Компетентностная модель выпускника




Понятие компетентности. Модель компетентности выпускника

Цель: закрепить знания о сущности понятия «компетенция», основных положениях компетеннтностного подхода, сущности, назначении и этапах разработки и компетентностной модели выпускника.

 

Порядок выполнения работы:

1. Изучить теоретические сведения.

2. Выполнить задания для самостоятельного выполнения.

 

Теоретические сведения

Концепция компетентности является определяющей в проектировании, формировании и создании образовательного пространства большинства стран мира.

На сегодняшний день именно компетентностный подход отвечает требованиям производственной сферы, становится радикальным средством модернизации профессионального образования, моделирования его результатов и позволяет человеку реализовать свои возможности за пределами учебных ситуаций.

Проблема использования компетентностного похода в подготовке современного специалиста исследуется многими отечественными учеными. На сегодня определены сущность самого понятия «компетентность», составляющие компетентности современного специалиста, исследуются подходы к формированию отдельных видов компетентности специалиста и профессиональной компетентности по отдельным направлениям (специальностям).

Многие связывают использование компетентностного подхода с внедрением принципов Болонского процесса. Однако, задолго до принятия Болонской декларации американские исследователи сделали попытку отразить в результатах образования современные требования к подготовке кадров, используя компетентностный подход. Наработки ученых позволили в 1992 году разработать и принять систему требований к выпускникам вузов на компетентностной основе. Эти компетенции отображали развитие умственных способностей, личностной и эмоциональной сферы молодого специалиста, его возможность взаимодействовать с окружающими при решении профессиональных и бытовых вопросов, наличие необходимых практических навыков и умений в выбранной сфере деятельности и т.д.

В Европе сегодня используется общий подход к перечню компетентностей, которыми должен владеть выпускник учебного заведения разных уровней системы профессионального образования. К таким компетентностям отнесены знания и навыки, опыт их использования, наличие четко выраженной жизненной и профессиональной позиции, а также таких личностных качеств, как трудолюбие, ответственность, сдержанность, оптимизм, заинтересованность и т.д. Наличие этих компетентностей свидетельствует о системном характере сформированности личности специалиста.

Новые образовательные стандарты используют при определении результатов обучения понятие «компетенции», овладение которыми должно происходить в процессе обучения, что в результате позволит сформировать у выпускника профессиональную компетентность. Таким образом, компетентность рассматривается как некая сумма общекультурных и профессиональных компетенций.

На наш взгляд такой подход несколько ошибочен, что связано, прежде всего, с различием в сущности компетенции и компетентности. Если компетенция это определенная группа разнообразных знаний и навыков, составляющих основу для деятельности человека, то компетентность понятие более широкое, поскольку включает в себя и мотивы деятельности, и ценностное отношение личности к этой деятельности и тому окружению, в котором она реализуется. Безусловно, что компетенции являются основой для компетентности, но нельзя овладение ими, согласно перечню в ГОС, рассматривать как результат формирования компетентности.

Поэтому говоря о результате подготовке специалиста в учреждения профессионального образования, на наш взгляд, более правильным является понятие «компетентность». Компетентность понимается нами как динамическое личностное образование, которое интегрирует приобретенные знания, умения, навыки, личностные качества, опыт деятельности, обуславливает способность и готовность человека решать разнообразные проблемы в социальной и профессиональной сферах и обеспечивает возможность его дальнейшего саморазвития.

То есть компетентность отображает результат обучения и воспитания выпускника учебного заведения, его социальную и профессиональную зрелось, готовность к самостоятельной деятельности как гражданина и профессионала. Поскольку эта готовность проявляется в разных сферах жизнедеятельности, то естественно, что модель выпускника не ограничивается только перечнем определенных видов профессиональной компетентности и это прослеживается в уже спроектированных учеными моделях.

Компетентностная модель выпускника

Разработка компетентностной модели выпускника по направлениям подготовки стала проводиться на официальном уровне только в последние годы, что нашло свое отражение в ГОС третьего поколения. До этого времени существовали только теоретические наработки ученых и практиков, а сами модели представляли собой требования к специалисту в виде профессиограмм, психограмм и квалификационных характеристик.

Модель выпускника должна быть ориентиром организации учебного процесса в профессиональной школе и его содержательного наполнения. Поскольку современная жизнь требует от выпускника не только профессиональных знаний и умений, но и возможности эффективно взаимодействовать с окружающими, гибко реагировать на изменения профессиональной и социальной среды, непрерывно развивать себя как личность и профессионал, то модель выпускника должна строиться на комплексном, междисциплинарном подходе, что обеспечивает целостность и системность подготовки молодого специалиста.

Под моделью выпускника мы понимаем научно обоснованный, детально описанный эталон личности будущего специалиста, полученный в результате подготовки в учебном заведении системы профессионального образования и объединяющий в себе его личностные и профессиональные качества.

Компетентностная модель выпускника – научная основа результата и процесса подготовки специалистов в учебном заведении системы профессионального образования, обобщенная в его компетентности, которая обеспечивает готовность и способность выпускника к решению разнообразных проблем в социальной и профессиональной сферах, а также его возможность к дальнейшему саморазвитию.

В соответствии с этим, проектирование компетентностной модели выпускника по конкретному направлению как результативной основы становится одним из условий не только реализации компетентностного подхода в профессиональном образовании, но и модернизации учебного процесса, повышения его качества и качества профессионального образования в целом.

В основе компетентностной модели выпускника лежат две составляющие – общие и профессиональные компетентности.

Общие компетентности являются основой компетентности выпускника любого вуза по любому из направлений профессиональной подготовки, поскольку позволяют будущему специалисту действовать в социуме, быту, воспринимать мир, оценивать происходящие в нем события, определять и реализовывать собственную позицию. Общие компетентности, с одной стороны, не являются профессионально обусловленными, потому что дают возможность личности успешно реализовать себя в разных сферах деятельности. Но, с другой стороны, они являются профессионально значимыми, поскольку становятся основой формирования самой профессиональной компетентности и ее полноценному проявлению при реализации специалиста в профессиональной сфере.

Профессиональные компетентности опираются на специфические атрибуты в отрасли и свидетельствуют о готовности и способности к целесообразной деятельности специалиста в конкретной профессиональной ситуации, находить методы, формы и способы решения разнообразных профессиональных проблем, а также оценивать результаты своей деятельности.

Профессиональная компетентность содержит знания, умения и навыки, а также способности к гибкому решению профессиональных задач самостоятельно или во взаимодействии с коллегами в соответствии с имеющимися или потенциальными производственными возможностями и ресурсами. Безусловно, что речь идет и о теоретическом, и о практическом составляющих компетентности, поскольку компетентность развивается только в деятельности и фактически является ее продуктом. При этом, профессиональная компетентность специалиста определяется также и его ценностными ориентациями, мотивами деятельности, его общей культурой, пониманием мира вокруг себя и своего места в нем, стилем взаимоотношений с окружающими, способностью к развитию собственного творческого потенциала. Последнее указывает на двойственный характер профессиональной компетентности, ее взаимосвязь и взаимообусловленность с общей компетентностью.

В составе профессиональных компетентностей ученые выделяют общепрофессиональные и специализированные (профессиональные).

Общепрофессиональные компетентности являются инвариантными по отношению к направлению профессиональной подготовки и обеспечивают готовность специалиста решать общие, типичные для выбранной сферы деятельности задания. Специализированные компетентности – это профессионально-функциональные знания и умения, обеспечивающие подготовку специалиста в отношении к конкретным, для этого направления, объектам и предметам труда; овладение алгоритмами моделирования, проектирования, научного исследования в конкретной отрасли.

Общепрофессиональные компетентности становятся фундаментом, позволяющим выпускнику гибко ориентироваться на рынке труда и в сфере последипломного образования. Специализированные компетентности решают задачи объектной и предметной подготовки. Поэтому для каждого направления и профиля подготовки важно раскрыть состав и обосновать содержание этих компетентностей.

В модели выпускника оба вида компетентностей должны быть взаимосвязанными и развиваться одновременно, создавая образ специалиста и обеспечивая становление его социальных, личностных и профессиональных компетентностей как интегративного личностного образования. Поскольку модель выпускника является упрощенным вариантом модели специалиста, то формирование компетентности личности студента в учебном процессе будет происходить до уровня его готовности к социально-профессиональной деятельности.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: