История изучения взаимодействия инструктора по физической культуре и учителя – логопеда в коррекционной работе с детьми, имеющими ОНР в педагогике.




Инструктора по физической культуре и учителя – логопеда в коррекционной работе с детьми, имеющими ОНР».

 

Опыт работы с детьми дошкольного возраста.

Срок реализации 2 года.

Физ. инструктор

Рябцева Т. Е.

 

 

п. Мирской, 2015-2017 год

 

 

Содержание:

1.Литературный обзор взаимодействия инструктора по физической культуре и учителя – логопеда в коррекционной работе с детьми, имеющими ОНР………………………………………………………………………………..3

1.1.История изучения взаимодействия инструктора по физической культуре и учителя – логопеда в коррекционной работе с детьми, имеющими ОНР в педагогике…………………………………………………………………3

1.2.История изучения взаимодействия инструктора по физической культуре и учителя – логопеда в коррекционной работе с детьми, имеющими ОНР в образовательном учреждении и муниципальном образовании………..7

1.3.Основные понятия, термины в описании опыта взаимодействия инструктора по физической культуре и учителя – логопеда в коррекционной работе с детьми, имеющими ОНР………………………………………………10

2.Психолого-педагогический портрет старших логопедических групп воспитанников, являющихся базой для взаимодействия инструктора по физической культуре и учителя – логопеда в коррекционной работе с детьми, имеющими ОНР………………………………………………………………….13

3. Опыт взаимодействия инструктора по физической культуре и учителя – логопеда в коррекционной работе с детьми, имеющими ОНР……16

3.1.Описание основных методов и методик, используемых в представляемом педагогическом опыте………………………………………..19

3.2.Актуальность взаимодействия инструктора по физической культуре и учителя – логопеда в коррекционной работе с детьми, имеющими ОНР……21

3.3.Научность в представляемом опыте по взаимодействию инструктора по физической культуре и учителя – логопеда в коррекционной работе с детьми, имеющими ОНР………………………………………………………...22 3.4.Результативность опыта взаимодействия инструктора по физической культуре и учителя – логопеда в коррекционной работе с детьми, имеющими ОНР……………………………………………………………………………….24

3. 5. Новизна (инновационность) опыта по взаимодействию инструктора по физической культуре и учителя – логопеда в коррекционной работе с детьми, имеющими ОНР………………………………………………………..26 3.6.Технологичность опыта по взаимодействию инструктора по физической культуре и учителя – логопеда в коррекционной работе с детьми, имеющими ОНР……………………………………………………………………………….27

3.7.Описание основных элементов в опыте по взаимодействию инструктора по физической культуре и учителя – логопеда в коррекционной работе с детьми, имеющими ОНР ……………………………………………...30 4. Выводы………………………………………………………………………...32

5.Список используемой литературы…………………………………...33

6.Приложения…………………………………………………………...35

 

Литературный обзор взаимодействия инструктора по физической культуре и учителя – логопеда в коррекционной работе с детьми, имеющими ОНР.

История изучения взаимодействия инструктора по физической культуре и учителя – логопеда в коррекционной работе с детьми, имеющими ОНР в педагогике.

Здоровье – великое благо, недаром народная мудрость гласит: «Здоровье - всему голова!», «В здоровом теле – здоровый дух», поэтому в ДОУ особенно важным является взаимодействие инструктора по физической культуре с педагогами: воспитателями и узкими специалистами, в частности-с учителем-логопедом. По результатам обследования детей, поступающих в дошкольные образовательные учреждения (ДОУ), наблюдается снижение показателей уровня их здоровья и физического и речевого развития. происходит нарушение осанки, кровообращения, сердечнососудистой системы, функции дыхания, центральной нервной системы, нарушение звукопроизношения, связной речи и др. В связи с этим в настоящее время остро стоит вопрос организации физкультурно-оздоровительной работы с детьми, имеющими ОНР.

В настоящее время состояние здоровья детей в нашей стране вызывает серьезную озабоченность общества. По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЭД РАМН, в России 60% детей в возрасте от 3 до 7 лет имеют функциональные отклонения в состоянии здоровья и только 10% детей приходят в школу абсолютно здоровым. Неблагоприятные экологические условия приводят к ослаблению иммунитета, и, как следствие к увеличению простудных заболеваний, инфекций, снижению умственных, физических и речевых способностей. В образовательном учреждении, и дома дети большую часть времени проводят в статическом положении (за столом, у телевизора, компьютера и т.д.) Это увеличивает статическую нагрузку на определенные группы мышц и вызывает их утомление. Снижается сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечет за собой нарушение осанки, искривление позвоночника, плоскостопие. Не менее серьезное влияние на здоровье и развитие ребенка дошкольника оказывает отклонение в опорно-двигательном аппарате, являющиеся первопричиной многих болезней, которое не поддаются медикаментозному лечению. Все эти отклонения приводят к тому, что физически слабый ребёнок имеет отклонения в речевом развитии ребёнка, т. е. имеется взаимосвязь между физическими и речевыми показателями детей, имеющими ОНР (1-3 уровней), что говорит о серьёзности и актуальности данной проблемы.

Работа с детьми данной группы имеет свои особенности, так как помимо речевой патологии у детей имеются вторичные отклонения в развитии. В исследовании И.П. Павлова, А. А. Леонтьева, А. Р. Лурии замечено: отставание речевого развития нередко сочетаются с отклонениями в физическом, психическом и социально – личностном развитии детей.

У детей с речевыми недостатками отмечается:
– нарушение общей и мелкой моторики;
– заторможенность;
– повышенная утомляемость;
– нарушение координации;
– отставание в возрастных показаниях физических качеств: силы, скорости, ловкости.

Наряду с физическими показателями отмечается отставание в формировании познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти и мышления. Все это ставит перед педагогами ряд задач, при исполнении которых, можно добиться максимального коррекционного воздействия.

Взаимодействие с педагогами, родителями в последние десятилетия приобрела особую актуальность, что связано со стабильной тенденцией ухудшения здоровья всего населения России, в том числе и детей. Причин тому много: это социальные, экологические, психологические.

Ведущие цели взаимодействия физ. инструктора в физкультурно-оздоровительной работе в детском саду - создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических, речевых и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка ребенка к жизни в современном обществе. Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коррекционной, художественной, двигательной, элементарно-трудовой.

Сферу физической культуры характеризуют разные виды деятельности: двигательная, соревновательная, культурно-спортивная, физкультурная и др., что не мешает взаимодействовать с другими сферами воздействия на ребёнка, например, взаимодействовать совместно с учителем-логопедом. Центральным системообразующим фактором, объединяющим все компоненты физической культуры при взаимодействии с учителем-логопедомв коррекционной работе с детьми, имеющими ОНР, выступает физкультурная и речевая деятельность. Она не ограничивается только развитием и формированием телесных характеристик человека, а находится в тесной взаимосвязи с его речевой и даже духовной деятельностью. Это и определяет специфику физкультурной деятельности, позволяет через нее решать речевые, общевоспитательные, общекультурные задачи. В процессе этой деятельности и формируется речь и физическая культура личности каждого конкретного человека.

Данный опыт выявляет проблему исследования взаимодействия физ.инструктора и учителя-логопеда – поиск и создание эффективных условий для результативности при взаимодействииинструктора по физической культуре и учителя – логопеда в коррекционной работе с детьми, имеющими ОНР в организации физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ.

Исходя из актуальности и проблемы исследования моего самообразования сформулирована тема исследования: « Взаимодействие инструктора по физической культуре и учителя – логопеда в коррекционной работе с детьми, имеющими ОНР ».

Цель исследования: теоретически обосновать и опытно-поисковым путем проверить эффективность, успешность совместной работы при организации коррекционной и физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ.

Объектом исследования являются дети старшего дошкольного возраста в ДОУ.

Предмет: создание форм и методов работы с детьми старшего дошкольного возраста в ДОУ.

Гипотеза исследования: организация физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ будет более успешной, если реализовать следующие педагогические условия:

- повысить профессиональную компетентность педагогов в области воспитания детей дошкольного возраста;

- установить взаимодействие с учителем- логопедом, воспитателями и родителями по физкультурно-оздоровительной работе с детьми старшего дошкольного возраста;

- реализовывать индивидуально-дифференцированный подход в работе с детьми.

В соответствии с поставленной целью и гипотезой исследования, были определены следующие задачи:

1. Провести анализ по теме исследования и подбор методической литературы по этой проблеме в ДОУ.

2. Системная коррекция речевых нарушений через физическую, двигательную активность.

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы исследования применялись следующие методы: анализ психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования, обобщение опыта работ, наблюдение, эксперимент.

Методиками исследования явились:

«Методика оценки физической подготовленности и физического развития детей дошкольного возраста»; «Анкета для родителей», речевые показатели детей и др.

 

История изучения взаимодействия инструктора по физической культуре и учителя – логопеда в коррекционной работе с детьми, имеющими ОНР в образовательном учреждении и муниципальном образовании.

Одной из главных задач ДОУ, в соответствии федеральным государственным образовательным стандартом, является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия. Полноценное физическое, умственное и речевое развитие, здоровье ребёнка – это основа формирования личности.Жизнь в 21 веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной является проблема сохранения здоровья. Исследованиями отечественных и зарубежных учёных давно установлено, что здоровье человека лишь на 7 – 8% зависит от успехов здравоохранения и на 50% от образа жизни. Поэтому считается, что проблема оздоровления, физическое и речевое развитие детей – это работа не одного дня и деятельности одного человека, а целенаправленная, систематически спланированная работа всего коллектива образовательного учреждения на длительный период, т. е. их взаимосвязь.

В связи с этим, физкультурно-оздоровительная и речевая работы в детском саду имеют большое значение, как для укрепления здоровья, так и для формирования двигательных и речевых умений и навыков, являющихся значимыми компонентами в речевом, познавательном и эмоциональном развитии воспитанников.

Изучая взаимодействие инструктора по физической культуре и учителя – логопеда в коррекционной работе с детьми, имеющими ОНР в образовательном учрежденииможно отметить изменения, происходящие в обществе и в образовании перемен, которые предъявляют новые требования к характеру и качеству отношений дошкольного учреждения и родителей и их детей. В ФГОС говорится, что дошкольное образование становится самостоятельным уровнем образования и будет регулироваться федеральными государственными образовательными стандартами. Особая роль отводится семье и подчеркивается, что именно родители являются первыми педагогами своих детей, а дошкольное учреждение создается им в помощь. Сохранение и укрепление здоровья дошкольников, их всестороннее развитие – актуальнейшие проблемы нашего времени. В федеральном государственном стандарте дошкольного образования выделена образовательная область "Физическое развитие" содержание которой направлено на достижение целей формирования у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие через решение следующих специфических задач:

– развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации);

– накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями);

– формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.

Решая эти задачи, педагоги дошкольного образовательного учреждения не только стремятся к тому чтобы отсутствовали болезни у детей, а к тому чтобы у детей в гармонии было развито полное физическое и эмоциональное благополучие.

На современном этапе у родителей часто наблюдается нехватка времени, недостаток знаний, а зачастую личные стереотипы не дают возможность быть активными участниками развития и воспитания своего ребёнка. Но несмотря на различные жизненные проблемы, каждый из родителей хочет видеть своего ребёнка здоровым, сильным и крепким. Задача детского сада, в том числе и в лице инструктора по физической культуре помочь каждой семье вырастить и воспитать здорового человека во всех аспектах данного понятия. Движение – основное проявление жизни, в то же время оно является и средством гармоничного развития личности.

В нашем детском саду разработана и реализуется система мероприятий по сохранению и укреплению здоровья воспитанников. Ежедневно во всех возрастных группах реализуется несколько форм физкультурно-оздоровительной деятельности: утренняя гимнастика, разнообразные подвижные игры в течение всего дня, занятия по физической культуре, непосредственно образовательная деятельность и т.д.

Федеральный государственный образовательный стандарт выделяет ряд принципов, которым должна соответствовать программа дошкольного образовательного учреждения. Одним из важнейших является принцип интеграции образовательных областей в соответствии с их спецификой и возможностями.

Сущностью интегрированного подхода является соединение знаний из разных областей на равноправной основе, дополняя друг друга. При этом на занятии педагоги имеют возможность решать несколько задач из различных областей развития, а дети осваивают содержание различных разделов программы параллельно, что позволяет сэкономить время для организации игровой и самостоятельной деятельности. Согласно принципу интеграции, физкультурно-оздоровительная работа с детьми осуществляется не только в процессе специфических физкультурных и спортивных игр, упражнений, занятий, но и при организации всех видов детской деятельности через физкультминутки, дидактические игры с элементами движения, подвижные игры с элементами развития речи, математики, конструирования и пр.

Реализация общеобразовательных задач дошкольного образования с привлечением синхронного выравнивания физического и речевого развития детей с ОНР может быть решена с помощью системы заданий и упражнений, и игр, направленных на устранение проблем у детей старшего дошкольного возраста и отражена в моем опыте, отражающем необходимую физ. культурную, спортивную, оздоровительную и речевую работу.

В опыте решаются необходимые виды совместной с учителем- логопедом деятельности:

1. Развитие координации движений общей и мелкой моторики детей с ОНР.

2. Развитие артикуляционного аппарата (артикуляционная гимнастика).

3. Развитие гимнастик для глаз, дыхания, психогимнастики(мимическая гимнастика, самомассаж, релаксации.

 

 

1.3.Основные понятия, термины в описании опыта взаимодействия инструктора по физической культуре и учителя – логопеда в коррекционной работе с детьми, имеющими ОНР.

В описываемом педагогическом опыте использованы следующие термины и понятия:

Движение - это предупреждение разного рода болезней, особенно таких, которые связаны с сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной системами. Движение - это и эффективнейшее лечебное средство.

Двигательная деятельность - движения, направленные на физическое и двигательное развитие ребенка. Двигательная деятельность является средством разностороннего развития детей.

Деятельность – действия человека, направленные на удовлетворение его материальных и духовных потребностей.

Индивидуальный подход – важный психолого-педагогический принцип, согласно которому в учебно-воспитательной работе с детьми учитываются индивидуальные особенности каждого ребенка.

Индивидуальная работа –работа, применяемая для одного индивидуума.

Коррекция – исправление каких-либо недостатков (например, коррекция речи, коррекция зрения, коррекция плоскостопия).

Коррекционно-воспитательная работа – система педагогических мероприятий, направленных на преодоление или ослабление недостатков психического и физического развития детей с дефектами в развитии.

Логопедия – специальная логопедическая наука о нарушениях речи, о методах их предупреждения, выявления и устранения средствами специального обучения и воспитания.

Логопед – коррекционный педагог, занимающийся устранением недостатков речи у детей и взрослых.

Логопедические занятия – занятия, проводимые логопедом с целью коррекции речи логопатов; различают индивидуальные, фронтальные и подгрупповые занятия. На логопедических занятиях осуществляется коррекция всех компонентов речи, дыхания и голоса.

Образование – совокупность систематизированных знаний, умений и навыков, взглядов и убеждений, а также определенный уровень развития познавательной и практической подготовки, достигнутый в результате учебно-воспитательной работы.

Общее недоразвитие речи – различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне.

Педагогическая технология — это: содержательно-операционная деятельность по обеспечению педагогического процесса;– систематическое и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного учебно-воспитательного процесса;– совокупность взаимосвязанных средств, методов и процессов, необходимых для организации целенаправленного воздействия на формирование личности с заданными качествами;– деятельность, направленная на создание условий для формирования уровня образованности личности;– рационально организованная деятельность по обеспечению достижения целей педагогического процесс.

Спорт - специальная деятельность, направленная на достижение наивысших результатов в разных видах физических упражнений, выявленных при проведении соревнований.

Физ. инструктор в ДОУ – коррекционный педагог, занимающийся физическим развитием у детей.

Физическое развитие - процесс изменения форм и функций организма под воздействием условий жизни и воспитания.

В узком значении этот термин используется для обозначения антропометрических и биометрических понятий (рост, вес, окружность грудной клетки, состояние осанки, жизненная емкость легких и т.д.).

В широком понимании термин «физическое развитие» включает и физические качества (выносливость, ловкость, быстрота, сила, гибкость, равновесие, глазомер). В детском саду не менее двух раз в течение года проводится специальное обследование физического развития детей, определяется его гармоничность, соответствие возрастным физиологическим показателям. При отклонениях в физическом развитии с детьми проводится коррекционная работа.

Физическая подготовленность - уровень развития двигательных умений и навыков, физических качеств человека. В результате изучения возможностей детского организма учеными были разработаны нормативные показатели по всем основным видам физических упражнений и требования к качеству их выполнения. Эти данные используются при разработке программ для дошкольных учреждений.

Физическое воспитание - педагогический процесс, направленный на достижение хорошего здоровья, физического и двигательного развития ребенка. В процессе физического воспитания одновременно решаются и задачи разностороннего развития (умственного, нравственного, эстетического, трудового).

Физическая подготовка - профессиональная направленность физического воспитания. Воспитатель детского сада как специалист по физической культуре должен обладать определенным уровнем двигательных умений и физических качеств, необходимых в работе с детьми.

Физическое образование - одна из сторон физического воспитания, направленная на овладение профессиональными знаниями, двигательными навыками.

Физические упражнения - движения, двигательные действия, отдельные виды двигательной деятельности, которые используются для решения задач физического воспитания.

Физическая культура - часть общей культуры, характеризующая достижения общества в области физического, психического и социального здоровья человека.

 

 

Психолого-педагогический портрет старших логопедических групп воспитанников, являющихся базой для взаимодействия инструктора по физической культуре и учителя – логопеда в коррекционной работе с детьми, имеющими ОНР.

Составляя психолого-педагогический портрет старших логопедических групп воспитанников, являющихся базой для взаимодействия инструктора по физической культуре и учителя – логопеда в коррекционной работе с детьми, имеющими ОНР, проведён анализ по теме исследования и подбор методической литературы по исследуемой проблеме в ДОУ. Так, исследователями в области психологии и логопедии давно обнаружена тесная взаимосвязь речи и общих психологических проявлений: познавательной, личностной, поведенческой сферы (А.Р.Лурия, Н.А.Власова и др.) В связи с этим речевым нарушениям обычно сопутствуют нарушения в организации познавательных психических процессов, в формировании личности и в поведении. Поэтому правильно организованное коррекционное обучение и воспитание детей в коррекционной работе требует всестороннего обследования их речевых и неречевых процессов, сенсомоторной сферы, интеллектуального развития, а также личностных особенностей и социального окружения. Чем сильнее выражено речевое расстройство как первичный фактор влияния на развитие, тем чаще и сильнее вторично страдают когнитивные и личностные характеристики детей.

При изучении детей дошкольного возраста должны быть учтены следующие принципы:

· онтогенетический (возрастной);

· этиопатогенетический (учет симптоматики речевой аномалии);

· взаимосвязь речевого, физического и общего психического развития.

Взаимодействие в работе начинались со сбора анамнестических данных и обследования детей. Задача обследования – определить общий уровень развития каждого ребенка. Результаты обследования показали, что наряду с различными отклонениями в фонетике, лексике и грамматике, нарушения психических процессов (внимания, памяти, мышления), у детей в той или иной степени нарушена двигательная сфера.

В результате обследования детей было выявлено:

Контингент обследуемых- дети старших групп МБДОУ д/с № 31, в 2015-2016 учебном году - 26 человек. Возраст 5-6 лет. Все 26 обучающихся посещают группу первый учебный год. Группа укомплектована по возрастному принципу, а также на основании оценки психофозических особенностей детей. Трудности усвоения программного материала, отражающего необходимые знания, умения, навыки, связаны преимущественно с речевыми трудностями. Для выполнения заданий детям требовалась простая одноступенчатая инструкция, наглядное сопровождение. У большинства детей отмечаются сопутствующие речевым нарушениям двигательные трудности: неточность движений, нарушение координации движений в общей и мелкой моторике.

 
Формирование представлений об окружающем мире у детей также имеет свои особенности, что обусловлено речевыми и физическими трудностями. В практической работе педагогу необходимо делать акцент на использование практических и наглядных методов познания. Особое значение в работе с детьми имеет формирование у них коммуникативных умений и умений планировать свою игровую и творческую деятельность. Перечисленные особенности развития, преобладающие у большинства детей, определяют содержание образовательной деятельности.

При зачислении в логогруппы 23 детям было поставлено заключение – ОНР 3 уровня, а 1 ребёнку поставлено заключение – ОНР 2 уровня. Возрастные особенности детей с ОНР имеют такую краткую характеристику:

У этих детей с вместе с нарушением звукопроизношения нередко наблюдается скованность, стеснительность, замкнутость, а иногда боязнь встреч с незнакомыми сверстниками и взрослыми.

При всестороннем обследовании было выявлено:

ü У детей преобладает повышенный мышечный тонус, моторная напряженность. Движения детей были скованы. Амплитуда выполнения движений - недостаточной.

ü Нарушена координация движений. Дети не могут согласовывать движения рук и ног при ходьбе, не могут согласовывать слова и движения в играх и упражнениях.

ü Дети не всегда воспринимали речевые инструкции, что создавало дополнительные трудности в освоении основных видов движений, а на занятиях с учителем-логопедом – программного материала, т.к. инструкции приходилось повторять по нескольку раз.

ü Дыхание детей было поверхностным (ключичным). Следствие этого- сложность звукообразования, односложность и стандартность построения фраз.

ü Низкий уровень произвольного слухового внимания и памяти, что отрицательно сказывалось на решении образовательных задач.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-10-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: