Воздействие налоговой политики на финансы государства




Содержание

 

1. Воздействие налоговой политики на финансы государства. 3

2. Какие основные проблемы существуют в области государственного регулирования страхового рынка в Российской Федерации? Проиллюстрируйте Ваш ответ цитатами из официальных источников и примерами из средств массовой информации. 9

3. Проанализируйте динамику среднего дневного оборота межбанковских кассовых конверсионных операций (по данным Центрального банка Российской Федерации за последние несколько лет). Какие тенденции Вы обнаружили? Сделайте соответствующие выводы. 14

4. Проанализируйте законодательство о деятельности органов государственного финансового контроля в Российской Федерации. 18

Список литературы.. 27

 

Воздействие налоговой политики на финансы государства

 

Для достижения целей, стоящих перед налоговой политикой, устранения возникающих диспропорций функционирования налогового механизма государство использует различные инструменты и, в частности, такие как конкретные виды налогов и их элементы, объекты, субъекты, льготы, сроки уплаты, ставки, санкции. Специфика института налоговых льгот определяется видами налогов, методиками расчета, целями их использования и странами их применения.

В таблице 1 рассмотрим основные виды налогов и налоговые поступления в Консолидированный бюджет Российской Федерации за период 2015-2017 годы.

Таблица 1 - Анализ налоговых поступлений в консолидированный бюджет РФ за периоды 2015-2017 гг.[1]

Наименование статей Абсолютные величины, млрд.руб. Относительные величины, %
      Темп роста Цепной,% Темп роста Базисный,% 2017/2015
        2016/2015 2017/2016  
1. Налог на прибыль 2372,8 2416,2 2677,8 101,83 110,83 112,85
2. НДФЛ 2688,7 2401,9 3017,2 89,33 1225,62 112,22
3. НДС 2300,7 2278,6 2808,3 99,04 123,25 122,06
4. Акцизы 1010,4   1297,2 91,94 139,63 128,38
5. Налоги и сборы за пользование пр.ресурсами 2933,9 3017,2 2934,1 102,84 97,25 100,0
В т.ч: НДПИ 2904,2 2995,0 2929,2 103,13 97,80 100,86
6. Имущественные налоги 955,1 1034,4 764,3 108,30 73,89 80,02
Налоги и сборы - всего 12606,3 12442,2 14387,7 98,7 115,64 114,13

 

В основном рост поступлений в 2017 году произошел за счет НДФЛ (возросли на 615,3 млрд. руб.), НДС (возросли на 529,7 млрд. руб.), акцизы (возросли на 368,2 млрд. руб.), и налог на прибыль (возросли на 261,6 млрд. руб.). На снижение платежей в 2017 году главным образом повлияли имущественные налоги (уменьшились на 270,1 млрд. руб.), налоги и сборы за пользование природными ресурсами (уменьшились на 83,1 млрд. руб.) и НДПИ (уменьшились на 65,8 млрд. руб.).

Структура налоговых платежей неоднородна. Значительную долю налоговых поступлений составляют такие налоги, как налог на прибыль, НДФЛ, НДПИ и НДС. Однако основной вес за период 2015-2017 годы имел НДФЛ. За счет имущественного налога на протяжении всего исследуемого периода пополнялась наименьшая доля бюджета в части налогов.

За период 2015-2017 гг. сложился позитивная ситуация поступления налоговых платежей в бюд­жетную систему РФ. Сохранение позитивного трен­да может сохраниться и в 2018 г. не смотря на геополитическую ситуацию и наложенными в отношении РФ санкциями, а так же на возможное увеличение налогового бремени на бизнес, повышением ставки рефинансирования. При этом дешевеющая национальная валюта может повысить объем собираемо­сти налогов как по НДПИ, так и по другим платежам, в том числе экспортным.

Кроме того необходимо изучить влияние каждого налогового дохода в сложившейся системе сборов. Для чего рассмотрим структурную характеристику налоговых поступлений (таблица 2).

В результате проведенного анализа можно увидеть изменения приоритетов налоговой политики РФ.

Наряду с конкретными видами налогов эффективным инструментом налоговой политики является также и налоговая ставка, которая одновременно выступает как элемент налогообложения и как важнейший инструмент налоговой политики, при помощи которого можно регулировать экономические отношения, возникающие между государством и налогоплательщиками.

 

Таблица 2 – Анализ структуры налоговых поступлений в бюджетную систему РФ за 2015-2017 годы[2]

  2015 г. Доля, % 2016г. Доля, % 2017г. Доля, %
Налог на прибыль   18,12   17,82   18,61
НДФЛ   21,33   20,47   20,97
НДС   18,25   18,89   19,52
Акцизы   8,01   7,45   9,02
Имущественные налоги   5,03   5,20   5,31
Транспортный налог   0,93   0,97   0,98
Земельный налог   1,61   1,56   1,54
Налоги и сборы за пользование пр. ресурсами   23,07   23,58   20,39

 

Под налоговой ставкой следует понимать величину налога в расчете на единицу налогообложения, подлежащую уплате в виде налога. Значимость налоговой ставки как элемента налогообложения связана с тем, что в случае ее отсутствия в налоговом законодательстве невозможно признавать правовым факт определения обязательства для плательщика по уплате налога. При существовании таких условий плательщик не имеет возможности выполнить свои налоговые обязательства перед государством, поскольку отсутствие или нечеткое толкование этого важного элемента налогообложения по конкретному налогу или сбору не позволяет налогоплательщику рассчитать и в последующем своевременно перечислить сумму налога или сбора в бюджет. Кроме того, в данном случае налог будет являться неустановленным, так как не определен один из элементов налогообложения, и, следовательно, обязанность по его уплате будет незаконна. Это подтверждается действующей формулировкой ст. 17 Налогового кодекса РФ, где четко прописано, что налог считается установленным в том случае, если определены налогоплательщики и элементы налогообложения, к которым следует отнести налоговую ставку, объект налогообложения, налоговую базу, налоговый период, порядок исчисления и сроки уплаты налога.

Другим важным инструментом реализации налоговой политики являются налоговые льготы, которые, как и налоговая ставка, признаются элементом налогообложения. Четкое определение налоговых льгот приведено в ст. 56 НК РФ. Но действующим налоговым законодательством в настоящее время, к сожалению, не раскрывается полный состав налоговых льгот. Кроме того, формы и способы предоставления льгот в любом государстве постоянно развиваются. Активное использование различных форм налоговых льгот способствует развитию малых предприятий, привлечению иностранного и российского капитала в научно-технические разработки, экологические проекты, выпуску конкурентоспособной продукции и другим приоритетным направлениям. Таким образом, налоговые льготы - это инструмент налоговой политики, использование которого позволяет активизировать деятельность организаций и физических лиц в направлении, выгодном государству.

Не менее важным инструментом налоговой политики являются налоговые санкции, при помощи которых обеспечивается выполнение всеми налогоплательщиками налоговых обязательств, установленных в соответствии с требованиями Налогового кодекса РФ, и использование налогоплательщиком более эффективных форм хозяйствования. Однако, на наш взгляд, данная сентенция недостаточно точна и убедительна: ведь понятно, каким образом и при помощи какого механизма налоговая санкция поможет заставить организацию изменить форму хозяйствования. Более справедливо предположить, что налоговая санкция может способствовать совершенствованию системы бухгалтерского и налогового учета, подбору и повышению квалификации специалистов, ответственных за организацию и осуществление расчетов предприятия с бюджетом по налогам и сборам.

В настоящее время еще не сформировалось однозначного мнения в отношении категории «налоговые санкции». Неоднозначное понимание этого термина в первую очередь связано с попыткой истолковывать налоговые санкции не только в рамках налогового законодательства, но и в связи с административными правонарушениями и нарушениями норм природопользования. Для более корректного определения термина «налоговые санкции» предлагается учитывать и такую категорию, как субъект налогового правонарушения. Субъектами налогового правонарушения могут быть и налогоплательщик, и налоговый агент. Исходя из вышеизложенного, под налоговыми санкциями следует понимать денежное взыскание, налагаемое на налогоплательщика или налогового агента за нарушение норм налогового законодательства в виде штрафов и пени.

Инструментом налоговой политики государства, кроме конкретных видов налогов, налоговой ставки, налоговых льгот и налоговых санкций является налоговая база. Ведь налоговая база признается одним из элементов налогообложения и характеризуется как стоимостная, количественная или физическая характеристика объекта налогообложения. Налоговая база необходима именно для исчисления налога, поскольку если определен объект налогообложения, то в отношении этого объекта будет рассчитана и налоговая база. Налоговая база как инструмент налоговой политики государства способна как создавать дополнительные стимулы, так и, наоборот, ограничивать расширение производства, инвестиционные проекты, рост или снижение экономического развития. На формирование налоговой базы существенное влияние оказывают и доходы, и расходы, которые учитываются для целей налогообложения прибыли организации.

Процедуру налогового администрирования, оказывающую существенное влияние на обеспечение эффективности функционирования как налоговой системы, так и налоговой политики, также следует отнести к инструментам налоговой политики. На современном этапе развития процесс совершенствования налогового администрирования в основном направлен на достижение двух важнейших целей - минимизации издержек налогового администрирования и максимизации налоговых поступлений. Вопросы оптимизации налогового администрирования всегда были актуальны в России. Но в настоящее время система налогового администрирования имеет много недостатков, которые оказывают негативное воздействие на ее эффективность. Для улучшения сложившейся ситуации налоговые органы должны внедрять в практику инструменты и передовые технологии, позволяющие эффективно бороться с уклонением от уплаты налогов, обеспечивая наполняемость налоговыми доходами бюджетов всех уровней.

Основными направлениями развития налоговой системы и совершенствования налоговой политики РФ в настоящее время являются:

‒ поддержка инвестиций и развития человеческого капитала;

‒ совершенствование механизмов налогообложения при операциях с ценными бумагами и финансовыми инструментами срочных сделок, а также иных финансовых операциях;

‒ совершенствование специальных налоговых режимов для малого бизнеса;

‒ развитие взаимосогласительных процедур в налоговых отношениях.

Для дальнейшего совершенствования налоговой политики России, на наш взгляд, необходимо:

‒ наряду с фискальной усиливать регулирующую, стимулирующую и контролирующую функции налогообложения;

‒ осуществлять непрерывную работу по изменению налогового законодательства;

‒ упрощать налогообложение;

‒ сокращать все виды льгот;

‒ снижать размеры платежей во внебюджетные фонды;

‒ осуществлять увеличение налогообложения сферы потребления за счет повышения таможенных пошлин и акцизов;

‒ добиваться единообразия политики органов, отвечающих за пополнение доходной части бюджета, создать комитет по налогообложению и таможенной политике.

Таким образом, от типа налоговой политики напрямую зависит величина доходов государства.

 

Какие основные проблемы существуют в области государственного регулирования страхового рынка в Российской Федерации? Проиллюстрируйте Ваш ответ цитатами из официальных источников и примерами из средств массовой информации.

 

Одним из наиболее важных сегментов современной рыночной экономики является рынок страховых услуг, степень влияния которого на социально-экономическое развитие государства трудно переоценить. Страховой рынок является мощным инструментом, способствующим консолидации инвестиционных ресурсов, которые обеспечивают потенциал общественного развития. Прозрачность и устойчивость страхового рынка являются гарантом непрерывного развития экономики, как государства, так и общества в целом. Отечественная экономика столкнулась с вызовами и проблемами, для решения которых отсутствуют готовые механизмы, алгоритмы и очевидные ответы. Отчетливо проявились различные аспекты экономического кризиса.

Оценивая текущее состояние отечественного страхового рынка, можно говорить о его продолжающейся стагнации, что проявляется в снижении объемов страховых премий в наиболее значимых его сегментах и видах страхования, сокращении количества филиалов крупных страховых компаний, росте убыточности в основных сегментах страхования и падении показателей рентабельности. Согласно данным ЦБ РФ, по состоянию на 1 января 2016 года в России действовало 334 страховые организации. В 2014 году страховых организаций было 404[3].

Главные факторы, сдерживающие развитие страхового рынка, носят внутрисистемный, а также связанный с особенностями российской экономики характер. К данным фактором можно отнести:

− действующую нормативно-правовую и регулирующую базу в сфере страховой деятельности;

− уровень экономических возможностей субъектов страхования; − степень платежеспособности населения и предприятий;

− традиционные каналы сбыта и качество реализации страховой продукции;

− высокую степень монополизации компаний, оказывающих страховые услуги;

− расхождения с требованиями к платежеспособности страховщиков, установленных мировыми стандартами;

− мошенничество на страховом рынке и недобросовестную конкурентную борьбу.

Следует согласиться с мнением большинства ученых - экономистов и практиков, что текущая экономическая рецессия вновь обострила проблемы функционирования российского страхового рынка[4]. Представим основные проблемы отечественного рынка страховых услуг и пути их решения в виде схемы (рис. 1).

Одной из актуальных проблем развития государственного регулирования страхового рынка в России является осуществление надзорной деятельности. Контроль за рынком страховых услуг с 2013 года осуществляется Департаментом страхового рынка при Центральном банке РФ, что предполагает наличие единого подхода в регулировании и надзоре за всей финансовой системой страны.

В настоящее время страховщики также контролируются Федеральной антимонопольной службой и Российским союзом автостраховщиков[5]. По мнению аналитиков, «существующая система надзора за деятельностью страховых организаций не способствует тотальному контролю и выявлению финансово - неустойчивых компаний»[6]. Другой не менее важной причиной нестабильности страхового рынка является неэффективная инвестиционная деятельность страховых организаций и отсутствие качественного контроля за инвестициями.

Рисунок 1 - Проблемы рынка страховых услуг в России и пути их решения

Так, согласно материалам Аналитического управления Совета Федерации о реализации Центральным банком РФ полномочий по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков, в настоящее время существует запрет на векселя, за счет чего можно повысить качество портфеля страховщика. Таким образом, Банк России мотивирует страховщиков инвестировать в более доходные и надежные источники. Такое решение проблемы развития страхования жизни поможет сформировать источники финансирования в менее ликвидные, но более доходные инвестиции, что в свою очередь будет содействовать развитию инвестиционной деятельности страховых организаций и соответственно улучшит их финансовую устойчивость.

Кроме всего, серьезной проблемой для государственного регулирования страховой отрасли остается повышение качества образования и переподготовки профильных специалистов. В современных реалиях необходимо совместить теоретическое обучение с практическими навыками реализации страховых продуктов, развивать страховой маркетинг и систему финансового управления страховыми компаниями. Данные мероприятия помогут сформировать профессиональные умения и знания, позволяющие планировать и прогнозировать страховой портфель, обеспечивать его сбалансированность, и соответственно повышать эффективные продажи страховых продуктов. Во - вторых, следует проводить аттестацию всех специалистов, работающих в страховых компаниях, а не ограничиваться руководителями, главными бухгалтерами и актуариями.

Развитие страхового рынка России в ближайшей перспективе, по нашему мнению, связано со стимулированием спроса на страховые продукты и использованием различных механизмов удержания клиентов страховых компаний (страхователей), в том числе путем диверсификации имеющихся и разработки новых страховых продуктов, своевременного и рационального изменения ценовой политики на предлагаемые страховые продукты. Кроме того, в условиях ужесточения контроля со стороны Центрального банка РФ за финансовым состоянием страховых компаний, обесценения национальной валюты и возрастания экономических рисков следует поддержать высказывания экономистов о необходимости нормативного регламентирования минимального размера собственных средств страховой компании, что позволит обеспечить необходимый уровень финансовой устойчивости страховщика за счет роста собственного капитала. Развитие страхового рынка в России связано с преодолением кризисных явлений в сфере страхования, вызванных экономической рецессией, обесценением национальной валюты, экономическими санкциями, иными макроэкономическими факторами, а также поиском и реализацией необходимых мер для сохранения рентабельности страхового бизнеса и устойчивости страхового рынка в непростых макроэкономических условиях.

Для дальнейшего эффективного развития государственного регулирования страхового рынка в РФ первоочередное значение приобретает развитие инфраструктуры через стимулирование деятельности профессиональных союзов и ассоциаций страховщиков, что будет способствовать саморегулированию страхового рынка[7].

Таким образом, рассмотрев проблемы и перспективы развития государственного регулирования российского страхового рынка, можно отметить, что отечественный рынок даже в сложных экономических условиях развивается, ему придается важное значение государством, о чем свидетельствуют частые поправки нормативно - правовой базы страхования, более активное участие государства в системе регулирования страховой деятельности. Следовательно, несмотря на проблемы в развитии страхового рынка, он имеет перспективы на дальнейшее совершенствование.

 

 

Проанализируйте динамику среднего дневного оборота межбанковских кассовых конверсионных операций (по данным Центрального банка Российской Федерации за последние несколько лет). Какие тенденции Вы обнаружили? Сделайте соответствующие выводы.

 

Составим вспомогательные таблицы с информацией о среднедневном обороте межбанковских кассовых конверсионных операций (таблицы 4-7)

Таблица 4 - Общий средний дневной оборот валют по межбанковским кассовым конверсионным операциям по всем валютам в 2015г, млн.долл. США [8]

Период Общий (сумма всех валют /2) Российский рубль (RUB) Доллар США (USD) Евро (EUR) Фунт стерлингов (GBP) Иена (JPY) Швейцарский франк (CHF) Австралийский доллар (AUD) Канадский доллар (CAD) Китайский юань (CNY) Белорусский рубль (BYR) Казахстанский тенге (KZT) Прочие  
 
 
 
январь                            
февраль                            
март                            
апрель                            
май                            
июнь                            
июль                            
август                            
сентябрь                            
октябрь                            
ноябрь                            
декабрь                            

 

Таблица 5 - Общий средний дневной оборот валют по межбанковским кассовым конверсионным операциям по всем валютам в 2016г, млн долл. США 2016[9]

Период Общий (сумма всех валют /2) Российский рубль (RUB) Доллар США (USD) Евро (EUR) Фунт стерлингов (GBP) Иена (JPY) Швейцарский франк (CHF) Австралийский доллар (AUD) Канадский доллар (CAD) Китайский юань (CNY) Белорусский рубль (BYN) Казахстанский тенге (KZT) Прочие  
 
 
 
январь                            
февраль                            
март                            
апрель                            
май                            
июнь                            
июль                            
август                            
сентябрь                            
октябрь                            
ноябрь                            
декабрь                            

 

Таблица 6 - Общий средний дневной оборот валют по межбанковским кассовым конверсионным операциям по всем валютам в 2017г, млн долл. США [10]

Период Общий (сумма всех валют /2) Российский рубль (RUB) Доллар США (USD) Евро (EUR) Фунт стерлингов (GBP) Иена (JPY) Швейцарский франк (CHF) Австралийский доллар (AUD) Канадский доллар (CAD) Китайский юань (CNY) Белорусский рубль (BYN) Казахстанский тенге (KZT) Прочие  
 
 
 
январь                            
февраль                            
март                            
апрель                            
май                            
июнь                            
июль                            
август                            
сентябрь                            
октябрь                            
ноябрь                            
декабрь                            

 

Таблица 7 - Общий средний дневной оборот валют по межбанковским кассовым конверсионным операциям по всем валютам в 2018г, млн долл. США [11]

Период Общий (сумма всех валют /2) Российский рубль (RUB) Доллар США (USD) Евро (EUR) Фунт стерлингов (GBP) Иена (JPY) Швейцарский франк (CHF) Австралийский доллар (AUD) Канадский доллар (CAD) Китайский юань (CNY) Белорусский рубль (BYN) Казахстанский тенге (KZT) Прочие  
 
 
 
январь                            
февраль                            
март                            
апрель                            
май                            
июнь                            
июль                            
август                            
сентябрь                            

 

Экономические и финансовые кризисы, геополитическая напряженность и введение межстрановых санкций и ограничений привели к существенным регулятивным и технологическим изменениям, которые в свою очередь влияют на состав участников и структуру валютных рынков. Прогнозы по дальнейшему ослаблению курса рубля и рост инфляционных ожиданий способствовали спросу населения и предприятий на валюту и конвертации рублевых вкладов в валютные в большинстве стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС). В то же время в реакции стран ЕАЭС на эти негативные факторы можно выделить ряд положительных моментов, которых не было в период предыдущих кризисов. Так налицо следующие позитивные тренды:

- Усиление интеграции в рамках ЕАЭС, АТЭС, ШОС и т.п.;

- Рост интереса к операциям в национальных валютах и формированию прямых котировок;

-Подписание в рамках Договора ЕАЭС Соглашения о согласованной валютной политики и создании Интегрированного валютного рынка;

- Переход к плавающим курсам, а не введение валютных ограничений (как это наблюдалось в предыдущих кризисах;

- Сосредоточение торговли рублевыми инструментами в России;

- Концентрация ликвидности на организованных биржевых рынках.

- Развитие биржевых технологий, позволяющих нерезидентам торговать рублевыми активами.

Есть еще один важный момент - до кризиса операции по конвертации долларовой экспортной выручки в евро не требовали выхода на российский внутренний рынок и осуществлялись при помощи зарубежных банков. Как следствие, в большинстве сделок «евро-доллар» одним из контрагентов являлся банк-нерезидент. С введением санкций многие иностранные банки ограничили операции с российскими контрагентами, снизилась доля сегмента евро-доллар в конверсионных операциях российских банков, что предопределило дополнительный спрос на операции доллар-рубль и евро-рубль на внутреннем рынке. К концу 2017 г. показатель использования рублевых валютных пар в операциях российских банков – доля рубля в общем обороте российского валютного рынка – достигла исторического максимума 85%.

Таким образом, в определенной степени можно говорить о начавшихся процессах «рублевого импортозамещения» (вместо наблюдавшейся ранее «долларизации») поскольку целый ряд моментов свидетельствует о перемещении операций с валютами и рублевыми инструментами под российскую юрисдикцию и развитии операций с национальными валютами стран ЕАЭС, АТЭС, ШОС и др. Рассмотрим подробнее эти позитивные процессы, проявившиеся на российском валютном рынке и в целом на евразийском экономическом пространстве.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: