Физиология оптимальных нагрузок




Вопрос. Что считать главным критерием оптимального влияния физических нагрузок на организм?

Ответ. Таким критерием могло бы быть состояние здоровья школьников. Если резервы здоровья повышаются, то физическая на­грузка оптимальна. Если же нас убеждают, что этим критерием мо­жет быть рост спортивных результатов или показателей физического развития, то к этому надо добавить «при сохранении или повыше­нии резервов здоровья», а не в результате его разрушения.

Вопрос. Что опаснее для растущего организма - недостаток или избыток двигательной активности?

Ответ. Как недостаток двигательной активности (гипокинезия), так и избыточная двигательная активность имеют свои издержки. Поэтому необходимость строгого дифференцирования величины на­грузки в зависимости от пола и возраста, физического развития школьников вытекает из самого понятия индивидуальной адекват­ной физической нагрузки.

Снижение двигательной активности приводит к нарушению сла­женности в работе мышечного аппарата и внутренних органов. Это следствие уменьшения интенсивности проприоцептивной импульсации из скелетных мышц в центральный аппарат нейрогуморальной регуляции.

Вопрос. Как отражается гипокинезия на самых интимных процес­сах внутриклеточного обмена?

Ответ. На уровне внутриклеточного обмена гипокинезия приво­дит к снижению воспроизводства белковых структур: нарушаются процессы снятия генетической программы и ее реализация в биосинтезе клеточных структур. Изменяется структура сердечной и скелетных мышц. Падает иммунологическая активность, а также устойчивость к перегреванию, охлаждению, недостатку кислорода. Гипокинезия для теплокровных животных и человека является стрессорным агентом. Стрессорная фаза экспериментальной гипокинезии продолжается несколько суток. Для нее характерно резкое повышение продукции катехоламинов и глюкокортикоидов, преобладание катаболических процессов, падение содержания ДНК и РНК, деструкция белковых структур в клетках и тканях.

Снятие гипокинезии, возвращение в условия нормальной жизне­деятельности приводит к активизации биосинтеза нуклеиновых кис­лот и белка. В скорости восстановительных процессов проявляется одна из закономерностей физиологического развития: низкодифференцированные структуры восстанавливаются быстрее, чем высокодифференцированные.

Гипокинезия не вызывает необратимых изменений в генетическом аппарате клетки и при создании нормальных условий жизни являет­ся обратимой.

Вопрос. Что означает соответствие или несоответствие физиче­ской нагрузки возрастным особенностям школьника?

Ответ. Дети школьного возраста самими условиями школьной жизни ограничены в естественной потребности двигаться столько, сколько нужно для нормального, гармонического физического раз­вития и здоровья. Поэтому учитель физкультуры должен быть более всего озабочен повышением оздоровительной роли занятий физиче­скими упражнениями. Повышение повседневной двигательной актив­ности следует рассматривать как естественную основу накопления резервов здоровья.

При оценке соответствия физической нагрузки возрастным осо­бенностям школьников следует иметь в виду, что школьный возраст -понятие собирательное. Это один из самых сложных этапов возраст­ного развития, охватывающий периоды от детства до юношества. Понятие «допустимые нагрузки» весьма условно по содержанию. Даже в пределах одной возрастной группы вариабельность может быть очень значительной. Оптимальное влияние на развитие физи­ческих качеств оказывает высокий уровень двигательной активнос­ти. При таком двигательном режиме повышается устойчивость орга­низма к воздействию неблагоприятных факторов внешней среды (охлаждению, перегреванию, ускорению и перегрузкам). Физическое развитие в этом случае носит гармоничный характер и соответствует средним возрастным нормам.

При определении величины доступных школьнику физических нагрузок следует исходить прежде всего из оптимальных норм, обес­печивающих разностороннее, гармоническое его развитие, а не из потребностей форсирования спортивного роста.

Вопрос. Как отражается физическая нагрузка на состоянии цент­ральной нервной системы?

Ответ. Воздействие физической нагрузки на центральную нерв­ную систему зависит от степени ее морфологической и функциональ­ной зрелости. Высшая нервная деятельность младших школьников имеет ряд специфических особенностей. Они связаны с возрастным совершенствованием основных свойств нервной системы. Дети не пе­реносят действие сильного или длительного монотонного раздражи­теля: сила нервных процессов у них относительно невелика. Резко выражено внешнее торможение при действии сверхсильных или мо­нотонных, длительных раздражителей. Начало школьного периода связано у ребенка с овладением новыми сложными движениями. По­вышение культуры движений, выработка новых сочетаний, ранее неизвестных и приобретаемых произвольных движений достигается в этом возрасте преимущественно в игровых ситуациях.

Вопрос. Известно, с каким удовольствием играют дети. Могут ли игровые физические упражнения вызвать перенапряжение у детей?

Ответ. Форсирование двигательной активности у младших школьников (в том числе игровой) не приводит к положительным результатам. В силу естественной потребности в движениях дети ком­пенсируют их недостаток в играх и прогулках во внеучебное время. Полезную стимулирующую роль в удовлетворении этой потребнос­ти играют домашние задания. На уроках физической культуры в сред­нем и старшем школьном возрасте закладываются основы специали­зированных занятий спортом, расширяются представления о связи физического воспитания с трудовой деятельностью, анатомией, фи­зиологией. Биологические предпосылки организма, а также психи­ческие особенности, связанные с периодом полового созревания, тре­буют от педагога исключительного внимания при планировании физической нагрузки в этом возрасте.

Вопрос. Не могут ли физические упражнения нанести вред орга­низму в период полового созревания?

Ответ. Могут. И особенного внимания в этом периоде требуют де­вочки. Чрезмерные физические нагрузки могут привести у них к различным расстройствам овариально-менструального цикла. С началом менструации у девочек снижается работоспособность, падает настрое­ние и ухудшается самочувствие. Поэтому даже при отсутствии объек­тивных признаков ухудшения функциональных показателей следует ог­раничить нагрузки, требующие проявления выносливости и специальных физических качеств в сложнотехнических и игровых видах спорта.

Вопрос. Какие физические качества лучше всего поддаются целе­направленному воздействию в школьном спорте?

Ответ. В любом виде двигательной активности в той или иной мере проявляются и сила, и быстрота, и ловкость, и выносливость. У детей школьного возраста необходимо развивать все физические качества. Средства их развития меняются с возрастом. Физиологи­чески обоснованными средствами развития выносливости у детей и подростков являются различные виды циклических упражнений, по­вышающих аэробную производительность организма. На уроках фи­зической культуры в школе и на внеклассных занятиях хорошо оп­равдавшим себя средством развития общей выносливости является равномерный бег умеренной (в пределах 60% от максимальной) мощ­ности с постепенно увеличивающейся продолжительностью.

Благоприятные морфологические и функциональные предпосыл­ки для развития силы создаются к 9-10 годам. У мальчиков просле­живаются два периода высокой чувствительности к динамическим силовым упражнениям: с 9 до 10-12 лет и с 14 до 17 лет. У девочек силовая выносливость к 11 годам достигает показателей 15-16-летних девушек. Статические усилия сопровождаются у школьников 7-10 лет быстрым развитием утомления.

Вопрос. В какой мере связана эффективность скоростных, скоростно-силовых упражнений с их техникой?

Ответ. Физические упражнения, применяемые для воспитания быстроты, должны быть близкими по структуре к специфическим двигательным навыкам. Так, для спринтера наиболее рациональным средством развития быстроты является бег с предельной скоростью. При этом техническая основа бега должна быть безупречной. Иначе говоря, в рамках спортивной специализации эффективными для развития быст­роты средствами являются технически совершенные формы движений, которые могут быть выполнены с максимальной скоростью.

Вопрос. Какими основными средствами можно развить ловкость у школьников?

Ответ. В физическом качестве ловкости проявляются способно­сти к выполнению сложных по координации движений и целесообразному их использованию в меняющихся условиях. Средствами воспи­тания ловкости являются игры, игровые упражнения, общеразвивающие и специальные упражнения спортивной специализации. Особое зна­чение для совершенствования ловкости имеет постоянное обновление и обогащение запаса двигательных навыков.

Вопрос. Нужна ли чрезмерная гибкость школьнику?

Ответ. Гибкость характеризуется степенью подвижности в от­дельных звеньях человеческого тела. Она обеспечивается активными мышечными усилиями (активная гибкость) и достижением предель­ной амплитуды движений при посредничестве партнера или допол­нительных отягощений и снарядов (пассивная гибкость).

Морфологические и функциональные предпосылки для воспита­ния гибкости создаются в младшем школьном возрасте. Ее развитие у детей не должно стать самоцелью, ибо чрезмерная подвижность в суставах может иметь неблагоприятные последствия.

В спортивной практике гибкость является важнейшей предпосыл­кой прогрессирования техники выполнения специальных упражне­ний. Совершенствование ее достигается как упражнениями на гиб­кость, так и основными упражнениями избранной спортивной специализации.

Физкультура и здоровье

Вопрос. Можно ли утверждать, что физические нагрузки укрепля­ют здоровье?

Ответ. Нужно сначала уточнить само понятие «здоровье». Здо­ровье - это полное физическое и психическое благополучие. Для здорового человека, в зависимости от темперамента, характерно оп­тимистическое настроение, удовлетворенность жизнью, работой, со­циальным окружением, физическая бодрость. Иначе говоря, в здо­ровом человеке полная психофизическая гармония. Ее расстройство - первый признак нездоровья. Оздоровительная и развивающая роль физической культуры определяется не столько паспортным, сколько биологическим возрастом, особенностями физического развития, связанными с его ускорением или отставанием.

Физическое развитие - это состояние соматических (телесных) па­раметров (масса, длина, объем тела), а также проявление физических качеств (силы, быстроты, выносливости и др.). Соматические пока­затели находятся в тесной взаимосвязи с вегетативным их обеспече­нием. С уровнем физического развития тесно связана работоспособ­ность школьников. Эта связь оказывается тем выше, чем ближе к среднему уровню физического развития находятся дети и подростки. Отчетливая связь наблюдается между исходным уровнем физическо­го развития и приростом физической работоспособности при систе­матических занятиях спортом.

Вопрос. Являются ли физические упражнения специфическими средствами закаливания организма?

Ответ. Нет, физические упражнения не являются такими сред­ствами.

Закаливание - это система процедур, способствующих повышению сопротивляемости организма к воздействию неблагоприятных фак­торов внешней среды. Ведущее место в закаливании придается выра­ботке устойчивости к низким температурам. Специальные средства закаливания можно расположить в следующей последовательности: воздушные и солнечно-воздушные ванны, обтирание и обливание водой комнатной температуры, ножные ванны, купание, контраст­ный душ с перепадом температуры с 3 до 10 °С, купание в ледяной воде (моржевание).

Первой линией обороны против действия холодового агента вы­ступают терморецепторы кожи. Интенсивная импульсация холодовых рецепторов активирует подкорковые нервные структуры - рети­кулярную формацию и гипоталамус. Гипоталамические центры симпатической иннервации, возбужденные импульсациями от холодовых рецепторов, стимулируют теплообразование в скелетных мыш­цах, внутренних органах, уменьшают теплоотдачу через суженные кожные сосуды.

Долговременная адаптация к холоду у человека связана с увели­чением потребления пищи, привыканием к тяжелой и теплой одежде, выработке устойчивых привычек хранить тепло и в жилом помеще­нии, и в собственном организме (элементы социальной адаптации). Привыкание к холоду происходит при постепенном ослаблении сим­патических реакций на действие Холодовых раздражителей, т.е. при более экономичных тратах энергии.

Вопрос. Отражается ли на здоровье ускорение физического разви­тия школьников?

Ответ. Нарушения здоровья у школьников, связанное с ускорен­ным или замедленным физическим развитием, как правило, носят функциональный характер. Чаще всего у них наблюдаются расстрой­ства сердечно-сосудистой системы и опорно-двигательного аппара­та. Рациональные, адекватные возрасту и физическому развитию физические упражнения уменьшают распространенность этих рас­стройств. Снижение нарушений и заболеваний опорно-двигательного аппарата в процессе занятий спортом наиболее отчетливо прояв­ляется при занятиях легкой атлетикой, лыжами и коньками. На со­стояние лорорганов наиболее благоприятное влияние оказывают занятия легкой атлетикой и спортивными играми. Занятия цикличе­скими видами спорта снижают частоту нарушений опорно-двигатель­ной функции.

Вопрос. В так называемом большом спорте повсеместно распрос­транены ежедневные неоднократные занятия. Полезны ли они для здоровья?

Ответ. Для начинающего спортсмена допустимы ежедневные, интенсивные, но относительно кратковременные нагрузки. Малоин­тенсивные, но продолжительные по времени нагрузки могут выпол­няться через день (не более трех занятий в неделю). У начинающих бегунов увеличение частоты тренировок до трех и более раз в неделю заметного преимущества в росте тренированности не дает. Интен­сивные и продолжительные физические нагрузки для человека, начи­нающего занятия для поддержания и повышения резервов здоровья, не могут быть физиологически оправданными.

Вопрос. Общеизвестно, что физические нагрузки сопровождают­ся повышенными энергетическими тратами. Как следует питаться, чтобы сохранить здоровье при занятиях спортом?

Ответ. Одно из главных условий рационального питания - пита­ния для здоровья, а не против него - это полноценный биологиче­ский состав пищи при строгой сбалансированности его калорийнос­ти с расходами энергии. В питании спортсмена есть свои особенности. Какие-либо запреты, как правило, неоправданны. Предпочтительное отношение к одним и исключение других чревато серьезными нару­шениями здоровья. Известно, например, что избыток чистого сахара в пище является не только фактором риска сахарного диабета, но и может спровоцировать стойкую гипогликемию, т.е. постоянный не­достаток сахара в крови. Биологически ценные, необходимые для нормальной жизнедеятельности пищевые вещества содержатся в не­очищенных продуктах растительного и животного происхождения. Такие продукты больше соответствуют по своей внутренней струк­туре клеткам и тканям нашего организма. Они несут для них больше информации.

Вопрос. Можно ли укрепить здоровье рациональным питанием?

Ответ. Полноценная по биологически активным веществам и материалам пища - это своеобразное лекарство для здорового чело­века. Благоприятное сочетание биологически активных веществ имеется в некоторых продуктах животного происхождения и в растени­ях (например, в пантах пятнистого оленя, в женьшене, элеутерокок­ке, китайском лимоннике). В молочных продуктах, в яйцах, печени содержатся биологически активные липотропные вещества. Они спо­собствуют эффективному жировому обмену, предупреждая депони­рование жира в печени (ожирение печени). Активную липотропную функцию выполняют фосфолипиды: лецитин, холин, а также некото­рые аминокислоты, содержащиеся в полноценных сортах мяса, желт­ках куриных яиц, сыре (метионин, лизин и др.).

Важное условие рационального питания - его индивидуализация, приурочение к типу, конструкции человека. В каждом отдельном слу­чае необходима правильная целевая установка на конечный резуль­тат, к которому должно привести предпочтительное отношение к избранному составу пищевого рациона. Это особенно важно при стро­го индивидуализированном подходе к определению состава пищи у юных спортсменов. Индивидуализированный подход в этом случае является единственно надежной основой полезности избранного ра­циона для достижения конечной цели - сохранения и укрепления здо­ровья при неуклонном росте спортивного мастерства.

 

Физиология спортивной тренировки в детском и подростковом возрасте

Вопрос. Существует ли физиологическое обоснование возможно­сти проводить тренировки, т.е. систематические занятия физически­ми упражнениями, начиная с самого раннего возраста?

Ответ. Современные представления об опережающем развитии систем организма, обеспечивающих выживание ребенка после рожде­ния (системогенез), расширяет наши представления о функциональных резервах систем, формирование структурных основ которых не завер­шено. Признание факта высоких адаптационных возможностей чело­века на всех этапах возрастного развития, вытекающее из самой сути учения о системогенезе, делает оправданным приобщение ребенка к занятиям физическими упражнениями с самого раннего возраста.

Резервы адаптации ограничены. Они могут быть быстро исчерпа­ны интенсивной тренировкой. Достижение эффекта сверхвосстанов­ления и поддержания его должно соразмеряться со скоростью накоп­ления структурных предпосылок адаптации.

Физиологически обоснованные режимы и методы спортивной тренировки предполагают использование функциональных и струк­турных следов предыдущей тренировки для повышения эффективно­сти последующей. Убедительное физиологическое обоснование по­лучили двух- и трехразовые тренировки в течение одного дня.

Вопрос. Определяется ли направленность тренировки к высшим результатам биологическими потребностями организма?

Ответ. Направленность тренировки к достижению высоких спортивных результатов определяется, прежде всего, важнейшим со­циальным фактором - растущим уровнем мировых достижений в спорте. Однако в ряду причин нарастания тренировочных нагрузок следует рассматривать и углубляющиеся научные представления о физиологических механизмах совершенствования функциональных резервов человеческого организма в процессе адаптации к физиче­ским нагрузкам. Важнейшую роль в определении перспективных на­правлений тренировки играет обобщенный опыт практической ра­боты по подготовке спортсменов высокого класса как у нас в стране, так и за рубежом.

Вопрос. Существует ли природная норма адаптации к нагрузкам или она сугубо индивидуальна?

Ответ. По-видимому, такая общебиологическая норма адапта­ции (по аналогии с «нормой реакции», реализуемой у животного при адаптации к внешней среде) существует. Но выявление ее - не прос­тая задача.

Оценка потенциальных возможностей адаптации детей и подрост­ков к физическим нагрузкам основывается на систематических педа­гогических наблюдениях и результатах физиологических исследова­ний. На этой основе определяется объем адаптации и темпы развития тренированности. Широкая индивидуальная вариабельность адаптив­ных возможностей может превышать сдвиги, связанные с возрастны­ми изменениями. Адаптационные сдвиги, как правило, перекрывают возрастные приросты показателей, по которым оценивается физичес­кое развитие и функциональное состояние юного спортсмена.

Специфичность адаптивных изменений в ответ на физическую нагрузку во многом предопределяет и выбор тренировочных средств. В видах спорта, требующих высокой скоростной выносливости, спортивный результат тесно связан с объемом высоко интенсивного бега. Это, в свою очередь, делает необходимым увеличение специ­альных беговых нагрузок, близких по интенсивности к соревнова­тельным, а не увеличение общего объема нагрузки.

Вопрос. Сохраняются ли приобретенные тренировкой качества и передаются ли они по наследству?

Ответ. Приобретенные в процессе спортивной тренировки каче­ства и способности не передаются по наследству. Сохранение приоб­ретенных качеств каждым тренирующимся школьником возможно в относительно ограниченных временных границах. Если тренировки прекращаются или проводятся нерегулярно, приобретенные прогрес­сивные сдвиги постепенно утрачиваются. Необходимо постоянно поддерживать их, используя наряду с развивающими нагрузками на­грузки, поддерживающие высокий уровень функциональной подго­товки. Совершенно очевидно, что только систематическая тренировка обеспечивает сохранение и накопление функциональных и структур­ных изменений, создает условия для долговременной адаптации.

Вопрос. Существуют ли надежные показатели оценки эффектив­ности малоизученных новых методов тренировки?

Ответ. При оценке эффективности традиционных или новых, перспективных методов тренировки учитываются показатели функ­ционирования отдельных систем и органов при работе на уровне максимального потребления О, (МПК) или при соревновательных нагрузках, которые могут квалифицироваться как максимальные напряжения. Высокоинтенсивные нагрузки сопровождаются предель­ной мобилизацией гликолиза бескислородного распада глюкозы с получением сравнительно небольшого количества энергии. Накап­ливающаяся при этом в избытке молочная кислота угнетает или де­лает практически невозможным аэробный обмен липидов.

Повышение объемов интенсивных нагрузок не исключает, а пред­полагает строгий учет темпов восстановительных процессов в мик­роциклах после тренировочных нагрузок разной энергетической направленности (аэробной, анаэробной, смешанной). При опреде­лении объемов тренировочной нагрузки, ее структуры и качествен­ного содержания следует руководствоваться физиологическими за­конами долговременной адаптации, учитывать внутренние меха­низмы взаимодействия общей и специальной физической подготов­ки, а также факторы, лимитирующие рост спортивной работоспо­собности.

Вопрос. Связана ли массовая физическая культура с максималь­ными спортивными достижениями?

Ответ. Нагрузки, применяемые в оздоровительной, массовой физкультуре, как правило, невелики. Но на первых порах адаптаци­онные резервы повышаются сравнительно простыми, традиционны­ми методами чередования нагрузки и отдыха, в рамках педагогических принципов спортивной тренировки. У спортсменов, приближающихся к пределам, доступным человеку, повышение спортивных результа­тов достигается длительным использованием специальной нагрузки высокой интенсивности и реабилитационными мерами.

Рост спортивных достижений на мировой арене делает все более отчетливым различие между массовой оздоровительной физической культурой и спортом высших достижений. Теряет категоричность и утверждение о том, что массовый спорт с неизбежностью порождает высокие спортивные результаты. В научно-методическом, врачебно-физиологическом обеспечении спорт высших достижений отличается от массовой физической культуры, направленной на формирование гармонически развитого человека. Это относится также к материаль­но-техническим, научным, организационным основам спорта.

Вопрос. Оправдана ли так называемая ранняя спортивная специа­лизация?

Ответ. Выбор оптимальных сроков начала спортивной специа­лизации определяется темпами возрастного морфофункционального совершенствования организма. Существенное влияние на сниже­ние возрастных границ начала специализированных занятий спортом оказывают тенденции развития мирового спорта. Увлечение слиш­ком ранним началом специализации в спорте имеет существенные издержки. Ранняя спортивная специализация может стать серьезным тормозом на пути к спортивному успеху. Следовательно, в перспек­тивном поиске оптимальных сроков начала специализированных за­нятий спортом следует опираться не на интуицию и желание ребен­ка, а на объективные, проверенные многолетней практикой работы с юными спортсменами данные.

Начальный этап спортивной специализации - это создание усло­вий для дальнейшего спортивного прогресса средствами, не вызыва­ющими отвращения и скуки. Так, этап спортивной специализации в гимнастике должен быть приурочен к 10-11 -летнему возрасту у маль­чиков и 8-10-летнему возрасту у девочек. Несмотря на встречающие­ся в спорте случаи ранних успехов, спорт высших достижений требу­ет установления жестких возрастных рамок, в которых должны быть реализованы потенциальные задатки.

Вопрос. Можно ли прогнозировать спортивный успех на основе построения идеальной модели спортсмена?

Ответ. Построение модели идеального спортсмена опирается как на физиологические закономерности, так и на практический опыт наблюдений за выдающимися спортсменами. Физиологическими предпосылками моделирования являются наследственные задатки, морфофункциональные особенности, устойчивость к стрессовым си­туациям, с которыми сопряжена спортивная деятельность. Надежность прогноза зависит от объективного учета признаков, качеств двигатель­ной деятельности, наиболее важных для спортивного роста.

Моделирование иерархично. Наиболее общие модели включают в себя сравнительно небольшое число признаков, характеристик. В моделях спортсмена узкой спортивной специализации учитываются ос­новные показатели, предопределяющие спортивный успех в избран­ном виде. Как слишком обобщенная, так и детализированная модели не надежны. В первом случае выпускаются важные специфические при­знаки и характеристики, которые определяют целенаправленность модели. Во втором - учитываются признаки, не имеющие существен­ного значения для достижения спортивного мастерства. Это затрудняет выбор главного направления в построении спортивной тренировки.

Вопрос. Можно ли в идеальной модели спортсмена учесть инди­видуальные особенности?

Ответ. Любой уровень (ранг, степень обобщенности признаков) моделирования не исключает индивидуальных особенностей. Они могут, вопреки модельным характеристикам, играть решающую роль в достижении победы на соревнованиях. Обобщенной характеристи­кой функционального состояния спортсмена является энергопроиз­водительность организма, которая связана с функцией основных си­стем жизнеобеспечения. Поэтому в идеальной модели спортсмена учитываются не столько функции отдельных органов и систем, сколь­ко их интегративные показатели (МПК, анаэробный порог, кисло­родный долг и т.д.).

Моделирование спортивного успеха юным спортсменам услож­няется не всегда точной предсказуемостью возрастных изменений физиологических и морфологических параметров. Ведущими прин­ципами в моделировании прогноза мастерства юных спортсменов являются учет возрастных темпов развития физических способнос­тей и точное представление о мере воздействия на них специализиро­ванной тренировки.

Особое место в моделировании спортивного успеха имеет учет генетических задатков и специально значимых качеств спортсмена -воли, настойчивости, социально-психологической установки на до­стижение высшего результата. Характеристики, включаемые в мо­дель идеального спортсмена, имеют решающее значение при отборе юных спортсменов. В основу отбора должны быть положены устой­чивые признаки, имеющие надежную прогностическую ценность (кон­ституциональные особенности, типологические свойства нервной си­стемы, генетические задатки и др.).

Вопрос. Можно ли говорить о спортивной одаренности (выдаю­щихся способностях) или спортивный успех определяется трениров­кой и фанатической преданностью спорту?

Ответ. Термин «спортивные способности» стал общепризнанным в спорте. Спортивные способности - это предпосылки спортивных успехов и возможности их прогрессивного развития. Дети с выдаю­щимися способностями составляют около 0,1%. К числу важнейших предпосылок спортивных успехов относятся биологические факто­ры: особенности телосложения, тип нервной деятельности, уровень аэробных возможностей, соотношение быстрых и медленных воло­кон в скелетных мышцах, ритм биологического созревания. Однако и теперь, и во все времена высокий спортивный успех остается уде­лом преданных спорту, одержимых, волевых индивидуумов.

Функциональные и морфологические характеристики, которые входят в понятие «спортивные способности», определяют главное направление спортивного отбора способных детей и подростков для специализированных занятий спортом. Предварительный этап вы­явления качеств, необходимых спортсмену для прогрессивного спортивного роста, проводится преимущественно у детей младшего школьного возраста. Конечная цель отбора - достижение максималь­но возможного спортивного результата - обеспечивается в условиях специализированных спортивных школ.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: