Действие Третье. Шхина, шуты, автор, Йоси и Давив.




Жена, Шхина и Сатана

Еврейская ненародная околоопера

Dramatis Personae

Автор — умалчивающая фигура. -?

Дед - Катя Струганова-?

Йоси - внук - Вика Поспелова

Давидка-внук - Маша Болотникова

Руссский рокер-хиппи - Вогман

Опера - Ширель Дашевская

Еврейский композитор - Давид Бен-Гиршон

Шостакович _ Оля Путкова

Шенберг - Леша Зыгмонт

Актриса - Ривка Гершович

Канатоходец - Вика Поспелова

Шхина - Ривка Львова

Сатан - Марк Гондельман

шуты-пророки - Аня Авласович, Оля Попова -?

 

Действие первое. Пролог на Земле.

Автор, шуты, Дед и Внуки.

Пустая сцена из темноты появляется Автор. Он поёт и умалчивает. Это подчёркивается каким-то музыкальным инструментом. Во время его молчания звучит какой-то звук. Его умолчания в тексте отмечены знаком двойного тире.

Автор:

Столетий несколько тому назад,

Когда огромный самолёт своим крылом

Ещё ——, но ящера стотонного уже ——,

В местечке, о котором мы увы, ——

В нём жил старик, боявшийся ——

И с ним два внука — Йоси и Давидка

Он Торе их и музыке учил.

Он Тору —— и заповеди.

Они играли для —— на инструментах,

О них мы поведём ————

 

Появляются шуты. Перебивают рассказчика (в стиле квн).

Шуты:

— Дамы и Господа!

— Господа и дамы!

— Вы являетесь свидетелями хасидской истории имени Мартина Бубера.

— Мартина Бубера Кинга!

— А про это у нас есть песня!

Начинают петь на мотив Ералаша (по строчкам, показывая друга на друга пальцами):

— Хасиды и хасидки,

а также их цадики,

рассказы о двейкуте

услышать не хотите ли,

кавод, кавану, каббалу познаете вы тут,

хасидские истории

(вдвоем:)

 

в журнале - ХАСИДУТ!

Автор гневно молчит и пытается что-то спеть. Его умалчивание подчёркивается музыкой.

Автор:

— —— я только написать ——

да как же можно ——

герои —— помогите мне!

Явитесь и спасите от шутов!

Появляются Дед и Внуки: Йоси и Давидка, с музыкальными инструментами, которые они держат неправильно. Они поют что-то вроде кантаты: дед пропевает строчку, а два внука повторяют её конец, и один внук(по очереди) — последнее слово.

Дед:

Блажен тот муж, что не сидел

Йоси и Давидка:

...что не сидел!

Давидка:

...сидел!

Дед:

На заседании бессмысленных шутов!

Йоси и Давидка:

... на заседании шутов

Йоси:

...бессмысленных!

Дед:

Я вас прошу покинуть эту сцену

Йоси и Давидка:

... я вас прошу

Давидка:

...эту сцену!

Дед:

(говорит быстро)

Я считаю до трёх, а потом я собираю миньян, который призовёт на вас все проклятия из книги "Второзаконие".

Йоси:

И "Тании".

 

Шуты (испуганно):

И "Тании"?

Дед:

И не только.

 

Шуты испуганно и поспешно удаляются.

 

Дед (автору):

И ты уйди, ведь автору среди героев

Не место. Ты только нам испортишь сцену.

Автор откланивается и молча удаляется.

 

Действие второе. Дома у Деда Йоси и Давика.

Вечер. Дед должен вернуться домой, но его всё ещё нет. Йоси и Давидка заводят разговор, о чём-то, что уже давно не даёт им покоя.

Йоси:

Кому служить?

Давидка:

Известно, Богу.

Йоси:

А музыка?

Давидка:

"Она столпилась у порога"

Йоси:

Как можно ей служить когда Он рядом?

Давидка:

Но если нет Его — тогда всё будет адом.

Йоси:

Гармония и музыка меня спасут!

Давидка:

Но без Него гармония теряет суть!

Он ей не оставляет места,

Она ничто при нём, когда Он всё повсюду

Когда Он снова будет рядом — неизвестно

Но только я тогда все звуки чувствую как груду

Когда Он рядом всюду свет

И в музыке потребности мне больше нет.

Йоси:

 

Я ей хочу служить

Лишь для неё я буду жить.

Давидка:

Как можешь ты такое говорить!

Она...

(Прекращает петь)

Входит Дед.

Дед:

Йоси, Давидка! Привет! Был я сегодня в синагоге утром, вы помните, как они сегодня пели? И что это было такое? Так хорошо пели.

Давидка:

Да! Как Менахем хорошо пел! И что это только такое было? Как радостно, что я родился евреем, и что в нашем местечке так хорошо жить. И музыка такая хорошая.

Йоси:

Вы простите меня! Но я бы хотел уехать в город и услышать другую музыку. Когда в селе за рекой играют, мне так хочется слушать их больше...

Дед:

Хас ве-шулем! Йоси, да что это с Тобой!

Йоси:

Я бы хотел как-нибудь родиться неевреем, чтобы знать, как петь другую музыку. Мне страшно об этом говорить, но ничего с собой поделать не могу.

Дед:

Ох, Йоси, что это такое ты говоришь. Неровен час, придётся тебе родиться заново, ох, Йоси, вдали от наших мест...

 

Действие Третье. Шхина, шуты, автор, Йоси и Давив.

Снова тёмная сцена. Автор снова появляется на сцене.

Автор:

— Зачем мне видится —— так смутно и так зыбко

Фигура женская вся в белом? —— Кто она?

Я должен говорить о Йосефе, Давиде ——

Не могу. Мне видится фигура в белом.

 

Музыка: Ройз,Ройз

 

Шхина:

Кто здесь зовёт меня?

Автор:

Я не зову, но не могу не думать о тебе

Скорблю с тобою, хоть и не знаю

О чём твоя печаль.

Шхина:

Я и сама не знаю. Мне кажется,

Что что-то значимое было раньше

И я была царицей, но теперь

Я потеряла память и могу лишь

Только плакать — просторно плакать

На азиатский лад.

Мне кажется, что я была царицей,

Но потерялась в сумрачном лесу

Появляются шуты:

Шуты:

— ну конечно же! Явилась-не запылилась. Жил-был царь и как обычно у него потерялась принцесса. Читали сто раз. Даже не интересно.

— Ага.. еврейский литературный штамп.

— главный жидообразующий элемент!.. это ж жиды ж!

— не говори! хуже: хОйсиды!

Ш х и н а оглядывается и пугливо убегает.

Автор:

(неожидано для себя переходит на прозу. Тут все видят, что это просто пожилой, уставший человек)

Ну что вы.. ну что вы сделали! вы же женщину спугнули! Бога прогнали! антисемиты проклятые!

Ш у т ы:

- мы- антисемиты? нет! это не мы! это жук-антисемит!

Звучит романс Десятникова "Жук-антисемит" - они поют:

Уж солнышко не греет

И ветры не шумят,

Одни только евреи

На веточках сидят.

В лесу не стало мочи,

Не стало и житья:

Абрам под каждой кочкой,

Да!.. Множество жидья!

Воробей - еврей,

Канарейка - еврейка,

Божия коровка - жидовка,

Термит - семит,

Грач - перхач...

Летит жук, жужжит,

- Ж-ж-жид!

 

Неожиданно появляется некто, он очень вырос и судя по всему очень устал:

Автор (в зал):

Давидка? Как Ты появился здесь?

Давидка не слышит автора

Давидка:

прочь! Глупые фигляры! Что вы здесь делаете? Вы не видите, что вы никому не нужны?

Шуты пытаются что-то сказать, но тут появляется Йоси. Он тоже не первой свежести:

Автор (в зал):

Йоси? А Ты как здесь? Что это такое? Я схожу с ума?

Давидка тоже не слышит автора

Йоси:

Они просто пытаются посмеятся оттого, что у них нет ничего за душой.

Шуты:

Без нашего смеха ничего не будет! Тьфу!

 

Действие 4.Русский рокер

Герои идут по сцене и видят, что сидит у кирпичной стены бородатый хиппи-рокер в шляпе, рядом пустые бутылки. Сам он держит гитару и поет пронзительно:

Рокер:

Рок-н-ролл мертв, а я еще нет.

Рок-н-ролл мертв, а яааааа!

Те, кто нас любят, смотрят нам вслед..

Рок-н-ролл мертв, а яаааа... еще нет!

Шуты:

- Кто этот оборванец?

Что он здесь сидит?

- Вестимо. Хиппи, рокер, панк

На улице и ест и спит.

- Что этот оборванец здесь поет?

- Понятно что.. о Боге.

- Кто ж его поймет?

-Никто. И каждый, кто пройдет

Навряд ли хоть копейку поднесет.

- А почему поет фальшиво и так сбивчив ритм?

- Ну уж каким родИли. РодилИ глухим.

- что это у него за раны? Кто его побил? И где сидит он?

- Где? У входа в Рим.

Далее звучит песня Вогмана «Почему же Бога нет – потому что Он с нами»

Шхина:

Как же красиво он поет!

Шхина подходит, тихо нежно гладит его по голове. Уходит. Рокер вдруг очнулся и посмотрел на героев.

Рокер:

- Куда вы идете?

Йоси:

- Я точно не знаю. Мы просто идем.

Рокер:

И я не знаю, куда я иду..и зачем. Вот и не иду. Сижу и лежу, как видишь.

Йоси:

- Вижу... Но мы идем. Мы хотим собрать Музыку, которая была в Храме. Она рассыпалась на мелкие осколки и попала в разные страны, в разные души. Мы хотим вернуть ее Царю. А что ты поешь?

Рокер:

- Разных людей, которым в России плохо жилось. А иногда хорошо.

Йоси:

- А я запомнил все, что ты пел. А ты? сможешь ли ты запомнить мою мелодию?

Мальчик начинает, потом они поют двое. (нигун без слов минорный Брацлавский)

- Спасибо тебе. Я Миша и теперь пешеходствую с вами.

 

Действие 5. Опера.

Идут дальше, встречают Оперу в пышном платье. Она поет итальянскую Арию.

Рокер:

ну что за мерзкий и снобистский жанр!

И как далек он от народа!

Невнятен текст, манерен жест

А голос вычурен премного.

Зачем пришли сюда, скажи?

Не для того ли, чтоб надменно

Провозгласить: все, кто не с нами

– быдло, ну а элита – только мы.

Дед:

Согласен, все здесь некошерно.

Закрыл бы внукам я глаза.

Вот срам-то! Пение! Публично!

Вот вырез! ведь почти нага!

Еще в Талмуде говорят: театр

- ничто иное как ситра ахра.

Если бы здесь дочь свою увидел..

Ух! не попадайся на глаза!

Йоси:

Но как же с Оперой нам быть?

Ведь несмотря на это все

Я верю в искренность ее.

Опера, ведь ты не такая! Спой нам что-то еще!

Опера (смущенно):

- Я.. Я ведь и в самом деле не такая, он.. угадал.. И почему я пою на итальянском! Подождите, не уходите, не бросайте меня тут среди этих бархатных занавесок, среди этих душных позолоченных стен! Я спою по-другому.

Поет (арию Ленского Чайковского)

Рокер:

- Что происходит... почему мне так грустно..? Почему она поет о том, что мне..мне! так важно? Что это? ария??!! Ленского!?

Рокер садится на пол, раскачивается в молитвенной позе пророка Элиягу, слушает музыку. Берет гитару в руки и поет арию Ленского под гитару, подбирая ее.

Потом обращается к Опере:

- Ты ведь правда пойдешь с нами?

Опера:

- Я пойду с тобой. Я устала быть оперой богача.. я буду оперой нищих. Я буду вам совсем необременительна. Правда-правда. Всего три гроша в день..

 

Действие 6 -?. Актриса и Сатан.

- Марк, напиши плз. (Сатана вызывает актрису из Кабаре, влюбляется в неё и пытается соблазнить её минималистическими гармониями. Но актриса верна своей лёгкой профессии и простым, человческим гармониями. Сила Сатаны слабеет и поэтому Музыка вдруг может выбежать из-под его власти.)

 

Действие 6. Еврейский композитор.

Йоси:

- Кто вы такой? Как вас зовут?

Еврейский композитор:

- Я сам не знаю.
В ежеминутном выборе живу.
О странники! Скажите мне хоть вы
Возможно ли? Быть с европейцами, их музыку писать
И вере предков верность сохранить?
Слагать квартеты, фуги и романсы,
И в строчках нот Всевышнего хвалить?
Учился в хедере когда-то я, читали Тору
На улице был слышен звон цимбал, звучал кларнет
Я с детства впитывал еврейские напевы..
Их высший не выносит свет.
Консерватория... вы знаете,
Что есть такое - контрапункт? Там Римский-Корсаков учил гармонии и оркестровке..
Но есть ли смысл в том, коль нет души?
Она.., она, прибегнув к маскировке,
Страдает от того, что под немым запретом
Должна существовать.
Еврейская душа! Рвись прочь из тени смертной сей
да сбрось оковы!
Твори и пой, хоть миру целому назло.
Пусть херем, пусть погром, мне все равно.
Собой останусь я в квартетах и романсах
В них расцветут нигуны, как цветы,
И звучный запоет кларнет...
Не понят и забыт я буду – вот удел мой
Но выхода другого...
Нет.
Да разве нет?

Как одинок я стал в моею тайной, с моей мечтой.

Ужель в свой дар напрасно я поверил, о Боже мой?

Это первые строки из романса Ахрона, который впоследствии звучит.

- А кто вы?

 

Йоси:

Меня сейчас зовут Шёнберг.

Давидка:

Меня раньше звали как-то иначе, но сейчас — Шостакович.

Действие 7.Шостакович

Герои входят в комнату. В комнате сидит маленький человек за письменным столом. Звучат ноты ре -ми-бемоль - до- си. Позади незаметно сидит человек в костюме и в шляпе (образ из картин Рене Магрита) и что-то записывает.

Мальчик:

- Нам сказали, что здесь живет композитор Дмитрий Шостакович"

Шостакович испуганно вздрагивает, поспешно убирает рукопись в стол, снимает очки, робко встает.

- Да, я.. Дмитрий Шостакович.

Присматривается, видит, что они евреи. Оглядывается вокруг, не замечая человека, который все записывает.

- Как я рад, что вы здесь! Только.. мне нужно докончить работу.. Подождите немного, пожалуйста.

Он садится и начинает писать в нотной тетради. По мере того, как он пишет - звучит музыка прелюдии до-диез минор. Герои зачарованно слушают. Музыка заканчивается. Дедушка подходит к Шостаковичу и пожимает ему руку. Мужчина, который все записывал, выходит из тени, говорит холодным голосом "это будет вписано в дело товарища Шостаковича" и уходит медленно и механически.

Дед ошарашенный садится на пол и поет скорбный нигун. Это тема смерти из 8 квартета Шостаковича dsch. Далее звучит музыка Шостаковича.

 

Шостакович:

- Я пойду с вами. Мне не скрыться от этого никуда, кроме как в самого себя.

 

Действие 8 Шенберг.

 

Герои видят человека в клетке. Вокруг него валяются листы нотной бумаги. Он мечется из угла в угол. И все восклицает:

"Что такое искусство сегодня? Мука мученическая".

 

Шенберг:

- Вы кто?

Дед:
-Я – Дед, а это – внук Давидка,
Он стал Шостаковичем.
Вот опера и рокер. И еврейский композитор.

Шенберг:
- Не лгите, зеркала.
Довольно вы мне лгали.
А ты... (смотрит на Давидку), да, это ты.
Тебя я знаю.
Неважно. Тяжкие замки
Отчаянья на клетке этой.
Я не смогу уйти с тобой.

Давидка:

- Но клеть открыта.

Шенберг:

Так только кажется. Неужто может быть,
Что псалмопевец, как воззвал из бездны,
Окончив песнь, пошел тотчас обедать?
Нет, он остался, ведь дойдя до дна,
Он, видя прошлое свое, не может
Встать и с ним пойти.
Все пусто. Пуст сам путь того,
Что не идет на праздник нечестивых,
И не придавит он собою бархат кресла,
Если не сядет на пиру безумных,
Что, закричав в сердцах или без сердца:
«Несть богов!», отправились на ужин сытный.
Кто знает, КАК воззвал Давид, царь?
Быть может, точно так же.
На арфе разрывая струны,
В гармониях чудовищных,
Как реки крови,
Кричал он, что нет Бога, и
От Бога ждал ответа,
Что Тот есть.
Не дождался.
А может, он просил у струн,
Лаская их руками,
Чтоб Бога нового они ему
Сыграли.

Давидка:

- Ты в Бога веришь ли?


Шенберг:
- Я верю в музыку. Я знаю, что
Вода течет, огонь горит,
Не в себе сами,
А так, как им Единый повелит.
Я буду сам гробовщиком,
В гробу хрустальном
Я сохраню искусственную розу,
Которая прекрасна мной самим,
Не Богом.
Потоки богохульств моих
Пусть станут пятою рекою
Царства мертвым,
И пусть эта река визжит
Смычками скрипок, клапанами труб,
И прочих музыкальных инструментов.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: