Основная цель любой фирмы- получение прибылей. Основная задача системы управления маркетингом- обеспечить производство товаров, привлекательных с точки зрения целевых рынков. Однако успех руководства маркетингом зависит и от деятельности остальных подразделений фирмы, и от действий её посредников, конкурентов и различных контактных аудиторий. Силы, действующие в рамках микросреды фирмы управляющие по маркетингу не могут замыкаться только на нуждах целевого рынка. Они должны принимать в расчет все факторы микросреды.
Основными конкурентами ООО «Гарант» являются магазины, реализующие компьютеры и комплектующие к ним, системы противопожарной сигнализации. В зависимости от личных предпочтений покупатель выбирает тот или иной вид товара. В микрорайоне, где находится исследуемый магазин, располагается специализированное предприятие «Компьютерный мир» в котором покупателю предлагается широкий ассортимент продукции. Данный магазин имеет более широкую специализацию и располагается в более проходимом месте. Однако обслуживание в нем производится через прилавок, что в свою очередь замедляет процесс продажи товаров и предполагает отсутствие полной свободы выбора у покупателей. Таким образом данный конкурент выигрывает по показателям месторасположения и широты ассортимента, однако он не является ценовым конкурентом и характеризуется некачественным обслуживанием.
Основными конкурентными преимуществами исследуемого предприятия являются:
. Расчет потребителей со средним и высоким достатком.
. Подтвержденное качество реализуемых товаров.
.Своевременное и полное информирование покупателей о специфике использования товаров.
|
. Система скидок постоянным покупателям.
. Разнообразие и полнота коллекций.
. Возможность для тестирования потребительских качеств товаров.
. Возможность подбора товара по каталогу.
. Возможность обеспечения крупных заказов от организаций.
К субъектам внешней микросреды ООО «Гарант» следует отнести:
финансово- кредитные организации
«Гарант» сотрудничает с банком: ОАО «Промышленно- строительный банк».
поставщики(сроки поставок, уровень брака, размер скидок): ООО «Систем-сервис», ООО» Ультрастар», ООО» Алпро».
конкуренты: ООО»Инсэл», ООО»Бизнес Линк».
потенциальные покупатели(физические и юридические лица)
Анализ внутренней среды ведется по следующим направлениям:
.Экономическая характеристика предприятия
Проведем оценку экономического состояния ООО «Гарант», отражающую динамику основных показателей финансово-хозяйственной деятельности за девять месяцев 2008-2009 года.
Таблица 2.1 Динамика основных экономических показателей хозяйственной деятельности
№ п/п | Наименование показателей | 2008 год | 2009 год | Отчетный период в % к прошлому периоду |
Розничный товарооборот(без НДС акцизов и аналогичных платежей), тыс. руб | 124,2 | |||
Оборот по покупным ценам | 126,7 | |||
Валовой доход от продаж товаров - в сумме, тыс. руб | 156,8 | |||
- в % к розничному товарообороту | - | |||
Издержки обращения - в сумме, тыс. руб | 105,7 | |||
- в % к розничному товарообороту | 8,31 | 7,07 | - | |
Прибыль (убыток) от продажи товаров, в сумме, тыс. руб | 187,2 | |||
Уровень в % к товарообороту | 0,12 | 0,16 | - | |
-рентабельность | ||||
Сальдо по операционным доходам и расходам, тыс. руб | - | - | - | |
Сальдо по внереализационным доходам и расходам, тыс. руб | - | - | - | |
Прибыль до налогообложения, тыс. руб | 187,2 | |||
Налог на прибыль, тыс. руб | 1962,72 | 3674,16 | 187,2 | |
Чистая прибыль(убыток) - в сумме, тыс. руб | 6215,28 | 11634,84 | 187,2 | |
-в % к товарообороту | 10,65 | 16,05 | - |
|
По результатам табл. 2.1 можно сделать вывод о том, что в 2009 году наблюдается рост товарооборота на 24,2%.
На рост товарооборота оказали влияние факторы:
влияние цен
влияние физического объема товарооборота
За счет влияния цен товарооборот увеличился на 7126 тыс. руб. [72500-(72500:110,9%)]. Изменение физического объема обеспечил рост товарооборота на 7004 тыс. руб. [(72500:110,9%)-58370].
Уровень валового дохода возрос на 5%. (37-32%). Сумма валового дохода возросла на 7406 тыс. руб. или на 56,8%, за счёт влияния следующих факторов:
влияние розничного товарооборота обеспечило рост валового дохода в сумме 4521,6 тыс. руб. [(72500-58370)*32/100].
за счет роста уровня валового дохода 3625 тыс. руб. [72500*(37-32)/100].
Положительным моментом в деятельности предприятия следует признать сложившиеся опережающие темпы роста РТО по сравнению с издержками обращения. Это обусловило снижение уровня издержек обращения с 8,31 до 7,07%.
Чистая прибыль предприятия увеличилась с 6215,28 до 11634,84 тыс. руб, что составило 87,2%. Высокий рост прибыли обусловило открытие электронного отдела в ООО» Гарант» в начале 2008 года.
Таблица 2.2 Характеристика ресурсного потенциала предприятия ООО»Гарант»
|
№ | Показатели | 2008 год | 2009 год | Отчетный период в % к прошлому периоду |
Среднегодовая численность работников, чел. | 95,45 | |||
Среднегодовая стоимость основных фондов, тыс. руб | 105,34 | |||
Среднегодовая стоимость оборотных средств. тыс. руб | 120,64 | |||
Площадь торгового зала, кв.м. | - | |||
Среднегодовая стоимость авансированного капитала, тыс. руб. в т.ч.,собственного капитала, тыс. руб. | 105,81- | |||
Расходы на оплату труда работников, тыс. руб | ||||
Среднегодовая выработка в расчете на одного работника, тыс. руб | 3072,1 | 3452,4 | 112,38 | |
Фондоотдача, тыс. руб | 38,9 | 45,8 | 117,74 | |
Фондорентабельность, тыс. руб | 0,03 | 0,02 | - | |
Товарооборот на 1 кв. м. торговой площади | 1241,9 | 1542,6 | 124,21 | |
Оборачиваемость оборотных средств (раз) | 5,69 | 5,86 | - |
По результатам табл. 2.2 можно сделать вывод:
)За счет увеличения эффективности использования основных фондов товарооборот возрос на 14150 тыс. руб. [РТО1-(Фотд*ОФ)=72500-(38,9*1500)].
) возрос товарооборот на 1 кв. м торговой площади с 1241,9 до 1542,6 тыс. руб.
Таблица 2.3 Обобщающая оценка экономической эффективности хозяйственной деятельности и финансовой независимости предприятия ООО»Гарант»
Показатели | 2008 год | 2009 год | Очередной период в % к прошлому периоду |
1. Показатель эффективности использования торгового потенциала предприятия | 3,96 | 4,27 | 107,83 |
2.Показатель эффективности финансовой деятельности предприятия | 0,55 | 0,9 | 163,64 |
3 Показатель оценки трудовой деятельности | 19,46 | 23,93 | 122,97 |
4.Интегральный показатель экономической эффективности хозяйственной деятельности | 3,48 | 4,51 | 129,59 |
Методика основных показателей
Показатель эффективности использования торгового потенциала предприятия (ЭИТП)
ЭИТП=РТО/(ФЗП+ОС+ОФ) (2.1)
Показатель эффективности финансовой деятельности предприятия (ЭФД)
ЭФД=ПВ/(ФЗП+ОС+ОФ) (2.2)
Показатель оценки трудовой деятельности (ЭТД)
ЭТД=РТО/ФЗП (2.3)
Интегральный показатель экономической эффективности хозяйственной деятельности (ЭЭХД)
ЭЭХД= ЭИТП* ЭФД* ЭТД
где: РТО- розничный товарооборот, тыс. руб.
ФОТД- фондоотдача, тыс. руб.
Пв- сумма валовой прибыли, тыс. руб.
ФЗП- фонд заработной платы, тыс. руб.
ОС- среднегодовая стоимость оборотных средств, тыс.руб.
ОФ- среднегодовая стоимость основных средств, тыс. руб.
АК- среднегодовая величина авансированного капитала, тыс. руб.
СК- среднегодовая величина собственного капитала, тыс. руб.
ЗК- среднегодовая величина заемного капитала, тыс. руб.
На основании таблицы 2.3 в 2009 году возросли показатели эффективности использования торгового потенциала и показатель оценки трудовой деятельности соответственно на 7,83% и 22,97%. Показатель эффективности финансовой деятельности имеет положительное значение, он вырос на 63,64%. Экономическая эффективность хозяйственной деятельности предприятия выросла на 29,59%, что связано в первую очередь с открытием в 2008 году электронного отдела.
Проанализировав таблицы 2.1, 2,2, 2,3 можно сделать краткий прогноз основных тенденций развития предприятия:
с открытием в 2008 году электронного отдела на предприятия увеличился РТО, прибыль, экономическая эффективность предприятия, эффективность торгового потенциала и финансовой деятельности, снизился уровень издержек обращения. С ростом потенциала отдела ожидается дальнейший рост прибыли предприятия, положительные тенденции в развитии хозяйственной деятельности, всех экономических показателей предприятия.