Проектирование рабочей программы
В дошкольной образовательной организации
Согласно Федеральному закону от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» педагогический работник (воспитатель) - это физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющих образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся. На основании ст. 48.Закона № 273-ФЗ педагогические работники обязаны осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию преподаваемых учебных предметов, курса, дисциплины в соответствие с утверждённой программой.
Рабочая программа – нормативный документ, в котором определяется объем, структура и содержание образовательного процесса по определенному направлению (образовательной области).
Разработка рабочей программы осуществляется на основе:
- ФГОС ДО (Раздел II: Требования к структуре образовательной программы дошкольного образования и ее объему);
- основной программы ДОУ.
Разрабатывается рабочая программа – воспитателем, конкретнымØ специалистом учреждения (муз. руководитель, логопед, руковод. физического воспитания и т.д.) либо несколькими педагогами.
Принимается на заседании органаØ самоуправления ДОУ в соответствии с Уставом. (педагогическом совете)
Утверждается приказом руководителя ДОУ.
Следует отметить, что на сегодняшний день требования к рабочей программе на федеральном уровне не определены. Поэтому каждый педагог ДОО самостоятельно выбирает структуру и форму документа. Рабочая программа
может быть составлена по аналогии с основной образовательной программой
|
дошкольного образования в соответствии с требованиями, предъявляемыми Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.10.2013г. N 1155 (далее - ФГОС дошкольного образования).
Составитель рабочей программы (специалист, воспитатель) может самостоятельно вносить изменения и дополнения в содержание рабочей программы:
- дополнить перечень изучаемых тем, понятий в рамках раздела;
Ø раскрыть содержание разделов, с той степенью конкретизации, котораяØ отвечает требованиям образовательного учреждения;
- устанавливать последовательность подачи материала (например, с учетомØ структуры используемого учебно-методического комплекта),
- корректировать объем времени, исходя из дидактической значимости, степениØ сложности усвоение материала воспитанниками.
Структура рабочей программы педагога ДОУ по ФГОС
Титульный лист
Титульный лист – это своего рода "визитная карточка" программы. Поэтому, как и в визитной карточке, тут должна быть указана только самая необходимая информация:
наименование образовательного учреждения;
где, когда и кем утверждена данная программа (в правом верхнем углу – утверждает заведующий ДОУ (дата, подпись, номер приказа, в левом верхнем углу – ПРИНЯТО педагогическим советом учреждения, номер протокола);
полное название программы (например, Рабочая программа совместной деятельности педагога с детьми 3-4 лет, младшая группа.);
составлена на основе примерной образовательной программе дошкольного образования (2014г) («От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой (2014 г));
|
срок реализации программы (учебный год);
Ф. И. О. и должность автора (авторов);
год разработки программы.
Содержание.
Прописывается содержание рабочей программы и указываются страницы.
(Разделы рабочей программы)
3. Целевой раздел:
Целевой раздел включает в себя:
а) пояснительную записку;
б) планируемые результаты освоения Программы.
Пояснительная записка должна раскрывать:
1. Актуальность
2. Цели и задачи
3. Нормативно – правовые документы
4. Основные принципы и подходы
5. Особенности организации образовательного процесса
В соответствии с какими нормативными документами разработана данная программа. (перечень нормативных документов)
• Конституция РФ, ст. 43, 72.
• Конвенция о правах ребенка (1989 г.)
• Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
• «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования». Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155
•Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от30 августа 2013 года N 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»
•Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 26 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно - эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»
|
Цели реализации Программы;
Цель: (из программы «От рождения до школы»:
Создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.
Задачи
(программа «От рождения до школы) (обязательная часть):
1. Забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном развитии каждого ребенка.
2. Создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству.
3. Максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса.
4. Творческая организация (креативность) воспитательно-образовательного процесса.
5. Вариативность использования образовательного материала, позволяющего развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка.
6. Уважительное отношение к результатам детского творчества.
7. Единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи.
8. Соблюдение в работе детского сада и начальной школы преемственности, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования детей дошкольного возраста, обеспечивая отсутствие давления
предметного обучения.
Задачи (формируемой часть ДОУ – парциальные программы)
-принципы и подходы к формированию Программы.
Принципы и подходы в организации образовательного процесса:
В качестве принципов рабочей программы могут быть указаны основные принципы дошкольного образования, определенные ФГОС дошкольного образования.
• полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста, обогащение (амплификация) детского развития;
• построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, в рамках которой ребенок активно выбирает содержание своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования);
• содействие и сотудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
• поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
•. сотрудничество организации с семьей;
•. приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
• стимулирование познавательных интересов и действий ребенка в различных видах деятельности;
• возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
• учет этнокультурной ситуации развития детей.
Также в пояснительной записке дается характеристика возрастныхособенностей воспитанников группы описание контингента детей паспорт группы характерные особенности данного возраста.
- Значимые для разработки и реализации Программы характеристики (Характеристика особенностей развития детей представлена в основной общеобразовательной программе, реализуемой в ДОУ, в том числе возрастные и индивидуальные особенности контингента детей группы.
Например, Все дети группы владеют в совершенстве навыками самообслуживания, соблюдают правила личной гигиены. У большинства детей развита мелкая моторика. Дети группы любознательны, проявляют высокую познавательную активность, любят слушать книги.
В игровой деятельности дети самостоятельно распределяют роли и строят свое поведение, придерживаясь игровой роли.
Продолжается совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона. В изобразительной деятельности могут изображать предметы круглой, овальной, прямоугольной формы. 60 % детей знают цвета и оттенки. Наши дети владеют некоторыми техниками нетрадиционного рисования и т. П.
Планируемые результаты (в виде целевых ориентиров)
(выписать из программы по возрастной группе)
Так же прописываются планируемые результаты формируемой части Программы.
4. Содержательный раздел:
Содержание образовательной деятельности по освоению детьми
образовательных областей:
· ОО «Социально-коммуникативное развитие».
· ОО «Познавательное развитие».
· ОО «Речевое развитие».
· ОО «Художественно-эстетическое развитие».
· ОО «Физическое развитие».
Делается описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях, с учетом используемой примерной образовательной программ дошкольного образования («Детство», «От рождения до школы»).
Например ОО Социально коммуникативное развитие
ОО Познавательное развитие
Описание форм, способов, средств реализации Программы
Можно представить в виде таблицы: направление развития; формы реализации программы (совместная деятельность, самостоятельная деятельность, взаимодействие с семьей); способы; средства, методы и приемы)