Основные требования к учебному проекту




Практические советы по организации проектной деятельности и созданию проектов

Что же такое проект? Слово «проект» (в буквальном переводе с латинского — «брошенный вперед») толкуется в словарях как «план, замысел, текст или чертеж чего-либо, предваряющий его создание». Это толкование получило свое дальнейшее развитие: «Проект — прототип, прообраз какого-либо объекта, вида деятельности, а проектирование превращается в процесс создания проекта».

А что такое учебный проект?

Учебный проект с точки зрения учащегося — это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности — найденный способ решения проблемы — носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.

Учителю учебный проект видится не только как увлекательная деятельность для учащихся. Это и задание для учащихся, сформулированное в виде проблемы, и их целенаправленная деятельность, и форма организации взаимодействия учащихся с учителем и учащихся между собой, и результат деятельности как найденный ими способ решения проблемы проекта.

В основе каждого проекта лежит проблема. От проблемы мы как бы отталкиваемся, инициируя деятельность. Нет проблемы — нет деятельности. Проблема проекта обусловливает мотив деятельности, направленной на ее решение. Целью проектной деятельности становится поиск способов решения проблемы, а задача проекта формулируется как задача достижения цели в определенных условиях.

Модель учебного проекта

Проблема проекта «Зачем?» (мы делаем проект) Актуальность проблемы мотивация
Цель проекта «Что?» (для этого мы делаем) Целеполагание
Задачи проекта «Как?» (мы это можем делать) Постановка задач
Методы и способы «Что получится?» (как решение проблемы) Выбор способов и методов, планирование
Результат «Почему?» (это важно для меня лично) Ожидаемый результат

Учебный проект с точки зрения учителя — это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования, а именно учить:

· проблематизации (рассмотрению проблемного поля и выделению подпроблем, формулированию ведущей проблемы и постановке задачи, вытекающей из этой проблемы);

· целеполаганию и планированию деятельности ученика;

· самоанализу и рефлексии (самоанализу успешности и результативности решения проблемы проекта);

· презентации (самопредъявлению) хода своей деятельности и результатов;

· умению готовить материал для проведения презентации в наглядной форме, используя для этого специально подготовленный продукт проектирования;

· поиску нужной информации, вычленению и усвоению необходимого знания из информационного поля;

· практическому применению знаний, умений и навыков в различных, в том числе и нетиповых, ситуациях;

· выбору, освоению и использованию адекватной технологии изготовления продукта проектирования;

· проведению исследования (анализу, синтезу, выдвижению гипотезы, детализации и обобщению).

Основные требования к учебному проекту

Работа над проектом всегда направлена на разрешение конкретной, причём социально-значимой проблемы - исследовательской, информационной, практической. В идеальном случае проблема ставится перед проектной группой внешним заказчиком. Планирование действий по разрешению проблемы - иными словами, выполнение работы всегда начинается с проектирования самого проекта, в частности - с определения вида продукта и формы презентации. Исследовательская работа учащихся как обязательное условие каждого проекта. Отличительная черта проектной деятельности - поиск информации, которая затем обрабатывается, осмысливается и представляется участниками проектной группы.

Результатом работы над проектом, иначе говоря, его выходом, является продукт, который создаётся участниками проектной группы в ходе решения поставленной проблемы.

Представление готового продукта с обоснованием, что это наиболее эффективное средство решения поставленной проблемы. Иными словами, осуществление проекта требует на завершающем этапе презентации продукта и защиты самого проекта.

Таким образом, проект - это "пять П": проблема - проектирование (планирование) - поиск информации - продукт – презентация - портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: