ГЛАВА 2. УПРАВЛЕНИЕ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ




2.1. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА СИСТЕМЫУПРАВЛЕНИЯ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

Защита интересов личности и общества от чрезвычайных ситуаций является одним из основных направлений государственной политики.

Сущность единой государственной политики в области безопасности в чрезвычайной ситуации представляет собой совокупность научно обоснованных теоретических положений, правовых и экономических норм, организационных и иных мероприятий, направленных на защиту личности, общества и государства от опасностей, возникающих в чрезвычайных ситуациях.

Сегодня необходимо действовать так, чтобы предупредить кризисную ситуацию и иметь готовый механизм противодействия им, способный работать в организованной деловой манере. Серьезной проблемой организации эффективного управления в условиях чрезвычайной ситуации является отсутствие координации деятельности официальных правительственных, ведомственных и неправительственных органов.

Структура систем управления должна быть гибкой и адаптивной, должна быть приспособлена к определению новых проблем и выработке новых решений в большей степени, чем к контролю уже принятых решений и их реализации. В них должна быть обеспечена возможность максимальной концентрации всех ресурсов, объединения информационных, организационных и других типов резервов для ликвидации в кратчайшие сроки создавшейся экстремальной ситуации.

Организационная структура в условиях чрезвычайных ситуаций должна обладать глобальной координацией и автономией. Реализуя ее, различные элементы участвуют в установлении целей и задач.

Под организационной структурой системы управления понимается распределение задач и полномочий на принятие решений между лицами или группами лиц (структурными подразделениями), учитывающее направленность организации на достижение стоящих перед ней целей.

Стратегия гибкости направлена на принятие эффективных мер при возможных неблагоприятных ситуациях. Она необходима в условиях чрезвычайных ситуаций.

В соответствии с целевым назначением структуры систем управления в условиях чрезвычайных ситуаций они относятся либо к дуальным, либо к полуструктурам. В последних работа по ликвидации чрезвычайных ситуаций проводится в рамках управления стратегическими ситуационными зонами (ССЗ).

Началом воплощения концепции о защите населения и территорий в чрезвычайной ситуации как государственной политики следует считать ноябрь-декабрь 1991г. В это время был создан Государственный комитет по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий при Президенте РСФСР. В последующем он был преобразован в Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайными ситуациями и ликвидации последствий стихийными бедствиями (МЧС).

Создание МЧС стало важным шагом в деле построения в стране современной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

В апреле 1992 г. Правительством РФ было утверждено Положение «О Российской системе предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях» (РСЧС). Постановлением Правительства РФ от 5 ноября 1995г. Была преобразована в Единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). 30 декабря 2003г. было принято Постановление Правительства РФ №794, утвердившее Положение «О Единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», которое в нормативно-правовом порядке закрепило итоги развития РСЧС за последние годы.

Государственное управление в чрезвычайных ситуациях осуществляется на базе утвержденной Правительством РФ Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайной ситуации (РСЧС), объединяющей органы управления субъектов Федерации, федеральные органы исполнительной власти, органов местного самоуправления и органы управления чрезвычайных ситуаций организаций. Она обеспечивает систему мер предупреждения чрезвычайных ситуаций, определяет организационный порядок реагирования на их возникновение и порядок действий в чрезвычайной ситуации.

РСЧС включает в себя соответствующие организации, силы и средства и координирует их действия в целях предупреждения чрезвычайной ситуации, защиты населения, материальных и культурных ценностей, окружающей среды при авариях, катастрофах и стихийных бедствиях, а также при применении возможным противником современных средств поражения.

Основные задачи РСЧС:

· Разработка и реализация правовых и экономических норм, связанных с обеспечением защиты населения и территории от чрезвычайной ситуации.

· Осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций и повышение устойчивости функционирования предприятий, учреждений и организаций, независимо от организационно-правовых форм.

· Обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

· Подготовка населения к действиям при чрезвычайных ситуациях.

· Прогнозирование и оценка социально-экономических последствий чрезвычайной ситуации.

· Сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

· Создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайной ситуации.

· Осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций.

· Ликвидация чрезвычайной ситуации.

· Осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от чрезвычайной ситуации, проведение гуманитарных акций.

· Международное сотрудничество в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций.[5]

РСЧС состоит из территориальных и функциональных подсистем. Территориальные подсистемы создаются в субъектах РФ для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в пределах их территории и состоят из звеньев, соответствующих административно - территориальному делению этих территорий.

Функциональные системы РСЧС создаются федеральными органами исполнительной власти для организации работы по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в сфере их деятельности и порученных им отраслям экономики.

Функциональных подсистем РСЧС имеет более тридцати:

· Наблюдения и контроля за стихийными гидрометеорологическими и геофизическими явлениями и состоянием окружающей среды на базе Росгидромета.

· Охрана лесов от пожаров на базе Федеральной службы лесного хозяйства РФ.

· Контроля обстановки на базе Госгортехнадзора и Госатомнадзора РФ.

· Сейсмологических наблюдений и прогноза землетрясений на базе Российской академии наук и другие.

РСЧС имеет пять уровней: федеральный, межрегиональный, региональный, муниципальный и объектовый. Каждый уровень РСЧС включает: органы управления, силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения, информационного обеспечения.

Гражданская оборона (ГО) - система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Организационно-техническую основу управления РСЧС и гражданской обороной составляет система управления, предназначенная для руководства системы, координации и контроля мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации. Система управления, которая представляет совокупность функционально взаимосвязанных между собой органов управления, системы пунктов управления, системы связи и автоматизированных систем управления и других специальных систем.

Систему управления возглавляют должностные лица:

· На федеральном уровне - Президент РФ, начальник гражданской обороны - председатель Правительства РФ и первый заместитель начальника гражданской обороны - министр по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, который является председателем межведомственной комиссии по чрезвычайным ситуациям.

· В министерствах, ведомствах, учреждениях - начальник гражданской обороны - руководитель министерства, ведомства; председатель комиссии по чрезвычайным ситуациям (КЧС) - заместитель руководителя министерства, ведомства.

· В республиках, краях, областях и т.д. начальником гражданской обороны является руководитель исполнительного органа государственной власти, председателем КЧС - заместитель руководителя исполнительного органа государственной власти.

· На объекте экономики - начальник гражданской обороны - руководитель предприятия; председатель КЧС - заместитель руководителя.[6]

Матричная структура управления делает систему более действенной и гибкой. Тем не менее центром такой системы остается ее штаб во главе с руководителем. Постоянной функциональной частью штаба должна быть группа информационного обеспечения или поддержки.

В обязанности штаба входит выявление тенденций развития чрезвычайных ситуаций, оценка ее масштабов, расчет необходимых для ее ликвидации времени и ресурсов, предупреждение руководителей о внезапных изменениях.

Начальники гражданской обороны, председатели КЧС руководят подчиненными органами управления, всей повседневной деятельностью РСЧС и ГО, обеспечением постоянной готовности РСЧС и ГО в мирное время, а также переводом на военное положение. Они имеют право издавать приказы и распоряжения, принимать решения и воплощать их в жизнь в пределах своей компетенции. Они организуют работу органов управления и несут ответственность за организацию и обеспечение непрерывного управления.

2.2. ОРГАНЫУПРАВЛЕНИЯ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

Эффективное функционирование такой сложной системы, как РСЧС, возможно только на основе четкого распределения задач, прав и ответственности, задействованных в рамках этой системы и органов управления. Оно требует четкого взаимодействия управленческих структур одного уровня и соответствующей координации их действий со стороны вышестоящего руководства.

Объем и содержание мероприятий по защите населения на территории от чрезвычайных ситуаций определяется, исходя из принципа необходимости достаточности и максимально возможного использования имеющихся средств.

Общее руководство функционированием РСЧС осуществляется Правительством Российской Федерации.

Президент вносит на рассмотрение Совета Безопасности РФ и принимает с учетом его предложений решение по вопросу предупреждения и ликвидации чрезвычайной ситуации, а также по вопросам преодоления их последствий, вводит при необходимости и в соответствии с Конституцией чрезвычайное положение.

Федеральное Собрание РФ утверждает ассигнования на финансирование мероприятия, проводит парламентские слушания по вопросам защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций. Правительство устанавливает классификацию чрезвычайной ситуации и полномочия исполнительных органов государственной власти по их ликвидации.

Органы местного самоуправления осуществляют подготовку и содержат в готовности необходимые силы и средства для защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций, проводят обучение населения способами защиты и действиям в указанных ситуациях.[7]

Непосредственное руководство функционирование РСЧС возложено на Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайными ситуациями и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России).

МЧС России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию, а также по надзору и контролю в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.

МЧС России осуществляет свою деятельность непосредственно и через входящие в его систему:

· Территориальные органы - региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Органы, специально уполномоченные решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации.

· Государственную противопожарную службу Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайными ситуациями и ликвидации последствий стихийных бедствий.

· Войска гражданской обороны.

· Государственную инспекцию по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайными ситуациями и ликвидации последствий стихийных бедствий.

· Аварийно-спасательные и поисково-спасательные формирования, образовательные и иные учреждения, находящиеся в ведении МЧС России.

МЧС России в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, приказами и директивами Верховного Главнокомандующего Вооруженными силами Российской Федерации и правительства Российской Федерации.

МЧС России обобщает практику применения законодательства Российской Федерации в сфере своей деятельности, разрабатывает предложения по его совершенствованию и вносит их на рассмотрение Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

В целях координации деятельности органов управления, сил и средств на всех уровнях управления РСЧС создаются координирующие органы - комиссии по чрезвычайным ситуациям (КЧС), функциональная структура органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органа местного самоуправления, а также органа управления объектом экономики, осуществляющая в пределах своей компетенции руководство соответствующей подсистемой или звеном РСЧС. Выделяют следующие виды комиссий: территориальные, ведомственные и объектовые.

Органами повседневного управления РСЧС являются:

· Федеральный уровень - национальный центр управления в кризисных ситуациях (национальный ЦУКС), ЦУКСы (ситуационно-кризисные центры), информационные центры, дежурно-диспетчерские службы федеральных органов исполнительной власти и уполномоченных организаций.

· Межрегиональный уровень – ЦУКСы региональных центров.

· Региональный уровень – ЦУКСы ГУ МЧС по субъектам РФ, информационные центры, дежурно-диспетчерские службы органов исполнительной власти субъектов РФ и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти.

· Муниципальный уровень – единые дежурно-диспетчерские службы (ЕДДС) муниципальных образований.

· Объектовый уровень – дежурно-диспетчерские службы (ДДС) организаций.

Рабочими органами комиссий по чрезвычайным ситуациям являются соответствующие постоянно действующие органы управления РСЧС, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (органы управления ГОЧС).

В состав Межведомственной комиссии включены представители федеральных министерств и ведомств в ранге заместителей министров, в компетенцию которых входит решение вопросов, связанных с защитой населения и территорий от катастроф природного и техногенного характера. Решения Межведомственной комиссии обязательны для исполнения всеми федеральными министерствами и ведомствами, входящими в ее состав, органами исполнительной власти субъектов РФ (по согласованию).

Комиссии по чрезвычайным ситуациям включают ответственных представителей соответствующих органов государственной власти и местного самоуправления, что позволяет заблаговременно реализовать меры по предупреждению чрезвычайных ситуаций, а в экстремальных ситуациях – оперативно мобилизовать ресурсы соответствующей территории и эффективно ликвидировать чрезвычайную ситуацию. Комиссии возглавляются заместителями руководителей органов исполнительной власти. Рабочими органами комиссий являются комитеты, управления, отделы по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям. Они функционируют на всех уровнях до сельского района включительно.

Для непосредственного управления ликвидацией чрезвычайной ситуации на базе органов управления ГОЧС создаются нештатные органы управления: оперативные штабы – ОШ (ОГ) ГОЧС с включением в них представителей ФСБ, МВД и других служб.

К силам и средствам наблюдения и контроля РСЧС относятся:

· Службы и организации федеральных органов исполнительной власти, осуществляющие наблюдение и контроль за состоянием природной среды и обстановкой на потенциально опасных объектах.

· Формирования Госсанэпиднадзора России.

· Ветеринарная служба Минсельхозпрода России.

· Геофизическая служба РАН.

· Оперативные группы Росгидромета и подразделения Минатома России.

· Учреждения и агентства по мониторингу чрезвычайной ситуации.

· Учреждения сети наблюдения и лабораторного контроля чрезвычайной ситуации.

Информационное обеспечение функционирования РСЧС осуществляется информационно-управляющей системой, которая включает:

· Центр управления в кризисных ситуациях МЧС.

· Информационные центры федеральных органов исполнительной власти.

· Информационно-управляющие центры регионов и органов управления по делам ГОЧС субъектов РФ.

· Абонентские пункты районных и городских органов управления по делам ГОЧС.

· Информационные центры организаций.

· Средства связи и передачи данных.

В зависимости от обстановки, масштаба прогнозируемой или возникшей чрезвычайной ситуации решением соответствующих органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления в пределах конкретной территории устанавливается один из режимов функционирования РСЧС. Режим повседневной готовности – при нормальной производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической (бактериологической), сейсмической и гидрометеорологической обстановке, при отсутствии эпидемий и эпизоотий. Режим повышенной готовности – при ухудшении указанной обстановки, прогнозе возможности возникновения чрезвычайной ситуации. Так же режим чрезвычайной ситуации – при возникновении и ликвидации чрезвычайной ситуации.

Интересы ликвидации чрезвычайных ситуаций предъявляют к системе управления требования по структуре, технической оснащенности и методам деятельности. Управление должно быть оперативным, устойчивым, непрерывным, а в отдельных случаях скрытым (в условиях военных конфликтов). Реализация данных требований должна обеспечить четкость управления в любой обстановке, максимальное использование возможностей, привлекаемых к ликвидации чрезвычайной ситуации сил и выполнение ими поставленных задач в установленные сроки.

Введение административных режимов является одним из основных условий обеспечения безопасности населения и территорий, в первую очередь от таких масштабных катастроф, как взрыв на Чернобыльской АЭС. Только с помощью четко идентифицированного режима можно локализовать опасную ситуацию и реализовать программу действий по выходу из кризисной ситуации.

Для обеспечения мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и в целях обеспечения возможности экстренного привлечения необходимых средств в случае их возникновения решениями правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и администраций предприятий, учреждений и организаций создаются резервы материальных ресурсов.

Резервы материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций включают в себя резервы продовольствия, пищевого сырья, медицинского имущества, медикаментов, инженерного имущества, вещевого имущества, транспортных средств, средств связи, строительных материалов, топлива, средств индивидуальной радиационной и химической защиты и др. Они формируются исходя из прогнозируемых видов и масштабов чрезвычайных ситуаций.

Кроме того, на всех уровнях государственного управления создаются резервы финансовых ресурсов. Для материально-технического обеспечения на всех уровнях РСЧС создается своя материальна база.

Организация и ведение гражданской обороны являются одними из важнейших функций государства, составными частями оборонного строительства и обеспечения безопасности государства.

Гражданская оборона тесно связана с РСЧС как направление подготовки страны к деятельности в особых условиях военного времени.

Задачи и организация гражданской обороны определяются федеральным законом. Президент РФ утверждает Положение о территориальной обороне и План гражданской обороны. Общее руководство Гражданской обороны в стране возложено на Правительство Российской Федерации. Правительство определяет организацию задачи и осуществляет общее планирование гражданской и территориальной обороны. Генеральный штаб Вооруженных Сил организует и координирует действия сил и применение средств при выполнении задач территориальной обороны и участвует в разработке Плана ГО.

Непосредственное руководство ГО РФ возложено на министерство по чрезвычайным ситуациям. Руководство гражданской обороной, предупреждением и ликвидацией чрезвычайных ситуаций в краях и областях, городах и районах, министерствах и ведомствах в организациях и на предприятиях, независимо от форм собственности, возлагается на соответствующих руководителей, которые являются по должности начальниками гражданской обороны.

Для выполнения мероприятий по ГО создаются федеральные, республиканские, краевые, областные, районные и городские службы ГО, а также службы государственных организаций.

Подготовка государства к ведению ГО осуществляется заблаговременно в мирное время. Ведение ГО начинается с момента объявления состояния войны, фактического начала военных действий или введения Президентом РФ военного положения на территории РФ или в отдельных ее местностях.

Служба гражданской обороны - служба, предназначенная для проведения мероприятий по гражданской обороне, включая подготовку необходимых сил и средств и обеспечение действий гражданских организаций гражданской обороны в ходе проведения аварийно-спасательных и других отложных работ при возникновении чрезвычайной ситуации и при ведении военных действий или вследствие этих действий.

Гражданские организации гражданской обороны - формирования, создаваемые на базе организаций по территориально-производственному принципу, не входящие в состав Вооруженных Сил Российской Федерации, владеющие специальной техникой и имуществом и подготовленные для защиты населения и организаций от опасностей, возникающих при возникновении чрезвычайных ситуаций и ведении военных действий или вследствие этих действий.

Организации, имеющие потенциально опасные производственные объекты, а также имеющие важное оборонное и экономическое значение или представляющие высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время, создают гражданские организации ГО и поддерживают их в состоянии постоянной готовности. Полную ответственность за организацию и состояние ГО, за постоянную готовность ее сил и средств к проведению спасательных и аварийно-восстановительных работ несет начальник ГО объекта экономики или руководитель предприятия (работодатель).

Координирующие органы управления в силу необходимости соблюдения принципа единоначалия в условиях военного времени могут быть преобразованы в органы сокращенного состава, а при необходимости и упразднены с переходом их функций к постоянным органам управления.

Службы различных назначений, имеющиеся в РСЧС в мирное время, продолжают выполнять свои задачи и в военных условиях с приоритетом задач ГО. Могут создаваться также и новые службы – маскировки, радиоперехвата, борьбы с диверсантами и т.п.

Повседневное управление гражданской обороной будет осуществляться теми же органами РСЧС, что и в мирное время, но с обязательным развертыванием на всех уровнях системы запасных пунктов управления (ЗПУ).

Теперь рассмотрим службы ГО:

· Служба оповещения и связи создается на базе узла связи во главе с его начальником. Ее задачами являются: оповещение о возникновении чрезвычайной ситуации, поддержание связи в постоянной готовности, устранение аварий на сетях и сооружениях связи.

· Служба охраны общественного порядка создается на базе подразделений ведомственной охраны во главе с ее начальником. На нее возлагается обеспечение надежной охраны объекта, поддержание общественного порядка при возникновении чрезвычайной ситуации и во время проведения спасательных и других неотложных работ, наблюдение за режимом светомаскировки.

· Служба убежищ и укрытий организуется на базе отделов капитального строительства и жилищно-коммунального. Эта служба занимается разработкой плана размещения рабочих и служащих в защитных сооружениях, организацией строительства, обеспечением готовности убежищ и контролем за правильностью их эксплуатации, участвует в спасательных работах.

· Служба противорадиационной и противохимической защиты (ПРиПХЗ) создается на базе химических и центральных заводских лабораторий. Она осуществляет мероприятия по защите рабочих и служащих, источников водоснабжения, пищеблоков, складов продовольствия от радиоактивных и отравляющих веществ. Так же организует и подготавливает противорадиационные и противохимические формирования и учреждения, осуществляет контроль за состоянием индивидуальных и коллективных средств защиты и специальной техники, организует работу поста радиационного и химического наблюдения (РХН) и осуществляет дозиметрический контроль за облучением и заражением личного состава, проводит мероприятия по ликвидации радиоактивного и химического заражения.

· Противопожарная служба организуется на базе подразделений ведомственной пожарной охраны. Она разрабатывает противопожарные мероприятия и осуществляет контроль за их проведением, локализует и тушит пожары, оказывает помощь службе ПРиПХЗ в дегазации и дезактивации участков заражения.

· Аварийно-техническая служба организуется на базе производственного и технического отделов. Она разрабатывает и проводит предупредительные мероприятия, повышающие устойчивость основных сооружений, специальных инженерных сетей и коммуникаций, неотложные работы по локализации и ликвидации аварий на них, разборку завалов и спасение людей.

· Медицинская служба организуется на базе медицинских пунктов, медсанчастей и поликлиник. Она обеспечивает постоянную готовность медицинских формирований, составляет и проводит санитарно-гигиенические и профилактические мероприятия, оказывает медицинскую помощь пострадавшим и эвакуирует их в лечебные учреждения, обеспечивает медобслуживание семей, работающих в местах их рассредоточения.

· Транспортная служба создается на базе транспортных отделов и гаражей объектов. Она разрабатывает и осуществляет мероприятия по обеспечению перевозок, связанных с эвакуацией рабочих, служащих, доставкой их к месту работы; организует подвоз сил и средств к очагу поражения, а также для других целей ГО.

· Служба материально-технического снабжения организуется на базе отдела материально-технического снабжения объекта. Задачами этой службы являются: разработка плана материально-технического снабжения, своевременное обеспечение формирований всеми видами оснащения, организация ремонта техники и различного имущества, подвоз его к участкам работ, хранение и учет, обеспечение продовольствием и предметами первой необходимости рабочих и служащих на объекте и в местах рассредоточения.

· Служба энергоснабжения и светомаскировки создается на базе отдела главного энергетика (начальника службы). Служба разрабатывает мероприятия, обеспечивающие бесперебойную подачу газа, топлива и электроэнергии на объект, проводит оснащение уязвимых участков энергетических сетей различного рода системами и средствами защиты и неотложные аварийно-восстановительные работы на них, планирует мероприятия по светомаскировке и первоочередным восстановительным работам.

· Невоенизированные формирования и учреждения ГО. Большой объем задач, выполняемых ГО на объекте в условиях мирного и военного времени, вызывает необходимость создания и подготовки сил ГО различного назначения.

Руководители всех степеней несут персональную ответственность за организацию и осуществление мероприятий гражданской обороны, создание и обеспечение сохранности накопленных фондов средств индивидуальной и коллективной защиты и имущества гражданской обороны, а также за подготовку и обучение населения и персонала действиям в чрезвычайных ситуациях на подведомственных территориях и объектах.

После Чернобыльской катастрофы была сделана попытка перестройки гражданской обороны, но она желаемых результатов не принесла. И только создание Госкомитета РФ, а затем и МЧС РФ по делам ГО, ЧС стало главным шагом в деле построения в стране современной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

В настоящее время в РФ приняты следующие федеральные законы: «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «О пожарной безопасности», «О радиационной безопасности населения», «Об использовании атомной энергии». Порядок действия в чрезвычайных ситуациях отражен так же и в ст.56 и 8 Конституции РФ.

Разрабатывается ряд федеральных целевых программ, направленных на предупреждение и подготовку к ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. Принципиальная особенность создаваемой защиты населения состоит в сосредоточении усилий на предупреждении их возникновения и развития и снижении размеров потерь.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной курсовой работе были рассмотрены многие темы, касающиеся чрезвычайных ситуаций. Итак, предупреждение чрезвычайной ситуации представляет собой комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска ее возникновения, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в случае их возникновения.

В настоящее время ежегодно по всему миру происходят чрезвычайные ситуации различного характера, поэтому государство обязано обезопасить жизнь своего населения.

К настоящему времени созданы специальные органы управления для решения задачи защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Сформирована организационная структура государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, объединяющая министерства, другие органы государственного управления, объединения (учреждения), местные исполнительные и распорядительные органы, в компетенцию которых входят функции, связанные с безопасностью и защитой населения, предупреждением, реагированием и действиями в чрезвычайных ситуациях.

Нормативно-правовая база защиты территорий регламентирует обязанности и права государственных органов, общественных организаций, должностных лиц и всех граждан, закрепляет и регулирует устройство и назначение специальных органов управления в области защиты от чрезвычайной ситуации, определяет ответственность всех уровней власти и граждан.

Необходимо отметить, что поскольку многие стихийные бедствия предотвратить невозможно, то борьба за уменьшение ущербов и потерь от них должна быть важным элементом государственной политики страны, в основу которой положены прогнозирование и своевременное предупреждение людей о грозящем бедствии.

Вопросы управления единой государственной системой предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуации и гражданской обороны при возникновении чрезвычайных ситуаций являются сложными и во многом проблемными, что обязывает руководящий состав органов управления РСЧС и ГО постоянно совершенствовать формы и методы своей работы.

Опыт последнего времени показывает, что там, где управление организовано грамотно и базируется на современных средствах, ликвидация чрезвычайных ситуаций носит плановый, организованный характер. А это, в конечном счете, ведет к увеличению числа спасенных людей, качественному выполнению мероприятий по проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ, позволяет значительно экономии государственные средства.

При рассмотрении процессов системы управления организационная структура Российской Федерации принимает все меры по объединению усилий существующих министерств и ведомств для защиты населения и территории в чрезвычайных ситуациях.

Таким образом, цели, поставленные в начале работы, были достигнуты. Тот объём информации, который был проанализирован, систематизирован и воплощен в качестве данной работы, уже превратился в знания, которые смогут помочь в чрезвычайных ситуациях.

 

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Федеральный закон [Электронный ресурс] от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" // ГАРАНТ. – Режим доступа: https://base.garant.ru/10107960/2/. – Ст.11.

2. Постановление Правительства Российской Федерации [Электронный ресурс] от 30 декабря 2003 г. № 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" // ГАРАНТ. – Режим доступа: https://base.garant.ru/186620/. – Ст.30.

3. Босак, В.Н., Ковалевич, З.С. Безопасность жизнедеятельности человека: учебник для студентов учреждений высшего образования по специальностям профилей «Педагогика», «Искусство и дизайн», «Гуманитарные науки», «Коммуникации. Право. Экономика. Управление. Экономика и организация производства / В.Н. Босак, З.С. Ковалевич. – Минск: Вышэйшая школа, 2016. - 335 с.

4. Ветошкин, А.Г. Нормативное и техническое обеспечение безопасности жизнедеятельности: учебно-практическое пособие: в 2-х ч. Ч. 1. / А.Г. Ветошкин. – М.: Инфра-Инженерия, 2017. - 470 с.

5. Вострокнутов, А.Л. Защита населения и территорий в условиях чрезвычайных ситуаций. Основы топографии: учебник для бакалавров / А.Л. Вострокнутов, В.Н. Супрун, Г.В. Шевченко; под общ. ред. А.Л. Вострокнутова. – М.: Юрайт, 2015. – 399 с.

6. Монинец, С.Ю. Принципы функционирования системы управления в чрезвычайных ситуациях: учебное пособие / С.Ю. Монинец. – М.: ФОРУМ; ИНФРА-М, 2016. - 104 с.

7. Наумов, И.А., Зиматкина, Т.И., Сивакова, С.П. Защита населения и объектов от чрезвычайных ситуаций. Радиационная безопасность. – Минск: Вышэйшая школа, 2015. - 360 с.

8. Старостин, С.А. Правовое обеспечение государственного управления и исполнительная власть: учебник для магистров / С.А. Старостин. – М.: Проспект, 2016. - 336 с.

9. Тихомиров, Д.В., Тараканов, А.Ю., Дурнев, Р.А., Аюбов, Э.Н., Грищенко, Я.И. Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций для работающего населения: пособие для самостоятельного изучения. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ООО «ТЕРМИКА.РУ», 2016. - 392 с.

10. Юртушкин, В.И. Чрезвычайные ситуации: защита населения и территорий: учебное пособие / В.И. Юртушкин. 3-е изд., перераб. и доп. – М.: КНОРУС, 2017. – 366 с.

 


[1] Босак, В.Н., Ковалевич, З.С. Безопасность жизнедеятельности человека: учебник для студентов учреждений высшего образования по специальностям профилей «Педагогика», «Искусство и дизайн», «Гуманитарные науки», «Коммуникаци



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: