Актуальность разрабатываемого проекта:
В образовательном процессе дошкольного учреждения экспериментирование является тем методом обучения, который позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении, взаимозависимости, закономерности. Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции, стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний, с этическими правилами жизни в обществе.
Актуальность заявленной проблемы:
Ознакомление дошкольников с явлениями неживой природы занимает особое место в системе разнообразных знаний об окружающем, поскольку предмет ознакомления присутствует, регламентирует, оказывает свое влияние и непрерывно воздействует на развитие ребенка. Результатом реализации проекта «Хочу все знать» является приобретенный опыт видения предметов и явлений, всматривания в них, развитие внимание, зрительной, слуховой чувствительности, расширение словарного запаса и обогащение речевого общения на основе культурных норм.
Цель проекта: Создание условий для формирования основ целостного мировидения ребенка средствами физического эксперимента.
Задачи экспериментальной деятельности:
1.Расширение представлений детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук:
- развитие у детей представления о химических свойствах веществ;
- развитие у детей элементарных представлений об основных физических свойствах и явлениях;
|
- развитие элементарных математических представлений;
- познакомить с основными чертами рельефа планеты: вулканы, горы, озёра.
2. Развитие у детей умений пользоваться приборами - помощниками при проведении игр-экспериментов.
3. Развитие у детей умственных способностей:
- развитие мыслительных способностей: анализ, классификация, сравнение, обобщение;
- формирование способов познания путём сенсорного анализа.
4. Социально-личностное развитие каждого ребёнка: развитие коммуникативности, самостоятельности, наблюдательности, элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий.
Сроки проекта: Проект рассчитан на один год для детей подготовительной к школе группы. Совместная деятельность воспитателя с детьми организуется 1 раз в неделю по 25-30 минут.
Форма работы:
1.Небольшими подгруппами с учётом уровня развития и познавательных интересов детей.
2.Фронтальная работа.
3.Индивидуальная работа.
Предполагаемые промежуточные и конечные результаты:
1.Усвоение детьми знаний, представлений об окружающем мире.
2.Создание единого инновационного пространства.
3.Чёткое выполнение поставленной задачи.
4.Повышение уровня мотивации к занятиям.
Гипотеза: Организация экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста будет оптимальной при условии теоретического изучения особенностей экспериментального обучения, перехода в режим экспериментального функционирования и включения детей в культурно-образовательные виды деятельности.
Интеграция образовательных областей:
|
1. Образовательная область «Речевое развитие »: развитие свободного общения, умения слушать, обсуждать, визуализировать свою идею; развитие диалогической и монологической форм речи в ходе экспериментальной деятельности.
2. Образовательная область «Познавательное развитие »: развитие всех видов восприятия через эксперимент, на основе которого формируются полноценные представления о внешних свойствах предметов, их форме, величине, положении в пространстве; умение пользоваться инструментами и технологиями; развитие познавательно-исследовательской деятельности; формирование целостной картины мира;
3. Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие »: совместное обдумывание и обсуждение, способность исполнять разные социальные роли, терпимость к другому, самодисциплина.
Формирование представления об опасных для человека явлениях окружающего мира (кипяток, обморожение, укусы насекомых и т.п.).
4. Образовательная область «Физическое развитие »: обогащение двигательной активности (физминутки); формирование представлений о полезной и здоровой пище; формирование потребности к прогулкам на свежем воздухе.
Этапы исследовательской работы:
1.Аналитико-диагностическое исследование особенностей организации проектной деятельности у старших дошкольников.
2.Вовлечение детей в проектную деятельность с целью выявления особенностей включения детей в систему проектного обучения.
3.Организация предметно – развивающей среды
4. Оценка результатов проведённой работы.
На первом этапе для выявления общих сведений было использовано наблюдение.
|
На втором этапе был разработан календарно-тематический план работы с детьми на год.
На третьем этапе для развития познавательной активности детей и поддержания интереса к экспериментальной деятельности организуется «Уголок экспериментирования». В уголке экспериментирования имеются: различные виды материалов: природный, бросовый, технический, медицинский; пищевые красители, продукты(мука, соль, сахар, масло растительное), различные сосуды и много других предметов необходимых для проведения тех или иных опытов. Главное, что они должны быть безопасными для детей и храниться в удобных для пользования контейнерах.
На четвёртом этапе проводится повторное наблюдение для оценки результатов проведённой работы.
Работа с родителями:
Содержание деятельности воспитателя в процессе взаимодействия с семьей включает следующее:
-анкетирование родителей,
-ознакомление родителей с результатами диагностики в рамках опытно-экспериментального проекта
-комплектование фонда справочных пособий и информационного материала для родителей в рамках проекта.
-Родительское собрание в нетрадиционной форме (игротека-практикум «Поэкспериментируем!»)
-Беседа «Экспериментальная деятельность дошкольников»,
-Подгрупповые тематические консультации:
«Значение экспериментальной деятельности для детей»,
«Как правильно организовать экспериментальную деятельность дома»,
«Режим питания нарушать нельзя!»,
-Ознакомление родителей с экспериментальным уголком в ДОУ
-Наглядная информация
-Обмен опытом
Примерный календарно-тематический план экспериментальной деятельности в подготовительной группе:
Сентябрь: Диагностика
Октябрь: Прогулка «Замки из песка» (Свойства мокрого песка)
Прогулка «Свет и цвет»
Беседа «Как насекомые зимуют»
Дидактическая игра «Состояния воды»
Ноябрь: Экспериментирование «Магнетизм»
Дидактическая игра «В мире эллектричества»
Беседа «Человек и законы природы»
Дидактическая игра «Волшебное полено» (дерево и его свойства)
Декабрь: Беседа «Вода – источник жизни»
Дидактическая игра «Волшебная вода»
Изготовление елочных украшений «Замерзание воды»
Интерактивная игра «Круговорот воды в природе»
Январь: Дидактическая игра «Свойства воздуха»
Экспериментирование «Взаимодействие и переход вещества из одного вида в другой»
Прогулка «Почему дует ветер?»
Беседа «Чистый воздух»
Февраль: Прогулка «Получаем талую воду»
Экспериментирование «Когда бывает пар»
Просмотр презентации «Чудо водичка»
Лепка «Минералы»
Март: Беседа «Защитные свойства снега»
Прогулка «Следы на снегу»
Беседа «Глобус»
Экспериментирование «Ткань и её свойства»
Апрель: Беседа «Основные системы нашего организма»
Рисование «Наш организм»
Дидактическая игра «Полезная еда»
Спортивный досуг «Выше, быстро, сильнее»
Эксперимент «Вращение Земли округ Солнца»
Май: Прогулка «Моя тень»
Экспериментирование «Определение сторон света»
Рисование «Портрет Земли»
Развлечение «Полет в космос»
Диагностика
Заключение
Полученные результаты свидетельствуют о том, что экспериментирование стимулирует интеллектуальную активность и любознательность ребенка.
Экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира. Эксперимент, специально организуемый педагогом, безопасен для ребенка и в тоже время знакомит его с различными свойствами окружающих предметов, с законами жизни природы и необходимостью их учета в собственной жизнедеятельности. Полученные данные об использовании метода экспериментальной деятельности показывают ряд его достоинств:
· более глубокое усвоение предметного содержания;
· высокая способность к концентрированию знаний из разных областей;
· развитие творческого мышления;
· большое количество идей, их глубина, оригинальность;
· эмоциональная вовлеченность детей в экспериментальную деятельность, интерес к происходящему.
Литература:
1. Батаршев, А.В. Психодиагностика способности к общению, или как определить организаторские и коммуникативные качества личности. / А.В. Батаршев. – М.: Гумант. изд. Центр ВЛАДОС, 2009. 176 с.
2. Кларин, М.В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии. / М.В. Кларин. - Рига, НПЦ «Эксперимент», 2005 - 176 с.
3. Куликовская, И.Э. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст. Учеб.пособ. - / И.Э. Куликовская, Н.Н. Совгир. – М.: Педагогическое общество России, 2003. – 80 с.
4. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие. Г.К. Селевко. / - М.: Народное образование, 2008. – 256 с.
5. Сивкова, Н.И. Влияние инноваций на формирование мотиваций обучения. / Н.И. Сивкова. – М.: Народное образование, 2010. – 130 с.