курсовых и дипломных работ




 

1. «Маскарад» М.Ю. Лермонтова как социально-психологическая и философская драма.

2. Проблема зла и возмездия в «Маскараде» М.Ю. Лермонтова.

3. Романтическая символика в поэме М.Ю. Лермонтова «Демон».

4. Проблема идеала в романе Ф.М. Достоевского «Идиот».

5. Судьба и случай в романе Ф.М. Достоевского «Идиот».

6. «Бесприданница» А.Н. Островского как психологическая драма.

7. Проблема положительного героя в «Горе от ума» А.С. Грибоедова.

8. Эволюция героя в «южных поэмах» А.С. Пушкина.

9. Поэма личности и государства в поэмах «Полтава» и «Медный всадник» Пушкина.

10. Роль пейзажа в «Евгении Онегине» Пушкина.

11. Тема милости в «Капитанской дочке» Пушкина.

12. Эпиграфы в «Капитанской дочке» Пушкина: проблема синтеза книжной и фольклорной традиции в рамках национальной культуры.

13. Печорин в «Княгине Лиговской» и в «Герое нашего времени» Лермонтова.

14. Мотив поиска в пьесе Чехова «Чайка».

15. Крушение идиллии в «Станционном смотрителе» А.С. Пушкина.

16. Преодоление «готового сюжета» в «новый сюжет» в поэтике художественной модальности («Станционный смотритель» Пушкина).

17. Трансформация эпической схемы «потеря – поиск – обретение» в поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри».

18. Символическое значение Демона и Тамары в поэме «Демон» М.Ю. Лермонтова.

19. Принцип сюжетной неопределенности в драме «Моцарт и Сальери» и стихотворении «Я помню чудное мгновенье…» А.С. Пушкина.

20. Поэтика «Пиковой дамы» А.С. Пушкина.

21. Изобразительность в произведениях Н.В. Гоголя.

22. Художественный мир «петербургских повестей» Н.В. Гоголя.

23. Провинциальный город и Петербург в изображении Н.В. Гоголя.

24. «Демонология» Н.В. Гоголя.

25. Исторические повести Н.М. Карамзина: образы, проблематика.

26. Художественное своеобразие баллад В.А. Жуковского.

27. Жанр песни и романса в творчестве В.А. Жуковского.

28. Художественное своеобразие элегий В.А. Жуковского.

29. Тургеневский роман и пушкинская традиция («Евгений Онегин»).

30. Роман Ф.М. Достоевского и пушкинская традиция («Бесы»).

31. Проблема повествования в русской классической прозе (анализ одного из произведений А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, И.С. Тургенева, Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого, И.А. Бунина).

32. Сюжетные структуры в русской классической прозе (материал тот же).

33. Повествователь и рассказчик (материал – одно из произведений русских классиков от Пушкина до Набокова).

34. Автор и герой (материал тот же).

35. К определению жанра повести (материал тот же).

36. Евангельская притча о блудном сыне в произведениях древнерусской литературы.

37. Назначение человека в «Повести временных лет» (авторская позиция).

38. Функции евангельской притч в художественной литературе (на примере одного из литературных произведения – по выбору).

39. Нравственные уроки древнерусской литературы.

40. Образы и сюжеты древнерусской литературы в творчестве А.С. Пушкина.

41. Роман А.С. Пушкина «Капитанская дочка» и древнерусская художественная традиция.

42. Пушкин и русский сентиментализм: к проблеме диалога культур.

43. Время и вечность в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети».

44. Евангельские мотивы в «Преступлении и наказании» Ф.М. Достоевского.

45. «Отцы» и «дети» в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети».

46. Мотив «судьбы» в «Герое нашего времени» М.Ю. Лермонтова.

47. «Падения» и «прозрения» героев в повестях А.П. Чехова.

48. Судьба и случай в романе Ф.М. Достоевского «Идиот».

49. Два поколения в пьесе А.П. Чехова «Чайка».

50. Мотив поиска в «Чайке» А.П. Чехова.

51. Претворение сюжета о блудном сыне в произведениях русской литературы XVIII века.

52. От идиллии к трагическому театру жизни (на примере произведений А.С. Пушкина).

53. Мотив искушения в произведениях Пушкина и Тургенева.

54. Конфликт поколений в романе А.М. Горького «Дело Артамоновых».

55. Герой во времени и пространстве романа И. Бунина «Жизнь Арсеньева».

 

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ

 

1. Заучивание текстов наизусть:

И.А. Крылов – 5 басен.

В.А. Жуковский – 2 стихотворения.

Поэты пушкинской поры – 5 стихотворений.

А.С. Пушкин – 2 отрывка из поэм, 2 отрывка из «Евгения Онегина», 2 отрывка из сказок, 10 стихотворений.

М.Ю. Лермонтов – 2 отрывка из поэм, 10 стихотворений.

 

2. Составить текст аннотации, предваряющей издание одного из произведений: «Евгений Онегин», «Герой нашего времени», «Мёртвые души».

 

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНО

Тема: Сборник Н.В. Гоголя «Вечера на хуторе близь Диканьки»

 

Задание:

 

1. Составить конспект статьи Ю.В. Манна «Усложнение романтического мира в «Вечерах на хуторе близь Диканьки» по кн.: Манн Ю.В. Русская литература Х1Х века. Эпоха романтизма». – М., 2001. – С. 338 -345.

2. Ознакомиться с монографией В.А. Зарецкого «Народные исторические предания в творчестве Н.В. Гоголя. История и биографии». Екатеринбург–Стерлитамак, 1999 (Гл. «От В. Алова к Рудому Паньку», «Вечера на хуторе близь Диканьки». Приобщенность к преданию»).

 

 

Вопросы:

Творческая история первого цикла повестей Гоголя «Вечера на хуторе близь Диканьки». Образ рассказчика как социально-психологический тип и характер.

Повесть Н.В. Гоголя «Сорочинская ярмарка»:

-главные герои, их судьба, личность, характер;

-духовно-нравственный идеал, воплощенный в образах главных героев, его истоки в национальной культуре;

-взгляд повествователя и точка зрения героев.

3. Повесть Н.В. Гоголя «Страшная месть»:

-человеческая жизнь в контекстах времени и истории;

-философское осмысление драматизма человеческой судьбы.

4. «Вечера на хуторе близь Диканьки» в контексте творческого самоопределения Гоголя.

 

^ Тексты

Гоголь Н.В. Вечера на хуторе близь Диканьки (любое издание).

 

Литература

Гуковский Г. А. Реализм Гоголя. –2-е изд. М.; Л., 1969.

Зарецкий В.А. Народные исторические предания в творчестве Н.В. Гоголя. История и биографии. Екатеринбург - Стерлитамак, 1999 (Гл. «От В. Алова к Рудому Паньку», «Вечера на хуторе близь Диканьки». Приобщенность к преданию»).

Манн Ю.В. Русская литература Х1Х века. Эпоха романтизма». М., 2001. (Гл. «Усложнение романтического мира в «Вечерах на хуторе близь Диканьки»).

 

 

Тема: «Шинель» и «Повесть о капитане Копейкине» Н.В. Гоголя: художественный мир и философия

 

Задание:

1. Составить конспект статьи Ю.М. Лотмана «Пушкин и «Повесть о капитане Копейкине»» по кн.: Лотман Ю.М. Пушкин. – СПб., 1997. – С. 266-280; или: Лотман Ю.М. В школе поэтического слова: Пушкин, Лермонтов, Гоголь. – М., 1983.

2. Ознакомиться с монографией В.А. Зарецкого «Народные исторические предания в творчестве Н.В. Гоголя. История и биографии». – Екатеринбург–Стерлитамак, 1999 (Гл. «Петербургские повести. Удаленность от предания»; «Мертвые души». Безмерность предания»).

 

Вопросы:

Творческий замысел Н.В. Гоголя, воплощенный в «Шинели» и «Повести о капитане Копейкине».

Система главных образов «Повести о капитане Копейкине».

Развитие метафоры «мертвые души» в «Шинели» и «Повести о капитане Копейкине».

 

«Шинель» и «Повесть о капитане Копейкине» в контексте творческого самоопределения Гоголя.

Тексты

Гоголь Н.В. Шинель; Мертвые души Т.1. (любое издание).

 

Литература

Зарецкий В.А. Народные исторические предания в творчестве Н.В.Гоголя. История и биографии. Екатеринбург – Стерлитамак, 1999 (Гл. «Петербургские повести. Удаленность от предания»; «Мертвые души». Безмерность предания»).

Купреянова Е.Н. Н.В. Гоголь// История русской литературы: В 4 т. Т.2. Л.,1981. С. 548-579.

Лотман Ю.М. Пушкин. СПб., 1997.(Гл. «Пушкин и «Повесть о капитане Копейкине»); или: Лотман Ю.М. В школе поэтического слова: Пушкин, Лермонтов, Гоголь. М., 1983.

Топоров В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ: Исследования в области мифопоэтического: Избранное. М.,1995. («Вещь в антропоцентрической перспективе»).

Эйхенбаум Б.М. О прозе. Л.,1969. («Как сделана «Шинель» Гоголя»).

 

 

Тема: Повесть А.И. Герцена «Сорока-воровка»

 

Задание:

Составить конспект статьи В.Г Белинского «Взгляд на русскую литературу 1847 года» (статья вторая) – по любому изданию.

 

Повторить основные понятия: славянофильство, западничество.

 

Сделать выписки из указанной литературы, обратив особое внимание на определение творческого метода писателя и трактовки финала повести.

 

Вопросы:

1.Творческая история повести. Полемическая основа повествования в «Сороке-воровке». Смысл и значение эпиграфа к повести.

2.Охарактеризуйте особенности композиции, ее основные элементы:

-как такое построение способствует пониманию сущности спора об условиях и возможностях развития русского искусства?

-как избранная композиция способствует осмыслению идейной значимости трагедии крепостной актрисы?

3.Проанализируйте драматический конфликт повести:

- строй жизни хозяев-крепостников и лакеев;

- трагедия крепостной актрисы;

-судьба талантливой русской интеллигенции.

4.Тема оскорбляемого человеческого достоинства и отношение к ней героев и автора.

5.Повесть «Сорока-воровка» в контексте творческого самоопределения А.И. Герцена.

 

Тексты

Герцен А.И. Сорока-воровка (любое издание).

 

Литература

 

Белинский В.Г. Взгляд на русскую литературу 1847 года (статья вторая) – по любому изданию.

Бабаев Э.Г. Художественный мир Герцена. – М., 1981.

Елизаветина Г.Г. «Всегда в движении!» (А.И. Герцен – человек и художник)// Герцен А.И. Сочинения: В 4 т. Т. 1. – М., 1988. – С. 3-32.

Литературный энциклопедический словарь. – М., 1987 («Западничество», «Славянофильство»).

Татаринова Л.Е. Герцен. – М., 1980.

Туниманов В.А. А.И. Герцен// История русской литературы: В 4 т. Т. 3. –Л., 1982.

 

ТЕМЫКОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ, СПЕЦВОПРОСОВ, РЕФЕРАТОВ*

 

  1. Пантеистические мотивы в лирике поэтов-любомудров.
  2. Жанровое своеобразие лирики Д.В.Веневитинова.
  3. Романтическое двоемирие в ранней лирики Лермонтова.
  4. Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Нищий» как идейно-художественное целое.
  5. Сюжет и фабула романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».
  6. Композиционная роль повести «Фаталист» в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».
  7. Традиции и новаторство в изображении русского народного характера в «Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» М.Ю. Лермонтова.
  8. Композиция романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» как выражение художественного замысла произведения.
  9. Характер рассказчика и способы его раскрытия в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».
  10. «На поле Бородина» и «Бородино» М.Ю. Лермонтова (сравнительный анализ стихотворений).
  11. Стилистика стихотворения М.Ю. Лермонтова «Родина».
  12. Сравнительный анализ стиля стихотворений А.С. Пушкина «Пророк» и М.Ю. Лермонтова «Пророк».
  13. Тема карточной игры в произведениях Пушкина, Лермонтова, Гоголя («Пиковая дама», «Маскарад», «Игроки»).
  14. Кавказские мотивы в поэмах М.Ю. Лермонтова «Мцыри» и «Демон».
  15. Пейзаж и его значение в поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри».
  16. Особенности художественного пространства и времени в поэме М.Ю. Лермонтова «Демон».
  17. Мотив потерянной безделушки в драме М.Ю. Лермонтова «Маскарад».
  18. Роль внесценических образов в драме М.Ю. Лермонтова «Маскарад».
  19. Особенности ритмико-синтаксического строя стихотворений М.Ю. Лермонтова.
  20. Роль второстепенных персонажей в пьесе Н.В. Гоголя «Женитьба».
  21. Поэтика подтекста в пьесе Н. В. Гоголя «Ревизор».
  22. Характеры и драматический конфликт в пьесе Н.В. Гоголя «Игроки».
  23. Пути раскрытия человеческого характера в рассказе Н.В. Гоголя «Записки сумасшедшего».
  24. Способы создания комических характеров в цикле Н.В. Гоголя «Вечера на хуторе близь Диканьки».
  25. Идейно-художественное значение пейзажа в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души».
  26. Пути раскрытия человеческого характера в повести Н.В. Гоголя «Шинель» как произведения реалистического.
  27. Ремарки и их роль в пьесе Н.В. Гоголя «Ревизор».
  28. Особенности портретных характеристик в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души».
  29. Гротескная фантастика в петербургских повестях Н.В. Гоголя.
  30. Образ писателя в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души» (седьмая глава) и стихотворении Н.А. Некрасова «Блажен незлобивый поэт...».
  31. Символические образы в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души» и их художественное значение.
  32. Тема «маленького человека» в произведениях Пушкина и Гоголя.
  33. Характер лирических отступлений в романе Пушкина «Евгений Онегин» и поэме Гоголя «Мертвые души».
  34. Проблема свободы личности в духовной прозе Н.В. Гоголя («Выбранные места из переписки с друзьями», «Авторская исповедь»).
  35. Драматизм событий и характеров в повести А.И. Герцена «Сорока-воровка».
  36. Пути раскрытия человеческого характера в романе А.И. Герцена «Кто виноват?».
  37. Сатирическое и лирическое в романе А.И. Герцена «Кто виноват?» (на примере главы «Житье-бытье»).
  38. Образ Любови Круциферской в художественной системе романа А.И. Герцена «Кто виноват?»
  39. Характер психологизма в романе А.И. Герцена «Кто виноват?»
  40. Фольклорная основа фантастических повестей В.Ф. Одоевского.
  41. «Русские ночи» В.Ф. Одоевского: поэтика и философия.
  42. Исторические и сказочные сюжеты в произведениях В.И. Даля.
  43. Образы новой действительности в поэзии А.Н. Плещеева.
  44. Человек и природа в лирике А.Н. Плещеева.
  45. Традиции декабристской поэзии в творчестве Н.П. Огарева.
  46. Своеобразие композиции «Книги любви» Н.П. Огарева.
  47. Свободолюбивые мотивы лирики Н.П. Огарева.
  48. Пафос социальной критики и интерес к судьбе маленького человека в прозе Д.В. Григоровича.
  49. Фантастические повести В.Ф. Одоевского: художественный мир и философия.

 

 

ТЕСТЫДЛЯ ПРОМЕЖУТОЧНОГО КОНТРОЛЯ

 

 

1. Назовите автора произведения, из которого взят следующий фрагмент:

 

 

а) Что ж вы полагаете, Антон Антонович, грешками? Грешки грешкам рознь. Я говорю всем открыто, что беру взятки, но чем взятки? Борзыми щенками. Это совсем иное дело.

 

б) Он только год в службе, носит, по особенному роду франтовства, толстую солдатскую шинель. У него георгиевский солдатский крестик. Он хорошо сложен, смугл и черноволос; ему на вид можно дать двадцать пять лет, хотя ему едва ли двадцать один год. Он закидывает голову назад, когда говорит, и поминутно крутит усы левой рукой, ибо правою опирается на костыль. Говорит он скоро и вычурно: он из тех людей, которые на все случаи жизни имеют готовые пышные фразы, которых просто прекрасное не трогает и которые важно драпируются в необыкновенные чувства, возвышенные страсти и исключительные страдания…

 

в) Еще быстрее в остальное время ночи несся черт с кузнецом назад. И мигом очутился Вакула около своей хаты. В это время пропел петух. «Куда? – закричал он, ухватя за хвост хотевшего убежать черта, - постой, приятель, еще не все: я еще не поблагодарил тебя».

 

 

г) Давно известно, что человек везде может оклиматиться, в Лапландии и Сенегалии. Поэтому дивиться, собственно, нечему, что Круциферский мало-помалу начал привыкать к дому Негрова. Образ жизни, суждения, интересы этих людей сначала поражали его, потом он стал равнодушнее, хотя и был далек от примирения с такою жизнию.

 

д) Клянусь я первым днем творенья,

Клянусь его последним днем,

Клянусь позором преступленья

И вечной правды торжеством

Клянусь паденья горькой мукой,

Победы краткою мечтой;

Клянусь свиданием с тобой

И вновь грозящею разлукой.

 

2. Чей это портрет? (Назовите героя, автора, произведение).

 

а) Лицо его не представляло ничего особенного; оно было почти такое же, как у многих худощавых стариков, один подбородок только выступал очень далеко вперед, так что он должен был всякий раз закрывать его платком, чтобы не заплевать; маленькие глазки еще не потухнули и бегали из-под высоко выросших бровей, как мыши, когда, высунувши из темных нор остренькие морды, насторожа уши и моргая усом, они высматривают, не затаился ли где кот или шалун мальчишка, и нюхают подозрительно самый воздух.

 

б) В его улыбке было что-то детское. Его кожа имела какую-то женскую нежность; белокурые волосы, вьющиеся от природы, так живописно обрисовывали его бледный, благородный лоб, на котором только при долгом наблюдении можно было заметить следы морщин, пересекавших одна другую и вероятно обозначавшихся гораздо явственнее в минуты гнева или душевного беспокойства. Несмотря на светлый цвет волос, усы его и брови были черные, - признак породы в человеке, так, как черная грива и черный хвост у белой лошади. Чтоб докончить портрет, я скажу, что у него был немного вздернутый нос, зубы ослепительной белизны и карие глаза; об глазах я должен сказать еще несколько слов.

 

Во-первых, они смеялись, когда он смеялся! <…> Это признак – или злого нрава, или глубокой постоянной грусти. Из-за полуопущенных ресниц они сияли каким-то фосфорическим блеском, если можно так выразиться.

 

в) Известно, что есть много на свете таких лиц, над отделкою которых натура недолго мудрила, не употребляла никаких мелких инструментов, как-то: напильников, буравчиков и прочего, но просто рубила со своего плеча: хватила топором раз - вышел нос, хватила в другой – вышли губы, большим сверлом ковырнула глаза и, не обскобливши, пустила в свет, сказавши: «Живет!» Такой же самый крепкий и на диво стаченный образ был у <…>: держал он его более вниз, чем вверх, шеей не ворочал вовсе и в силу такого неповорота редко глядел на того, с которым говорил, но всегда или на угол печки, или на дверь.

 

3. Кто автор стихотворения:

 

а) Не искушай меня без нужды

Возвратом нежности твоей!

Разочарованному чужды

Все обольщенья прежних дней!

Уж я не верю увереньям,

Уж я не верую в любовь

И не могу предаться вновь

Раз изменившим сновиденьям!

Слепой тоски моей не множь,

Не заводи о прежнем слова

И, друг заботливый, больного

В его дремоте не тревожь!

Я сплю, мне сладко усыпленье;

Забудь бывалые мечты:

В душе моей одно волненье,

А не любовь пробудишь ты.

 

б) Я жить хочу! Хочу печали

Любви и счастию назло;

Они мой ум избаловали

И слишком сгладили чело.

Пора, пора насмешкам света

Прогнать спокойствия туман;

Что без страданий жизнь поэта?

И что без бури океан?

Он хочет жить ценою муки,

Ценой томительных забот.

Он покупает неба звуки,

Он даром славы не берет.

 

в) Я люблю кровавый бой,

Я рожден для службы царской!

Сабля, водка, конь гусарской,

С вами век мне золотой!

Я люблю кровавый бой,

Я рожден для службы царской!

<…>

 

г) Нет, я не Байрон, я другой,

Еще неведомый избранник,

Как он, гонимый миром странник,

Но только с русскою душой.

Я раньше начал, кончу ране,

Мой ум немного совершит;

В душе моей, как в океане,

Надежд разбитых груз лежит.

Кто может, океан угрюмый,

Твои изведать тайны? Кто

Толпе мои расскажет думы?

Я – или Бог – или никто!

 

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫДЛЯ САМОПРОВЕРКИ*

(ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ)

 

  1. Литературное движение второй четверти XIX века. Литературные общества и кружки. Журнальная полемика 1830-х гг.
  2. Философский романтизм 1830-х гг. Художественные искания поэтов-любомудров (Веневитинов, Хомяков, Шевырев).
  3. Русская фантастическая повесть 1820-1830-х гг. (Погорельский, Одоевский, Сомов).
  4. Светская повесть 1820-1830-х гг. (Бестужев, Лермонтов, Одоевский).
  5. Творческий путь Н.В. Гоголя. «Вечера на хуторе близ Диканьки»; авторский замысел и композиция сборника. Образ рассказчика.
  6. Поэтизация народной жизни в сборнике «Вечера на хуторе близ Диканьки». Исторические и фантастические мотивы в повестях «Ночь перед Рождеством» и «Страшная месть», «Сорочинская ярмарка» (по выбору).
  7. Проблематика и идейный смысл сборника «Миргород» Н.В. Гоголя. Своеобразие историзма и проблема национального характера в повести «Тарас Бульба».
  8. Сборник «Миргород» Н.В. Гоголя. Структура конфликта, система образов, художественное своеобразие повестей «Старосветские помещики», «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем», «Вий».
  9. «Петербургские повести» Н.В. Гоголя; проблематика, лица, конфликты.
  10. Художественная природа гротеска и фантастики в «петербургских» повестях Н.В. Гоголя «Нос», «Коляска» и «Записки сумасшедшего».
  11. «Шинель» как центральное произведение «петербургского» цикла Н. В. Гоголя.
  12. Драматургия Н.В. Гоголя. Комедия «Ревизор»; сюжет, конфликт, лица. Смысл столкновения между персонажами. «Театральный разъезд» Гоголя.
  13. Поэтика комического в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор». Смысл немой сцены.
  14. Замысел и творческая история поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души». Сюжет и композиция первого тома. Образ Чичикова. Лирические отступления в «Мертвых душах».
  15. Галерея помещичьих типов в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души». Управители города N в изображении Гоголя. «Повесть о капитане Копейкине» в идейной структуре «Мертвых душ».
  16. Основные темы и мотивы лирики М.Ю. Лермонтова. Идейно-художественное своеобразие философской, любовной, гражданской поэзии Лермонтова.
  17. Особенности лирического героя в поздней лирике М.Ю. Лермонтова.
  18. Драма М.Ю. Лермонтова «Маскарад», проблематика и художественное своеобразие. Арбенин и другие герои драмы Лермонтова.
  19. Поэма М.Ю. Лермонтова «Демон»; творческая история, философский характер произведения, образный строй.
  20. Поэма М.Ю. Лермонтова «Мцыри»; идейно-тематическое своеобразие, структура конфликта, герои.
  21. Роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Предисловие к роману, его роль в раскрытии замысла писателя. Особенности композиции. Образ Печорина и авторская позиция в романе.
  22. Художественное своеобразие романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Второстепенные герои романа (Максим Максимыч, Бэла, княжна Мери, доктор Вернер, Грушницкий), их роль в раскрытии характера Печорина. В.Г. Белинский о «Герое нашего времени».
  23. Философско-этическая проблематика романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Печорин как литературный характер. Особенности психологизма.
  24. Литературно-общественное движение 1840-х гг. Натуральная школа, круг ее идей, истоки ее поэтики (Григорович, Плещеев, Даль).
  25. Жизнь и творчество А.И. Герцена. Лица, события, полемическая основа повести Герцена «Сорока-воровка».
  26. Роман А.И. Герцена «Кто виноват?». Герои, конфликты, проблематика романа.
  27. В. Г. Белинский как литературный критик, историк и теоретик литературы. Проблема периодизации русской литературы в статьях Белинского.
  28. Основные этапы литературно-критической деятельности В. Г. Белинского. Белинский и «натуральная школа».
  29. Творческий путь А.В. Кольцова. Основные темы, мотивы, проблемы.
  30. Жанровые поиски А.В. Кольцова. Думы Кольцова: художественный мир и философия.
  31. Требования к уровню освоения программы

 

  1. Для успешной сдачи экзамена по изучаемому курсу студенту рекомендуется: 1) прочитать и хорошо знать содержание художественных произведений, вхо­дящих в список текстов для обязательного чтения; 2) усвоить материалы лекций и практических занятий; законспектировать их основное содержание; дополнить знания, полученные на учебных занятиях, материалами рекомендованных учебников, учебных пособий, научных трудов; 3) уметь самостоятельно анализировать художественные тексты, составить и сформулировать собственное мнение об изучаемых проблемах; 4) сделать конспекты ли­тературоведческих работ, названных в перечне источников для конспектирования; 5) активно работать на практических занятиях, семинарах, коллоквиумах, выполнить необходимые письменные работы.

 

4. Материалы, устанавливающие содержание и порядок промежуточных и итоговых аттестаций (в соответствии с требованиями к итоговой аттестации, установленными образовательными стандартами ВПО). Контрольные задания по проверке остаточных знаний студентов

 

 

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ

 

Темы дисциплины «История русской литературы ХIX века(1825-1850 гг.)», выносимые на самостоятельное изучение (2 часа, чтение текстов, работа с чит. дневником)

 

  1. Традиции одического стиля в лирике А.С. Хомякова.
  2. Пантеистические мотивы в лирике поэтов-любомудров.
  3. Жанровое своеобразие лирики Д.В.Веневитинова.
  4. «Русские ночи» В.Ф. Одоевского: поэтика и философия.
  5. Фольклорная основа фантастических повестей В.Ф. Одоевского.
  6. Проблема свободы личности в духовной прозе Н.В. Гоголя («Выбранные места из переписки с друзьями», «Авторская исповедь»).
  7. Творческий путь С. Шевырева. Место поэзии Шевырева в русской литературе ХIX века
  8. Литературные салоны и кружки середины ХIX века
  9. Журналы и альманахи середины ХIX века
  10. Кружок Н.В. Станкевича.
  11. Жанровые поиски А.И. Герцена

 

СПИСОК РАБОТ, РЕКОМЕНДОВАННЫЙ ДЛЯ КОНСПЕКТИРОВАНИЯ

 

  1. Белинский В.Г. Герой нашего времени. Сочинение М.Лермонтова; Стихотворения М.Лермонтова; Стихотворения Кольцова; О русской повести и повестях г. Гоголя; Похождения Чичикова, или Мертвые души; Несколько слов о поэме Гоголя «Похождения Чичикова, или Мертвые души»; Объяснение на объяснение по поводу поэмы Гоголя «Мертвые души»; Письмо Н.В. Гоголю; Взгляд на русскую литературу 1847 года (статья вторая) – любое издание.
  2. Добролюбов Н.А. Кольцов (по любому изданию).
  3. Чернышевский Н.Г. Стихотворения Кольцова (по любому изданию).
  4. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. – М.,1975 («Рабле и Гоголь»).
  5. Зарецкий В.А. Три литературных путешествия по России. Аввакум – Радищев – Гоголь. Стерлитамак, 2002 (Гл.2. «Три ступени творческого открытия. Множащиеся путешествия»).

 

  1. Зарецкий В.А. Народные исторические предания в творчестве Н.В.Гоголя. История и биографии. Екатеринбург-Стерлитамак, 1999 (Гл. «Петербургские повести. Удаленность от предания»).
  2. Лотман Ю.М. О русской литературе. СПб.,2005 («Фаталист» и проблема Востока и Запада в творчестве Лермонтова).
  3. Лотман Ю.М. В школе поэтического слова: Пушкин, Лермонтов, Гоголь. М., 1983 («Пушкин и «Повесть о капитане Копейкине»).
  4. Манн Ю.В. Русская литература ХIХ века. Эпоха романтизма. М., 2001. (Гл.: «Бес мистификаций»; Усложнение романтического мира в «Вечерах на хуторе близь Диканьки; «Над бездной адскою блуждая...» (Романтические поэмы М.Ю. Лермонтова)).


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: