Тема: «Куклотерапия как метод коррекции тревожности и страхов у детей».




Консультация для педагогов-психологов

 

Что такое куклотерапия?

Наша жизнь, в сущности, кукольное представление. Нужно лишь держать нити в своих руках, не спутывать их, двигать ими по своей воле и самому решать, когда идти, а когда стоять, не позволять дергать за них другим, и тогда ты вознесешься над сценой.

Хун Цзычен. Афоризмы старого Китая

Какова бы ни была история развития куклы, в настоящее время она выступает, прежде всего, атрибутом детства, детской культуры. И это не случайно. Как отмечает В.С. Мухина, куклы имеют особое значение для эмоционального и нравственного развития детей. Она пишет: «Ребенок переживает со своей куклой события собственной и чужой жизни в эмоциональных и нравственных проявлениях, доступных его пониманию. Значимость эмоциональных контактов для детей велика, и огромную роль в развитии эмоциональной сферы личности ребенка играют именно куклы.

Для современного ребенка кукла - прежде всего милая игрушка, которую можно превратить в некоего символического партнера для игры. Играя с куклой, малыш учится рефлексии, эмоциональному отождествлению. По воле ребенка, с помощью его воображения кукла «ведет себя» так, как это нужно в данный момент ее хозяину. Именно поэтому в большинстве случаев события и свойства персонажей игры вполне обоснованно могут рассматриваться как результат проекции внутренних переживаний ребенка.

Не секрет, что куклы могут многое - и учить, и лечить, но если только попадают в добрые руки. Существует целое самостоятельное направление, получившее название куклотерапии. Его истоки можно найти в психодраме Якоба Леви Морено – основателя Института социометрии и психодрамы, ведущего свою историю в США с 1940 года. Морено воспроизводил в условиях клиники те самые ситуации, которые наиболее травмировали его пациентов. С этой целью им был создан специальный лечебный театр, метод работы в нем получил название психодрамы. Врачи вместе с больными и их родственниками писали достаточно простые сценарии и затем совместными усилиями ставили спектакль. Зрительный зал также состоял из больных, родственников и лечебного персонала.

В ряде случаев данный метод давал очень хорошие результаты. У Я. Морено появились последователи в самых разных странах, особенной в Западной Европе. Постепенно внутри него выделилась особая самостоятельная ветвь - куклотерапия. Сейчас ее практикуют во многих странах: в Германии, Англии, Нидерландах, во Франции. У нас в стране ни психодрамой, ни тем более куклотерапией до недавнего времени никто не занимался.

В настоящее время четкого определения куклотерапии не существует.

Существуют методы и приемы, применение которых допустимо на всех возрастных этапах, включая подростковый возраст.

 

К таким методам относится куклотерапия?

 

Куклотерапия занимает одно из первых мест, среди известных методов предупреждения и преодоления стрессов и страхов. Многие отмечают, что изготовление кукол снимает стресс, усталость, поднимает настроение. Одевая на руку куклу, ребенок «передает» ей с радостью свои лучшие чувства, забывая о проблемах и страхах, открывая в себе скрытые резервы.

Куклотерапия использует в качестве основного приема психо-коррекционного воздействия куклу как промежуточный объект взаимодействия ребенка и взрослого. Играя с куклой, ребенок проецирует окружающую его действительность, трансформирует характер взаимоотношений с другими людьми.

Поэтому куклотерапия позволяет в привычной для ребенка ситуации игры выявить и скорректировать его психологические проблемы.

 

Цель куклотерапии – помочь в устранении болезненных переживаний у детей, укреплять их психическое здоровье, улучшать социальную адаптацию, развивать самосознание, разрешать конфликты в условиях коллективной творческой деятельности. В соответствии с данным методом, с любимым для ребёнка персонажем разыгрывается в лицах история, связанная с травмирующей его ситуацией.

Куклотерапию психолог использует для разрешения конфликтов, корректирует у дошкольников заикание, нарушение поведения, страхи, тревожность, эмоциональную травму, агрессивность, демонстративность, нервные тики, аутизм и т.д.

В куклотерапии используются такие варианты кукол, как куклы - марионетки, теневые, веревочные, плоскостные, перчаточные и многие др.

Куклы - марионетки. Работа с куклой - марионеткой позволяет совершенствовать тонкую моторику руки и общую координацию движений, проявлять через куклу те эмоции, чувства, состояния, которые ребенок по каким - то причинам не может или не позволяет себе проявлять.

Теневые - куклы. Такие куклы применяются преимущественно для работы над детскими страхами, в коррекции повышенной тревожности. Ребенок может делать со своей "куклой - страхом" все, что захочет, вплоть до полного уничтожения. В этом и состоит коррекционный смысл теневого театра.

Веревочные куклы. Такие куклы многофункциональны. Они эффективны для решения у детей проблем в общении, повышенной тревожности. Кукла может быть размером в рост ребенка. Таким образом, ребенок имитирует движение куклы вместе с собственными движениями.

Плоскостные куклы. Такая кукла может иметь сменный набор выражений лица, которые соответствуют различным эмоциональным состояниям. Обычно они используются для работы с детьми, у которых имеются проблемы в общении, поведении, нарушение образа "Я".

Перчаточные куклы. Перчаточные куклы, умело используемые на занятиях, помогают вызывать положительные эмоции или постепенно ослаблять нервное напряжение у детей. Разыгрывание этюдов с куклами поможет преодолеть многие проблемы в установлении контакта с детьми, работе со страхами, гневом и позволит плавно перейти к играм в отсутствие использования кукол. Небольшие этюды с перчаточными куклами позволяют понять, какие у ребенка комплексы и «зажимы», на что следует обратить внимание Наилучший терапевтический эффект достигается, когда дети сами изготавливают куклу, придумывают историю, которой хотел бы поделиться с другими. Кроме того, изготовление кукол развивает творческие способности, мелкую моторику, внимание и т.д.

Куклы можно изготовить: из бумаги, из пластилина (глина), куклы из тканей, куклы-марионетки, пальчиковые куклы, варежковые куклы, ростовые, куклы из ниток (мартинички), теневые куклы и др.

Куклотерапия проводится поэтапно:

1. Установление контакта (беседа) – 1 занятие.

2. Изготовление куклы (пошив) – 2 занятие.

— Можно предложить выбрать готовую куклу для занятия (волка (агрессия), зайца (незащищённость, трусость), лису (хитрость), бабу-ягу (помощник, волшебник), девочку, мальчика и др.). Но лучше когда ребёнок сам участвует в создании, т.к. в процессе создания куклы уже происходит терапевтический процесс.

— Ребёнку говорим о том, что для игры, в которую мы будем играть, необходимо изготовить куклу, спрашиваем «Какую куклу ты хотел бы сделать?» (бумажную, из ниток, из фольги, из пластилина и др.). «Куклу-животное или куклу-девочку, куклумальчика?». В процессе изготовления куклы психолог тоже участвует, тоже создаёт свою куклу, при этом постоянно поддерживается беседа с ребёнком. Педагог помогает, если ребёнок не справляется.

3. Церемония «оживления» куклы — 3 занятие. Знакомство со своей куклой (кукольная аэробика – куклы сели, куклы встали, куклы – поклонились).

4. Все последующие занятия. Коррекция.

Для начала задаются вопросы: Как зовут твою куклу? Сколько ей лет? С кем она живет? Как она проводит время? Чем любит заниматься? Есть ли у нее друзья? Далее можно провести сказкотерапию с помощью кукол. Постановку миниспектакля, рассказывание сказки с помощью куклы, выполнение сложных сюжетных заданий Ведущего с помощью куклы. Кукольный театр. 5. В завершение занятия для подведения итогов целесообразно задать следующие вопросы: Что тебе запомнилось из нашей встречи? Что было сложным или, наоборот, легким при изготовлении куклы? Понравилось ли занятие?

Ребенку предлагается взять изготовленную куклу и на следующей встрече рассказать, что с ней происходило после занятия.

 

Список используемой литературы.

 

1.Агаева И.В. «Малышок - голышок» - кукла редкая: О технике исполнения

традиционных тряпичных кукол // Народное творчество.2001. 2. Азарина Т. Кукла третьего тысячелетия: Обруч: образование, ребенок, ученик.

2001. №1.С. 36-38.

3.Вачков И.В. Психология для малышей, или Сказка о самой душевной науке. М.:

«Педагогика – Пресс», 1996.

4. Татаринцева А.Ю. Куклотерапия в работе психолога, педагога и логопеда. –СПб.:

Речь, 2006.- 102с.

5. Фаустова И.В. Метод куклотерапии в работе с детьми старшего дошкольного возраста (текст) /Фаустова И.В. // Управление ДОУ. - 2008. - №5-С.100-107-с. 2008

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: