Тема 1.3. Государственные доходы и методы их мобилизации




Тема 1.2. Содержание и структура государственных финансов

По экономической сущности государственные финансы представляют собой денежные отношения, возникающие по поводу формирования финансовых ресурсов в распоряжение государства и их использования для выполнения функций государства.

Финансовая деятельность государства - деятельность, направленная на создание, распределение и использование централизованных фондов денежных средств, необходимых государству для осуществления его задач и функций

 

Государственные финансы – это важная сфера финансовых отношений, функционирующих на уровне государства и связанных, в основном, с процессом перераспределения национального дохода на затраты по расширенному производству, нужд обороны и управления.

 

Субъектами этих отношений (государственных финансов) выступают

· государство,

· государственные предприятия и учреждения,

· коммерческие и некоммерческие организации,

· граждане.

 

Государственные финансы служат цели удовлетворения потребностей общества в целом.

 

Если при группировке финансовых отношений исходить из уровня государственного руководства экономикой и социальными процессами, то структуру государственных финансов в РФ можно представить в следующем виде (рис. 2).

 

 

Государственные финансы России

 

 


Федеральные финансы


Финансы субъектов Федерации


Муниципаль-

ные финансы


 


Государствен-

ный бюджет


Государствен- ные внебюд- жетные фонды


Государствен-

ный кредит


Финансы госу- дарственных предприятий

 

 

Рис. 2. Структура государственных финансов

 

 


Большой вклад в эффективное и ответственное управле- ние государственными (общественными) финансами в соот- ветствии с международными нормами вносит Министерство финансов РФ, которое разработало принципы эффективного управления общественными финансами. (Приложение 1-2).

 

 

При функционировании государственных финансов возникают два тесно взаимосвязанных процесса:


 

процесс 1) мобилизация финансовых ресурсов в распоряжение государственных структур; 2) использование финансовых ресурсов на различные государственные потребности.  
форма государственные доходы государственные расходы  
формирование Централизованные Децентрализованные Централизованные Децентрализованные формирование
источники внутренние внешние Прямые Косвенные Способы
      самофинансирования бюджетного финансирования кредитного обеспечения форма
методы налоги займы эмиссия целевое направление средств безвозвратность расходования государственных ресурсов соблюдение режима экономии принципы
функции ФИСКАЛЬНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ (СТИМУЛИРОВАНИЕ) СОЦИАЛЬНЫЕ Социальная (социальные расходы) Экономические (текущие расходы и инвестиции) Оборонная (военные расходы) Государственное управления (бюджетные) Функции государства (вид расходов)
                           

 

 


Тема 1.3. Государственные доходы и методы их мобилизации

При функционировании государственных финансов возникают два тесно взаимосвязанных процесса:

1) мобилизация финансовых ресурсов в распоряжение государственных структур;

2) использование их на различные государственные потребности.

Первый из этих процессов находит свое выражение в понятии государственных доходов, второй – государственных расходов.

Государственные доходы представлены той частью финансовых отношений, которая связана с формированием финансовых ресурсов в распоряжение государства (в лице различных его структур) и государственных предприятий.

В качестве объекта бюджетных отношений могут рассматриваться такие формы, как прибыль и заработная плата, налоговые платежи

 

 

объектом госкредитных отношений являются временно свободные финансовые ресурсы предприятий (организаций, учреждений) и сбережения населения.

 

объектом распределения на государственных предприятиях выступает выручка от продад продукции и такие ее составные части, как прибыль, заработная плата, отчисления на социальное страхование, амортизационные отчисления и др

 

Объектом государственных расходов выступают мобилизо- ванные в распоряжение государства и его предприятий доходы, что свидетельствует о тесной количественной взаимосвязи поня- тий «государственные доходы» и «государственные расходы».

При этом аккумулируемые государством финансовые ресурсы относятся к разряду централизованных, а остающиеся в распоряжении государственных предприятий, к разряду децентрализованных.

 

Централизованные государственные доходы формируются в основном за счет налоговых поступлений, доходов от внешнеэкономической деятельности, платежей населения. К централизованным государственным доходам помимо бюджетных относят ресурсы государственных внебюджетных фондов

 

 

Децентрализованные образуются из денежных доходов и накоплений самих предприятий.

 

Деление государственных доходов на централизованные и децентрализованные призвано показать соотношение источников удовлетворения общегосударственных и коллективных интересов. Важной задачей является оптимизация пропорций в распределении государственных доходов с целью обеспечения наиболее полной реализации интересов государства и активизация влияние государственных доходов на эффективность хозяйствования.

Централизация значительной части государственных доходов в бюджетах разного уровня дает возможность проводить единую финансовую политику, обеспечивать перераспределение средств в пользу прогрессивных отраслей экономики,

 

Главным источником формирования государственных доходов является национальный доход. Но иногда, особенно в периоды наступления чрезвычайных обстоятельств (войн, крупных стихийных бедствий и т.п.), в качестве источника государственных доходов может выступать ранее накопленное национальное богатство. Аккумуляция государственных доходов в этом случае осуществляется через использование переходящих остатков бюджетных средств, направляемых на покрытие расходов, продажу золотого запаса, платную приватизацию государственного имущества и т.п.

 

Все источники государственных доходов можно разделить на две группы: внутренние и внешние.

К внутренним относятся национальный доход и национальное богатство, создаваемые внутри страны и используемые государством для выполнения присущих ему функций.

К внешним относится национальный доход, а в исключительных случаях и национальное богатство другой страны, если они заимствуются в форме государственных займов или поступают в виде репационных платежей.2

(В международном праве вид материально-правовой ответственности, состоящей в возмещении государством причиненного им ущерба)

 

 

основными методами мобилизации государственных доходов являются налоги (в разных их формах), займы и эмиссия.

 

Соотношение между этими методами неодинаково в разные исторические периоды и определяется множеством

факторов:

· содержанием финансовой политики, хозяйственной конъюнктурой;

· конкретной экономической и социальной ситуацией;

· степенью остроты возникающих социальных противоречий и т.д.

Совокупность всех видов государственных доходов, формируемых разными методами, образует систему государственных доходов.

Система государственных доходов призвана решать не только фискальные, но и экономические задачи – стимулировать рост производства и повышение его эффективности, влиятьна размещение производительных сил по территории страны, содействовать ускорению научно-технического прогресса. Выполняя фискальную функцию, система государственных доходов не должна подрывать финансовую устойчивость основного звена хозяйствования – предприятий (объединений, организаций).

Налоги имеют фискальное, экономическое и социальное значение. Обеспечивая органы государственной власти необходимыми источниками денежных средств, налоги выполняют свою фискальную роль. Механизм исчисления налогов, применяемые налоговые льготы могут положительно влиять на развитие общественного производства, совершенствование его отраслевой и территориальной структуры, создание нужных инфраструктурных объектов и т.д. С их помощью решаются важные социальные задачи: регулируются доходы разных социальных групп населения, освобождаются от налогообложения лица, находящиеся за чертой бедности, устанавливаются налоговые льготы исходя из требований демографической политики и т.п.

Государственные займы являются вторым по фискальному значению доходом. Они используются не только для покрыия бюджетного дефицита, но и для обеспечения различных капитальных затрат, особенно в части инвестирования средств в государственный сектор экономики. Существенно возрастает значение займов в периоды кризисного состояния экономики. Рост займов в период экономического кризиса может даже опережать увеличение налогов, поскольку последние в силу недостаточной эластичности не способны быстро мобилизовать крупные финансовые ресурсы.

Займы находят применение в разных звеньях государственных финансов: федеральном, республиканском и местном бюджете; при формировании внебюджетных фондов; в составе привлеченных средств государственных предприятий. Они широко применяются для покрытия бюджетного дефицита, а функционирование финансового рынка позволяет использовать их для покрытия расходов государственных предприятий.

Между налогами и государственными займами существует тесная связь, определяемая тем, что финансовой базой погашения займов выступают налоги. Растущие расходы государства, связанные с погашением займов и выплатой процентов по ним, обусловливают необходимость повышения на- логов. Последнее может быть обеспечено как за счет повышения ставок действующих налогов, так и путем введения новых видов налоговых платежей. Существует и обратное влияние налогов на займы. Например, рост налогов неизбежно наталкивается на сопротивление налогоплательщиков, и правительство, не желая допустить обострения социальной напряженности, идет по пути выпуска все новых и новых займов. Единственным барьером на этом пути является платежеспособный спрос населения и предприятий на государственные ценные бумаги, который имеет определенный предел.

Эмиссия, причем не, только бумажно-денежная, но и кредитная является третьим методом мобилизации государственных доходов. К эмиссии государство прибегает лишь в том случае, если налоговые и займовые поступления не обеспечивают покрытия растущих государственных расходов, а на финансовом рынке складывается ситуация, неблагоприятная для выпуска новых займов. Бумажно-денежная и кредитная эмиссии, если они не связаны с потребностями хозяйственного оборота, а обусловлены необходимостью покрытия бюджетного дефицита, ведут к усилению инфляционных процессов в экономике. Поэтому страны с развитым рыночным хозяйством стремятся не прибегать к кредитной эмиссии, заменяя ее выпуском займов. Однако и займы могут ускорять течение инфляционных процессов. Ведь владельцы государственных облигаций, реализуя их на финансовом рынке, могут провоцировать инфляционный процесс, хотя последний протекает не в таких масштабах и не такими темпами, как это происходит при эмиссии.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: