Проект по экспериментальной деятельности для подготовительной группы «Хочу все знать»




Актуальность разрабатываемого проекта:

В образовательном процессе дошкольного учреждения экспериментирование является тем методом обучения, который позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении, взаимозависимости, закономерности. Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции, стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний, с этическими правилами жизни в обществе.

Актуальность заявленной проблемы:

Ознакомление дошкольников с явлениями неживой природы занимает особое место в системе разнообразных знаний об окружающем, поскольку предмет ознакомления присутствует, регламентирует, оказывает свое влияние и непрерывно воздействует на развитие ребенка. Результатом реализации проекта «Хочу все знать» является приобретенный опыт видения предметов и явлений, всматривания в них, развитие внимание, зрительной, слуховой чувствительности, расширение словарного запаса и обогащение речевого общения на основе культурных норм.

Цель проекта: Создание условий для формирования основ целостного мировидения ребенка средствами физического эксперимента.

Задачи экспериментальной деятельности:

1.Расширение представлений детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук:

- развитие у детей представления о химических свойствах веществ;

- развитие у детей элементарных представлений об основных физических свойствах и явлениях;

- развитие элементарных математических представлений;

- познакомить с основными чертами рельефа планеты: вулканы, горы, озёра.

2. Развитие у детей умений пользоваться приборами - помощниками при проведении игр-экспериментов.

3. Развитие у детей умственных способностей:

- развитие мыслительных способностей: анализ, классификация, сравнение, обобщение;

- формирование способов познания путём сенсорного анализа.

4. Социально-личностное развитие каждого ребёнка: развитие коммуникативности, самостоятельности, наблюдательности, элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий.

Сроки проекта: Проект рассчитан на один год для детей подготовительной к школе группы. Совместная деятельность воспитателя с детьми организуется 1 раз в неделю по 25-30 минут.

Форма работы:

1.Небольшими подгруппами с учётом уровня развития и познавательных интересов детей.

2.Фронтальная работа.

3.Индивидуальная работа.

Предполагаемые промежуточные и конечные результаты:

1.Усвоение детьми знаний, представлений об окружающем мире.

2.Создание единого инновационного пространства.

3.Чёткое выполнение поставленной задачи.

4.Повышение уровня мотивации к занятиям.

Гипотеза: Организация экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста будет оптимальной при условии теоретического изучения особенностей экспериментального обучения, перехода в режим экспериментального функционирования и включения детей в культурно-образовательные виды деятельности.

Интеграция образовательных областей:

1. Образовательная область «Речевое развитие »: развитие свободного общения, умения слушать, обсуждать, визуализировать свою идею; развитие диалогической и монологической форм речи в ходе экспериментальной деятельности.

2. Образовательная область «Познавательное развитие »: развитие всех видов восприятия через эксперимент, на основе которого формируются полноценные представления о внешних свойствах предметов, их форме, величине, положении в пространстве; умение пользоваться инструментами и технологиями; развитие познавательно-исследовательской деятельности; формирование целостной картины мира;

3. Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие »: совместное обдумывание и обсуждение, способность исполнять разные социальные роли, терпимость к другому, самодисциплина.

Формирование представления об опасных для человека явлениях окружающего мира (кипяток, обморожение, укусы насекомых и т.п.).

4. Образовательная область «Физическое развитие »: обогащение двигательной активности (физминутки); формирование представлений о полезной и здоровой пище; формирование потребности к прогулкам на свежем воздухе.

Этапы исследовательской работы:

1.Аналитико-диагностическое исследование особенностей организации проектной деятельности у старших дошкольников.

2.Вовлечение детей в проектную деятельность с целью выявления особенностей включения детей в систему проектного обучения.

3.Организация предметно – развивающей среды

4. Оценка результатов проведённой работы.

На первом этапе для выявления общих сведений было использовано наблюдение.

На втором этапе был разработан календарно-тематический план работы с детьми на год.

На третьем этапе для развития познавательной активности детей и поддержания интереса к экспериментальной деятельности организуется «Уголок экспериментирования». В уголке экспериментирования имеются: различные виды материалов: природный, бросовый, технический, медицинский; пищевые красители, продукты(мука, соль, сахар, масло растительное), различные сосуды и много других предметов необходимых для проведения тех или иных опытов. Главное, что они должны быть безопасными для детей и храниться в удобных для пользования контейнерах.

На четвёртом этапе проводится повторное наблюдение для оценки результатов проведённой работы.

Работа с родителями:

Содержание деятельности воспитателя в процессе взаимодействия с семьей включает следующее:

-анкетирование родителей,

-ознакомление родителей с результатами диагностики в рамках опытно-экспериментального проекта

-комплектование фонда справочных пособий и информационного материала для родителей в рамках проекта.

-Родительское собрание в нетрадиционной форме (игротека-практикум «Поэкспериментируем!»)

-Беседа «Экспериментальная деятельность дошкольников»,

-Подгрупповые тематические консультации:

«Значение экспериментальной деятельности для детей»,

«Как правильно организовать экспериментальную деятельность дома»,

«Режим питания нарушать нельзя!»,

-Ознакомление родителей с экспериментальным уголком в ДОУ

-Наглядная информация

-Обмен опытом

Примерный календарно-тематический план экспериментальной деятельности в подготовительной группе:

Сентябрь: Диагностика

Октябрь: Прогулка «Замки из песка» (Свойства мокрого песка)

Прогулка «Свет и цвет»

Беседа «Как насекомые зимуют»

Дидактическая игра «Состояния воды»

Ноябрь: Экспериментирование «Магнетизм»

Дидактическая игра «В мире эллектричества»

Беседа «Человек и законы природы»

Дидактическая игра «Волшебное полено» (дерево и его свойства)

Декабрь: Беседа «Вода – источник жизни»

Дидактическая игра «Волшебная вода»

Изготовление елочных украшений «Замерзание воды»

Интерактивная игра «Круговорот воды в природе»

Январь: Дидактическая игра «Свойства воздуха»

Экспериментирование «Взаимодействие и переход вещества из одного вида в другой»

Прогулка «Почему дует ветер?»

Беседа «Чистый воздух»

Февраль: Прогулка «Получаем талую воду»

Экспериментирование «Когда бывает пар»

Просмотр презентации «Чудо водичка»

Лепка «Минералы»

Март: Беседа «Защитные свойства снега»

Прогулка «Следы на снегу»

Беседа «Глобус»

Экспериментирование «Ткань и её свойства»

Апрель: Беседа «Основные системы нашего организма»

Рисование «Наш организм»

Дидактическая игра «Полезная еда»

Спортивный досуг «Выше, быстро, сильнее»

Эксперимент «Вращение Земли округ Солнца»

 

Май: Прогулка «Моя тень»

Экспериментирование «Определение сторон света»

Рисование «Портрет Земли»

Развлечение «Полет в космос»

Диагностика

Заключение

Полученные результаты свидетельствуют о том, что экспериментирование стимулирует интеллектуальную активность и любознательность ребенка.

Экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира. Эксперимент, специально организуемый педагогом, безопасен для ребенка и в тоже время знакомит его с различными свойствами окружающих предметов, с законами жизни природы и необходимостью их учета в собственной жизнедеятельности. Полученные данные об использовании метода экспериментальной деятельности показывают ряд его достоинств:

· более глубокое усвоение предметного содержания;

· высокая способность к концентрированию знаний из разных областей;

· развитие творческого мышления;

· большое количество идей, их глубина, оригинальность;

· эмоциональная вовлеченность детей в экспериментальную деятельность, интерес к происходящему.

Литература:

1. Батаршев, А.В. Психодиагностика способности к общению, или как определить организаторские и коммуникативные качества личности. / А.В. Батаршев. – М.: Гумант. изд. Центр ВЛАДОС, 2009. 176 с.

2. Кларин, М.В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии. / М.В. Кларин. - Рига, НПЦ «Эксперимент», 2005 - 176 с.

3. Куликовская, И.Э. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст. Учеб.пособ. - / И.Э. Куликовская, Н.Н. Совгир. – М.: Педагогическое общество России, 2003. – 80 с.

4. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие. Г.К. Селевко. / - М.: Народное образование, 2008. – 256 с.

5. Сивкова, Н.И. Влияние инноваций на формирование мотиваций обучения. / Н.И. Сивкова. – М.: Народное образование, 2010. – 130 с.

 

 

                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: