Введение
Русское зарубежье сформировалось как следствие «исхода в Европу» не принявших Октябрьскую революцию, как результат разгрома Белого движения и политики Советского правительства в отношении интеллигенции. В первые годы после окончания гражданской войны в Европе сложилось несколько эмигрантских центров. Наиболее крупные образовались сначала в Белграде и Софии, а затем в Берлине,Праге и Париже. В начале 20-х гг. основная часть эмигрантов осела в Берлине. В 1922 г. к ним присоединились 160 ученых, писателей, историков, литераторов, общественных деятелей, высланных по распоряжению Советского правительства из России, как было сказано, на три года, но получилось — на всю жизнь.
Среди оказавшихся в Берлине были известные уже к тому времени философы — Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, В.П. Вышеславцев, И.А. Ильин, Л.П. Карсавин, И.О. Лосский, Ф.А. Степун, С.Л. Франк. Вне родины легко превратиться из пророка в странника. Но все они сразу активно включились в духовную жизнь русской колонии. Со временем русские философы внесли крупный вклад в развитие философских идей XX в. и в сохранение традиций русской общественно-философской мысли. А в эти первые нелегкие годы, когда многих охватило чувство отчаяния и на смену ожиданиям скорого возвращения на родину пришло понимание, что этого уже не произойдет никогда, их деятельность сыграла существенную роль в духовном становлении эмиграции. Особенно значимой эта роль была в нахождении необходимого «равновесия» между неприятием происходившего в России и пониманием того, что оно является частью их личной истории. Без такого «равновесия» невозможна нравственная и духовная жизнь эмигранта, постоянно соотносящего себя с оставленным Отечеством. «В условиях резкого снижения культурного и нравственного уровня эмиграции русские философы были теми вершинами, которые своим сиянием давали возможность не потерять путь, не заблудиться в узких переулках "эмигрантщины"». Берлин в это первое время эмигрантской жизни стал ее интеллектуальным центром.
В Берлине была создана Русская религиозно-философская академия, которой было суждено сыграть заметную роль в интеллектуальной жизни всего Русского зарубежья. Русские философы быстро включились в интеллектуальную атмосферу послевоенной Европы[1,с.276-278].
В 1923 г, ситуация в Берлине несколько изменилась, этот год стал годом повального переселения интеллигенции из Берлина в Париж. В основном это были представители культуры. К середине 20-х гг. по интенсивности русской культурной жизни Париж едва ли не уступал Москве и Петрограду. Выходили две крупные еженедельные газеты — «Последние новости» и «Возрождение», обшественно-философская мысль заявила о себе изданием журнала «Современные записки», на страницах которого печатались Бердяев, Степун, Кизеветтер, Флоровский и другие русские философы и публицисты, быстро привлекшиек себе внимание не только эмигрантской обшественности. С 1925 г, переехавший в Париж Бердяев начинает издавать «орган русской религиозной мысли» журнал «Путь».
Еще одним центром русской эмиграции в начале 20-х гг. была Прага, где чехословацким правительством были широко открыты двери учебных заведений для русского студенчества и русской профессуры. В Праге был открыт Русский научный институт, в нем работали русские философы9 историки, экономисты. В 1923 г. в Праге при поддержке Булгакова, Бердяева, Франка, Федотова, Ильина, признанных авторитетов русской религиозной мысли, обрело организационные формы зародившееся в 1921 г. в Югославии русское студенческое христианское движение (РСХД), поставившее своей целью сохранение русской национальной культуры в условиях эмиграции. Вся деятельность движения в дальнейшем проходила под духовным и организационным влиянием Религиозно-философской академии Бердяева[4,с.332-334].
Бердяев,Николай Александрович
Бердяев Н.А. русский религиозный и политический философ, представитель экзистенциализмa, писатель (См.рис. №1)
В 1890-е марксист. Позднее отошел от марксизма и вместе с С. Н. Булгаковым редактировал философский журнал “Вопросы жизни”. Его философия обычно именуется как христианский экзистенциализм или персонализм. Бердяев имел репутацию философа свободы, которую он считал предварительным условием всякого существования. В 1922 г. выслан из России. Издавал в Париже журнал "Путь", именовавший себя "органом русской религиозной мысли". Основные труды: “Философия неравенства”, “О рабстве и свободе человека”.
Рис. №1 Н.А.Бердяев (1874-1948)
Биография
Н. А. Бердяев родился в дворянской семье. Его отец, Александр Михайлович Бердяев, был офицером-кавалергардом, потом киевским уездным предводителем дворянства, позже председателем правления киевского земельного банка; мать, Алина Сергеевна, урождённая княжна Кудашева, по матери была француженкой.
Бердяев воспитывался дома, затем в Киевском кадетском корпусе. В шестом классе оставил корпус и начал готовиться к экзаменам на аттестат зрелости для поступления в университет. «Тогда же у меня явилось желание сделаться профессором философии». Поступил на естественный факультет Киевского университета, через год на юридический. В 1897 г. за участие в студенческих беспорядках был арестован, отчислен из университета и сослан в Вологду. В 1899 г. в марксистском журнале «Neue Zeit», напечатана его первая статья «Ф. А. Ланге и критическая философия в их отношении к социализму».
В 1901 г. вышла его статья «Борьба за идеализм», закрепившая переход от позитивизма к метафизическому идеализму. Наряду с С. Н. Булгаковым, П. Б. Струве, С. Л. Франком Бердяев стал одной из ведущих фигур движения (веховство), которое впервые заявило о себе сборником статей «Проблемы идеализма» (1902), затем сборниками «Вехи» (1909) и «Из глубины» (1918), в которых резко отрицательно характеризовались революции 1905 и 1917 годов.
В 1913 году написал антиклерикальную статью, в защиту афонских монахов. За это он был приговорен к депортации в Сибирь, но Первая мировая война и революция помешали приведению приговора в исполнение. За последующие годы до своей высылки из СССР в 1922 г. Бердяев написал множество статей и несколько книг, из которых впоследствии, по его словам, по-настоящему ценил лишь две — «Смысл творчества» и «Смысл истории».
Дважды при советской власти Бердяев попадал в тюрьму. После отъезда Бердяев жил сначала в Берлине, где познакомился с несколькими немецкими философами: Максом Шелером, Кайзерлингом, Шпенглером. В 1924 он переехал в Париж. Там, а в последние годы в Кламаре под Парижем, Бердяев и жил до самой смерти. Принимал самое активное участие в работе Русского студенческого христианского движения (РСХД), являлся одним из его главных идеологов.
Умер Бердяев в 1948 г. в своём доме в Кламаре от разрыва сердца. За две недели до смерти он завершил книгу «Царство Духа и Царство Кесаря», и у него уже созрел план новой книги, написать которую он не успел.
Похоронен на кладбище Буа-Тардьё коммуны Кламар департамента
О-де-Сен.