ГЕОПОЛИТИКА В ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА И ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА




Социальные институты

Институт — пришел из латинского «institutum» - установление, устройство. Имеет значение техническое и широкое социальное (институт брака, институт наследования).

Главное в «институте» - совокупность норм, регулирующих, определенную сферу общественных отношений

Роль инстинктов в человеческом обществе выполняют социальные институты — мощные инструменты, выкованные тысячелетней культурной эволюцией. Помощь оказывается не одному индивиду, а всему сообществу. Их предназначение — удовлетворять важнейшие жизненные потребности коллектива. Каждый наделен ими в избытке, если можно так выразиться, индивидуальный стиль. Но фундаментальных не так уж много. Их всего пять, но ровно и пять основных социальных институтов:

1. потребности в воспроизводстве рода (институт семьи и брака)

2. потребность в безопасности и социальном порядке (политические институты, государство)

3. потребности в добывании средств существования (экономические институты, производство)

4. потребности в передаче знаний, социализации подрастающего поколения, подготовке кадров (институт образования в широком смысле, включая науку и культуру)

5. потребности в решении духовных проблем, смысла жизни (институт религии)

Эволюция общества – это процесс естественного от социальных институтов.

В самом деле, на заре истории в человеческом стаде господствовал промискуитет — беспорядочные половые отношения, он грозил человеческому роду генетическим вырождением.

Первый запрет — запрет кровосмешения. По сути это первый вид социальных норм. Позже появились и другие нормы.

Еще раз сделаем вывод — социальный институт – приспособительное устройство общества, созданное для удовлетворения его важнейших потребностей и регулируемое сводом социальных норм.

Институционализация — обозначает закрепление практики или области общественных отношений в виде закона или социальной нормы (примеры отчуждения детей от бабушек и дедушек — институтом опеки в 2019 году в РФ).

Институты выступают инструментами социального контроля, благодаря своему нормативному порядку стимулируют людей подчиняться и дисциплинироваться. Поэтому институт понимается как совокупность норм и образцов поведения.

Социальный контроль выполняет важные функции в обществе:

1. охранительную функцию

2. стабилизирующую функцию

Нормы или мелкие образцы (шаблоны), предписывающие то, что люди должны говорить, думать, чувствовать и делать в конкретных ситуациях. Они различаются масштабом.

Первый этап — это, нормы, которые возникают и существуют только в малых группах (молодежные тусовки – пример 1973 Берлин, фестиваль молодежи и студентов; компании друзей, семье, спортивных компаниях и т.п.)

Второй тип — это нормы, которые возникают и существуют в больших группах или в обществе в целом. Это обычаи, традиции, нравы, законы, этикет, манеры

Есть светский этикет.

Есть манера поведения молодежи.

Есть общенациональные традиции и нравы.

Нормы можно классифицировать в зависимости от того, насколько строго соблюдается их исполнение. От плохого недоброжелательного взгляда, до жестких санкций — изгнание из страны, тюремное заключение и т.п. «Законы Яровой» и другие меры говорят о несовершенстве каких-то норм с разных точек зрения в обществе.

Социальные нормы выполняют в обществе очень важные функции:

1. регулируют общий ход социализации

2. — интегрируют индивидов в группы, а группы в общество

3. контролируют отклоняющееся поведение

4. служат образцами, эталонами поведения

Нормы выполняют свои функции в зависимости от того, в каком качестве они себя проявляют:

1. как стандарты поведения (обязанности, правила) или

2. ожидания поведения (реакция других людей)

Формальный контроль основан на одобрении или осуждении со стороны официальных органов власти и администрации.

Неформальный контроль основан на. одобрении или осуждении со стороны группы родственников, друзей, коллег и т.п.

Также к основным функциям социальных институтов отнесем:

1. функции закрепления и воспроизводства общественных отношений (стабилизирует деятельность людей, сводит ее к предсказуемым образцам социальных ролей)

2. регулятивная (регулирование взаимоотношений между членами общества путем выработки норм и моделей поведения)

3. — интегративная (сплочение, взаимосвязь и взаимоответственность членов социальных групп)

4. транслирующая (передача опыта, социализации)

5. коммуникативная (распространение информации).

Подробного анализа заслуживает институт семьи и брака, так как за последние 46 лет происходили в социуме различные концепции, изменяющие традиционные формы подходов к этому институту.

Социология как наука.

После II мировой на смену навыкам работы с материальными объектами приходит умение работы с людьми. Переход современной цивилизации от индустриального к постиндустриальному обществу особенно активно паблюдавшийся, начиная с 70х годов ХХ века, привел к тому, что основным объектом манипуляции человека стало то, что не видно глазу — социальные и технические символы, власть, престиж, эмоции, интеллект

Ныне правят производством «белые воротники» и компьютерные технологии

На смену «трудовому обществу» идет «досуговое общество». Вместо материальной реальности объектом нашего познания все чаще становится спросом на рынке труда виртуальная реальность. Наибольшим пользуются профессии по созданию того, что не является материальной реальностью — имиджмейкеры, брокеры, программисты, визажисты и т.п. Они не стоят у станков и не вспахивают поля. Они создают и оформляют мир наших восприятий, образов, символов и значений.

Этот мир не подчиняется логике материальных вещей. У него своя логика; которую человеку еще только предстоит познать.

Если естественные науки, скажем физика или химия, имеют д тронутой человеком природой, то гуманитарные науки изучают культуру — ту либо сильно часть природы, которую человек либо создал заново, видоизменил благодаря своей творческой деятельности.

Социология и политология тесно связаны между собой и включены в общую систему научного знания.

В содружестве с другими родственными им дисциплинами психологией, социальной психологией, экономикой, антропологией (наукой о человеке) и этнографией — образуют социально-политические знания.

Социология изучает поведение людей как представителей больших социальных групп, субъектов социального взаимодействия.

То же самое можно сказать и о политологии с тем лишь различием, что, здесь человек изучается через призму политических групп и институтов, Обе науки представляют собой единство теоретического и эмпирического знаний, которые ученые получают при помощи опроса, наблюдения и анализа документов

Данные группируются; классифицируются и обрабатываются на основе математической статистики,

Социология и политология — логически стройная система достоверного знания. Они позволяют выводить закономерности и тенденции в протекании социально-политических процессов, прогнозировать будущие события. Обе науки опираются на изучение не индивидуального поведения и внутреннего мира человека, а на знание о взаимодействии социальных общностей, классов и институтов, политических партий, имеющих исторически устойчивый, инерционный характер.

Нужно критически смотреть на обыденные суждения, политические стереотипы и предрассудки, существующие в массовом сознании.

Опрашивая немногих (выборочная совокупность), социолог и политолог выводит знания обо всех (генеральная совокупность), поскольку индивидуальные мнения они обязательно обобщают, группируют, строят типологии и классификации, применяя для усреднения данных методы математической статистики,

Создавая социально-типологическую картину общества, социология изучают людей как представителей больших социальных групп, т.е. носителей социальных статусов и исполнителей социальных ролей.

Социологию интересует не внутренний мир индивида, как психологию, а внутренний мир общества и поведение больших масс людей.

К социологии сегодня обращаются все — государственные деятели, журналисты, коммерсанты, так как все хотят знать кто популярен, какой товар ходовой и т. д. Однако социология не является исключительно технологией изучения общественного мнения.

Есть и другие важные функции:

1. Критика существующих институтов и учреждений и получение исходных разоблачительных материалов по недостаткам;

2. Выявление глубинных процессов, переживаемых нашим неспокойным временем

Социологическими опросами широко пользуются другая наука, называемая политологией, аза рубежом - политическая наука.

В СССР эту функцию выполнял научный коммунизм. Фактические данные неохотно использовались, а заменялись абстрактными построениями не из конкретной жизни. Сегодня избирательные технологии в межпартийной борьбе создаются современными специалистами в борьбе за места на местных и региональных выборах. Проводятся постоянные мониторинги общественного мнения, оцениваются и передаются политические рейтинги. И политикам приходится прислушиваться к мнению народа (Приморье, Алтай, Владимирская область, Сахалин, Украина - Зеленский).

Первым трудом по социологии считают «Государство» Платона — 2500 лет назад. Великий мыслитель создал основы первой в мире теории стратификации (разделение общества на различные слои-страты)

Любое общество делилось на три класса:

1. — Высший — состоявшего из мудрецов, управляющих государством;

2. Средний — включавшего воинов. Охранявших | от смуты и беспорядков;

3. — Низший — ремесленники и крестьяне.

Свой вариант имел и Аристотель — у него опорой порядка выступал средний класс. Кроме него существуют еще два класса — богатая плутократия и лишенный собственности пролетариат.

Платон считал, что власть в обществе надо предоставлять интеллигенции, а не «новым русским» или «старым большевикам». Он их называл философами. Он считал, что правителям нужно периодически проходить переаттестацию и повышения квалификации, а не досиживаться и жиреть у «кормушки».

Аристотель делал упор на средний класс. Сейчас это признанная аксиома. Но в СССР о среднем классе разговора не было. Интеллигенцию мы превратили в жалкую прослойку между Нарушили вековые законы развития общества. Лидерство в ближайшие годы как экономика, будет переходить к социальным наукам таким, юриспруденция, психология, социология, менеджмент, политология

Социальное знание будет законодателем моды, а инженерным и техническим наукам будет отведена роль исполнительной власти.

В XXII и ХХIII веках возможны приоритеты за гуманитарным знанием! Литературоведение, искусствознание, культурология, этика, философия и прочие творческие сферы деятельности.

Социология изучает все общество, а политология его надстройку, именуемую государством/

Социология, изучающая общие законы развития общества отвечает на три вопроса:

1. Что такое социальное неравенство, расслоение, социальная структура, мобильность и т.п.?

2. Как надо на них воздействовать, чтобы сделать общество стабильным и процветающим?

3/ Кто входит в большие социальные группы (пенсионеры, малоимущие — последствия в РФ)

Политология отвечает на следующие вопросы:

1. Что такое государство, политические партии и власть?

2. Как группы людей борются за получение власти, устраняют соперников, завоевывают симпатии, как удерживают власть?

3. Кто составляет избирательную базу партии или движущую силу революции, кто является противником, а кто — сторонником в борьбе?

Основой общества служит социальная структура — совокупность социальных институтов, социальных ролей и статусов.

Семья, производство, религия, образование, армия, собственность государства — фундаментальные институты общества.

Институт — это приспособительное устройство общества, созданное для удовлетворения его важнейших потребностей и регулируемое сводом социальных норм

Социальные институты — исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности, регулируемы нормами, традициями, обычаями, направленными на удовлетворение потребностей общества.

В обществе любом имеется пирамида, построенная на неравенстве доступа к социальным благам. Расположенные друг над другом группы (их именуют стратами) и они составляют социальную стратификацию. Что объединяет вышесказанные группы? Оказывается, разделение, труда в обществе

Отсутствие законов и норм, регулирующих социальные отношения — вызывает паралич, именуемый аномия (беззаконие, отсутствие норм).

Субъектами социального действия выступают социальные группы и общности (нация, семья, рабочая бригада, группа подростков и т.п.)

Субъектами политического действия — гражданин, политика, партия, лоббистские группы, группы давления, политическая элита, государство. На лоббистском уровне — ООН, НАТО, ШОС и т. п.

Субъектами социального и политического действия именуют еще акторами.

«Государь должен следить за тем, чтобы не совершить ничего, что могло. бы вызвать ненависть или презрение подданных. Если в этом преуспеет, то свое дело он сделал, и прочие его пороки не представляют для него никакой опасности». (Н. Макиавелли)

Опросы Гэллала, Харриса - ВЦИОМ-Федорова они весьма разнородны – Левада-центр

Труд главный Макиавелли 15 век «Государь» — тезис центральный – поведение политического лидера. Правитель должен знать мотивы людей.

Выработал три закона:

1. Человеческими действиями правит честолюбие и мотив власти;

2. Умный правитель не должен выполнять все обещания;

3. Творить зло надо сразу, а добро постепенно

Прообразом такого правителя для него был — цезарь Борджио

Огюст Конт сформулировал закон трех стадий:

Первая: теологическую или фиктивную, охватывающую древность и раннее средневековье (до 1300 г.)

Конт делил на три периода:

1) фетишизм, 2) политеизм, 3) монотеизм

При 1 фетишизме люди приписывали жизнь окружающим предметам и видели в них богов.

При 2 политеизме (Древняя Греция и Рим) обожествлялись природные явления

3 монотеизм — эпоха христианства

От Конта идет эпоха идея солидаризма — особой роли права в деле сдерживания социальных конфликтов.

К. Маркс об более пессимистичен, чем Конт. «Зверства первоначального накопления». «рост преступности в нищете», обогащение кучки буржуев, рабство и т.д.

Для Конта и Дюркгейма — главное стабилизация общества, то для Маркса — его уничтожение и замена более справедливым.

Иногда считают, что социология возникла чуть ли не как реакция на марксизм.

Маркс за революционный путь изменения общества. Все другие социологи за реформистский,

Эмиль Дюркгейм (1858-1917) социолог обозначил термин аномия (безнормативность). Аномия обозначает, что перестало быть регулирующей силой к своим членам, а люди перестали верить в ценности общества и тем самым оказались дезориентированы, не могут понять, что «такое хорошо, а что такое плохо».

Аномия у Дюркгейма объясняет суициды в разных социальных группах— у католиков их меньше, чем у протестантов, у горожан больше, чем у сельчан.

Вебер Макс (1864-1920) соотечественник Маркса. Дюркгейм и Марке отдавали приоритет обществу. Маркс главным для прогресса считал экономические факторы, верил в историческую миссию пролетариата, Вебер ценил индивида — верил в интеллигенцию.

 

ГЕОПОЛИТИКА В ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА И ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА

Геополитика как метод основана на пространственном подходе. А пространство, взятое в самом себе, неизменно, постоянно. Поэтому геополитический подход оперирует с такими реальностями, которые – чисто теоретически считаются постоянными и не зависят от исторических колебаний.

Как в астрономическом календаре существует постоянная и переменная части, первая из которых отмечает расположение на небосклоне неподвижных звезд, а вторая динамику перемещения движущихся светил, так и полноценный политический анализ международных отношений можно представить в виде двух частей - постоянной и переменной.

Постоянная часть – это и есть геополитика. Она исходит из принципа, что государства и цивилизации в своих основах отражают специфику ландшафта, в котором они возникли и развивались.

Великолепный термин предложил для понимания философской сущности этого геополитического подхода русский географ евразиец Петр Савицкий.

«месторазвитие». Оно описывает и то «место», то конкретное пространство, включая его структуру, и ландшафт, и особенности ведения хозяйства. и символические особенности – где зародилась государственность или культура того или иного парода,

и те области, где эта государственность и эта культура развивались в дальнейшем. переосмысляя это же изначальное пространство, вступая в диалог с окружающими пространствами или меняя изначальное местонахождение. Все это представляет некоторый постоянный фон, на котором развертывается история пародов и государств, и этот фон по мысли геополитиков – сам по себе диктует глубинную логику того, что происходит с пародами, с их политикой, экономикой, международными отношениями, системами ценностей и верований.

Переменной же частью политической истории будет сама история как таковая. где вступают в действие более подвижные и динамически меняющиеся силы: решения исторических личностей, особенности социологического развития, принятие и ниспровержение определенных конфессий

и идеологий, факты исторического столкновения с иными народами и культурами.

В задноевропейской гуманитарной науке до определенного момента объектом изучения и внимания оставалась исключительно переменная часть – только история. Всю реальность европейцы вкладывали в развитие событий во времени, а па постоянную, фоновую, "парадигмальную" сторону никакого внимания не обращали. И лишь с развитием социологии и политической географии во второй половине XIX века (Ратцель, Челлен, Теннис и т. д.) исследователи стали постепенно все больше и больше уделять внимания тому, где именно развертывается то или иное историческое событие и как географический контекст на него влияет. Отсюда родились теории государства "как формы жизни". (Ф. Ратцель) и государства «как пространственного организма» (Р. Челлен). Гак "постоянная" часть в форме учета географического, контекста стала постепенно входить в систему политического анализа и постепенно, уже в ХХ веке, хотя и не без труда и не без сопротивления политологов и историков традиционного склада - прочно вошла в структуру любого полноценного политологического, стратегического и исторического анализа.

Хотелось бы, чтобы все правильно понимали пружину и исконные причины всех мировых событий. Например, есть такой инструмент познания, как марксизм. Там в основе классовая линия, т.е. солидарность классов, главное - рабочий класс. На каком-то, этапе в ХЕХ веке рабочие разных стран мира могли иметь одинаковые условия жизни - плохие, и могли проявлять солидарность, друг с другом, манифестации устраивать. Но впоследствии эти классовые интересы притуплялись национальными интересами. Рабочие Франции во французской армии воевали с рабочими немецкими в германской армии. И вовсе не проявляли классовую солидарность н не бежали из своих армий, чтобы избежать вооруженного столкновения. В этом смысле марксизм хорошее философское учение. Но попытка реализовать основные инструменты с позиций марксизма, как это произошло в нашей стране (большевистский переворот), и затем, когда он стал уже называться марксизмом-ленинизмом, окончились провалом. Потому что классовый подход не годится.

НУЖЕН НАЦИОНАЛЬНЫЙ подход. Определим, что является национальным интересом. Правда, иногда путают национальный интерес с точкой зрения государства. Когда мы говорим о национальных интересах США, это национальные интересы государства США, у них много разных народов. То же самое и у нас, поэтому здесь, может быть, нам надо какой: нибудь другой термин ввести. Будем называть их государственными интересами. Т.е. интересы конкретного государства и интересы определенного этноса, народа. Скажем евреи или армяне. Они проживают в разных странах мира. Защищают интересы своей армянской диаспоры в разных странах. А вот армянское государство защищает свои государственные интересы.

Так, сегодня и у нас в России тоже есть национальные различия, но есть государственные интересы Российской Федерации, и есть национальные интересы русского народа, который оказался в особом, не очень положительном и приятном положении. Поэтому здесь тоже нужно различать, с кем иметь дело, чтобы правильно понять весь механизм международных отношений.

У кого здоровье хорошее, у того все тихо, спокойно. Таки в международных отношениях. Все тихо, спокойно в каком-то регионе мира, например, в Южной Африке или Северной Европе. Но где-то, допустим, что-то у человека барахлит. Например, печенка, почки, легкие, органы движения. Так и в международных отношениях. Ближний восток - барахлит, Израиль, Палестина - одни конфликты. Ирак - другой конфликт. Иран - третий конфликт. Пакистан, и дальше идем –Центральная Азия. Здесь – серия конфликтов. И их надо изучать. Причем, их нельзя изучать, используя старые методы исследования мировой политики. Ведь мы с вами сейчас изучаем именно мировую политику. Каким способом ее можно изучить? В медицине самый лучший способ определить, что же происходит в организме человека – рентген. Заметили с его помощью сужение сосудов – проводим лечение.

То же самое – этногеополитика. Мы осуществляем этнический рентген. Смотрим: чьи интересы оказались затронуты, в каком месте, кто и что там делает. Допустим, Ближний Восток, Израиль-Палестина, конечно – тут межэтнический конфликт. Здесь нет столкновения между государствами, Палестина – автономия. Поэтому здесь конфликт чисто этнический и происходит он на землях палестинской автономии, бывшей турецкой, а затем британской колонии. После 1945 года создается государство Израиль. Но палестинского государства так и не создано до сих пор. Поэтому конфликт межэтнический. Многие из вас еще не слишком хорошо ориентируются в географии, и вам кажется, далеко этот Израиль, арабы, где они там. Или Китай, какие проблемы? У нас с вами после 1991 г. конфликт тоже имеет в основном этническую оболочку.

Смена режимов происходит или в результате выборов, или в результате войны, или в результате революции. Все три фактора имели место в России в 1917 году. Российская империя - участница Первой мировой войны. В результате бескровной смены политического режима, отставки царя, который добровольно отказывается от престола, становится республикой. Выборы в Учредительное собрание назначаются на ноябрь 1917 года. В октябре происходит государственный переворот, большевистская партия захватывает. В ноябре 1917 года идут выборы (элемент демократии). Но большевиков не устраивает состав этого первого Учредительного собрания, и они его разгоняют. Поэтому, по сути, все-таки, смена режима произошла вооруженным, не законным путем. Царь имел право отречься. Так же как и сего дня – импичмент Президенту, а по-русски – отставка. Не будем иностранные слова употреблять, в отставку может уйти монарх, и любой глава государства, премьер-министр, лидер партии, руководитель территории – губернатор. Царь ушел в отставку, имел право, 1 марта 1917 года. Но Октябрьский переворот был незаконным. Произошел вооруженным путем и насилием. Потом – Гражданская война.

Проведите параллель. У вас лично в жизни такие ситуации были. Вы защищали себя, свою жизнь, свое спокойствие, свои деньги, свое имущество. Это часто срабатывает. Инстинкт самосохранения. У человека, у семьи, у целого этноса — мы защищаем свое. Пусть Сталин, пусть Гитлер, лишь бы нас не трогали. Вот и французы думали, что в 1940 году их не тронет Гитлер. Тронул. Они уходят на юг, отдают Париж: все захватывай. А сегодня вы, анализируя современное международное положение и изучая отдельные исторические эпизоды из мировой истории, должны прилагать расшифровки таких ситуаций, вот таких элементов, принципов этногеополитики, чтобы правильно понять, почему так произошло и в чем причина происходящего.

Во многих многонациональных государствах, - и я перехожу к определению еще одного термина – один народ является доминирующим, по-русски господствующим. Почему иногда употребляют латинские термины?

Они немножко отличаются от наших. Русское слово «господствующий» может быть воспринято с отрицательным оттенком, с точки зрения того, что этот народ как бы подавляет все остальные народы. А когда мы берем латинский термин «доминанта», «доминирующий», то смысл тот же, но звучит вроде бы помягче. Доминирует, т. е. обладает. Если по-русски этот термин обозначить, то преобладает

Скажем, в Югославии преобладающим народом был сербский. Из 20-миллионного государства сербы составляли больше половины. Проживали в нынешних 6 новых государствах: в Сербии, Словении, Хорватии, Македонии, Боснии-Герцеговине, Черногории. В тех республиках, которые входили раньше в социалистическую Федеративную Республику Югославию. Сегодня они независимые государства. Так вот, в Югославии, этнодоминантой являлись сербы. Они - славяне, то есть племени славянского. Россияне в большинстве своем славяне. Они – южные. Славяне – восточные. Т. е. русское племя – это одно из славянских племен.

Балканы - юг, тепло. Все территории были переполнены. Вы не забыли о евреях, как их силой выдавили с Ближнего Востока, и они навсегда ушли в Европу, хотя Европа была вся занята, они не могли там создать своего государства? Так вот: русские оказались в той же ситуации, но их не смогли выбросить. Россияне просто уходили медленно на восток и север. И вот русское племя пошло почему-то на северо-восток. На запад пошли отдельные племена. Словения, видите, племя славянское. Чехия, Польша. Будущие россияне двинулись в Киев. Киевская Русь. Дальше Москва‚ Владимир, Суздаль, Новгород, Псков и за Урал до Сахалина. До Камчатки.

Советская модель нам помешала правильно использовать этногеофактор. Мы шли по принципу классовой солидарности. Пролетарская солидарность, мировое коммунистическое движение. Давайте Коминтерн, давайте все в Москву, давайте на совещания - а кушать-то хочется. Поэтому превалирует местные факторы там, где я живу. Коммунист, но я в Африке, дайте мне кушать, дайте мне библиотеку, университет. Я приеду в Москву на совещание, а дальше-то возвращаюсь в свою бедную деревню или я возвращаюсь в неспокойный регион, где идет война.

Поэтому октябрьский переворот 1917 года не просто нанес удар по России, свергнув законное Временное правительство. Он нарушил всю этногеополитическую модель российской империи. Сегодняшние проблемы оттуда. Когда мы проигрываем в Киеве, в Тбилиси, в Бишкеке, это опять незнание этногеополитических факторов. Неправильное применение этногеополитических принципов всем вредит. Скажем, ситуация Грузии – Абхазия. Южная Осетия, турки-месхетинцы не могут туда прийти, армяне волнуются.

Раздел СССР прошел чисто по этническим признакам. Прибалтика – латыши, литовцы, эстонцы; белорусы, украинцы. Закавказье – грузины, армяне, азербайджанцы. Казахстан. Средняя Азия – узбеки, таджики, киргизы, туркмены.

В 1917 году большевики заложили национальное устройство государства. Нет такого устройства нигде в мире. Федерация есть, конференция, унитарное государство, но нигде в основу построения государства не заложен национальный признак. США - федерация штатов по чисто географическому признаку - Техас, Калифорния, Чикаго. Во Франции - департамент, географические названия. Индия, большое многонациональное государство, то же самое - штаты, территориальные единицы.

Россия последнее на политической карте мира государство, в основу которого заложен неверный принцип – национальный. Таким образом, и Российскую Федерацию пытаются бить именно по этому признаку. Мол, мы ущемляем нацменьшинства, представляете? Российскую империю критиковали,

Советский Союз, теперь - Российскую Федерацию. Мы якобы что-то не гак делаем на Северном Кавказе. Мы боремся с террористами, а нам говорят – вы что-то не так делаете. А когда они убивают бразильцев в Лондоне, случайно, ну, подумали - террористы, убили, извинились. Мы же настоящих террористов ловим, но нас обвиняют, что где-то мы превышаем чьи-то полномочия, не совсем адекватно действуем.

Геополитика позволяет, если хорошо изучать ее принципы, осознавать прошлое и настоящее и ставить правильный диагноз на будущее. Все, что происходит в мире, большие политические бедствия, войны и революции, это в пользу конкретного народа, конкретного этноса. Все это разворачивается на конкретном географическом пространстве. Это - Россия, Европа, США, Азия, Африка. Происходят такие процессы всегда в интересах конкретных этносов. Все остальные – прикрытие, по форме оно может быть религиозным, многонациональным. В рамках Совета Европы, НАТО, ШОС – Шанхайской организации.

Многочисленные исторические примеры показывают, что национальное пробуждение и движение в пользу государственной независимости начинается с культивирования интереса к этническим корням культуры, к развитию языка. Так происходило в XIX – начале XX в. национальное пробуждение в Финляндии, Болгарии, Чехии, Венгрии, в других странах Восточной Европы, которые после Первой мировой войны обрели статус независимых государств. Революционные и национальные движения долгое время рассматривались революционерами как составные части антиимпериалистической борьбы, борьбы за социальные преобразования. Российская социал-демократия, так же как и социал-демократы Европы, много внимания уделяла вопросам национального самоопределения, включала их в политические программы и использовала национальную проблематику в практике политической борьбы. Не случайно, что именно российские большевики создали одно из немногих в мире государств, построенное по этническому принципу. В основе такого подхода к построению государства лежала доктрина этнического национализма, которая покоилась на двух основных теоретических положениях. Первое положение состояло в признании в качестве основы нации этнической группы, которая обладает рядом обязательных характеристик, как-то: территория, язык, общность, экономической жизни, общее самосознание. Второе положение заключалось в том, что – условием успешного существования нации признавалось наличие собственной государственности в той или иной ее форме, а на территории данного национально-государственного образования «государственно-образующий» этнос или этническая группа признавалась «коренной нацией», все остальные граждане – «некоренным населением».

Этнополитическая модель построения государственного организма способствует тому, что составляющие государства местные сообщества начинают отождествлять себя, прежде всего, с собственным национально-государственным образованием, а не с государственной общностью в целом, в результате общегражданское сознание, общегражданские начала оказываются ослабленными.

Впрочем, лишь меньшинство современных наций не воспринимают себя в категориях этничности: к ним относятся швейцары, американцы, австралийцы, канадцы и т. д. Большая же часть народов. как считает американский ученый Э. Кисе, «определяются, по крайней мере частично, этничностью». Такие нации в его понимании являются «осознавшими себя политически, или политически мобилизованными, этническими группами». Подобная трактовка показывает, что граница между «этническими» и «национальными» политическими притязаниями может быть достаточно условной.

Но осознавшие себя нациями этнические группы способны не только цементировать государственные устои, но и разрушать государство при определенных условиях. Одно из условий внутренней нестабильности – это этнический принцип построения государств. В Европе по этому принципу в ХХ столетии были построены три государства: СССР, Югославия и Чехословакия. Все они возникли или строились впоследствии как федеративные государства, и все не дожили до конца столетия, что подтверждает тезис о том, что этнический принцип построения государства не способствует формированию общегосударственного сознания у жителей этнических провинций. Ею и для того, чтобы жители этих провинций осознали себя нациями, тоже необходимы соответствующие условия. К примеру, в СССР в период горбачевской перестройки не республики Средней Азии и Кавказа оказались инициаторами сепаратистских настроений, а республики Прибалтики, хотя традиции государственности, казалось бы, более глубоки именно в среднеазиатском регионе на Кавказе. Его все это дело в том, что в современных границах ни одна из республик Средней Азии или Кавказа никогда не существовала как государственное образование (за исключением недолгого периода после Октябрьской революции, когда Армения, Азербайджан и Грузия получили междоусобиц), в то время как после революции 1917 г. страны Балтии, среди которых только Литва имела прежде собственное государство, обрели государственную независимость. Именно это обстоятельство способствовало тому, что здесь титульное население стало прочно воспринимать себя как нация даже тогда, когда независимость была вновь утрачена, а потому политическая мобилизация этничности в Прибалтике происходила более успешно, чем в других советских республиках, и этнический национализм оказался наиболее сильным.

Построенная по такому же этническому принципу Югославская Федерация изначально имела больше шансов стать прочным государственным образованием, нежели Советский Союз, который в Основном держался на жесткой тоталитарной политической системе. Но внутренняя политика югославского руководства способствовала не росту интеграционных связей внутри государства, а превращению республик в самодостаточные этнополитические территориальные сообщества. Эта самодостаточность породила сначала политический сепаратизм, а затем и этнический национализм. Исследователи отмечают, что и советский, и югославский кризисы явились результатом краха традиционной национальной политики и коммунистической системы в целом... Предпосылки этнической мобилизации были созданы благодаря организации власти по национально-территориальному принципу, а также в результате совпадения региональных экономических интересов с этническими.

Мягкий распад Чехословакии нередко противопоставляют драматичному развалу Югославской Федерации, но причина распада единого Чехословацкого,



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: