1. «Маскарад» М.Ю. Лермонтова как социально-психологическая и философская драма.
2. Проблема зла и возмездия в «Маскараде» М.Ю. Лермонтова.
3. Романтическая символика в поэме М.Ю. Лермонтова «Демон».
4. Проблема идеала в романе Ф.М. Достоевского «Идиот».
5. Судьба и случай в романе Ф.М. Достоевского «Идиот».
6. «Бесприданница» А.Н. Островского как психологическая драма.
7. Проблема положительного героя в «Горе от ума» А.С. Грибоедова.
8. Эволюция героя в «южных поэмах» А.С. Пушкина.
9. Поэма личности и государства в поэмах «Полтава» и «Медный всадник» Пушкина.
10. Роль пейзажа в «Евгении Онегине» Пушкина.
11. Тема милости в «Капитанской дочке» Пушкина.
12. Эпиграфы в «Капитанской дочке» Пушкина: проблема синтеза книжной и фольклорной традиции в рамках национальной культуры.
13. Печорин в «Княгине Лиговской» и в «Герое нашего времени» Лермонтова.
14. Мотив поиска в пьесе Чехова «Чайка».
15. Крушение идиллии в «Станционном смотрителе» А.С. Пушкина.
16. Преодоление «готового сюжета» в «новый сюжет» в поэтике художественной модальности («Станционный смотритель» Пушкина).
17. Трансформация эпической схемы «потеря – поиск – обретение» в поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри».
18. Символическое значение Демона и Тамары в поэме «Демон» М.Ю. Лермонтова.
19. Принцип сюжетной неопределенности в драме «Моцарт и Сальери» и стихотворении «Я помню чудное мгновенье…» А.С. Пушкина.
20. Поэтика «Пиковой дамы» А.С. Пушкина.
21. Изобразительность в произведениях Н.В. Гоголя.
22. Художественный мир «петербургских повестей» Н.В. Гоголя.
23. Провинциальный город и Петербург в изображении Н.В. Гоголя.
24. «Демонология» Н.В. Гоголя.
25. Исторические повести Н.М. Карамзина: образы, проблематика.
26. Художественное своеобразие баллад В.А. Жуковского.
27. Жанр песни и романса в творчестве В.А. Жуковского.
28. Художественное своеобразие элегий В.А. Жуковского.
29. Тургеневский роман и пушкинская традиция («Евгений Онегин»).
30. Роман Ф.М. Достоевского и пушкинская традиция («Бесы»).
31. Проблема повествования в русской классической прозе (анализ одного из произведений А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, И.С. Тургенева, Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого, И.А. Бунина).
32. Сюжетные структуры в русской классической прозе (материал тот же).
33. Повествователь и рассказчик (материал – одно из произведений русских классиков от Пушкина до Набокова).
34. Автор и герой (материал тот же).
35. К определению жанра повести (материал тот же).
36. Евангельская притча о блудном сыне в произведениях древнерусской литературы.
37. Назначение человека в «Повести временных лет» (авторская позиция).
38. Функции евангельской притч в художественной литературе (на примере одного из литературных произведения – по выбору).
39. Нравственные уроки древнерусской литературы.
40. Образы и сюжеты древнерусской литературы в творчестве А.С. Пушкина.
41. Роман А.С. Пушкина «Капитанская дочка» и древнерусская художественная традиция.
42. Пушкин и русский сентиментализм: к проблеме диалога культур.
43. Время и вечность в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети».
44. Евангельские мотивы в «Преступлении и наказании» Ф.М. Достоевского.
45. «Отцы» и «дети» в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети».
46. Мотив «судьбы» в «Герое нашего времени» М.Ю. Лермонтова.
47. «Падения» и «прозрения» героев в повестях А.П. Чехова.
48. Судьба и случай в романе Ф.М. Достоевского «Идиот».
49. Два поколения в пьесе А.П. Чехова «Чайка».
50. Мотив поиска в «Чайке» А.П. Чехова.
51. Претворение сюжета о блудном сыне в произведениях русской литературы XVIII века.
52. От идиллии к трагическому театру жизни (на примере произведений А.С. Пушкина).
53. Мотив искушения в произведениях Пушкина и Тургенева.
54. Конфликт поколений в романе А.М. Горького «Дело Артамоновых».
55. Герой во времени и пространстве романа И. Бунина «Жизнь Арсеньева».
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ
1. Заучивание текстов наизусть:
И.А. Крылов – 5 басен.
В.А. Жуковский – 2 стихотворения.
Поэты пушкинской поры – 5 стихотворений.
А.С. Пушкин – 2 отрывка из поэм, 2 отрывка из «Евгения Онегина», 2 отрывка из сказок, 10 стихотворений.
М.Ю. Лермонтов – 2 отрывка из поэм, 10 стихотворений.
2. Составить текст аннотации, предваряющей издание одного из произведений: «Евгений Онегин», «Герой нашего времени», «Мёртвые души».
ДОПОЛНИТЕЛЬНО
Тема: Сборник Н.В. Гоголя «Вечера на хуторе близь Диканьки»
Задание:
1. Составить конспект статьи Ю.В. Манна «Усложнение романтического мира в «Вечерах на хуторе близь Диканьки» по кн.: Манн Ю.В. Русская литература Х1Х века. Эпоха романтизма». – М., 2001. – С. 338 -345.
2. Ознакомиться с монографией В.А. Зарецкого «Народные исторические предания в творчестве Н.В. Гоголя. История и биографии». Екатеринбург–Стерлитамак, 1999 (Гл. «От В. Алова к Рудому Паньку», «Вечера на хуторе близь Диканьки». Приобщенность к преданию»).
Вопросы:
Творческая история первого цикла повестей Гоголя «Вечера на хуторе близь Диканьки». Образ рассказчика как социально-психологический тип и характер.
Повесть Н.В. Гоголя «Сорочинская ярмарка»:
-главные герои, их судьба, личность, характер;
-духовно-нравственный идеал, воплощенный в образах главных героев, его истоки в национальной культуре;
-взгляд повествователя и точка зрения героев.
3. Повесть Н.В. Гоголя «Страшная месть»:
-человеческая жизнь в контекстах времени и истории;
-философское осмысление драматизма человеческой судьбы.
4. «Вечера на хуторе близь Диканьки» в контексте творческого самоопределения Гоголя.
^ Тексты
Гоголь Н.В. Вечера на хуторе близь Диканьки (любое издание).
Литература
Гуковский Г. А. Реализм Гоголя. –2-е изд. М.; Л., 1969.
Зарецкий В.А. Народные исторические предания в творчестве Н.В. Гоголя. История и биографии. Екатеринбург - Стерлитамак, 1999 (Гл. «От В. Алова к Рудому Паньку», «Вечера на хуторе близь Диканьки». Приобщенность к преданию»).
Манн Ю.В. Русская литература Х1Х века. Эпоха романтизма». М., 2001. (Гл. «Усложнение романтического мира в «Вечерах на хуторе близь Диканьки»).
Тема: «Шинель» и «Повесть о капитане Копейкине» Н.В. Гоголя: художественный мир и философия
Задание:
1. Составить конспект статьи Ю.М. Лотмана «Пушкин и «Повесть о капитане Копейкине»» по кн.: Лотман Ю.М. Пушкин. – СПб., 1997. – С. 266-280; или: Лотман Ю.М. В школе поэтического слова: Пушкин, Лермонтов, Гоголь. – М., 1983.
2. Ознакомиться с монографией В.А. Зарецкого «Народные исторические предания в творчестве Н.В. Гоголя. История и биографии». – Екатеринбург–Стерлитамак, 1999 (Гл. «Петербургские повести. Удаленность от предания»; «Мертвые души». Безмерность предания»).
Вопросы:
Творческий замысел Н.В. Гоголя, воплощенный в «Шинели» и «Повести о капитане Копейкине».
Система главных образов «Повести о капитане Копейкине».
Развитие метафоры «мертвые души» в «Шинели» и «Повести о капитане Копейкине».
«Шинель» и «Повесть о капитане Копейкине» в контексте творческого самоопределения Гоголя.
Тексты
Гоголь Н.В. Шинель; Мертвые души Т.1. (любое издание).
Литература
Зарецкий В.А. Народные исторические предания в творчестве Н.В.Гоголя. История и биографии. Екатеринбург – Стерлитамак, 1999 (Гл. «Петербургские повести. Удаленность от предания»; «Мертвые души». Безмерность предания»).
Купреянова Е.Н. Н.В. Гоголь// История русской литературы: В 4 т. Т.2. Л.,1981. С. 548-579.
Лотман Ю.М. Пушкин. СПб., 1997.(Гл. «Пушкин и «Повесть о капитане Копейкине»); или: Лотман Ю.М. В школе поэтического слова: Пушкин, Лермонтов, Гоголь. М., 1983.
Топоров В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ: Исследования в области мифопоэтического: Избранное. М.,1995. («Вещь в антропоцентрической перспективе»).
Эйхенбаум Б.М. О прозе. Л.,1969. («Как сделана «Шинель» Гоголя»).
Тема: Повесть А.И. Герцена «Сорока-воровка»
Задание:
Составить конспект статьи В.Г Белинского «Взгляд на русскую литературу 1847 года» (статья вторая) – по любому изданию.
Повторить основные понятия: славянофильство, западничество.
Сделать выписки из указанной литературы, обратив особое внимание на определение творческого метода писателя и трактовки финала повести.
Вопросы:
1.Творческая история повести. Полемическая основа повествования в «Сороке-воровке». Смысл и значение эпиграфа к повести.
2.Охарактеризуйте особенности композиции, ее основные элементы:
-как такое построение способствует пониманию сущности спора об условиях и возможностях развития русского искусства?
-как избранная композиция способствует осмыслению идейной значимости трагедии крепостной актрисы?
3.Проанализируйте драматический конфликт повести:
- строй жизни хозяев-крепостников и лакеев;
- трагедия крепостной актрисы;
-судьба талантливой русской интеллигенции.
4.Тема оскорбляемого человеческого достоинства и отношение к ней героев и автора.
5.Повесть «Сорока-воровка» в контексте творческого самоопределения А.И. Герцена.
Тексты
Герцен А.И. Сорока-воровка (любое издание).
Литература
Белинский В.Г. Взгляд на русскую литературу 1847 года (статья вторая) – по любому изданию.
Бабаев Э.Г. Художественный мир Герцена. – М., 1981.
Елизаветина Г.Г. «Всегда в движении!» (А.И. Герцен – человек и художник)// Герцен А.И. Сочинения: В 4 т. Т. 1. – М., 1988. – С. 3-32.
Литературный энциклопедический словарь. – М., 1987 («Западничество», «Славянофильство»).
Татаринова Л.Е. Герцен. – М., 1980.
Туниманов В.А. А.И. Герцен// История русской литературы: В 4 т. Т. 3. –Л., 1982.
ТЕМЫКОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ, СПЕЦВОПРОСОВ, РЕФЕРАТОВ*
- Пантеистические мотивы в лирике поэтов-любомудров.
- Жанровое своеобразие лирики Д.В.Веневитинова.
- Романтическое двоемирие в ранней лирики Лермонтова.
- Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Нищий» как идейно-художественное целое.
- Сюжет и фабула романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».
- Композиционная роль повести «Фаталист» в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».
- Традиции и новаторство в изображении русского народного характера в «Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» М.Ю. Лермонтова.
- Композиция романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» как выражение художественного замысла произведения.
- Характер рассказчика и способы его раскрытия в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».
- «На поле Бородина» и «Бородино» М.Ю. Лермонтова (сравнительный анализ стихотворений).
- Стилистика стихотворения М.Ю. Лермонтова «Родина».
- Сравнительный анализ стиля стихотворений А.С. Пушкина «Пророк» и М.Ю. Лермонтова «Пророк».
- Тема карточной игры в произведениях Пушкина, Лермонтова, Гоголя («Пиковая дама», «Маскарад», «Игроки»).
- Кавказские мотивы в поэмах М.Ю. Лермонтова «Мцыри» и «Демон».
- Пейзаж и его значение в поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри».
- Особенности художественного пространства и времени в поэме М.Ю. Лермонтова «Демон».
- Мотив потерянной безделушки в драме М.Ю. Лермонтова «Маскарад».
- Роль внесценических образов в драме М.Ю. Лермонтова «Маскарад».
- Особенности ритмико-синтаксического строя стихотворений М.Ю. Лермонтова.
- Роль второстепенных персонажей в пьесе Н.В. Гоголя «Женитьба».
- Поэтика подтекста в пьесе Н. В. Гоголя «Ревизор».
- Характеры и драматический конфликт в пьесе Н.В. Гоголя «Игроки».
- Пути раскрытия человеческого характера в рассказе Н.В. Гоголя «Записки сумасшедшего».
- Способы создания комических характеров в цикле Н.В. Гоголя «Вечера на хуторе близь Диканьки».
- Идейно-художественное значение пейзажа в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души».
- Пути раскрытия человеческого характера в повести Н.В. Гоголя «Шинель» как произведения реалистического.
- Ремарки и их роль в пьесе Н.В. Гоголя «Ревизор».
- Особенности портретных характеристик в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души».
- Гротескная фантастика в петербургских повестях Н.В. Гоголя.
- Образ писателя в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души» (седьмая глава) и стихотворении Н.А. Некрасова «Блажен незлобивый поэт...».
- Символические образы в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души» и их художественное значение.
- Тема «маленького человека» в произведениях Пушкина и Гоголя.
- Характер лирических отступлений в романе Пушкина «Евгений Онегин» и поэме Гоголя «Мертвые души».
- Проблема свободы личности в духовной прозе Н.В. Гоголя («Выбранные места из переписки с друзьями», «Авторская исповедь»).
- Драматизм событий и характеров в повести А.И. Герцена «Сорока-воровка».
- Пути раскрытия человеческого характера в романе А.И. Герцена «Кто виноват?».
- Сатирическое и лирическое в романе А.И. Герцена «Кто виноват?» (на примере главы «Житье-бытье»).
- Образ Любови Круциферской в художественной системе романа А.И. Герцена «Кто виноват?»
- Характер психологизма в романе А.И. Герцена «Кто виноват?»
- Фольклорная основа фантастических повестей В.Ф. Одоевского.
- «Русские ночи» В.Ф. Одоевского: поэтика и философия.
- Исторические и сказочные сюжеты в произведениях В.И. Даля.
- Образы новой действительности в поэзии А.Н. Плещеева.
- Человек и природа в лирике А.Н. Плещеева.
- Традиции декабристской поэзии в творчестве Н.П. Огарева.
- Своеобразие композиции «Книги любви» Н.П. Огарева.
- Свободолюбивые мотивы лирики Н.П. Огарева.
- Пафос социальной критики и интерес к судьбе маленького человека в прозе Д.В. Григоровича.
- Фантастические повести В.Ф. Одоевского: художественный мир и философия.
ТЕСТЫДЛЯ ПРОМЕЖУТОЧНОГО КОНТРОЛЯ
1. Назовите автора произведения, из которого взят следующий фрагмент:
а) Что ж вы полагаете, Антон Антонович, грешками? Грешки грешкам рознь. Я говорю всем открыто, что беру взятки, но чем взятки? Борзыми щенками. Это совсем иное дело.
б) Он только год в службе, носит, по особенному роду франтовства, толстую солдатскую шинель. У него георгиевский солдатский крестик. Он хорошо сложен, смугл и черноволос; ему на вид можно дать двадцать пять лет, хотя ему едва ли двадцать один год. Он закидывает голову назад, когда говорит, и поминутно крутит усы левой рукой, ибо правою опирается на костыль. Говорит он скоро и вычурно: он из тех людей, которые на все случаи жизни имеют готовые пышные фразы, которых просто прекрасное не трогает и которые важно драпируются в необыкновенные чувства, возвышенные страсти и исключительные страдания…
в) Еще быстрее в остальное время ночи несся черт с кузнецом назад. И мигом очутился Вакула около своей хаты. В это время пропел петух. «Куда? – закричал он, ухватя за хвост хотевшего убежать черта, - постой, приятель, еще не все: я еще не поблагодарил тебя».
г) Давно известно, что человек везде может оклиматиться, в Лапландии и Сенегалии. Поэтому дивиться, собственно, нечему, что Круциферский мало-помалу начал привыкать к дому Негрова. Образ жизни, суждения, интересы этих людей сначала поражали его, потом он стал равнодушнее, хотя и был далек от примирения с такою жизнию.
д) Клянусь я первым днем творенья,
Клянусь его последним днем,
Клянусь позором преступленья
И вечной правды торжеством
Клянусь паденья горькой мукой,
Победы краткою мечтой;
Клянусь свиданием с тобой
И вновь грозящею разлукой.
2. Чей это портрет? (Назовите героя, автора, произведение).
а) Лицо его не представляло ничего особенного; оно было почти такое же, как у многих худощавых стариков, один подбородок только выступал очень далеко вперед, так что он должен был всякий раз закрывать его платком, чтобы не заплевать; маленькие глазки еще не потухнули и бегали из-под высоко выросших бровей, как мыши, когда, высунувши из темных нор остренькие морды, насторожа уши и моргая усом, они высматривают, не затаился ли где кот или шалун мальчишка, и нюхают подозрительно самый воздух.
б) В его улыбке было что-то детское. Его кожа имела какую-то женскую нежность; белокурые волосы, вьющиеся от природы, так живописно обрисовывали его бледный, благородный лоб, на котором только при долгом наблюдении можно было заметить следы морщин, пересекавших одна другую и вероятно обозначавшихся гораздо явственнее в минуты гнева или душевного беспокойства. Несмотря на светлый цвет волос, усы его и брови были черные, - признак породы в человеке, так, как черная грива и черный хвост у белой лошади. Чтоб докончить портрет, я скажу, что у него был немного вздернутый нос, зубы ослепительной белизны и карие глаза; об глазах я должен сказать еще несколько слов.
Во-первых, они смеялись, когда он смеялся! <…> Это признак – или злого нрава, или глубокой постоянной грусти. Из-за полуопущенных ресниц они сияли каким-то фосфорическим блеском, если можно так выразиться.
в) Известно, что есть много на свете таких лиц, над отделкою которых натура недолго мудрила, не употребляла никаких мелких инструментов, как-то: напильников, буравчиков и прочего, но просто рубила со своего плеча: хватила топором раз - вышел нос, хватила в другой – вышли губы, большим сверлом ковырнула глаза и, не обскобливши, пустила в свет, сказавши: «Живет!» Такой же самый крепкий и на диво стаченный образ был у <…>: держал он его более вниз, чем вверх, шеей не ворочал вовсе и в силу такого неповорота редко глядел на того, с которым говорил, но всегда или на угол печки, или на дверь.
3. Кто автор стихотворения:
а) Не искушай меня без нужды
Возвратом нежности твоей!
Разочарованному чужды
Все обольщенья прежних дней!
Уж я не верю увереньям,
Уж я не верую в любовь
И не могу предаться вновь
Раз изменившим сновиденьям!
Слепой тоски моей не множь,
Не заводи о прежнем слова
И, друг заботливый, больного
В его дремоте не тревожь!
Я сплю, мне сладко усыпленье;
Забудь бывалые мечты:
В душе моей одно волненье,
А не любовь пробудишь ты.
б) Я жить хочу! Хочу печали
Любви и счастию назло;
Они мой ум избаловали
И слишком сгладили чело.
Пора, пора насмешкам света
Прогнать спокойствия туман;
Что без страданий жизнь поэта?
И что без бури океан?
Он хочет жить ценою муки,
Ценой томительных забот.
Он покупает неба звуки,
Он даром славы не берет.
в) Я люблю кровавый бой,
Я рожден для службы царской!
Сабля, водка, конь гусарской,
С вами век мне золотой!
Я люблю кровавый бой,
Я рожден для службы царской!
<…>
г) Нет, я не Байрон, я другой,
Еще неведомый избранник,
Как он, гонимый миром странник,
Но только с русскою душой.
Я раньше начал, кончу ране,
Мой ум немного совершит;
В душе моей, как в океане,
Надежд разбитых груз лежит.
Кто может, океан угрюмый,
Твои изведать тайны? Кто
Толпе мои расскажет думы?
Я – или Бог – или никто!
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫДЛЯ САМОПРОВЕРКИ*
(ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ)
- Литературное движение второй четверти XIX века. Литературные общества и кружки. Журнальная полемика 1830-х гг.
- Философский романтизм 1830-х гг. Художественные искания поэтов-любомудров (Веневитинов, Хомяков, Шевырев).
- Русская фантастическая повесть 1820-1830-х гг. (Погорельский, Одоевский, Сомов).
- Светская повесть 1820-1830-х гг. (Бестужев, Лермонтов, Одоевский).
- Творческий путь Н.В. Гоголя. «Вечера на хуторе близ Диканьки»; авторский замысел и композиция сборника. Образ рассказчика.
- Поэтизация народной жизни в сборнике «Вечера на хуторе близ Диканьки». Исторические и фантастические мотивы в повестях «Ночь перед Рождеством» и «Страшная месть», «Сорочинская ярмарка» (по выбору).
- Проблематика и идейный смысл сборника «Миргород» Н.В. Гоголя. Своеобразие историзма и проблема национального характера в повести «Тарас Бульба».
- Сборник «Миргород» Н.В. Гоголя. Структура конфликта, система образов, художественное своеобразие повестей «Старосветские помещики», «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем», «Вий».
- «Петербургские повести» Н.В. Гоголя; проблематика, лица, конфликты.
- Художественная природа гротеска и фантастики в «петербургских» повестях Н.В. Гоголя «Нос», «Коляска» и «Записки сумасшедшего».
- «Шинель» как центральное произведение «петербургского» цикла Н. В. Гоголя.
- Драматургия Н.В. Гоголя. Комедия «Ревизор»; сюжет, конфликт, лица. Смысл столкновения между персонажами. «Театральный разъезд» Гоголя.
- Поэтика комического в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор». Смысл немой сцены.
- Замысел и творческая история поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души». Сюжет и композиция первого тома. Образ Чичикова. Лирические отступления в «Мертвых душах».
- Галерея помещичьих типов в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души». Управители города N в изображении Гоголя. «Повесть о капитане Копейкине» в идейной структуре «Мертвых душ».
- Основные темы и мотивы лирики М.Ю. Лермонтова. Идейно-художественное своеобразие философской, любовной, гражданской поэзии Лермонтова.
- Особенности лирического героя в поздней лирике М.Ю. Лермонтова.
- Драма М.Ю. Лермонтова «Маскарад», проблематика и художественное своеобразие. Арбенин и другие герои драмы Лермонтова.
- Поэма М.Ю. Лермонтова «Демон»; творческая история, философский характер произведения, образный строй.
- Поэма М.Ю. Лермонтова «Мцыри»; идейно-тематическое своеобразие, структура конфликта, герои.
- Роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Предисловие к роману, его роль в раскрытии замысла писателя. Особенности композиции. Образ Печорина и авторская позиция в романе.
- Художественное своеобразие романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Второстепенные герои романа (Максим Максимыч, Бэла, княжна Мери, доктор Вернер, Грушницкий), их роль в раскрытии характера Печорина. В.Г. Белинский о «Герое нашего времени».
- Философско-этическая проблематика романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Печорин как литературный характер. Особенности психологизма.
- Литературно-общественное движение 1840-х гг. Натуральная школа, круг ее идей, истоки ее поэтики (Григорович, Плещеев, Даль).
- Жизнь и творчество А.И. Герцена. Лица, события, полемическая основа повести Герцена «Сорока-воровка».
- Роман А.И. Герцена «Кто виноват?». Герои, конфликты, проблематика романа.
- В. Г. Белинский как литературный критик, историк и теоретик литературы. Проблема периодизации русской литературы в статьях Белинского.
- Основные этапы литературно-критической деятельности В. Г. Белинского. Белинский и «натуральная школа».
- Творческий путь А.В. Кольцова. Основные темы, мотивы, проблемы.
- Жанровые поиски А.В. Кольцова. Думы Кольцова: художественный мир и философия.
- Требования к уровню освоения программы
- Для успешной сдачи экзамена по изучаемому курсу студенту рекомендуется: 1) прочитать и хорошо знать содержание художественных произведений, входящих в список текстов для обязательного чтения; 2) усвоить материалы лекций и практических занятий; законспектировать их основное содержание; дополнить знания, полученные на учебных занятиях, материалами рекомендованных учебников, учебных пособий, научных трудов; 3) уметь самостоятельно анализировать художественные тексты, составить и сформулировать собственное мнение об изучаемых проблемах; 4) сделать конспекты литературоведческих работ, названных в перечне источников для конспектирования; 5) активно работать на практических занятиях, семинарах, коллоквиумах, выполнить необходимые письменные работы.
4. Материалы, устанавливающие содержание и порядок промежуточных и итоговых аттестаций (в соответствии с требованиями к итоговой аттестации, установленными образовательными стандартами ВПО). Контрольные задания по проверке остаточных знаний студентов
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ
Темы дисциплины «История русской литературы ХIX века(1825-1850 гг.)», выносимые на самостоятельное изучение (2 часа, чтение текстов, работа с чит. дневником)
- Традиции одического стиля в лирике А.С. Хомякова.
- Пантеистические мотивы в лирике поэтов-любомудров.
- Жанровое своеобразие лирики Д.В.Веневитинова.
- «Русские ночи» В.Ф. Одоевского: поэтика и философия.
- Фольклорная основа фантастических повестей В.Ф. Одоевского.
- Проблема свободы личности в духовной прозе Н.В. Гоголя («Выбранные места из переписки с друзьями», «Авторская исповедь»).
- Творческий путь С. Шевырева. Место поэзии Шевырева в русской литературе ХIX века
- Литературные салоны и кружки середины ХIX века
- Журналы и альманахи середины ХIX века
- Кружок Н.В. Станкевича.
- Жанровые поиски А.И. Герцена
СПИСОК РАБОТ, РЕКОМЕНДОВАННЫЙ ДЛЯ КОНСПЕКТИРОВАНИЯ
- Белинский В.Г. Герой нашего времени. Сочинение М.Лермонтова; Стихотворения М.Лермонтова; Стихотворения Кольцова; О русской повести и повестях г. Гоголя; Похождения Чичикова, или Мертвые души; Несколько слов о поэме Гоголя «Похождения Чичикова, или Мертвые души»; Объяснение на объяснение по поводу поэмы Гоголя «Мертвые души»; Письмо Н.В. Гоголю; Взгляд на русскую литературу 1847 года (статья вторая) – любое издание.
- Добролюбов Н.А. Кольцов (по любому изданию).
- Чернышевский Н.Г. Стихотворения Кольцова (по любому изданию).
- Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. – М.,1975 («Рабле и Гоголь»).
- Зарецкий В.А. Три литературных путешествия по России. Аввакум – Радищев – Гоголь. Стерлитамак, 2002 (Гл.2. «Три ступени творческого открытия. Множащиеся путешествия»).
- Зарецкий В.А. Народные исторические предания в творчестве Н.В.Гоголя. История и биографии. Екатеринбург-Стерлитамак, 1999 (Гл. «Петербургские повести. Удаленность от предания»).
- Лотман Ю.М. О русской литературе. СПб.,2005 («Фаталист» и проблема Востока и Запада в творчестве Лермонтова).
- Лотман Ю.М. В школе поэтического слова: Пушкин, Лермонтов, Гоголь. М., 1983 («Пушкин и «Повесть о капитане Копейкине»).
- Манн Ю.В. Русская литература ХIХ века. Эпоха романтизма. М., 2001. (Гл.: «Бес мистификаций»; Усложнение романтического мира в «Вечерах на хуторе близь Диканьки; «Над бездной адскою блуждая...» (Романтические поэмы М.Ю. Лермонтова)).