Шариат - мусульманский религиозный закон




Лекция4.

Тема: ИСЛАМ: ВОЗНИКНОВЕНИЕ, РАЗВИТИЕ И РАСПРОСТРАНЕНИЕ

План

1. Исторические условия возникновения ислама.

2. Проповедь Мухаммеда.

3. Вероучения ислама.

4. Распространение ислама.

5. Расколы и секты.

6. Шариат

 

Ключевые понятия: ислам, мусульманин, хиджра, шахада, Коран, джихад, Кааба, шииты, сунниты, халиф, шариат.

 

Методические рекомендации к изучению лекции

1. Прочитайте.

2. Выпишите и запомните информацию в рамках.

3. Дайте письменное определение ключевых понятий.

 

1. Исторические условия возникновения ислама.

1.Самой молодой по времени возникновения мировой религией является ислам, или мусульманство (муслим переводится как преданный; ислам - покорность). Это одна из наиболее распространенных религий: приверженцев ее насчитывается около 800 000 000, преимущественно в Северной Африке, Юго-Западной, Южной и Юго-Восточной Азии. Арабоязычные народы почти поголовно исповедуют ислам, тюркоязычные и ираноязычные - в подавляющем большинстве; много мусульман также среди североиндийских народов, население Индонезии почти целиком придерживается ислама.

Ислам возник в Аравии в VII в. н.э. Происхождение его яснее, чем происхождение христианства и буддизма,так как оно почти с самого начала освещается письменными источниками. Но и здесь много легендарного. По мусульманской традиции, основателем ислама был пророк божий Мухаммед, араб, живший в Мекке; он получил от бога ряд откровений, записанных в священной книге Коране, и передал их людям. Коран - основная священная книга мусульман, как Пятикнижие Моисеево для евреев, Евангелие для христиан. Для изучения раннего ислама Коран - важнейший источник.

Сам Мухаммед ничего не писал: он был неграмотный. После него остались разрозненные записи его изречений и поучений, сделанные в разное время. Мухаммеду приписываются тексты и раннего времени и более поздние. Из этих записей был создан Коран около 650 г.. (при третьем преемнике Мухаммеда - Османе). «Коран» переводится как чтение вслух. Книга эта была объявлена священной, она продиктованной самому пророку архангелом Джебраилом (Гавриилом), записи, не вошедшие в нее, были уничтожены.

Аравия была издавна населена семитскими племенами, предками нынешних арабов. Часть их жила оседло в оазисах и городах, занимаясь земледелием, ремеслами и торговлей, часть кочевала в степях и пустынях, разводя верблюдов, лошадей, овец и коз. Аравия была экономически и культурно связана с соседними странами - Месопотамией, Сирией, Палестиной, Египтом, Эфиопией. Торговые пути между этими странами шли через Аравию. Один из важных узлов пересечения торговых дорог находился в мекканском оазисе, близ побережья Красного моря. Родоплеменная верхушка племени корейш (курейш) проживавшего здесь, получала для себя много выгод из торговли. В Мекке образовался религиозный центр всех арабов: в особом святилище Кааба были собраны святыни и культовые предметы разных арабских племен.

Были в Аравии и поселения иностранцев, в частности иудейские и христианские общины. Люди разных языков и религий общались между собой, верования их влияли друг на друга.

 

Кааба – место паломничества всех мусульман мира.

 

 

Проповедь Мухаммеда

В VI в. в Аравии начался упадок караванной торговли, так как торговые дороги переместились на восток, к Сасанидскому Ирану. Это нарушило экономическое равновесие, державшееся веками. Кочевники, потерявшие доход от караванного движения, стали склоняться к оседлому образу жизни, переходить к земледелию. Возросла потребность в земле, усилились столкновения между племенами. Стала ощущаться потребность в объединении. Это не замедлило отразиться и в идеологии: возникло движение за слияние племенных культов, за почитание единого верховного бога Аллаха; тем более что евреи и отчасти христиане подавали арабам пример единобожия. Среди арабов возникла секта ханифов, что почитали единого бога. В такой обстановке и развернулась проповедническая деятельность Мухаммеда, вполне отвечавшая общественной потребности. В его проповеди, собственно, не было почти ничего нового по сравнению с религиозными учениями иудеев, христиан, ханифов: основное у Мухаммеда - строгое требование почитать только единого Бога Аллаха и быть безусловно покорным его воле.

«Свидетельствует Аллах, что нет божества, кроме него, и ангелы обладающих знанием, которые стойки в справедливости: нет божества, кроме него, великого, мудрого! Действительно, религия перед Аллахом - ислам »(3: 16-17).

Проповедь Мухаммеда сначала была встречена недоверчиво, даже враждебно, особенно предводителями его собственного племени корейш. Торговая верхушка опасалась, что прекращение культа староарабських племенных богов подорвет значение Мекки как религиозного, а значит, и экономического центра.

Мухаммеду с его приверженцами пришлось покинуть Мекку. Это событие - исход Мухаммеда из Мекки в Медину (хиджра) осуществлен в 622 г.н.э., считается мусульманами за начало особого летоисчисления (мусульманская эра). Мусульмане ведут свое летоисчисление от начала хиджры.

В земледельческом оазисе Медине (бывший Ятриб) Мухаммед нашел более благоприятную почву для пропаганды: мединцы соревновались и враждовали с мекканской аристократией и рады были выступить против нее. Мухаммеда поддержало несколько местных племен; он пытался опереться даже и на еврейские общины. Навербовав себе много сторонников, Мухаммед в 630 г. Захватил Мекку. Мекканские корейшитськи вожди вынуждены были принять новую религию. С объединением арабских племен, которые одно за другим примыкали к новому учению, значение Мекки как национально-религиозного центра еще более возросло. Корейшитская знать, вначале враждебная мусульманскому движению, теперь признала за благо примкнуть к нему и даже возглавила движение.

 

Вероучения ислама.

Догматизм ислама очень прост. Мусульманин должен твердо верить, что есть только один Бог - Аллах; что Мухаммед был его посланником-пророком; что до него Бог посылал людям и других пророков - это библейские Адам, Ной, Авраам, Моисей, христианский Иисус, но Мухаммед выше их; что существуют ангелы и злые духи (джинны), впрочем, эти последние, перешедшие в ислам из древнеарабских верований, не всегда злы, они находятся во власти Бога и исполняют его волю; что в последний день мира мертвые воскреснут и все получат по заслугам за свои дела: праведные, те, что почитают Бога, будут наслаждаться в раю, грешные и неверные гореть в геенне; наконец, что существует божественное предопределение, ибо Аллах каждому человеку заранее предусмотрел его судьбу.

Аллах изображается в Коране с чисто человеческими моральными качествами, но в превосходной степени. Он то гневается на людей, то прощает их. Важнейшее качество Аллаха - это его бесконечная мощь и величие. Поэтому и самое важное догматическое и моральное предписание в Коране - это требование полной, безоговорочной покорности человека воле Аллаха.

 

Практические и обрядовые заповеди ислама сводятся к следующему:

1. Шахада - признание единого Бога Аллаха и пророческой деятельности Мухаммеда. Звучит она так: «Нет Бога кроме Аллаха и Мухаммед - пророк его»;

2. обязательная пятикратная молитва (намаз) ежедневно в установленное время; обязательное омовение перед молитвой и в других случаях, после какого-либо загрязнения;

3. налог (закят) в пользу бедных и на развитие религии;

4. ежегодный пост (ураза или саум, в десятом месяце - рамазане) в течение всего месяца;

5. паломничество (хадж) в священный город Мекку, которое правоверный мусульманин должен по возможности сделать хотя бы раз в жизни.

 

Эти установки называются «пять столпов ислама». Каждое из этих предписаний, несмотря на то, что они сами по себе не так уж тяжки и невыполнимы, допускает смягчения в затруднительных случаях.

 

 

 

Вода для омовения в случае ее отсутствия, может быть заменена песком, пылью; соблюдение поста необязательно для больных, для путешественников, они могут и должны отпоститься позже соответствующее число дней. Мусульманский пост, в отличие от христианского, состоит в полном воздержании от всякой пищи и питья от восхода до захода солнца, но зато в остальное время суток можно есть и пить что угодно, но не усердствовать.

Мусульмане с иудеями имеют ряд общих обычаев и запретов: обязательное обрезание мальчиков (но это проделывается не над новорожденными, как у евреев, а над семи - десятилетними мальчиками) запрет есть свинину; строгий запрет делать изображение Бога, а также и вообще изображать живые существа, человека или животных, чтобы не давать никакого повода для идолопоклонства. Последователям ислама запрещено также пить вино.

В Коране проводится некоторое различие между приверженцами разных немусульманских религий. К многобожникам, то есть последователем племенных и политеистических культов, отношение резко враждебное: "О вы, которые уверовали! Сражайтесь с теми из неверных, которые близки к вам. И пусть они найдут в вас суровость. И знайте, что Аллах - с богобоязненными! » (9: 124).

К людям же, что «имеют писания», то есть к иудеям и христианам, составители Корана проявляют уважение: это и понятно, ведь на идейной почве именно этих религий, на путях их упрощения выросла идеология ислама

Под знаменем джихада (газавата) мусульманские проповедники не раз, вплоть до наших дней, побуждали верующих к истребительной войне против всех иноверцев, в частности против участников прогрессивных социальных движений.

Этика ислама довольно елементарна: быть справедливым, платить за добро добром, за зло злом, быть щедрым, помогать бедным и т.п. Невыполнимых моральных предписаний в исламе нет.

В семейной морали и во взгляде ислама на гендерные отношения отразились понятия патриархально-родового строя. Женщина - подчиненное существо, созданное Аллахом для услаждения мужчины. Вместе с тем в Коране признаются человеческие и гражданские права женщины: осуждается излишняя жестокость мужа в отношении к жене, оговариваются имущественные права женщины - право на приданое, на наследство. Коран несколько облегчил положение женщины по сравнению с патриархальным обычным правом арабов.

В социальных принципах раннего ислама нашел отражение тот же патриархально-родовой строй. Все мусульмане равны перед богом, но имущественные различия, богатство и бедность признаются естественным фактом, установленным самим Аллахом. Обязательный налог в пользу бедных призван смягчать имущественные противоречия; однако частная собственность защищается Кораном. Торговая прибыль объявляется вполне законной, ростовщичество же осуждается: «Аллах разрешил торговлю и запретил рост» (2: 276), что, видимо, является результатом компромисса между интересами торгового класса и массы земледельцев и кочевников, страдавших от ростовщичества и кабалы. Закабаление за долги запрещено.

Окидывая общим взглядом догматику, обрядность, этику раннего ислама, мы видим, что в основе этой идеологии лежит иудейско-христианское мировоззрение, но приспособленное к общественному устройству родоплеменного быта арабов, распоряжения его несложные и вполне выполнимы.

Эти особенности мусульманства, порожденные самими условиями его возникновения, облегчили его распространение среди арабов. Хотя и в борьбе, преодолевая сопротивление родоплеменной аристократии, склонной к сепаратизму (восстание племен Аравии после смерти Мухаммеда), ислам довольно скоро получил среди арабов полную победу. Новая религия указывала воинственным бедуинам простой и ясный путь к обогащению, к выходу из кризиса: завоевание новых земель.

 

Распространение ислама.

Преемники Мухаммеда - халифы Абу-Бакр, Омар, Осман - завоевали в короткое время соседние, а потом и удаленные страны Средиземноморья и Передней Азии. Завоевание осуществлялись под флагом ислама - под «зеленым знаменем пророка». Они были облегчены тем, что массы населения стран Византийской и Сасанидской империй, как и других государств, жестоко страдали от гнета местных феодалов и не склонны были сопротивляться арабам. В покоренных арабами странах повинности крестьянского населения были значительно облегчены, особенно для тех, кто принимал ислам; и это способствовало переходу широких масс населения разных национальностей в новую религию. Ислам, зародившись как национальная религия арабов, скоро стал превращаться в наднациональную, мировую религию. Уже в VIII-IX вв. ислам сделался господствующей и почти единственной религией в странах халифата, охватившего огромные пространства - от Испании до Средней Азии и границ Индии. В XI-XVIII вв. он широко распространился в Северной Индии, опять-таки путем завоеваний. В Индонезии ислам получил распространение в XIV-XVI вв., Главным образом из арабских и индийских купцов, и почти начисто вытеснил индуизм и буддизм (кроме острова Бали). В XIV в. ислам проник также к кипчакам в Золотую Орду, к болгарам и другим народам Причерноморья, несколько позже - к народам Северного Кавказа и Западной Сибири.

 

Расколы и секты.

Хотя ислам в какой-то мере и объединял людей на основе общности религии, но ни национальные, ни тем более классовые противоречия в странах ислама отнюдь не исчезли, напротив, они постепенно все обострялись. Это нашло отражение в разных течениях мусульманской религии, в расколах и сектах.

Самый крупный (и один из ранних) раскол был вызван появлением шиизма («шия» по-арабски - партия, секта, схизма). Нередко считают, что в движении шиизма, отразилась неудовлетворенность и борьба персов (как персидских феодалов, так и крестьян) против завоевателей - арабов, то есть это была своего рода религиозная оболочка национального антиарабского движения в Иране. Это отчасти верно, но такой характер шиизм принял не сразу, а лишь впоследствии. Началось же дело с внутренней борьбы среди арабов - с борьбы за власть между преемниками Мухаммеда. Четвертый халиф - Али был кровным родственником пророка - его двоюродным братом и зятем; сторонники Али (шия-Али, то есть партия Али) не признавали законности предыдущих халифов, так как они были не из рода пророка, а были «избраны» религиозной общиной, то есть попросту узурпировали власть. Борьба за власть приняла форму спора о преемственности власти в халифате. Партия Али потерпела поражение, Али был убит, но сторонники его в дальнейшем укрепились в Иране и Ираке, и там шиизм широко распространился как выражение протеста против власти Арабского халифата. Али и его сыновья Хасан и Хусейн легли мучениками за веру. В память этого шииты ежегодно справляют траурный праздник шахсей-вахсей, при котором доведены до экстаза фанатики наносят себе раны острым оружием или другими такими же дикими способами выражают свою религиозную преданность памяти мучеников.

Главная идея шиизма - вера в то, что законным преемником пророка Мухаммеда - имамами - могут быть только его родственник-потомок, а «избранные» общиной (что на самом деле захватили в ней власть) халифы незаконны. В связи с этим шииты отвергают сунну, составленную при первых халифах из преданий о пророке.

Но шиизм не остался единственным, внутри него возникли различные течения. Господствующим стало течение, признающее одиннадцать законных имамов - потомков Али, двенадцатый имам будто бы еще в IX в. таинственно скрылся и где находится неведомо, однако должен в конце появиться как спаситель - махди. Это наиболее распространенное в шиизме течение особенно укрепилось в Иране и с начала XVI в. (При династии Сефевидов) стало там официальной государственной религией.

Другие ответвления шиизма насчитывают гораздо меньше последователей и являются сектами. Такая секта измаильтян (по имени Измаила, ее учредителя; VIII в.), распространена ныне в горных районах Афганистана, Бадахшана и др. Измаильтяне верят в то, что в их имамов последовательно воплощается «мировая душа». Этот имам образует наследственную династию «Агаханов», которые ведут светскую, роскошную жизнь и собирают отовсюду дань с членов секты. В учения измаильтян влилось много идей из домусульманских религиозно-философских систем Азии и из местных народных верований.

От измаилитской секты отделилась в IX в. группа карматов - демократическая секта, члены которой, преимущественно крестьяне и бедуины Аравии, устанавливали общность имущества. Руководители секты пытались соединить мусульманское вероучение с идеями неоплатоников и гностиков, они рассматривали человека как микрокосм, Секта карматов существовала до XI в.

От того же измаилизма отпочковалась секта ассассинов, соединявшей мистицизм с фанатической борьбой за веру против немусульман. В годы крестовых походов ассассины были самыми ярыми врагами крестоносцев (кстати, от названия секты происходит французское слово «assassin» - убийца).

Наконец в XI в. от того же корня отделилась группа последователей халифа Хакима. По имени видного предводителя секты Исмаила ад Дарази последователи секты до сих пор известны как друзы (в Ливане).

В отличие от шиизма, ортодоксальный ислам, охвативший большинство мусульман мира, называется суннизм, сторонники его признают законность сунн. По мнению суннитов, имамом может стать тот, кого выбрал Аллах и народ.

Суннизм тоже не остался вполне единым. В VIII-IX вв. в нем возникла мутазилитское течение. Мутазилиты стремились толковать мусульманское вероучение в рациональном духе, доказывали "справедливость" Бога, наличие свободной воли у человека, признавали Коран книгой, написанной людьми, а не созданной Богом. Мутазилитов поддерживали некоторые халифы (IX в.), которые искали в этой секте опору для своей слабеющий власти. Но вскоре (конец IX в.) реакционное фанатичное духовенство взяло верх в халифате, мутазилитов стали преследовать. Укрепилось учение о вечности, «несотворенности» Корана. Однако идеи мутазилитов оставили след в дальнейшем развитии мусульманского богословия.

В VIII-X вв. в исламе возникло мистическое, полумонашеское движение - суфизм (от слова «суфи» - грубая шерстяная ткань, сермяга). Оно зародилось в недрах шиизма, но проникло и в среду суннитов. В суфийских вероучении сказалось влияние идей маздеизма, буддизма и даже неоплатонизма. Суфии не придавали большого значения внешней обрядности, а искали истинного богопознания, мистического слияния с божеством. Некоторые суфии доходили до пантеистического мировоззрения (Бог - во всем мире, весь мир - проявление или эманация Бога) и тем самым удалялись от грубо антропоморфного представления об Аллахе, которое дано в Коране. Суфии придавали особое мистическое значение именам божьим встречающихся в Коране. Мистико-пантеистическое движение суфизма сначала подвергся гонениям со стороны мусульманских фанатиков-ортодоксов, но постепенно обе стороны пошли на уступки. Последователи суфийского учения стали образовывать ордена странствующих монахов - дервишей - во главе с шейхами, или ишан. Эти ордена были признаны законными и у суннитов, и у шиитов. Дервиши, хотя они и давали монашеский обет бедности, на деле вскоре превратились в шарлатанов, которые обирают и обманывают легковерный народ, руководители же дервишей, ишаны, в свою очередь обирают своих послушников - мюридов. Некоторые ордена дервишей применяют в своих молебнах экстатические танцы и другие чисто шаманские способы общения с Богом. Придается большое значение мистическому восклицания: «Ху!»

С суфизмом было исторически связано движение тариката. Это понятие первоначально означало благочестивый путь жизни для общения с Богом (слово «тарикат» по-арабски путь). Но впоследствии тарикатом стали называть учение фанатиков, проповедовавших «священную войну» против христиан и других неверных.

Под флагом тариката вели, например, войну на Кавказе (Кази-мулла, Шамиль) против русских. Боевую силу тариката составляли мюриды - послушники, слепо повинуются своему мюршиду - духовному наставнику. Отсюда движение Шамиля иногда называли мюридизм.

В новейшее время усложнение социально-экономических и политических условий, обострение классовой борьбы вызвали появление новых сект в исламе. Среди бедуинов Аравии в XVIII в. возникло движение ваххабитов (последователей Мухаммеда ибн Абдель Ваххаба), в котором отразился стихийный протест кочевников против богатства и роскоши городских купцов и богачей. Ваххабиты требовали возвращения к патриархальной простоте жизни первых веков ислама, строгого выполнения предписанных обрядов и запретов, уничтожения роскоши, боролись с европейскими культурными влияниями, не признавали культа святых, поклонялись только одному Богу. После жестокой борьбы с противниками ваххабиты к началу XX в. взяли верх в государстве Неджд (Внутренняя Аравия), а потом подчинили себе Хиджаз с городами Меккой и Мединой. В государстве Саудовская Аравия ваххабизм сделался господствующей религией.

 

Шариат - мусульманский религиозный закон

Характерная особенность ислама состоит в том, что он энергично вмешивается во все стороны жизни людей. И личная, и семейная жизнь верующих мусульман, и вся общественная жизнь, политика, правовые отношения, суд, культурный уклад - все это должно быть подчинено целиком религиозным законам. В прежние времена в мусульманских странах имело место полное сращивание государственной и церковной власти: глава государства (халиф, падишах) считался преемником пророка, высшее духовенство составляло штат его советников, суд находился целиком в руках духовных лиц. И уголовное и гражданское право было построено всецело на религиозном законе - шариате. Следили за выполнением норм шариата и толковали их мусульманские богословы.

Поэтому мусульманское духовенство выполняло и выполняет больше светские, чем чисто религиозные функции. Мулла, находящихся при мечети, - это, собственно, учитель в церковной школе. Кади - это судья, знаток шариата. Муфтий - более высокий духовный чин - главный авторитет в вопросах шариата. Улем - ученый богослов, преподаватель в высшей религиозной школе, совет улемов давал свои заключения по вопросам религии и права. Во главе мусульманского духовенства в отдельных странах стоял шейх-уль-ислам - видный богослов, он же советник государя. Разъяснения, даваемые шейх-уль-исламом, по тем или иным спорным вопросам догматики, политики или права считались непререкаемым законом.

Обучение молодежи в мусульманских странах прежде было тоже чисто религиозным. Низшие школы - мектебы - существовали при мечетях. Высшие школы - медресе - были своего рода духовными академиями. В них студенты изучали Коран и другую религиозную литературу, богословские вопросы. Язык преподавания, язык церковной литературы был арабский. Кстати, арабская система письма была принята и в тюркских, и в иранских языках, хотя она для них мало приспособлена.

Мусульманская церковь в странах ислама была обычно и крупной экономической силой. Согласно шариату, церковь может владеть имуществом, и это имущество считается неотчуждаемым (вакф, множественное число - ва-куф). Вакуфные земли состояли из пожалований (в эпоху завоеваний), из пожертвований и др. Они были очень велики: например, в странах Средней Азии до половины всех обрабатываемых земель принадлежало церкви, и они приносили огромные доходы, так как обычно отдавались в аренду на строгих условиях; за счет вакуфного имущества и кормилось многочисленное духовенство. Хотя правоверный ислам не идет ни на какие компромиссы с другими религиями (в отличие, например, от буддизма), но в народных массах мусульманские верования очень часто переплетаются с древними, домусульманскими. Почти повсеместно, особенно в слаборазвитых странах, распространен культ местных святых. Мусульманские святые зачастую оказываются не чем иным, как древними местными божествами-покровителями, которым дали мусульманские имена.

Интересно отметить, что в многовековых столкновениях ислама с христианством (точно так же, как и с маздеизмом и другими религиями) ислам почти всегда выходил победителем. В большинстве стран Средиземноморья, где господствует ислам, он вытеснил христианство которое преобладало здесь раньше (Северная Африка, Египет, Сирия, Малая Азия). На Кавказе большинство народов до распространения ислама придерживались христианства, позже многие из них были исламизированы (черкесы, кабардинцы, аджарцы, часть осетин и абхазов). На Балканском полуострове в ислам обращены были некоторые группы болгар, македонцев, боснийцев, албанцев, которые раньше исповедовали християнство. Обратных случаев массового обращения какого-либо мусульманского народа в христианство история не знает.

Почему же религия Мухаммеда так часто брала верх над религией Христа? Видимо, вследствие большей простоты, доступности, понятности народным массам, особенно в восточных странах, где преобладал патриархально-феодальный быт.

Вывод:

Ислам самая молодая мировая религия. В основе идеологии, догматики, обрядности, этики раннего ислама лежит иудейско-христианское мировоззрение, но приспособленное к общественному устройству родоплеменного быта арабов. Догматизм ислама очень прост: мусульманин должен твердо верить, что есть только один Бог - Аллах; что Мухаммед был его посланником-пророком; что до него Бог посылал людям и других пророков - это библейские Адам, Ной, Авраам, Моисей, христианский Иисус, но Мухаммед выше их; что существуют ангелы и злые духи (джинны), что в последний день мира мертвые воскреснут и все получат благодарность за свои дела: праведные будут наслаждаться в раю, грешные и неверные гореть в геенне; наконец, что существует божественное предопределение, ибо Аллах каждому человеку заранее предсказал его судьбу.

Характерная особенность мусульманской религии состоит в том, что она энергично вмешивается во все стороны жизни людей. И личная, и семейная жизнь верующих мусульман, и вся общественная жизнь, политика, правовые отношения, суд, культурный уклад - все это должно быть подчинено целиком религиозным законам.

Вопросы для самоконтроля

1. Какие религиозные представления включил ранней ислам?

2. Что обозначают термины "ислам", "мусульманин"?

3. Назовите священную книгу мусульман.

4. Охарактеризуйте основные вероисповедные принципы ислама.

5. Что такое "хиджра"? Когда было начало хиджры и с чем оно связано?

6. Шииты и сунниты. В чем различия между этими направлениями в исламе?

7. Что Вы можете рассказать о жизни и учении пророка Мухаммеда?

8. Что такое шариат?

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: