Особенности чтения детских стихотворений в 6 летнем возрасте.




Работа над логическим ударением. Правила постановки логического ударения.

 

Логическое ударение — это выделение голосом наиболее важного в смысловом отношении слова или группы слов в фразе.

 

Логическое ударение имеет очень большое значение для выразительного чтения. Фраза, прочитанная без выделения голосом слова, несущего сановной смысл, звучит неясно, ее сущность не доходит быстро до сознания слушателей.

 

«Ударение, — писал Станиславский,— указательный палец, отмечающий самое главное слово в фразе или такте! В выделяемом слове скрыта душа, внутренняя сущность, главные моменты подтекста!»

 

Логическое ударение достигается различными средствами: силой голоса, его понижением или повышением, паузой перед выделяемым словом или замедлением темпа три произнесении этого слова. Однако надо помнить, что при постановке логического ударения никогда не следует злоупотреблять чрезмерным нажимом на выделяемое слово, так как это нарушает смысловую связь его с другими словами в фразе и вырывает из текста.

 

Чтобы правильно поставить логическое ударение, необходимо очень внимательно ознакомиться с текстом, вникнуть в его содержание, понять, что в нем главное, основное, о чем, как и с какой целью ведется в нем рассказ автором.

 

Вспомним стихотворение А. Пушкина «Осень». В этом стихотворении автор рисует осеннее состояние природы и те чувства, которые возникают с наступлением осени. Поэтому при чтении следует выделить логическим ударением именно те слова, при помощи которых поэт наиболее ярко воссоздает картину осени и передает чувства, связанные с ее приближением:

 

Постановка логического ударения без предварительного осмысления текста, без продумывания и сознательного произнесения каждой отдельной фразы его может привести к искажению смысла, а следовательно, и к неверному восприятию читаемого.

 

Так, если в рассказе В. Осеевой «Просто старушка» вопрос девочки: «Это твоя бабушка?» — произнести с выделением не слова «твоя», а слово «бабушка», то смысл произведения будет передан неверно, так как главное в рассказе не в том, бабушка ли это, мама или еще кто из родственников мальчика, а в том, что он уступил место посторонней, незнакомой старушке, проявив вежливость в отношении к старшим.

 

Существуют правила постановки логических ударений, которые помогают в ряде случаев находить наиболее важные в смысловом отношений слова.

 

Логическим ударением выделяются:

 

1. Новые понятия, явления, действующие лица, о которых говорится впервые:

 

Был мальчик, звали его Филипп. (Л. Толстой «Филиппок»)

 

2. Слова, содержащие противопоставление:

 

Деревья весело шумели,

«когда вернулась к нам весна;

и только ель одна меж ними

была безмолвна и мрачна.

Деревья жалобно

шумели, когда настали холода;

лишь ель молчала равнодушно

и зеленела, как всегда. (А. Плещеев «Ель»)

 

3. Подлежащее (если наибольшее значение имеет предмет, лицо) или сказуемое (если наибольшее значение имеет процесс, действие) в нераспространенном предложении:

 

Подули студеные ветры. (И. Соколов-Микитов «Зима вьюжная»)

 

Побежали оба Мороза... («Два мороза»)

 

4. Существительное в родительном падеже при сочетании с другим существительным:

 

Вот уже темнеют реки,

тянет кверху дым костра. (А. Твардовский «Осень»)

 

 

5. Существительное, стоящее после прилагательного:

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит... (А. Пушкин «Зимнее утро»)

 

Однако, если читающий хочет особо выделить признак предмета, особенность действующего лица, подчеркнуть исключительность явления, события, логическое ударение может быть сделано на прилагательном:

 

Январь. Начало года.

Морозец во дворе.

Хорошая погода

бывает в январе: (Н Саконская «В гостях у Ленина»)

 

Правила постановки логических ударений в равной степени относятся как к прозе, так и к стихам. Необоснованное увлечение ритмико-мелодической стороной, стремление особо выделить рифмующиеся слова может привести к нарушению смысла стиха. Так, при постановке логического ударения только на рифмующихся словах смысл четверостишия будет искажен:

 

Лучше б снег да вьюгу

Встретить грудью рад!

Словно как с испугу

Раскричавшись, к югу

Журавли летят.

 

И, наоборот, при верном выделении наиболее важных в смысловом отношении слов текст четверостишия будет восприниматься быстро и точно:

 

Лучше б снег да вьюгу

Встретить грудью рад!

Словно как с испугу

Раскричавшись, к югу

Журавли летят. (А. Фет «Осень»)

 

Особенности чтения детских стихотворений в 6 летнем возрасте.

Работа над выразительностью речи является одной из ведущих проблем дошкольного воспитания. Именно в детском саду дети впервые сталкиваются на занятиях, на утренниках с рассказом стихотворений, пересказом текстов, инсценировками и возникают проблемы: ребенок не может запомнить стихотворение, а, если и рассказывает, то речь ребенка неразборчива, невнятна, маловыразительна.

При заучивании с детьми стихотворений в ДОУ перед воспитателем стоят две задачи:

1. Добиваться хорошего запоминания стихотворений, т.е. развивать способность к длительному удерживанию стихотворения в памяти.

2. Учить детей читать стихи выразительно.

Обе задачи решаются одновременно. Если вначале работать над запоминанием текста, а потом над выразительностью, ребенка придется переучивать, так как он приобретет привычку читать стихотворение невыразительно.

Этапы при работе над стихотворением:

1. Подготовка детей к восприятию поэтического произведения (создание поэтической атмосферы);

2. Выразительное прочтение стихотворения педагогом. Чем выразительнее прочитал педагог, тем глубже и устойчивее впечатление у детей от прочитанного стихотворения и сознательнее дальнейшая работа по анализу прочитанного. Наблюдая образцовое чтение стихотворения педагогом, дети потом стремятся и сами при чтении раскрыть свое отношение к произведению всеми доступными ими средствами (читают стихотворение выразительно, используют мимику и жесты).

Также можно использовать аудиозапись стихотворения.

3. Беседа с детьми о стихотворении (вопросы, способствующие пониманию содержания прочитанного и разбор средств выразительности, которые использует автор). В ходе беседы у ребенка вырабатывается личное отношение к героям и событиям, формируются эстетические оценки прекрасного. Анализ должен быть точным, кратким, эмоциональным.

4. Повторное чтение всего произведения с установкой на запоминание;

Для того чтобы заучить стихотворение, ребенок должен овладеть приемами произвольного запоминания: неоднократно прослушивать текст, повторять его, устанавливать логическую связь между частями.

Методы запоминания могут использоваться разные (визуальный, двигательный, слуховой, логический).

5. Воспроизведение стихотворения детьми.

Вначале читают стихи те, кто лучше запоминает и изъявляет желание прочитать. Поскольку не все дети быстро запоминают текст, воспитатель помогает детям, подсказывает слова, интонации, напоминает о силе голоса, темпе речи.

6.Занятие заканчивается выразительным чтением воспитателя или детей.

После заучивания можно рассмотреть иллюстрации, близкие к теме стихотворения, провести рисование на эту же тему, послушать музыку.

В последующие дни следует вновь обратиться к этому произведению уже вне занятия, почитать его, оценить качество чтения. Необходимо добиваться, чтобы каждый ребенок запомнил текст и умел читать его выразительно.

 

При заучивании стихотворений необходимо помнить:

1.Стихи для детей должны быть высокого качества.

2. Стихотворение должно быть доступным, близким и понятным детям по содержанию. Чем меньше возраст ребенка, тем короче строка и само стихотворение. Детям 2 лет достаточно двух-четырех строчек, 3-4 лет – одно-два четверостишия, 5-7лет – до пяти четверостиший, в зависимости от проявляемого ребенком интереса и уровня развития памяти.

3. Стихотворение должно быть динамичным (в основном действия, без описательных моментов, с простым ритмом).

4.Прежде чем познакомить детей с выбранным стихотворением, нужно просмотреть его самим заранее, потренироваться прочитать стихотворение с выражением.

5.При заучивании стихотворений обратить внимание детей на средства выразительности, которые используются при чтении стихотворения



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: