Щедровицкий Д. Введение в Ветхий Завет. Пятикнижие Моисеево




Вводная лекция

Прежде чем мы обратимся непосредственно к тексту Ветхого Завета,
хотелось бы задать три вопроса. Первый из них: какая книга самая древ-
няя из читаемых в течение последних двух тысяч лет? Второй вопрос:
какая из книг самая распространенная, т. е. читается на протяжении
последних столетий наибольшим числом людей? И третий вопрос: какая
книга сыграла самую выдающуюся роль в человеческой истории, разви-
тии культуры, литературы, философии и искусства? На все эти три воп-
роса может быть только один ответ: Библия. И тогда необходимо задать
четвертый вопрос: является ли Библия откровением, данным свыше, или
же она — лишь человеческое творение, запись событий, происходивших
в древнейшие времена, создание гениальных поэтов, философов, духовид-
цев, но — одних только людей, без вмешательства Провидения?

Для того чтобы ответить на последний вопрос — а без ответа на него
содержательный разговор о Библии попросту невозможен,— имеет смысл
поискать какие-либо подтверждения первой или второй точки зрения в са-
мой Библии. Спросим: что же такое должно быть в ней записано, что бы
несомненно удостоверило нас в ее Божественном происхождении? Пред-
положим, что в Библии были бы изложены, скажем, основы теории отно-
сительности. Но ведь это не стало бы очевидным доказательством сверхъ-
естественного происхождения самой Книги. Можно было бы объяснить
подобный феномен так: «Тысячи лет назад жил человек, несравненно
превосходивший научной одаренностью самого Эйнштейна». Или, скажем,
в Библии была бы целиком записана таблица элементов Менделеева. Это
нам бы тоже ничего еще не доказывало. Мог в древности жить мудрец,
который гениально прозрел или предугадал зависимость свойств химичес-
ких элементов от заряда их атомных ядер. Или, допустим, периодичес-
кий закон мог быть передан древним людям какой-то погибшей цивили-
зацией, жителями иных миров наконец.

Итак, никакие научные данные, даже намного превосходящие уровень
знаний своей эпохи, будь они запечатлены в Священном Писании, сами
по себе не могли бы убедить нас в его сверхчеловеческом происхождении.
Поэтому в Библии нам следует искать иное, несомненное и ясное, свиде-
тельство, которое указывало бы на ее Божественный источник.

Именно таким свидетельством является пророчество: в Библии зара-
нее, и притом совершенно точно, предсказаны будущие события, ход
этих событий, их сроки, даже имена людей, которые будут в них участ-
вовать. Речь идет как о событиях, близких по времени к моменту изрече-
ния того или иного пророчества, так и о таких, которые произошли через
сотни и тысячи лет после написания соответствующих библейских книг.
Поскольку достаточно точно известно, когда были завершены те или иные
входящие в состав Библии книги, то мы и можем судить: сбылись содер-
жащиеся в них пророчества или нет.

Признаки, позволяющие отличать истинных пророков от ложных, со-
держатся в самой Библии. Там сказано, что если человек будет истинным
пророком Господним, то к его словам следует прислушиваться, записывать
их в книгу, а в дальнейшем — ими руководствоваться. Написано об этом
так (речь ведется от первого лица — как обращение Господа, Творца все-
ленной, к Моисею):

Я воздвигну им пророка из среды братьев их, такого, как ты, и вложу
слова Мои в уста его, и он будет говорить им все, что Я повелю ему;
А кто не послушает слов Моих, которые пророк тот будет говорить
Моим именем, с того Я взыщу…
‹…›
И если скажешь в сердце твоем: «Как мы узна́ем слово, которое не Гос-
подь говорил?»
Если пророк скажет именем Господа, но слово то не сбудется и не ис-
полнится, то не Господь говорил сие слово, но говорил сие пророк по дер-
зости своей,— не бойся его. (Втор. 18, 18–22)

Таким образом, настоящий пророк (а вся Библия состоит из книг, напи-
санных истинными пророками) должен говорить от имени единого Бога
и дать ясные знамения своей посланнической миссии, т. е. его слова
должны исполниться. Пророк по-древнееврейски называется נביא ‹нави́›,
т. е. «источающий», «изливающий», «выводящий наружу» то, что долж-
но сбыться в близком или далеком будущем. В более древние времена
пророк именовался חוזה ‹хозе́› — «видящий». Но в отличие от обычных
людей, созерцающих предметы видимого мира, пророк зрит мир духов-
ный, невидимый, и повествует нам о том, что он узрел. Пророк должен
быть испытан — ему, следовательно, надлежит предречь нечто, что долж-
но исполниться вскоре, и только после того, как это сбудется, появится
и доверие к его речениям, касающимся грядущих событий.

В Библии мы встречаем немало примеров того, как пророк предрекал
события ближайшего времени и удостоверял тем самым истинность своей
миссии. В самом начале Книги пророка Амоса, записанной в VIII в. до н. э.,
мы читаем:

Слова Амоса, одного из пастухов Фекойских, которые он слышал в ви-
дении об Израиле во дни Озии, царя Иудейского, и во дни Иеровоама, сы-
на Иоасова, царя Израильского, за два года перед землетрясением.
И сказал он: Господь возгремит… (Ам. 1, 1–2)

Итак, пророк предрек землетрясение за два года до того, как оно про-
изошло. Даже современная наука не позволяет предвидеть землетрясения
за столь значительный срок — что уж говорить о древних временах…


Другой пример, когда пророк предсказал ближайшие события, содер-
жится в Четвертой книге Царств. Израильский царь Охозия, живший
в середине IX в. до н. э., заболел — и вместо того, чтобы обратиться к Гос-
поду с молитвой об исцелении, послал своих слуг «вопросить Веельзеву-
ла». «Баа́ль зеву́ль» (в переводе «господин святилища») — так по-древ-
нееврейски и по-финикийски звучит имя одного из языческих божеств
Ханаана, служение которому сопровождалось развратом и даже челове-
ческими жертвоприношениями. И когда Охозия отправил послов, дабы
они принесли лжебогу жертву, на их пути встал Илия, пророк Господень,
и передал царю следующее:

…Так говорит Господь: за то, что ты посылал послов вопрошать Веель-
зевула, божество Аккаронское, как будто в Израиле нет Бога, чтобы вопро-
шать о слове Его,— с постели, на которую ты лег, не сойдешь с нее, но
умрешь.
И умер он по слову Господню, которое изрек Илия. (IV Цар. 1, 16–17)

Кроме пророчеств о судьбе того или иного человека, о событиях част-
ных, в Библии есть много предсказаний о судьбах целых народов. При
этом следует иметь в виду крайнюю маловероятность исполнения хотя бы
одного пророчества, рассчитанного на столь долгий период. Представим
себе, какое число событий и причин влияет на все, происходящее в нашем
мире, и как поэтому трудно точно предсказать время, место и обстоя-
тельства какого-либо грядущего происшествия. В Библии, однако, содер-
жится множество подобных пророчеств.

Так, например, в Книге Второзакония, написанной пророком Моисеем
в начале XIII в. до н. э., можно прочесть предсказание о будущем всего
народа израильского, которое должно сбыться после отступления народа
от заповедей Божьих:

И рассеет тебя Господь по всем народам, от края земли до края земли,
и будешь там служить иным богам, которых не знали ни ты, ни отцы
твои,— дереву и камням. (Втор. 28, 64)

Иными словами, если от Бога отступит народ, который Он Сам избрал
для возвещения имени Своего, то этот народ будет рассеян по всем стра-
нам. И, казалось бы, уж если такое грозное, страшное пророчество испол-
нилось, такой народ должен был бы постепенно исчезнуть, раствориться
среди других этносов. Однако далее говорится:

Но и между этими народами не успокоишься, и не будет места покоя
для ноги твоей, и Господь даст тебе там трепещущее сердце, истаевание
очей и изнывание души;
Жизнь твоя будет висеть пред тобою, и будешь трепетать ночью и днем,
и не будешь уверен в жизни твоей… (Втор. 28, 65–66)

Всякий, кто хотя бы в общих чертах знает историю еврейского народа,
сразу скажет, что данное предсказание исполнилось в точности. Народ
этот был рассеян после разрушения второго Храма (70 г. н. э.) по всей
земле, нигде не находил покоя, всюду был гоним, преследуем, истребляем.
Спрашивается: как могло быть такое предсказано заранее, за 14 веков до

начала соответствующих событий? Разве в человеческих силах предска-
зать самую сущность судьбы целого народа, рассеянного по свету,— судь-
бы неповторимой, единственной во всей мировой истории?

В другом месте той же Книги Второзакония Господь обещает собрать
рассеянный израильский народ, причем вновь на той самой земле, кото-
рая принадлежала его праотцам:

…Тогда Господь, Бог твой, возвратит пленных твоих, и умилосердится
над тобою, и опять соберет тебя от всех народов, между которыми рассеет
тебя Господь, Бог твой.
Хотя бы ты был рассеян до края неба, и оттуда соберет тебя Господь,
Бог твой, и оттуда возьмет тебя,
И приведет тебя Господь, Бог твой, в землю, которой владели отцы
твои, и получишь ее во владение… (Втор. 30, 3–5)

Случайное осуществление этого великого пророчества невозможно.
Ведь согласно ему, народ, лишенный земли, рассеянный в течение почти
двух тысяч лет по всему свету, опять соберется и восстановит свое государ-
ство в той же самой стране, находившейся в минувшие эпохи под властью
многих великих держав. Но обещанное в точности осуществилось в сере-
дине прошлого века: в 1948 г. израильское государство было восстанов-
лено. Исполнение этого пророчества отрицать просто невозможно, ведь
оно сбылось буквально на наших глазах.

В другой библейской книге, Книге пророка Исаии, жившего в VIII в.
до н. э., т. е. примерно через 600 лет после Моисея, о будущем собира-
нии народа израильского из всех народов говорится так:

Не бойся, ибо Я с тобою; от востока приведу племя твое и от запада
соберу тебя.
Северу скажу: «Отдай»; и югу: «Не удерживай…» (Ис. 43, 5–6)

Здесь уже не только предречено возвращение народа из рассеяния, но
и точно указано, где именно будет находиться та страна, которой Господь
скажет: «Отдай», т. е. силой принудит ее выпустить израильтян из своих
пределов. Не кто иной как мы сами свидетели того, что именно великой
«северной стране» — Советскому Союзу — Бог, через политические собы-
тия, сказал: «Отдай» — и тогда началась эмиграция евреев, поднялся зна-
менитый «железный занавес». Это пророчество, исполнение которого
тоже невозможно отрицать, потому что оно явным образом осуществилось
в наши дни.

В Книге пророка Иеремии, который жил в VI в. до н. э., те же буду-
щие события описываются так:

Вот Я приведу их из страны северной и соберу их с краев земли…
(Иер. 31, 8)

Наиболее значимый исход израильтянам, следовательно, предстояло
в будущем совершить именно из «северной страны». Однако «северная
страна», по отношению к Святой земле,— это Россия, притом Иерусалим
и Москва находятся почти на одном меридиане. Вспомним, что во време-


на Иеремии на данной территории вообще не было развитых поселений
человека…

Откроем теперь Книгу пророка Иезекииля, который также жил в VI в.
до н. э. В ней содержатся следующие предсказания:

Так говорит Господь Бог: в тот день, когда очищу вас от всех беззако-
ний ваших и населю города, и обстроены будут развалины,
И опустошенная земля будет возделываема, быв пустынею в глазах
всякого мимоходящего,
Тогда скажут: «Эта опустелая земля сделалась, как сад Едемский; и эти
развалившиеся, и опустелые, и разоренные города укреплены и населены».
И узнают народы, которые останутся вокруг вас, что Я, Господь, вновь
созидаю разрушенное, засаждаю опустелое. Я, Господь, сказал — и сделал.
(Иез. 36, 33–36)

Города и поселения страны Израиля в течение 1878 лет, со времени
Иудейской войны против Рима и разрушения Иерусалима, приходили во
все большее запустение, а некогда цветущие долины поглощались пусты-
ней (см. с. 742 и 1014–1015). Однако в XX веке приведенное пророчество осу
ществилось: «развалившиеся города» населились, и пустыни Святой зем-
ли стали превращаться в сады. Так что наши современники — свидетели
исполнения и этого пророчества.

Многие пророчества Ветхого Завета касаются и других древних, да и со-
временных народов. Так, например, существует пророчество о судьбе ве-
ликой империи древности — Ассирии, которая достигла расцвета в IX–
VIII вв. до н. э. Оно содержится в Книге пророка Наума. Наум жил в нача-
ле VII в. до н. э., а пророчество исполнилось в конце того же века. Надо
сказать, что слова Наума, предрекающие гибель Ниневии — столице Асси-
рии, звучали для его современников даже менее правдоподобно, чем про-
звучало бы для нас, скажем, пророчество о гибели Нью-Йорка. На такое
предсказание в те времена люди неверующие могли ответить лишь сме-
хом и издевательствами, потому что Ассирия была могущественна, как
никогда, она владела множеством стран и народов. И вдруг пророк Наум
предрекает ей следующее:

Благ Господь, убежище в день скорби, и знает надеющихся на Него.
Но всепотопляющим наводнением разрушит до основания Ниневию,
и врагов Его постигнет мрак. (Наум. 1, 7–8)

Пророк предрекает великому городу, живущему безопасно, «всепотоп-
ляющее наводнение». В другом месте той же книги предсказывается бу-
дущее ассирийского царя:

Он вызывает храбрых своих, но они спотыкаются на ходу своем; поспе-
шают на стены города, но осада уже устроена.
Речные ворота отворяются, и дворец разрушается. (Наум. 2, 5–6)

И это исполнилось в точности! В 612 г. до н. э. войска Вавилонии и Ми-
дии — взбунтовавшихся вассалов Ассирии — объединились, прошли по ас-
сирийской земле и окружили Ниневию. Но город стоял неприступно,
и бесполезная осада продлилась два года. Тогда осаждавшие запрудили

реку Тигр, воды которой хлынули на городскую стену и пробили в ней
брешь. Войска ворвались в город сквозь возникшую пробоину и истребили
жителей Ниневии. Пророк Наум предсказал все это за несколько десяти-
летий, связав захват города со «всепотопляющим наводнением»: «Речные
ворота отворяются, и дворец [имеется в виду царский дворец] разрушает-
ся». Итак, данное пророчество, одно из множества записанных в Библии,
исполнилось буквально.

Есть в Писании и немало пророчеств, которые касаются земной жизни
Иисуса Христа. Приведем одно из них. Царь Давид, предок Иисуса по
плоти, живший за тысячу лет до него и оставивший нам великую книгу
псалмов — Псалтирь, предсказал о грядущем Мессии следующее (обратим
внимание, что пророчество высказано от первого лица: Давид отождест-
вляет себя со своим потомком — Мессией):

Я пролился, как вода; все кости мои рассыпались; сердце мое сдела-
лось, как воск, растаяло посреди внутренности моей.
Сила моя иссохла, как черепок; язык мой прилип к гортани моей, и Ты
свел меня к персти смертной.
Ибо псы окружили меня, скопище злых обступило меня, пронзили руки
мои и ноги мои.
Можно было бы перечесть все кости мои; а они смотрят и делают из
меня зрелище;
Делят ризы мои между собою и об одежде моей бросают жребий. (Пс.
21, 15–19)

Через десять веков, в 34 г. н. э., на Голгофе сказанное в точности ис-
полнилось: руки и ноги Иисуса были пронзены на кресте. При этом рим-
ские воины разделили между собою его «ризы», т. е. одежды, а поскольку
верхнее облачение, хитон, было красиво, то его не стали раздирать на
части, а бросили жребий, чтобы он целиком достался кому-то одному. Все
это подробно описано в Евангелии.

Кроме того, существуют также обширные пророчества обо всей исто-
рии человечества, о последовательной смене империй, цивилизаций,
эпох. Например, в главах 2, 7–8 и 11–12 Книги пророка Даниила (VI в.
до н. э.) описывается будущая всемирная история — от Вавилонского цар-
ства и вплоть до наших дней. Содержание этих глав поразительно точно
предрекает последовательность событий на протяжении около 2500 лет.

Мало того, Библия содержит немало точных дат будущих событий.
Так, в той же Книге пророка Даниила есть следующее предсказание:

«…Семьдесят седмин определены для народа твоего и святого города
твоего, чтобы покрыто было преступление, запечатаны были грехи и загла-
жены беззакония, и чтобы приведена была правда вечная, и запечатаны
были видение и пророк, и помазан был Святый святых…» (Дан. 9, 24)

Семьдесят седмин (т. е. семьдесят семилетий) — это 490 лет. По исте-
чении этих 490 лет предсказано появление великого избранника Божьего,
который искупит грехи людей. Древнееврейское слово צדק ‹це́дек›, упот-
ребляемое здесь и переведенное словом «правда», означает оправдание
грешников или преступников, которое, согласно данному тексту Даниила,
будет вечным, окончательным. Дальше написано так:



«…Итак, знай и разумей: с того времени, как выйдет повеление о вос-
становлении Иерусалима, до Христа Владыки семь седмин и шестьдесят
две седмины; и возвратится народ и обстроятся улицы и стены, но в труд-
ные времена…» (Дан. 9, 25)

В древнееврейском тексте словам «до Христа Владыки» соответствует
оборот עד־משיח נגיד ‹ад-Маши́ах Наги́д› — «до Помазанника [Мессии]
Владычествующего». Семьдесят седмин начинают отсчитываться с того
времени, «как выйдет повеление о восстановлении Иерусалима». Вавилон-
ский царь Навуходоносор в 586 г. до н. э. разрушил Иерусалим и пересе-
лил уцелевшую часть его жителей в великий город Вавилон. Когда же
Вавилонская империя пала под ударами мидян и персов, персидские ца-
ри издали постановления, согласно которым иудеи могли возвратиться,
чтобы вновь построить Храм своему единому Богу и поклоняться Ему на
святом месте. Окончательный указ, который разрешал обстроить Иеруса-
лим стенами, восстановить его целиком, был издан в 457 г. до н. э. персид-
ским царем Артаксерксом I. «Семь седмин», т. е. 49 лет, продолжалось
восстановление и заселение Иерусалима. Прошли еще «шестьдесят две сед-
мины», т. е. 434 года, и наступила последняя, семидесятая, седмина — се-
милетие публичной проповеди Христа, завершившееся его казнью. Теперь
прибавим к 457 году до н. э. 490 лет (семьдесят седмин) и еще 1 год, добав-
ляемый при переходе через границу эр,— получится 34 г. н. э. А именно
33/34 год (библейский год начинается с осени) — это год распятия Иисуса.

«…И по истечении шестидесяти двух седмин предан будет смерти Хрис-
тос, и не будет…» (Дан. 9, 26)

Как раз по истечении всех упомянутых седмин Иисус Христос был
распят, но словно бы и «не был» предан смерти: ведь он воскрес!

Далее читаем:

«…А город и Святилище разрушены будут народом вождя, который
придет, и конец его будет как от наводнения, и до конца войны будут опу-
стошения…» (Дан. 9, 26)

В 70 г. н. э., через 36 лет после смерти и воскресения Христа, рим-
ские войска под руководством полководца Тита покорили восставшую
Иудею, сровняли ее города с землей, разрушили столицу — Иерусалим,
осквернили и сожгли Храм Божий, и затем война длилась еще до 73 г. н. э.
Несомненно, предречь все это за шесть веков до свершения, притом так
точно и подробно, не в человеческих силах.

В следующем стихе говорится так:

«…И утвердит завет для многих одна седмина, а в половине седмины
прекратятся жертва и приношение…» (Дан. 9, 27)

Какая же еще седмина имеется здесь в виду? Дело в том, что Иудей-
ская война длилась семь лет, с 66 по 73 г. н. э. В середине этой седмины,
т. е. в 70 г., был разрушен иерусалимский Храм — единственное место,
где разрешалось, согласно Библии, приносить в жертву Богу домашних

разрешалось, согласно Библии, приносить в жертву Богу домашних

животных. Таким образом, именно «в половине» указанной пророком
седмины жертва и приношение во славу единого Бога, Творца неба и зем-
ли, были прекращены. Но в том же стихе есть еще такие слова: «…и ут-
вердит завет для многих одна седмина…» О каком завете здесь говорится?
К этому времени по Иудее уже широко распространилась весть о Новом
завете, который Бог заключил со Своим народом через Иисуса Христа.
Ко времени разрушения Храма проповедь апостолов продолжалась уже
36 лет — как в Святой земле, так и за ее пределами. Очень многие иудеи
и представители иных народов, увидев столь точное исполнение предска-
заний Даниила и других пророков о пришествии Христа, вступали в Но-
вый завет, принимая сердцем и умом учение Евангелия.

Заключительные слова этого пророчества Даниила звучат так:

«…И на крыле Святилища будет мерзость запустения, и окончательная
предопределенная гибель постигнет опустошителя». (Дан. 9, 27)

Действительно, иерусалимский Храм с того времени и вплоть до на-
ших дней находится в запустении. Опустошителя же Храма, римского
вождя Тита, постигла кара Божья: он заболел мучительной болезнью, по-
видимому, раком мозга, и, не процарствовав двух лет, умер в тяжелых
страданиях — его постигла «окончательная предопределенная гибель».

 

Для чего же мы совершили такой необычный экскурс в библейские
пророчества, в область великих предречений будущего? А для того, чтобы
решить основной вопрос, заданный в начале этого Введения, без чего
невозможно осмысленно заниматься изучением величайшей книги челове-
чества. Потому что, если Библия — творение одних только людей, пусть
даже непревзойденных поэтов и мудрецов, то к ней должен быть один
подход; если же она передает нам слова Самого Бога, Творца вселенной и
Создателя каждого из нас, то и подход к ней должен быть совсем другим.
И понятие, которое наиболее точно выражает самую суть этого другого
подхода,— благоговение!

Комментаторы уподобляют библейское слово морю, глубокому и неис-
следимому. А все, что мы можем помыслить, сказать и даже прочитать
о Библии, подобно малой капле морской воды. Однако и капля хранит в се-
бе вкус воды, ее основные свойства. Так и мы, через малую толику библей-
ской истины, постараемся соприкоснуться со всем многогранным смыслом
великой Книги, с ее Божественными тайнами, с высшим миром, отражен-
ным в ее символах. Кроме того, Священное Писание испокон веков счита-
лось и тем ключом, с помощью которого человек открывает смысл собствен-
ной жизни, и той нитью Ариадны, которая выводит ищущего к таинствам
мироздания. Почему же это возможно? И как связана Библия со вселен-
ной? Дело в том, что, по словам самого Писания, у Библии и у вселенной
один и тот же автор — Бог. Согласно первым трем стихам Книги Бытия,

В начале сотворил Бог небо и землю.
Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий
носился над водою.
И сказал Бог: да будет свет. И стал свет. (Быт. 1, 1–3)



Слово Божье, Дух Божий, т. е. творящая сила, исшедшая из недр, «из
уст» Творца, создала вселенную. И этим же словом יהי ‹йег̃и́›, «да будет»,
сотворена Библия. Описывая откровение, бывшее тому или иному пророку,
Библия говорит: ויהי ‹ва-йег̃и́› или והיה ‹вэ-г̃айа́› — «и было» слово Гос-
подне к пророку. В подобных случаях употребляется то же самое слово, что
и при творении мира. И когда в псалме мы читаем о том, как сотворена
вселенная:

Словом Господа сотворены небеса, и духом уст Его — все воинство их…
‹…›
…Ибо Он сказал — и сделалось; Он повелел — и явилось. (Пс. 32, 6–9),

то эти же слова мы можем отнести и к самой Библии: «Он сказал — и сде-
лалось; Он повелел — и явилось» Священное Писание.

Библия записывалась на протяжении почти 1500 лет многими десят-
ками людей, и через каждого из них говорил Дух Святой, Дух Божий.
Толкователи, описывая взаимодействие Духа Божьего с духом пророка,
сравнивают Господа с музыкантом, а пророка — с музыкальным инстру-
ментом. Несомненно, состояние инструмента, его настрой, исправность
много значат для музыки, и все же основное совершает музыкант. Так
и пророки: они были орудиями Бога, но орудиями не слепыми, не пас-
сивными, а живыми и разумно действующими. И вот в новозаветном Пер-
вом послании Петра есть подтверждение тому, что все книги Библии напи-
саны при участии Духа Святого, называемого здесь «Духом Христовым»,
т. е. Духом, помазующим пророков на служение (как известно, «Хрис-
тос» — это по-гречески «Помазанник»):

К сему-то спасению относились изыскания и исследования пророков,
которые предсказывали о назначенной вам благодати,
Исследуя, на которое и на какое время указывал сущий в них Дух
Христов, когда Он предвозвещал Христовы страдания и последующую за
ними славу. (I Петр. 1, 10–11)

В этом отрывке очень интересно сказано, что пророки занимались
«изысканиями и исследованиями», а в то же время в них говорил Святой
Дух, Дух Божий. Здесь налицо удивительный сплав, поразительное един-
ство и гармония вышней силы, Духа Божьего, и духа самого пророка,
который живо и творчески принимает участие в Божественном открове-
нии. В самой Библии об этом говорится так:

И притом мы имеем вернейшее пророческое слово; и вы хорошо дела-
ете, что обращаетесь к нему, как к светильнику, сияющему в темном мес-
те… (II Петр. 1, 19)

Действительно, мир наш покрыт тьмой, и человек часто не знает ни
пути своего, ни общего пути человечества, но слово Божье сияет в этой
тьме и дает нам возможность видеть.

…Доколе не начнет рассветать день и не взойдет утренняя звезда в серд-
цах ваших,



Зная прежде всего то, что никакого пророчества в Писании нельзя раз-
решить самому собою. (II Петр 1, 19–20)
«Сам собою», т. е. своим разумом и заранее, никто не может «разре-
шить» ни одного пророчества, но когда то или иное предсказание испол-
няется, то люди явно видят осуществление предреченного Богом:

Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой,
но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым.
(II Петр 1, 21)

Древнейшая часть Библии — Пятикнижие Моисеево, по-древнееврей-
ски תורה ‹Тора́›, «Учение», записана в XIV в. до н. э. и с тех пор переписы-
вается из поколения в поколение с буквальной точностью, вплоть до ка-
ждого знака, на коже «чистых» животных — тельцов, ягнят и т. д. Изго-
товленная для ритуального, богослужебного чтения, Тора представляет
собой кожаный свиток, держащийся на двух деревянных валиках-рукоя-
тях. Когда читают, то разворачивают его на специальном аналое и пере-
катывают с валика на валик, находя нужное место.

Тора, как и вся Библия, внутренне едина. В ней говорится о множестве
событий, о множестве людей, но единый Дух дышит в каждом ее слове,
проявляясь и в частностях, и во всем грандиозном целом. Всем своим со-
держанием она свидетельствует о едином Творце вселенной, о гармонии
творения, о предназначении человека, и как явная, так и сокровенная
суть ее состоит в утверждении Божьего единства, проявляющегося во мно-
жественности феноменов мироздания.

Когда мы всматриваемся во вселенную, которой управляют повсюду
одни и те же законы, то начинаем понимать, что и вселенная, подобно Биб-
лии, есть единство во множестве. И не зря уже в древние времена толко-
ватели библейского текста уподобляли свиток Торы вселенной. Разверты-
вание свитка подобно расширению вселенной, а свертывание — ее сжа-
тию. Только в XX веке физики пришли к выводу о том, что вселенная
расширяется и сжимается, а библейские экзегеты знали это тысячи лет
назад. Одно из древних толкований библейского текста гласит, что имя
Бога שדי ‹Шадда́й›, «Всемогущий», объясняется так: «Тот, Кто сказал:
„Довольно”» (по-древнееврейски ש־ ‹ше› означает «тот, который», די
‹дай› — «довольно»). Это объяснение сопровождается преданием, согласно
которому вселенная, будучи сотворена, стала расширяться с огромной
скоростью, и тогда Бог сказал ей: די ‹дай› — «довольно».

Книге уподоблена вселенная, и все мы, живущие в ней, суть как бы
герои величайшего художественного творения. Как художественное про-
изведение создается словом, так и мир сотворен словом: «И сказал Бог:
да будет… И стало так». И наши судьбы, жизни всех нас, по-своему рас-
крывают величайший сюжет и вплетены в сложнейшую композицию
мира, в котором мы живем. Именно об этой Книге говорит царь-псалмо-
певец Давид, обращаясь к Богу и вспоминая о своем сотворении:

Зародыш мой видели очи Твои; в Твоей книге записаны все дни, для
меня назначенные, когда ни одного из них еще не было.



Как возвышенны для меня помышления Твои, Боже, и как велико
число их! (Пс. 138, 16–17)

Давид ощущает себя записанным в Книгу. Эта Божья Книга — одно-
временно и Библия, и вселенная, и собственная жизнь каждого из нас.
Для того чтобы постичь эту взаимосвязь, нам нужно как бы перейти от
«точки зрения» к некоему «пространству зрения», к восприятию мира в це-
лом, а не «по клеточкам и квадратикам». Книга — едина. Осознанию это-
го единства и учит Библия.

 

Как дошли до нас библейские книги? В настоящее время человечество
обладает достаточно большим количеством древнейших списков библей-
ских книг. Так, существуют папирусные фрагменты Торы, относящиеся
к V в. до н. э. Они найдены в Египте — на Элефантине, где в то время су-
ществовала иудейская колония, и в других местах. Совсем недавно изра-
ильскими археологами были обнаружены серебряные пластинки-талисма-
ны с текстами из Пятикнижия, изготовленные в IX–VIII вв. до н. э. Над-
писи на камне и глине, содержащие отрывки из книг Библии, найдены
также в Палестине и в Междуречье; им более 2500 лет. К III в. до н. э.
относятся записанные на папирусе фрагменты из Книги Иеремии, из
Первой и Второй книг Царств. Что же касается всего свода ветхозавет-
ных книг Библии на древнееврейском языке, то до 1947 г. самые древние
его списки датировались лишь VIII–X вв. н. э. Более ранние рукописи
известны не были.

И вот в 1947 г. на Святой земле, в районе Кумрана, близ Мертвого
моря, мальчиком-арабом, пасшим коз, были обнаружены в глиняных
кувшинах драгоценные кожаные свитки, оставленные древней общиной
ессеев, живших здесь около 2000 лет назад, имевших общее имущество,
вместе трудившихся и сообща изучавших священные книги. Дальнейшие
археологические исследования привели к потрясающим открытиям. Было
найдено несколько сотен свитков и множество фрагментов, представляю-
щих собой остатки библиотеки из более чем 600 книг. Свитки, найден-
ные близ Мертвого моря, содержат все библейские книги, за исключением
Книги Есфирь, ряд апокрифических произведений (т. е. литературы в биб-
лейском стиле, «околобиблейской»), а также произведения учителей и поэ-
тов самой общины; они включают многие пророчества, предсказания,
псалмы и даже подробный устав общины ессеев, члены которой называли
себя «сынами света». Таким образом, сейчас мы имеем практически все
библейские книги на древнееврейском языке в списках, восходящих ко
времени от III в. до н. э. по I в. н. э. (поселение ессеев было разрушено
римлянами во время Иудейской войны 66–73 гг. н. э.).

Кроме того, мы обладаем очень древними переводами Библии. В III в.
до н. э., когда царь Птолемей Филадельф стал составлять в Александрии
свою знаменитую библиотеку, он пожелал иметь в ней греческий перевод
всех иудейских священных книг, для чего и призвал 70 книжников из
Иерусалима и повелел им в кратчайшие сроки перевести Пятикнижие
Моисея и другие пророческие книги. Этот текст называется «Септуагин-
та», или «Перевод семидесяти». Следовательно, наряду с так называемым

масоретским, т. е. традиционным еврейским, текстом, у нас есть грече-
ский текст, восходящий к III в. до н. э. Сохранились и очень ранние пере-
воды на сирийский (арамейский) язык: Пешитта, т. е. «простой», «народ-
ный», текст, восходящий к I–II вв. н. э., и таргумы — иудейские переводы
первых веков новой эры; переводы на языки коптский — III в., армян-
ский — IV–V вв., древнеэфиопский (геэз) — IV–V вв. и др.

Таким образом, библейский текст, согласно всем историческим, архео-
логическим, лингвистическим и литературным данным, сохранился во
всей своей полноте.

Надо сказать также, что на протяжении веков соблюдались изложен-
ные в Талмуде строгие предписания для «софри́м» — писцов, книжников,
которые, создавая новые свитки, с точностью до знака переписывали
Тору и другие библейские книги. Сохранилось предостережение, издревле
передававшееся от учителя к ученику: «Сын мой, будь крайне осторожен
при переписывании Слова Божьего, ибо, не дописав один знак или внеся
один лишний, ты можешь разрушить всю вселенную!» Взгляд на библей-
ский свиток как на вселенную прослеживается на протяжении тысяч лет
и способствует точному воспроизведению священного текста. И, действи-
тельно, древнееврейский язык таков, что, поменяв одну букву в слове,
можно полностью изменить его смысл. Понятно, насколько это в данном
случае опасно.

 

Итак, мы имеем канон библейских книг Ветхого Завета. Греческое
слово κανων ‹кано́н› происходит от древнееврейско-финикийского קנה
‹канэ́› — «мерильная трость», «прямой шест», «норма», т. е. то, чем из-
меряют, с чем соотносят. Канон, т. е. список книг, признанных священ-
ными, складывался долго, на протяжении веков, и был окончательно
утвержден в I в. н. э. После Моисея, когда очередной пророк проходил
предписанные Торой испытания и признавался истинным посланником
Божьим, он приобретал право на то, чтобы его речи были записаны в осо-
бую книгу, получавшую имя этого пророка; ее начинали переписывать
и передавать из рода в род. Канон книг Ветхого Завета существовал уже
ко времени Иисуса Христа. В Евангелии приведены слова Иисуса, произ-
несенные им после воскресения:

И сказал им: вот то, о чем я вам говорил, еще быв с вами, что надлежит
исполниться всему, написанному обо мне в Законе Моисеевом, и в Проро-
ках, и Псалмах. (Лук. 24, 44)

До сих пор Библия сохранила это трехчастное деление Ветхого Завета:
Закон Моисеев (первые пять книг Библии) — תורה ‹Тора́›, книги Проро-
ков — נביאים ‹Невии́м› и Писания — כתובים ‹Кетуви́м›. Сокращенное на-
звание всех трех разделов — תנ״ך ‹Тана́х›.

Ранее, чем в Новом Завете, деление Священного Писания на три
части упоминается в Книге Иисуса, сына Сирахова (жившего в III–II вв.
до н. э.):

Многое и великое дано нам через Закон, Пророков и прочих писате-
лей, следовавших за ними… (Предисловие к Книге Премудрости Иисуса,
сына Сирахова)



Если в Евангелии от Луки (24, 44) третья часть Писания именуется
Псалмами, по главной книге, в нее входящей, то Иисусом, сыном Сира-
ховым, она же отнесена к «прочим писателям ». Именно эта, третья,
часть канона в общепринятой иудейской традиции носит название כתובים
‹Кетуви́м› — «записанные [речения, произведения]».

Само же слово «Библия» происходит от древнееврейско-финикийского
названия города Гевал (на территории современного Ливана), которое по-
гречески передавалось как Βιβλος ‹Би́блос›. Поскольку же этот город слу-
жил посредником в продаже грекам египетского папируса, то название
города сначала перешло на сам папирус, затем — на книги вообще и,
наконец,— на собрание книг, единственное в своем роде, на величайшую
«духовную библиотеку», умещающуюся в одном томе, которая и по сей
день носит имя «Библия» (др.-греч. βιβλια ‹би́блиа› — «книги»).

Перечислим теперь названия отдельных библейских книг. В Пятикни-
жие Моисеево, или Тору, входят: пер



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: