Вопрос. Что считать главным критерием оптимального влияния физических нагрузок на организм?
Ответ. Таким критерием могло бы быть состояние здоровья школьников. Если резервы здоровья повышаются, то физическая нагрузка оптимальна. Если же нас убеждают, что этим критерием может быть рост спортивных результатов или показателей физического развития, то к этому надо добавить «при сохранении или повышении резервов здоровья», а не в результате его разрушения.
Вопрос. Что опаснее для растущего организма - недостаток или избыток двигательной активности?
Ответ. Как недостаток двигательной активности (гипокинезия), так и избыточная двигательная активность имеют свои издержки. Поэтому необходимость строгого дифференцирования величины нагрузки в зависимости от пола и возраста, физического развития школьников вытекает из самого понятия индивидуальной адекватной физической нагрузки.
Снижение двигательной активности приводит к нарушению слаженности в работе мышечного аппарата и внутренних органов. Это следствие уменьшения интенсивности проприоцептивной импульсации из скелетных мышц в центральный аппарат нейрогуморальной регуляции.
Вопрос. Как отражается гипокинезия на самых интимных процессах внутриклеточного обмена?
Ответ. На уровне внутриклеточного обмена гипокинезия приводит к снижению воспроизводства белковых структур: нарушаются процессы снятия генетической программы и ее реализация в биосинтезе клеточных структур. Изменяется структура сердечной и скелетных мышц. Падает иммунологическая активность, а также устойчивость к перегреванию, охлаждению, недостатку кислорода. Гипокинезия для теплокровных животных и человека является стрессорным агентом. Стрессорная фаза экспериментальной гипокинезии продолжается несколько суток. Для нее характерно резкое повышение продукции катехоламинов и глюкокортикоидов, преобладание катаболических процессов, падение содержания ДНК и РНК, деструкция белковых структур в клетках и тканях.
|
Снятие гипокинезии, возвращение в условия нормальной жизнедеятельности приводит к активизации биосинтеза нуклеиновых кислот и белка. В скорости восстановительных процессов проявляется одна из закономерностей физиологического развития: низкодифференцированные структуры восстанавливаются быстрее, чем высокодифференцированные.
Гипокинезия не вызывает необратимых изменений в генетическом аппарате клетки и при создании нормальных условий жизни является обратимой.
Вопрос. Что означает соответствие или несоответствие физической нагрузки возрастным особенностям школьника?
Ответ. Дети школьного возраста самими условиями школьной жизни ограничены в естественной потребности двигаться столько, сколько нужно для нормального, гармонического физического развития и здоровья. Поэтому учитель физкультуры должен быть более всего озабочен повышением оздоровительной роли занятий физическими упражнениями. Повышение повседневной двигательной активности следует рассматривать как естественную основу накопления резервов здоровья.
При оценке соответствия физической нагрузки возрастным особенностям школьников следует иметь в виду, что школьный возраст -понятие собирательное. Это один из самых сложных этапов возрастного развития, охватывающий периоды от детства до юношества. Понятие «допустимые нагрузки» весьма условно по содержанию. Даже в пределах одной возрастной группы вариабельность может быть очень значительной. Оптимальное влияние на развитие физических качеств оказывает высокий уровень двигательной активности. При таком двигательном режиме повышается устойчивость организма к воздействию неблагоприятных факторов внешней среды (охлаждению, перегреванию, ускорению и перегрузкам). Физическое развитие в этом случае носит гармоничный характер и соответствует средним возрастным нормам.
|
При определении величины доступных школьнику физических нагрузок следует исходить прежде всего из оптимальных норм, обеспечивающих разностороннее, гармоническое его развитие, а не из потребностей форсирования спортивного роста.
Вопрос. Как отражается физическая нагрузка на состоянии центральной нервной системы?
Ответ. Воздействие физической нагрузки на центральную нервную систему зависит от степени ее морфологической и функциональной зрелости. Высшая нервная деятельность младших школьников имеет ряд специфических особенностей. Они связаны с возрастным совершенствованием основных свойств нервной системы. Дети не переносят действие сильного или длительного монотонного раздражителя: сила нервных процессов у них относительно невелика. Резко выражено внешнее торможение при действии сверхсильных или монотонных, длительных раздражителей. Начало школьного периода связано у ребенка с овладением новыми сложными движениями. Повышение культуры движений, выработка новых сочетаний, ранее неизвестных и приобретаемых произвольных движений достигается в этом возрасте преимущественно в игровых ситуациях.
|
Вопрос. Известно, с каким удовольствием играют дети. Могут ли игровые физические упражнения вызвать перенапряжение у детей?
Ответ. Форсирование двигательной активности у младших школьников (в том числе игровой) не приводит к положительным результатам. В силу естественной потребности в движениях дети компенсируют их недостаток в играх и прогулках во внеучебное время. Полезную стимулирующую роль в удовлетворении этой потребности играют домашние задания. На уроках физической культуры в среднем и старшем школьном возрасте закладываются основы специализированных занятий спортом, расширяются представления о связи физического воспитания с трудовой деятельностью, анатомией, физиологией. Биологические предпосылки организма, а также психические особенности, связанные с периодом полового созревания, требуют от педагога исключительного внимания при планировании физической нагрузки в этом возрасте.
Вопрос. Не могут ли физические упражнения нанести вред организму в период полового созревания?
Ответ. Могут. И особенного внимания в этом периоде требуют девочки. Чрезмерные физические нагрузки могут привести у них к различным расстройствам овариально-менструального цикла. С началом менструации у девочек снижается работоспособность, падает настроение и ухудшается самочувствие. Поэтому даже при отсутствии объективных признаков ухудшения функциональных показателей следует ограничить нагрузки, требующие проявления выносливости и специальных физических качеств в сложнотехнических и игровых видах спорта.
Вопрос. Какие физические качества лучше всего поддаются целенаправленному воздействию в школьном спорте?
Ответ. В любом виде двигательной активности в той или иной мере проявляются и сила, и быстрота, и ловкость, и выносливость. У детей школьного возраста необходимо развивать все физические качества. Средства их развития меняются с возрастом. Физиологически обоснованными средствами развития выносливости у детей и подростков являются различные виды циклических упражнений, повышающих аэробную производительность организма. На уроках физической культуры в школе и на внеклассных занятиях хорошо оправдавшим себя средством развития общей выносливости является равномерный бег умеренной (в пределах 60% от максимальной) мощности с постепенно увеличивающейся продолжительностью.
Благоприятные морфологические и функциональные предпосылки для развития силы создаются к 9-10 годам. У мальчиков прослеживаются два периода высокой чувствительности к динамическим силовым упражнениям: с 9 до 10-12 лет и с 14 до 17 лет. У девочек силовая выносливость к 11 годам достигает показателей 15-16-летних девушек. Статические усилия сопровождаются у школьников 7-10 лет быстрым развитием утомления.
Вопрос. В какой мере связана эффективность скоростных, скоростно-силовых упражнений с их техникой?
Ответ. Физические упражнения, применяемые для воспитания быстроты, должны быть близкими по структуре к специфическим двигательным навыкам. Так, для спринтера наиболее рациональным средством развития быстроты является бег с предельной скоростью. При этом техническая основа бега должна быть безупречной. Иначе говоря, в рамках спортивной специализации эффективными для развития быстроты средствами являются технически совершенные формы движений, которые могут быть выполнены с максимальной скоростью.
Вопрос. Какими основными средствами можно развить ловкость у школьников?
Ответ. В физическом качестве ловкости проявляются способности к выполнению сложных по координации движений и целесообразному их использованию в меняющихся условиях. Средствами воспитания ловкости являются игры, игровые упражнения, общеразвивающие и специальные упражнения спортивной специализации. Особое значение для совершенствования ловкости имеет постоянное обновление и обогащение запаса двигательных навыков.
Вопрос. Нужна ли чрезмерная гибкость школьнику?
Ответ. Гибкость характеризуется степенью подвижности в отдельных звеньях человеческого тела. Она обеспечивается активными мышечными усилиями (активная гибкость) и достижением предельной амплитуды движений при посредничестве партнера или дополнительных отягощений и снарядов (пассивная гибкость).
Морфологические и функциональные предпосылки для воспитания гибкости создаются в младшем школьном возрасте. Ее развитие у детей не должно стать самоцелью, ибо чрезмерная подвижность в суставах может иметь неблагоприятные последствия.
В спортивной практике гибкость является важнейшей предпосылкой прогрессирования техники выполнения специальных упражнений. Совершенствование ее достигается как упражнениями на гибкость, так и основными упражнениями избранной спортивной специализации.
Физкультура и здоровье
Вопрос. Можно ли утверждать, что физические нагрузки укрепляют здоровье?
Ответ. Нужно сначала уточнить само понятие «здоровье». Здоровье - это полное физическое и психическое благополучие. Для здорового человека, в зависимости от темперамента, характерно оптимистическое настроение, удовлетворенность жизнью, работой, социальным окружением, физическая бодрость. Иначе говоря, в здоровом человеке полная психофизическая гармония. Ее расстройство - первый признак нездоровья. Оздоровительная и развивающая роль физической культуры определяется не столько паспортным, сколько биологическим возрастом, особенностями физического развития, связанными с его ускорением или отставанием.
Физическое развитие - это состояние соматических (телесных) параметров (масса, длина, объем тела), а также проявление физических качеств (силы, быстроты, выносливости и др.). Соматические показатели находятся в тесной взаимосвязи с вегетативным их обеспечением. С уровнем физического развития тесно связана работоспособность школьников. Эта связь оказывается тем выше, чем ближе к среднему уровню физического развития находятся дети и подростки. Отчетливая связь наблюдается между исходным уровнем физического развития и приростом физической работоспособности при систематических занятиях спортом.
Вопрос. Являются ли физические упражнения специфическими средствами закаливания организма?
Ответ. Нет, физические упражнения не являются такими средствами.
Закаливание - это система процедур, способствующих повышению сопротивляемости организма к воздействию неблагоприятных факторов внешней среды. Ведущее место в закаливании придается выработке устойчивости к низким температурам. Специальные средства закаливания можно расположить в следующей последовательности: воздушные и солнечно-воздушные ванны, обтирание и обливание водой комнатной температуры, ножные ванны, купание, контрастный душ с перепадом температуры с 3 до 10 °С, купание в ледяной воде (моржевание).
Первой линией обороны против действия холодового агента выступают терморецепторы кожи. Интенсивная импульсация холодовых рецепторов активирует подкорковые нервные структуры - ретикулярную формацию и гипоталамус. Гипоталамические центры симпатической иннервации, возбужденные импульсациями от холодовых рецепторов, стимулируют теплообразование в скелетных мышцах, внутренних органах, уменьшают теплоотдачу через суженные кожные сосуды.
Долговременная адаптация к холоду у человека связана с увеличением потребления пищи, привыканием к тяжелой и теплой одежде, выработке устойчивых привычек хранить тепло и в жилом помещении, и в собственном организме (элементы социальной адаптации). Привыкание к холоду происходит при постепенном ослаблении симпатических реакций на действие Холодовых раздражителей, т.е. при более экономичных тратах энергии.
Вопрос. Отражается ли на здоровье ускорение физического развития школьников?
Ответ. Нарушения здоровья у школьников, связанное с ускоренным или замедленным физическим развитием, как правило, носят функциональный характер. Чаще всего у них наблюдаются расстройства сердечно-сосудистой системы и опорно-двигательного аппарата. Рациональные, адекватные возрасту и физическому развитию физические упражнения уменьшают распространенность этих расстройств. Снижение нарушений и заболеваний опорно-двигательного аппарата в процессе занятий спортом наиболее отчетливо проявляется при занятиях легкой атлетикой, лыжами и коньками. На состояние лорорганов наиболее благоприятное влияние оказывают занятия легкой атлетикой и спортивными играми. Занятия циклическими видами спорта снижают частоту нарушений опорно-двигательной функции.
Вопрос. В так называемом большом спорте повсеместно распространены ежедневные неоднократные занятия. Полезны ли они для здоровья?
Ответ. Для начинающего спортсмена допустимы ежедневные, интенсивные, но относительно кратковременные нагрузки. Малоинтенсивные, но продолжительные по времени нагрузки могут выполняться через день (не более трех занятий в неделю). У начинающих бегунов увеличение частоты тренировок до трех и более раз в неделю заметного преимущества в росте тренированности не дает. Интенсивные и продолжительные физические нагрузки для человека, начинающего занятия для поддержания и повышения резервов здоровья, не могут быть физиологически оправданными.
Вопрос. Общеизвестно, что физические нагрузки сопровождаются повышенными энергетическими тратами. Как следует питаться, чтобы сохранить здоровье при занятиях спортом?
Ответ. Одно из главных условий рационального питания - питания для здоровья, а не против него - это полноценный биологический состав пищи при строгой сбалансированности его калорийности с расходами энергии. В питании спортсмена есть свои особенности. Какие-либо запреты, как правило, неоправданны. Предпочтительное отношение к одним и исключение других чревато серьезными нарушениями здоровья. Известно, например, что избыток чистого сахара в пище является не только фактором риска сахарного диабета, но и может спровоцировать стойкую гипогликемию, т.е. постоянный недостаток сахара в крови. Биологически ценные, необходимые для нормальной жизнедеятельности пищевые вещества содержатся в неочищенных продуктах растительного и животного происхождения. Такие продукты больше соответствуют по своей внутренней структуре клеткам и тканям нашего организма. Они несут для них больше информации.
Вопрос. Можно ли укрепить здоровье рациональным питанием?
Ответ. Полноценная по биологически активным веществам и материалам пища - это своеобразное лекарство для здорового человека. Благоприятное сочетание биологически активных веществ имеется в некоторых продуктах животного происхождения и в растениях (например, в пантах пятнистого оленя, в женьшене, элеутерококке, китайском лимоннике). В молочных продуктах, в яйцах, печени содержатся биологически активные липотропные вещества. Они способствуют эффективному жировому обмену, предупреждая депонирование жира в печени (ожирение печени). Активную липотропную функцию выполняют фосфолипиды: лецитин, холин, а также некоторые аминокислоты, содержащиеся в полноценных сортах мяса, желтках куриных яиц, сыре (метионин, лизин и др.).
Важное условие рационального питания - его индивидуализация, приурочение к типу, конструкции человека. В каждом отдельном случае необходима правильная целевая установка на конечный результат, к которому должно привести предпочтительное отношение к избранному составу пищевого рациона. Это особенно важно при строго индивидуализированном подходе к определению состава пищи у юных спортсменов. Индивидуализированный подход в этом случае является единственно надежной основой полезности избранного рациона для достижения конечной цели - сохранения и укрепления здоровья при неуклонном росте спортивного мастерства.
Физиология спортивной тренировки в детском и подростковом возрасте
Вопрос. Существует ли физиологическое обоснование возможности проводить тренировки, т.е. систематические занятия физическими упражнениями, начиная с самого раннего возраста?
Ответ. Современные представления об опережающем развитии систем организма, обеспечивающих выживание ребенка после рождения (системогенез), расширяет наши представления о функциональных резервах систем, формирование структурных основ которых не завершено. Признание факта высоких адаптационных возможностей человека на всех этапах возрастного развития, вытекающее из самой сути учения о системогенезе, делает оправданным приобщение ребенка к занятиям физическими упражнениями с самого раннего возраста.
Резервы адаптации ограничены. Они могут быть быстро исчерпаны интенсивной тренировкой. Достижение эффекта сверхвосстановления и поддержания его должно соразмеряться со скоростью накопления структурных предпосылок адаптации.
Физиологически обоснованные режимы и методы спортивной тренировки предполагают использование функциональных и структурных следов предыдущей тренировки для повышения эффективности последующей. Убедительное физиологическое обоснование получили двух- и трехразовые тренировки в течение одного дня.
Вопрос. Определяется ли направленность тренировки к высшим результатам биологическими потребностями организма?
Ответ. Направленность тренировки к достижению высоких спортивных результатов определяется, прежде всего, важнейшим социальным фактором - растущим уровнем мировых достижений в спорте. Однако в ряду причин нарастания тренировочных нагрузок следует рассматривать и углубляющиеся научные представления о физиологических механизмах совершенствования функциональных резервов человеческого организма в процессе адаптации к физическим нагрузкам. Важнейшую роль в определении перспективных направлений тренировки играет обобщенный опыт практической работы по подготовке спортсменов высокого класса как у нас в стране, так и за рубежом.
Вопрос. Существует ли природная норма адаптации к нагрузкам или она сугубо индивидуальна?
Ответ. По-видимому, такая общебиологическая норма адаптации (по аналогии с «нормой реакции», реализуемой у животного при адаптации к внешней среде) существует. Но выявление ее - не простая задача.
Оценка потенциальных возможностей адаптации детей и подростков к физическим нагрузкам основывается на систематических педагогических наблюдениях и результатах физиологических исследований. На этой основе определяется объем адаптации и темпы развития тренированности. Широкая индивидуальная вариабельность адаптивных возможностей может превышать сдвиги, связанные с возрастными изменениями. Адаптационные сдвиги, как правило, перекрывают возрастные приросты показателей, по которым оценивается физическое развитие и функциональное состояние юного спортсмена.
Специфичность адаптивных изменений в ответ на физическую нагрузку во многом предопределяет и выбор тренировочных средств. В видах спорта, требующих высокой скоростной выносливости, спортивный результат тесно связан с объемом высоко интенсивного бега. Это, в свою очередь, делает необходимым увеличение специальных беговых нагрузок, близких по интенсивности к соревновательным, а не увеличение общего объема нагрузки.
Вопрос. Сохраняются ли приобретенные тренировкой качества и передаются ли они по наследству?
Ответ. Приобретенные в процессе спортивной тренировки качества и способности не передаются по наследству. Сохранение приобретенных качеств каждым тренирующимся школьником возможно в относительно ограниченных временных границах. Если тренировки прекращаются или проводятся нерегулярно, приобретенные прогрессивные сдвиги постепенно утрачиваются. Необходимо постоянно поддерживать их, используя наряду с развивающими нагрузками нагрузки, поддерживающие высокий уровень функциональной подготовки. Совершенно очевидно, что только систематическая тренировка обеспечивает сохранение и накопление функциональных и структурных изменений, создает условия для долговременной адаптации.
Вопрос. Существуют ли надежные показатели оценки эффективности малоизученных новых методов тренировки?
Ответ. При оценке эффективности традиционных или новых, перспективных методов тренировки учитываются показатели функционирования отдельных систем и органов при работе на уровне максимального потребления О, (МПК) или при соревновательных нагрузках, которые могут квалифицироваться как максимальные напряжения. Высокоинтенсивные нагрузки сопровождаются предельной мобилизацией гликолиза бескислородного распада глюкозы с получением сравнительно небольшого количества энергии. Накапливающаяся при этом в избытке молочная кислота угнетает или делает практически невозможным аэробный обмен липидов.
Повышение объемов интенсивных нагрузок не исключает, а предполагает строгий учет темпов восстановительных процессов в микроциклах после тренировочных нагрузок разной энергетической направленности (аэробной, анаэробной, смешанной). При определении объемов тренировочной нагрузки, ее структуры и качественного содержания следует руководствоваться физиологическими законами долговременной адаптации, учитывать внутренние механизмы взаимодействия общей и специальной физической подготовки, а также факторы, лимитирующие рост спортивной работоспособности.
Вопрос. Связана ли массовая физическая культура с максимальными спортивными достижениями?
Ответ. Нагрузки, применяемые в оздоровительной, массовой физкультуре, как правило, невелики. Но на первых порах адаптационные резервы повышаются сравнительно простыми, традиционными методами чередования нагрузки и отдыха, в рамках педагогических принципов спортивной тренировки. У спортсменов, приближающихся к пределам, доступным человеку, повышение спортивных результатов достигается длительным использованием специальной нагрузки высокой интенсивности и реабилитационными мерами.
Рост спортивных достижений на мировой арене делает все более отчетливым различие между массовой оздоровительной физической культурой и спортом высших достижений. Теряет категоричность и утверждение о том, что массовый спорт с неизбежностью порождает высокие спортивные результаты. В научно-методическом, врачебно-физиологическом обеспечении спорт высших достижений отличается от массовой физической культуры, направленной на формирование гармонически развитого человека. Это относится также к материально-техническим, научным, организационным основам спорта.
Вопрос. Оправдана ли так называемая ранняя спортивная специализация?
Ответ. Выбор оптимальных сроков начала спортивной специализации определяется темпами возрастного морфофункционального совершенствования организма. Существенное влияние на снижение возрастных границ начала специализированных занятий спортом оказывают тенденции развития мирового спорта. Увлечение слишком ранним началом специализации в спорте имеет существенные издержки. Ранняя спортивная специализация может стать серьезным тормозом на пути к спортивному успеху. Следовательно, в перспективном поиске оптимальных сроков начала специализированных занятий спортом следует опираться не на интуицию и желание ребенка, а на объективные, проверенные многолетней практикой работы с юными спортсменами данные.
Начальный этап спортивной специализации - это создание условий для дальнейшего спортивного прогресса средствами, не вызывающими отвращения и скуки. Так, этап спортивной специализации в гимнастике должен быть приурочен к 10-11 -летнему возрасту у мальчиков и 8-10-летнему возрасту у девочек. Несмотря на встречающиеся в спорте случаи ранних успехов, спорт высших достижений требует установления жестких возрастных рамок, в которых должны быть реализованы потенциальные задатки.
Вопрос. Можно ли прогнозировать спортивный успех на основе построения идеальной модели спортсмена?
Ответ. Построение модели идеального спортсмена опирается как на физиологические закономерности, так и на практический опыт наблюдений за выдающимися спортсменами. Физиологическими предпосылками моделирования являются наследственные задатки, морфофункциональные особенности, устойчивость к стрессовым ситуациям, с которыми сопряжена спортивная деятельность. Надежность прогноза зависит от объективного учета признаков, качеств двигательной деятельности, наиболее важных для спортивного роста.
Моделирование иерархично. Наиболее общие модели включают в себя сравнительно небольшое число признаков, характеристик. В моделях спортсмена узкой спортивной специализации учитываются основные показатели, предопределяющие спортивный успех в избранном виде. Как слишком обобщенная, так и детализированная модели не надежны. В первом случае выпускаются важные специфические признаки и характеристики, которые определяют целенаправленность модели. Во втором - учитываются признаки, не имеющие существенного значения для достижения спортивного мастерства. Это затрудняет выбор главного направления в построении спортивной тренировки.
Вопрос. Можно ли в идеальной модели спортсмена учесть индивидуальные особенности?
Ответ. Любой уровень (ранг, степень обобщенности признаков) моделирования не исключает индивидуальных особенностей. Они могут, вопреки модельным характеристикам, играть решающую роль в достижении победы на соревнованиях. Обобщенной характеристикой функционального состояния спортсмена является энергопроизводительность организма, которая связана с функцией основных систем жизнеобеспечения. Поэтому в идеальной модели спортсмена учитываются не столько функции отдельных органов и систем, сколько их интегративные показатели (МПК, анаэробный порог, кислородный долг и т.д.).
Моделирование спортивного успеха юным спортсменам усложняется не всегда точной предсказуемостью возрастных изменений физиологических и морфологических параметров. Ведущими принципами в моделировании прогноза мастерства юных спортсменов являются учет возрастных темпов развития физических способностей и точное представление о мере воздействия на них специализированной тренировки.
Особое место в моделировании спортивного успеха имеет учет генетических задатков и специально значимых качеств спортсмена -воли, настойчивости, социально-психологической установки на достижение высшего результата. Характеристики, включаемые в модель идеального спортсмена, имеют решающее значение при отборе юных спортсменов. В основу отбора должны быть положены устойчивые признаки, имеющие надежную прогностическую ценность (конституциональные особенности, типологические свойства нервной системы, генетические задатки и др.).
Вопрос. Можно ли говорить о спортивной одаренности (выдающихся способностях) или спортивный успех определяется тренировкой и фанатической преданностью спорту?
Ответ. Термин «спортивные способности» стал общепризнанным в спорте. Спортивные способности - это предпосылки спортивных успехов и возможности их прогрессивного развития. Дети с выдающимися способностями составляют около 0,1%. К числу важнейших предпосылок спортивных успехов относятся биологические факторы: особенности телосложения, тип нервной деятельности, уровень аэробных возможностей, соотношение быстрых и медленных волокон в скелетных мышцах, ритм биологического созревания. Однако и теперь, и во все времена высокий спортивный успех остается уделом преданных спорту, одержимых, волевых индивидуумов.
Функциональные и морфологические характеристики, которые входят в понятие «спортивные способности», определяют главное направление спортивного отбора способных детей и подростков для специализированных занятий спортом. Предварительный этап выявления качеств, необходимых спортсмену для прогрессивного спортивного роста, проводится преимущественно у детей младшего школьного возраста. Конечная цель отбора - достижение максимально возможного спортивного результата - обеспечивается в условиях специализированных спортивных школ.