Как развивать общение с ребенком и подготавливать его




к овладению речью

Ребенок от рождения наделен способностью общаться с взрослым. Он, как и вы, использует для этого взгляды, улыбку, звуки и мимику

Если мама необщительна и не отвечает на попытки ребенка установить контакт, это вредит развитию общения, а потом и речи ребенка. Но плохо также, когда она слишком активна и не только задает вопросы ребенку, но сама же и отвечает на них. Попытайтесь соблюдать меру и предоставить ребенку максимальную возможность самому активно участвовать в общении.

1. Пользуйтесь любой возможностью, чтобы пообщаться с ребен­ком. Делайте это, когда меняете ему пеленки, перед купанием и после купания, после кормления, во время гуляния. Установив контакт взглядов и обменявшись улыбками, попытайтесь начать "разговор". Произнесите гласный "а" или "э", делая это подчеркнуто преувеличенным образом и глядя при этом ребенку в глаза. Затем помолчите и жестами пригласите ребенка ответить вам. Если он произнесет какой-то звук, постарайтесь поточнее повторить его - и опять ждите приглашения ребенка продолжить "разговор".

2. Если вы услышите, что ребенок гулит, лежа один в кроватке, подойдите к нему, наклонитесь, улыбнитесь и, установив контакт взглядов, начните ему подражать. Когда ребенок замечает, что его гуление привлекает внимание взрослого, он начинает еще больше гулить.

3. Подражая звукам, произносимым ребенком, старайтесь встать так, чтобы ребенок хорошо видел движения вашего рта и ваших губ. Это помогает образованию у него ассоциаций между тем, как звучит и как выглядит произносимый вами гласный. В дальнейшем ему будет легче подражать вашему голосу и таким образом учиться говорить.

4. Существенный мотив для развития речи – осознание того, что с помощью звуков можно попросить о помощи. Такое знание формируется у ребенка, если мама сразу откликается на его призыв. Ни в коем случае не заставляйте ребенка долго кричать! Этим вы
ухудшите его отношение к вам и можете задержать его речевое развитие.

5. Ребенок кричит по-разному – когда он мокрый, когда голоден или когда у него болит животик. Учитесь различать эти крики и догадываться, что именно нужно ребенку. Хваля ребенка за его крик ("Молодец! Говоришь, что описался"), вы будете содействовать еще большей выразительности
этих криков и в целом речевому развитию ребенка.

6. Интерес к человеческому голосу у ребенка врожденный. Для поддержания и развития этого интереса говорите с ним четким и выразительным голосом, меняйте его интонации, высоту.

Как ускорить моторное (двигательное) развитие ребенка

Двигательные возможности ребенка зависят и от силы его мышц, и от уровня развития специализированных нервных схем, которые управляют работой мышц, обеспечивают координацию движений. Для развития мышц полезен массаж, а также многократные повторения движений.

1. Делать массаж надо непременно в теплой комнате. Разденьте ребенка. Потрите свои руки, чтобы они стали теплыми. Потом налейте на ладони немножко лосьона (или возьмите немножко вазелина) и трите ладони друг о друга, пока лосьон не станет теплым. Начинайте осторожно массировать круговыми движениями грудку и животик малыша. Потом переверните его и помассируйте спинку. Используйте ровные, ритмические движения при массаже рук и ног. В это время нежно говорите с ребенком или включите тихую
расслабляющую музыку.

2. Возьмите ребенка за колени и поочередно медленно сгибайте то одну; то другую ногу в бедре и в колене.

3. Положите ребенка на животик и потрясите погремушкой перед ним, чтобы он поднял головку. Тогда поднимите погремушку повыше. Делайте это медленно. Возможно, ребенку удастся еще приподнять головку и какое-то время удерживать ее в этом положении. Погладьте
спинку ребенка и поговорите с ним ласковым голосом.

Если ему трудно поднимать головку, когда он просто лежит на животике, облегчите ему задачу. Сверните полотенце и подложите под грудь ребенка. Так ему легче поднять головку. Трясите погремушкой перед его лицом и слегка двигайте ее взад и вперед.

4.Можно и без погремушки побудить ребенка приподнять головку. Делайте смешные гримасы, дуйте на ребенка и произносите звуки, чтобы заставить его держать головку приподнятой.

Вы можете усилить интерес к вашему лицу, время от времени закрывая его маской.

5.Положите ребенка на спи­ну в удобном положении. Наклоните к нему свое лицо, а потом двигайте его то вправо, то влево. Он должен будет поворачивать головку, чтобы вас видеть. Вы можете при этом говорить с ним, чтобы еще больше стимулировать его следование за вашим лицом.

6. Держите ребенка на руках в вертикальном положении, не поддерживая его головы. Пусть он сам пытается удерживать ее! Если вы думаете, что он еще не может с этим справиться, держите другую свою руку вблизи его головы.

Если ребенок уже неплохо удерживает голову, покажите ему интересную яркую игрушку или картинку. Двигая игрушку направо и налево, вы сможете побудить его слегка поворачивать голову

7. Осторожно перекатывайте ребенка с бока на спинку и обратно. Делайте это ритмически и сопровождайте пением или музыкой.

8. Вложите в руку ребенка погремушку или резиновую игрушку. Помогите ему поднести ее ко рту. Если он возьмет игрушку в рот, не мешайте ему.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: