Тема 7. Правовое государство и гражданское общество.




Вопросы и задания для самостоятельной работы

По политологии

Тема 6. Государство как основной институт политической системы.

1. Дайте характеристику государства как формы политической самоорганизации общества.

2. Какие существуют способы разделения и рассредоточения власти в государстве? В чем заключается сущность распределения компетенции между центральными и региональными органами власти? Какие вам известны способы распределения полномочий между центральными органами власти?

3. Проанализируйте определение государства М. Вебера. Сравните основные положения теории государства Вебера с марксистской теорией государства. В чем вы видите разницу между этими теориями?

4. Решите следующие задачи:

- Известно, что в некоторой стране X:

а) глава исполнительной власти избирается всеобщим голосованием; б) сроки исполнения полномочий главы исполнительной власти и парламента строго фиксированы и не зависят от доверия сторон друг к другу; в) выборный глава исполнительной власти назначает правительство и определяет его состав.

Можно ли на основании этих признаков определить форму правления в указанном государстве?

- Известно, что в некоторой стране X:

а) нижняя палата парламента избирается на всеобщих выборах; б) правительство формируется парламентским большинством; в) правительство несет политическую ответственность перед парламентом.

Можно ли на основании этих признаков определить форму правления в указанном государстве?

- Известно, что в некоторой стране X:

а) глава государства избирается всеобщим голосованием; б) глава государства наделен существенными полномочиями: может назначать и смещать главу правительства, распускать нижнюю палату парламента.

Можно ли на основании этих признаков определить форму правления в указанном государстве?

 

 

Тема 7. Правовое государство и гражданское общество.

1. Идентичны ли понятия «закон» и «право»?

2. Как соотносятся в правовом государстве власть, закон и право?

3. Как соотносятся в антидемократических режимах власть, закон и право?

4. Назовите сущностные характеристики правового государства.

5. Выделите признаки правового государства. Можно ли современное

российское государство считать правовым?

6. Охарактеризуйте основные системообразующие элементы гражданского общества.

7. Поясните, почему развитие гражданского общества считается необходимым условием существования демократии.

8. Почему переход от авторитаризма к демократии невозможен без формирования развитого гражданского общества?

9. Перечислите основные исторические вехи формирования и эволюции гражданского общества.

10. Каковы сущностные характеристики гражданского общества?

11. Каковы особенности формирования гражданского общества в России и Украине?

12. Дайте основные сущностные характеристики правового государства.

13. Какое понимание гражданского общества (либеральное, консервативное, социал-демократическое и т. д.) дано в следующем определении: «То, что мы называем «гражданским обществом», есть общественное единство, спонтанно слагающееся из вольного сотрудничества, из добровольного соглашения воль отдельных членов общества. Его юридическая форма есть договор, соглашение, и известная «договорная» теория общества пыталась все общество как целостное единство и, в частности, его государственное единство, истолковать по образцу именно «гражданского общества»? Аргументируйте свой ответ.

14.Какой из принципов характеризует деятельность гражданского общества, а какой - государства: «запрещено все, что не разрешено» и «разрешено все, что не запрещено»?

15.Каких предпосылок (экономических, политических, культурных, правовых), на Ваш взгляд, недостает для формирования правового государства и гражданского общества в Украине?

16. Какая из характеристик правового государства, на Ваш взгляд, является наиболее важной: верховенство закона или признание, гарантии прав и свобод личности9

 

Тема 16. Политические процессы: сущность, содержание и система детерминации.

1. Дайте подробную характеристику роли групп интересов в политическом процессе.

2. Багдадский калиф Гарун-аль-Рашид любил, переодевшись бедняком, прогуливаться по улицам столицы и слушать разговоры простых людей. Однажды, будучи на базаре, он услышал разговор, из которого узнал о готовящемся заговоре и о роли в нем визиря. Вернувшись во дворец, он велел казнить неверного ему подданного и радикально изменил проводимую политику. Можно ли рассказ человека, столь сильно повлиявший на политические события, назвать политическим участием?

3. Попытайтесь объяснить, объяснить, почему лица с более высоким образованием демонстрируют большую политическую активность?

4. Охарактеризуйте основные режимы протекания политического процесса.

5. Назовите основные стадии политического процесса в режиме функционирования.

6. На Ваш взгляд, какими особенностями обладает политического процесс в современной России? Почему нередко его характеризуют как «волнообразный»?

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: