Музыкальный жанр (от лат. genus – род, вид) – одно из важнейших средств художественного обобщения. Являясь многозначным понятием, музыкальные жанры характеризуют исторически сложившиеся роды и виды музыкальных произведенийв связи с их происхождением, назначением, способом, условиями исполнения и восприятия, а также с особенностями содержания и формы.
По происхождению и жизненному назначению жанры подразделяются на бытовые жанры и жанры, не имеющие определённых жизненно-бытовых функций. К бытовым (первичным) жанрам, зависящим от функций, выполняемых музыкой в различных бытовых, трудовых, обрядовых ситуациях, следует отнести песню, танец, марш. Вторичные жанры (опера, симфония, балет и др.) в отличие от первичных обусловлены автономностью творчества. При этом вторичные жанры музыки связаны генетически с первичными как с содержательно-ассоциативными моделями.
По способу и условиям бытования музыкальные жанры делятся на камерные и концертные. Камерные жанры (квартеты, трио, сонаты, романсы, пьесы) обусловлены практикой музицирования в домашней среде; концертные жанры (концерты для солирующих инструментов с оркестром) с их виртуозностью – предназначены для концертного исполнительства.
По составу исполнителей и способу исполнения музыкальные жанры подразделяются на вокальные и инструментальные. Вокальные жанры в свою очередь условно делятся на сольные (песня, романс, ария), ансамблевые и хоровые. В зависимости от участников исполнения различают чисто вокальные и вокально-инструментальные жанры. Вокально-инструментальные подразделяются на камерные (вокальное произведение в сопровождении одного или нескольких инструментов) и оркестровые. К оркестровым относятся оратории, мессы, реквиемы.
|
К инструментальным жанрам относятся сольные (баллада, поэма, лирическая миниатюра), ансамблевые (квартет, соната для солирующего инструмента с сопровождением) и оркестровые (симфонии, концерты, увертюры).
Песня (от лат. cantus) – наиболее распространенный жанр вокальной народной и профессиональной музыки, основанный на взаимосвязи музыки и поэтических образов. Как правило, песня имеет куплетную форму. Существует ряд классификаций произведений песенного жанра – по содержанию (колыбельные, лирические, плясовые, исторические и т.д.), происхождению и сфере бытования (городские, крестьянские), складу (одноголосные и многоголосные), формам исполнения (сольные и хоровые, с сопровождением и без него).
Танец (от нем. Tanz) – вид искусства, основным средством создания художественного образа которого является движение.
История танца насчитывает тысячи лет. На начальной стадии своего формирования танец существовал в синкретической форме – как единство пения, танца и звукового сопровождения. В Древней Индии танец понимался как раскрытие сущности вещей. В Древней Греции танец почитался как средство облагораживания человека. В странах средневековой Европы и на Руси танец не признавался христианской моралью, хотя и продолжал своё существование в народе.
Гавот (от франц. gavotte) – умеренный танец французского происхождения; танец гавотов, жителей области Франции.
Менуэт (от франц. menu pas – маленький шаг) – танец французского происхождения.
Мазурка (точнее – Мазур от названия жителей Мазовии – Мазуров) – быстрый трёхдольный танец с характерным смещением акцента на вторую, иногда третью долю.
|
Полонез (от франц. polonaise – «пеший танец», танец-ществие) – польский танец торжественного характера, изначально деревенский народный, затем им открывались придворные балы.
Краковяк – двудольный польский танец, возникший в Краковском воеводстве.
Вальс (от нем. Walzen – кружиться в танце) – плавный танец, основанный на плавном кружении в сочетании с поступательным движением; возник на основе танцев Австрии, Чехии, Германии.
Полька (от чешcк. polka – полшага, половинка) – живой и простой по форме чешский танец.
Халлинг (от названия долины на юго-западе Норвегии) – норвежский умеренный сольный мужской танец.
Камаринская – русская народная плясовая песня и танец (главным образом мужской), перепляс, преимущественно шуточного характера. Музыкальный размер 2/4, иногда 3/4.
Трепак – русский народный танец, быстрый, задорный, ритмически чёткий, с лихим притопыванием. Основные фигуры импровизируются танцорами, показывающими свою ловкость и изобретательность; размер 2/4.
Гопак (от укр. гоп – восклицание, которое произносят во время танца; отсюда же глаголы гопати – топать, гопкати – прыгать) – украинский народный танец, быстрый, стремительный; мужчины импровизируют сложные фигуры, вплоть до высоких прыжков, соревнуясь в ловкости; размер 2/4.
Бульба (белорус. – картошка) – современная белорусская народная плясовая песня. Поётся и танцуется девушками в характере народной польки. Темп живой, задорный, размер двухдольный.
|
Крыжачок (от белорус. крыж, польск. krzyz – крест), народная песня и танец в Белоруссии и Польше. Музыкальный размер 2/4 и 4/4.
Лезгинка – народный танец лезгин, живущих в Дагестане. Ныне распространен почти у всех народов Кавказа (грузин, кабардинцев, осетин, ингушей, чеченцев и др.).
В XX столетии популярными стали румба (афро-американский танец в двудольном размере, с остросинкопированным ритмом и акцентами на слабых долях такта), фокстрот (от англ. fox – лиса и trot – быстрый шаг, салонный танец в умеренно быстром темпе с маршеобразной ритмикой), чарльстон (бальный танец, возникший в г. Чарльстон, разновидность фокстрота), самба (подвижный бразильский танец городского происхождения) и др.
Марш (от франц. marche – шествие, движение вперед) – музыкальный жанр, характерными чертами которого являются строгий, размеренный темп, чёткий ритм. Разновидности марша: военный, спортивный, траурный. Помимо прикладного значения марш является жанром сценической музыки (Марш Черномора из оперы «Руслан и Людмила» М.И.Глинки, Марш из балета «Щелкунчик» П.И.Чайковского) и концертной музыки («Марш деревянных солдатиков» из «Детского альбома» П.И.Чайковского).
Ария (от итал. aria – воздух) – законченный по построению эпизод в опере, оперетте, оратории или кантате, исполняемый певцом-солистом в сопровождении оркестра.
Балет (от лат. ballo – танцую) — вид сценического искусства, содержание которого раскрывается в музыкально-хореографических образах.
Кантата (от итал. cantare – петь) – один из основных жанров вокальной музыки, крупное вокально-инструментальное произведение торжественного характера, обычно для солистов, хора и оркестра.
Концерт (от лат. concerto – состязаюсь) – произведение для одного или (реже) нескольких солирующих инструментов или голоса и оркестра, а также публичное исполнение музыкальных произведений.
Опера (с итал. орега – труд, дело, сочинение) – вид музыкально-театрального искусства, основанного на синтезе слова, сценического действия и музыки.
Оратория (от позднелат. oratorium – молельня) – крупное музыкальное сочинение для певцов-солистов, хора и оркестра, имеющее драматический сюжет и предназначенное для концертного исполнения.
Реквием (от лат. requies – покой, отдых, успокоение) – траурная заупокойная месса, крупное произведение для хора, солистов и оркестра. Исполняется на латинском языке.
Романс (от исп. romance, буквально – по-романски) – камерное вокально-лирическое произведение для голоса с инструментом.
Симфония (от греч. symphonia – созвучие) – ведущий жанр оркестровой музыки, написанный в сонатной циклической форме.
Соната (итал. sonare – звучать) – один из основных жанров инструментальной музыки, музыкальное произведение из трёх или четырёх частей различного темпа и характера.
Сюита (от франц. suite – ряд, последовательность) – циклическое инструментальное произведение из нескольких разнородных самостоятельных пьес, связанных общим замыслом.
Увертюра (от лат. aperture – открытие, начало) – инструментальное вступление к крупному произведению – опере, балету, драматическому спектаклю.
Контрольный тест