случаев и фактов повседневной жизни человека.
Немецкие философы спорили о смысле человеческого существования, задаваясь вопросом: "С какой целью мы живем?" Одни утверждали, что цель жизни человека состоит в вере в Бога, другие говорили о развитии природы, третьи убеждали своих современников в том, что смысл жизни состоит в необходимости обрести спокойствие, а некоторые даже осмелились заявить, что цель жизни состоит в вечном ее поиске.
Таблица 1- Особенности немецкой философии XIX – XX вв.
Имя философа | Философское направление, философские труды | Произведения | Основные идеи философа |
Иммануил Кант (1724 - 1804) | Субъективный идеализм определяющим началом в мире признает сознание субъекта, его разум, волю. Внешний мир существует только благодаря нашему субъективному сознанию и является продуктом его деятельности, иллюзией. | «Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Критика способности суждения» | Главное в человеке – его разум. Человек должен следовать моральным принципам. Моральный закон (категорический императив) - |
Георг Гегель (1770 - 1831) | Объективный идеализм– характерно признание духовного первоначала, вне и независимо от сознания. Главное в человеке – разум, мысль. | «Феноменология духа», «Наука логики», «Энциклопедия философских наук» | Доказывал существование внешнего мира, природы, разума из сверхприродного начала - Абсолютного Духа. Создал теорию диалектики. Мысль – всеобщий тип-феномен. «Что разумно, то действительно; и что действительно, то разумно» |
Артур Шопенгауэр(1788 - 1860) | Иррационализм - (лат. irrationalis — неразумный, разум не может познать мир. жизнь человека бессмысленна. Волюнтаризм (воля к жизни) - суть в том, что миром никто не управляет, Бог нас не защищает и не покровительствует. Миром управляет хаос - неподдающийся никаким логическим расчетам. Даже человеческий разум не способен подчинить хаос. Лишь воля, человеческая воля и желание являются той силой, которая двигает хаос. «философия жизни» – это исследование духовного мира человека, его сознания и бессознательного, т.е. жизнь. Отрицал идеи Гегеля, но поддерживал Канта, хотел соединить его идеи с буддизмом. | «Мир как воля и представление» мир как объект познания есть лишь явление, однако, как вещь в себе он - воля, не поддающаяся разумному осмыслению. | Это философские концепции и учения, ограничивающие или отрицающие, в противоположность рационализму, роль разума в постижении мира. Воля является источником вечных людских страданий, поскольку воплощает в себе саму метафизическую природу человека. Однако если жизнь полна страданий, то есть ли способ избавиться от них? Согласно Шопенгауэру, для этого существует лишь один путь - отрицание самой воли к жизни, самоубийство, обращение к искусству. |
Людвиг Фейерба́х (1804 - 1872) | философ-материалист, атеист, коммунист, учитель Карла Маркса. гуманистическая антропология | «Сущность христианства» Основа религии – чувство зависимости человека от природы, его страх перед ней. | Атеизм: у человека нет врождённого религиозного чувства, он сам создает образ Бога. Ф. не отрицает религию, но предлагает её усовершенствовать. Религия – это не культура, а заблуждения человека. «Человек человеку – Бог» |
Карл Маркс (1818 - 1883) | марксистская философия, материалистическое понимание истории | «Экономическо-философские рукописи 1844 г.» «Тезисы о Фейербахе».«Немецкая идеология». «Манифест коммунистической партии» | Учение об общественно-экономических формациях. «Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное Бытие определяет их сознание». Коммунизм – это возвращение человека к самому себе, т.е. к человеку общественному. |
Фридрих Энгельс (1820- 1895) | марксистская философия, материалистическое понимание истории | «Анти-Дюринг», «Происхождение семьи, частной собственности и государства», «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии», «Диалектика природы» | три закона диалектики: закон взаимоперехода количества в качество, закон взаимопроникновения противоположностей и закон отрицания отрицания. |
Фридрих Ницше (1844 - 1900) | антихристианство иррационализм, «философия жизни» «воля к власти» | "Так говорил Заратустра" | Идея «вечного возвращения» - всё в мире повторяется. Идея сверхчеловека. |
Освальд Шпенглер (1880-1936) | «философия жизни» | ||
Хайдеггер Мартин (1889-1976) | атеистический экзистенциализм– это… | ||
Карл Ясперс (1883-1969) | религиозный экзистенциализм– это… |
|
|
|
Таблица 1- Русская философия XIX – XX вв.
Название философских направлений | Имена русских философов | Основные философские идеи | |
Русская философия конца XIX – начала XX в. | |||
славянофильство | Хомяков Алексей Степанович | ||
западничество | Герцен Александр Иванович | ||
идеализм «христианская философия» | Пётр Яковлевич Чаада́ев (1794-1856) | «Философические письма» | |
монархизм | Достоевский Фёдор Михайлович | ||
моральная философия | Толстой Лев Николаевич | ||
религиозная философия «христианская философия» философия всеединства | Владимир Соловьёв (1853 - 1900) Павел Флоренский (последователь Вл. Соловьёва) (1882 -1937) | «Кризис западной философии. Против позитивистов» «Философские начала цельного знания» «Чтения о богочеловечестве» «Критика отвлеченных начал» «Оправдание добра» «Три разговора» | Он основал направление, известное как христианская философия. Владимир Соловьёв возражал против разделения христианства на разные ветви, идея всехристанского единства. Он разработал новый подход к исследованию человека «русская идея», которая кратко может быть охарактеризована как идея богоизбранности русского народа. |
Философия в советский период истории (1917 – 1991 гг.) | |||
экзистенциализм, религиозная философия | Бердяев Николай Александрович | ||
философия евразийства | Мамардашвили Мераб Константинович | стр. 83-84 | |
«интегральная» философия | Сорокин Питирим Александрович | стр. 197-198 |