Опыт взаимодействия инструктора по физической культуре и учителя – логопеда в коррекционной работе с детьми, имеющими ОНР.




Учёные установили, что сочетание речи и движения является очень важным компонентом на пути исправления речевых и двигательных недостатков у детей. Речь и движения очень тесно связаны, дополняют друг друга. Артикулярный аппарат детей укрепляется, развивается фонематический слух, формируется культура речи. Дети учатся вслушиваться в слова, звуки, слышать составные части слова, развивается культура речи, умение контролировать свою речь. Развиваются детские эмоции, которые повышают интерес к занятиям и речи. Поэтому успешное преодоление речевого недоразвития возможно только при условии тесной взаимосвязи в работе учителя – логопеда и инструктора по физической культуре.

В процессе всестороннего развития, развития физических и речевых способностей, приобретении необходимых навыков, важное значение имеют речеслуховой и речедвигательный анализаторы. Таким образом, в процессе формирования звукопроизношения очень важное значение имеют:

1. слух и фонематическое восприятие;

2. моторика речевого аппарата, т.е. подвижность органов речи.

3. физическое развитие и физическое воспитание ребёнка.

Всё это направлено на совершенствование речевых и физических функций формирующегося организма ребенка, полноценное развитие основных движений, разнообразных двигательных навыков, совершенствование тонкой ручной моторики и развитие зрительно-двигательной координации.

При организации деятельности в дошкольном учреждении, организации предметной и социальной среды, всех видов детской деятельности в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями дошкольников следует учитывать необходимость физического и речевого развития. В режиме дня предусмотрены занятия по физическому и логопедическому развитию, игры и развлечения на воздухе.

Занятия по физическому воспитанию строятся так, чтобы с их помощью решались как общие, так и коррекционные задачи. В занятия включаются физические упражнения, направленные на развитие всех основных движений (ходьба, бег, прыжки, лазанье, ползание, метание), а также общеразвивающие упражнения, направленные на укрепление мышц спины, плечевого пояса и ног, координацию движений, формирование правильной осанки, развитие равновесия.

Развитие физического и логопедического воздействия осуществляется на всех этапах работы с детьми и проводится в игровой форме, на фронтальных, подгрупповых и индивидуальных НОД.

Коррекционная физическая и логопедическая работа может быть выделена во взаимодополняющую деятельность: системная коррекция речевых нарушений детей через коррекцию физической и двигательной сферы, а также могут быть сформированы виды деятельности:

1. Развитие координации движений общей и мелкой моторики детей с ОНР.

2. Развитие артикуляционного аппарата (артикуляционная гимнастика).

3. Развитие гимнастик для глаз, дыхания, психогимнастики(мимическая гимнастика, самомассаж, релаксации.

Были продуманы формы работы, подобран материал для развития движений и физических упражнений, способствующих развитию двигательной сферы, правильного дыхания, коррекции звукопроизношения, развитию психических процессов.

Формы работы с детьми, имеющими ОНР:

Общеразвивающие упражнения подбираю с учетом лексической темы или в форме игры с речевым сопровождением. Это позволяет заинтересовать детей, укрепляет опорно-двигательный аппарат, дыхательную и сердечно-сосудистую систему, развивает координацию движений общую моторику и двигательную память, формировать правильную осанку.

Основные виды движений использую на закрепление или повторение. Стараюсь подобрать к ним речевое сопровождение. Это позволяет мне создать мотивацию деятельности, способствует обогащению словарного запаса детей, постановке правильного дыхания.

Артикуляционную гимнастику помогает подобрать учитель-логопед.Провожу ее не часто, в виде артикуляционных сказок.

Пальчиковая гимнастика способствует тренировке пальцев и кистей рук, развития “ручной умелости”, стимулирует деятельность речевых зон коры головного мозга. Пальчиковые игры подбираем совместно с логопедом, с учетом лексической темы, с речевым сопровождением. На логопедических и физкультурных занятиях используем одни и те же игры.

Используется дыхательная гимнастика по Стрельниковой, онаспособствует выработке правильного диафрагмального дыхания, развития продолжительности выдоха, его силы и плавности.

Используемые двигательно - речевые игры развивают мышление и речь детей, поддерживают интерес детей к занятию, физиологическую потребность в движениях. Кроме того речевые игры помогают мне совершенствовать основные виды движений.

Оздоровительно-развивающие игры применяем совместно с учителем – логопедом для решения двигательных задач, координации речи и движений, снятия психоэмоционального напряжения, воспитания навыка взаимодействия в группе и подчинения инструкциям.

Психогимнастика (мимическая гимнастика) способствует расслаблению мышц.

Релаксацию использую в конце занятия. Она включает в себя упражнения на расслабление мышц рук, ног, лица, шеи, туловища, снятие мышечного и эмоционального напряжения. В основном провожу в положении лежа, под музыку.

Учитывая лексические темы, по которым работают логопедические группы использую виды деятельности, описанные выше и также рабочую программу, разработанную учителем – логопедом.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-10-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: