Прежде чем перейти к рассмотрению различных вариантов рамок, мне следует пояснить, что я подразумеваю под этим термином. Я понимаю рамку как линию, ограничивающую тиснение. Другими словами, никакие элементы орнамента не могут нарушать эту линию. Для меня это своего рода рубеж, который сдерживает рисунок и не дает ему "вырваться" к краю кожи. Такой рубеж может быть мнимым, подразумевающимся или же состоять из целого комплекса элементов. Мы подразумеваем рамку в тех местах, где нет реального края детали и тиснение завершается у воображаемой линии, параллельной краю кожи. Такой вариант ограничения легко выполнить, просто проведя разметочным циркулем тонкую направляющую линию вдоль края кожи.
Одной из самых распространенных и простых рамок является одиночная линия. На коже такая линия прорезается поворотным ножом и обрабатывается бевеллером на сторону тиснения. В условиях ограниченного пространства - это очень эффективный способ. (фото 2).
Фото 2. Простые рамки часто используются на ремнях и других узких полосах, где место для тиснения ограничено.
Наравне с простой рамкой встречается то, что называется бордюром[1]. На коже бордюр представляет собой две параллельные прорези, которые выполняются по отдельности поворотным ножом, а затем обрабатываются бевеллером для придания объема. Однако, чаще такой бордюр выполняется "бордюрным" лезвием, которое прорезает обе линии одновременно или же ручным бидером[2], которым продавливают параллельные линии, образуя полукруглую выпуклую полосу.
Несмотря на то, что такие бордюры выглядят достаточно просто, правильное их выполнение требует гораздо больше времени, чем можно предположить. (фото 3).
|
Фото 3. Бордюры достаточно популярны и используются в разнообразных орнаментах. В данном случае бордюр проходит параллельно краю кожи. В этом примере бордюр подчеркивает волнообразный край нашитой детали. Такие бордюры могут быть созданы следующими способами: бидер; специальное лезвие для поворотного ножа; двумя параллельно прорезанными линиями с последующей обработкой бевеллером.
Часто в своих работах мы используем комплексные рамки. Такие рамки могут состоять из различных элементов, соединенных в единое целое. Они могут выглядеть как два бордюра с каким-либо геометрическим тиснением или резьбой между ними. Такие виды декоративных рамок подходят для больших проектов. Обычно они являются броским элементом, привлекающим внимание, но, несмотря на занимаемый объем, не кажутся скучными. По сути они предоставляют мастеру поле для творчества и полета фантазии. В частности я позволяю листве нарушать в некоторых местах общие границы и переползать за края бордюра. Это своего рода "изюминки", которые добавляют разнообразия и вызывают интерес. (фото 4).
Считается, что рамки имеют прямое отношение к краю кожи, однако существует множество ситуаций, доказывающих обратное. Я имею в виду, что часто рамки орнамента не располагаются в непосредственной близости от края кожи. В качестве примера можно привести области установки фурнитуры - замков, полуколец и пряжек. Рамки могут также располагаться в центре тисненого орнамента, чтобы подчеркнуть надпись или различные фигуры.
|
Теперь будет уместно обсудить, в каких случаях использовать тот или иной вид рамки. Существуют нюансы, которые стоит учитывать при выборе.
Первое, что следует учитывать - это конечно же финальная цена изделия. Если цена проекта предполагает только минимальное тиснение, то комплексный бордюр займет слишком много времени (и как следствие работа выйдет слишком дорогой. Прим. перев.). Однако, если речь идет о выставочном образце, то стоит постараться.
Фото 4. Комплексный бордюр привлекает внимание и дает возможность мастеру добавить интересные элементы. Случайное "наползание" на рамку частей орнамента добавляет глубины. В данном случае рамка состоит из двух бордюров и пространства между ними, заполненного корзиночным штампом. Для большего разнообразия бордюры связываются в кельтский узел.
Иногда использование той или иной формы рамки диктуется размером будущего изделия. К примеру, я бы не стал использовать сложносоставные рамки на паре тренчиков или на ремне. Там просто не хватит места. На подобных работах лучше использовать простую рамку в одну линию или вообще обойтись без нее. А вот затейливые обрамления больше подойдут для седел и портфелей.
Также при выборе рамки следует принимать во внимание внешние контуры вашего проекта. Если предполагается большое количество изгибов и фестонов, то лучше обойтись обычным бордюром. Сложный контур изделия может просто не позволить сделать комплексный бордюр. Кроме этого следует учитывать форму и размер инструментов.
Еще одним моментом, на который следует обратить внимание, является обработка края кожи. Если край будет прошит или оплетен, то рамка должна быть соответствующего размера и дизайна. Вот почему я стараюсь всегда отмечать место шва на своем эскизе. Отметив линию прошивки, я затем определяю местоположение рамки. Другими словами: линия шва определяет расположение рамки, рамка же, в свою очередь, не влияет на расположение шва. Обычно я располагаю шов на расстоянии 3/16 дюйма[3] от края кожи, что позволяет мне видеть картину в целом.
|
Как вы могли заметить, существует много нюансов, которые стоит учитывать при выборе рамок, но как бы там ни было, настало время решать и двигаться дальше.
Надписи
Часто нас просят персонализировать изделие, добавив инициалы, имена, названия брендов. Есть различные способы включить надпись в орнамент и я расскажу о паре из них.
Я предпочитаю вручную тиснить буквы, а не пользоваться готовыми штампами. Для начинающих такие алфавитные штампы вполне удобны, однако мне не приходит на ум ни одного примера, в котором бы они использовались успешно. В конечном итоге они дают нечеткий или неровный отпечаток - работать ими неудобно.
СОВЕТ: я использую компьютер для того, чтобы подобрать шрифт и распечатать нужный мне текст. Я пришел к выводу, что таким образом можно легко менять расположение букв и подбирать наилучшее для них место.
Когда дело доходит до включения надписи в орнамент, то обычно сначала располагают надпись, а затем орнаментом заполняют все оставшееся место. Таким образом буквы будут располагаться именно там, где и были задуманы. Процесс создания орнамента в этом случае будет несколько сложнее, так как буквы являются помехой при расположении элементов рисунка. (Фото 5).
Фото 5. В этой работе логотип и текст были нанесены в самом начале. Это наиболее распространенный подход. Единственное, на что стоит обратить внимание - это на достаточный запас места для цветов и стеблей.
Альтернативный способ - создавать эскиз, заранее учитывая необходимое пространство для текста, который будет размещен позднее. В этом случае придется поиграть с размерами и шрифтами, чтобы подобрать наилучший вариант. (фото 6).
Третий способ - комбинирование надписи с орнаментом. Текст может перекрывать основной орнамент или же быть вписан в него. Для этого стебли и листья должны переплетаться с буквами. Достичь такого эффекта не так просто, но при должном исполнении выглядит очень хорошо. Вписывая текст в орнамент, подбирайте шрифт таким образом, чтобы он контрастировал с прочими элементами. (Фото 7 и 8).
Если вы делаете текст частью орнамента, надо обратить внимание на правильное окрашивание. Если планируется выделить цветом только текст, то подойдет любой из вышеперечисленных вариантов. В случае, когда планируется окрашивание всего изделия, цвет орнамента и текста должен различаться.
Фурнитура.
Разрабатывая рисунок мы часто встречаемся с различными препятствиями. Я имею в виду всевозможные соединительные элементы, ремешки, кончо, пряжки, серебряные украшения и т.д. Все они создают помехи в разработке орнамента. Часто для фурнитуры не остается свободного пространства. Как результат - приходится составлять орнамент, а фурнитуру устанавливать уже по месту. С другой стороны, если есть возможность определить расположение фурнитуры заранее, то это должно быть учтено в дизайне изделия. Обычно я располагаю все украшения прямо на эскизе, чтобы иметь четкое понимание, в каких местах будут находится рамки, бордюры, а также где будет проходить шов. Составление эскиза, учитывающего все дополнительные элементы, может стать непростой задачей, но в результате ваше изделие будет выглядеть более профессионально. (фото 9).
Фото 6. При создании эскиза к этому изделию было оставлено свободное пространство для инициалов заказчика. Этот орнамент можно с легкостью повторить для других изделий, вставляя самый разнообразный текст.
Фото 08. Инициалы вписаны в орнамент. По просьбе заказчика шрифт был специально подобран таким образом, чтобы буквы не выделялись на общем фоне.
Фото 9. В этом примере контуры бордюра повторяют форму хлястика. В закрытом состоянии основной орнамент не перекрывается. Правильное планирование пространства позволило оставить свободное место для фурнитуры, а это говорит о высоком уровне мастерства и внимании к деталям.
[1] Оригинальное название - bead border, т.е. бисерный бордюр или бисерная рамка. Такое название, вероятно, связано с тем, что объемный бордюр часто дополнительно декорируют при помощи различных штампов, добиваясь эффекта напоминающего нанизанный на нитку бисер. Прим перев.
[2] Hand beader - оригинальное название инструмента.
[3] 3/16 дюйма примерно 4,7- 4,8мм. Прим перев.