В главе 21, к рассмотрению которой мы переходим, описано рождение долгожданного сына Авраама и Сарры — Исаака:
И призрел Господь на Сарру, как сказал; и сделал Господь Сарре, как говорил. (Быт. 21, 1)
Почему здесь сказано: «призрел» и «сделал»? В оригинале слову «призрел» соответствует еврейское פקד ‹пака ́ д› — «посетил»: «И посетил Господь Сарру…», т. е. силою Своею, Духом Своим сделал ее плодородной, и у нее родился сын; а «…сделал Господь, как говорил…» значит, что в этом сыне Сарры от «семени Авраама» воплотились все будущие обетования. Как мы помним, в 17-й и 18-й главах Книги Бытия говорится, что в нем благословятся все народы и от Сарры произойдут цари, и правители, и многие племена.
Сарра зачала и родила Аврааму сына в старости его во время, о котором говорил ему Бог. (Быт. 21, 2)
Казалось бы, люди, которые ждали наследника десятки лет, должны были совершенно отчаяться, ведь все естественные надежды ушли в прошлое! Но обетование Божье твердо, а Он сказал Аврааму: «…в назначенный срок буду Я у тебя в следующем году, и будет у Сарры сын» (Быт. 18, 14). И обетование исполняется непреложно: «…призрел Господь на Сарру, как сказал; и сделал… как говорил».
И нарек Авраам имя сыну своему, родившемуся у него, которого родила ему Сарра: Исаак. (Быт. 21, 3)
Имя «Исаак» имеет несколько важных значений. Напомним, что буквально оно означает «[он] засмеется», «[он] возрадуется». Так нарек младенца, еще до его зачатия, сам Господь:
…Сарра, жена твоя, родит тебе сына, и ты наречешь ему имя: Исаак… (Быт. 17,19)
«Внешнее» происхождение этого имени связано с тем, что Авраам рассмеялся, когда услышал обетование Божье о будущем сыне (Быт. 17, 17); рассмеялась и сама Сарра, когда Авраама посетили три ангела и сказали, что у него от Сарры будет наследник (Быт. 18, 12). И Авраам, и Сарра, как мы помним, смеялись от радости, услышав благовестие, казалось бы, неисполнимое.
|
Неслучайны и числовые значения букв, образующих имя יצחק ‹Йицха ́ к›. Первая буква, י ‹йод›, имеет числовое значение «10» и указывает на то, что потомки Исаака удостоятся получить от Бога знаменитые Десять Заповедей. А поскольку имя начинается именно с этой буквы, Десять Заповедей лягут в основу всей жизни Исаакова потомства.
Вторая буква, צ ‹ца ́ дэ›, имеет значение «90» — ровно столько лет было Сарре, когда она родила Исаака. Далее идут буквы ח ‹хет› и ק ‹коф›; буква קимеетзначение«100» — столько лет было Аврааму, когда родился Исаак; и, наконец, буква חимеетзначение«8»иуказываетнато, чтоИсаак — первый, кому надлежало войти в завет Авраамов по Закону, т. е. быть обрезанным на восьмой день. Далее мы читаем как раз об этом:
И обрезал Авраам Исаака, сына своего, в восьмой день, как заповедал ему Бог. (Быт. 21, 4)
Совершенное Авраамом обрезание было исполнением предписания, услышанного им за год до рождения Исаака:
Восьми дней от рождения да будет обрезан у вас в роды ваши всякий младенец мужеского пола, рожденный в доме и купленный за серебро…
…И будет завет Мой на теле вашем заветом вечным. (Быт. 17, 12–13)
Мы сказали о числовых значениях букв, образующих имя יצחק ‹Йицха ́ к›. Однако это имя может рассматриваться и как состоящее из двух слов: יצא ‹йаца ́ › — «вышел», или «исшел», и חק ‹хок› — «закон», или «устав». Следовательно, имя «Йицхак» может быть понято как «йаца хок» — «исшел закон». Итак, Исаак как бы воплощает в себе тот духовный закон, по которому должны развиваться все «рожденные свыше», «рожденные по обетованию Божьему», т. е. все духовные люди (см. Гал. 4, 28–29).
|
И, наконец, это имя традиционно воспринимается как аббревиатура: каждая его буква обозначает отдельное слово. Первая буква, י ‹йод›, указывает на слово ישר ‹йаша ́ р›, «праведник», в буквальном смысле — «прямой», т. е. тот, кто ходит прямым путем, не отклоняется ни направо, ни налево от воли Божьей, всегда поступая «прямо»,— это первая ступень праведности. Следующая буква, צ ‹ца ́ дэ›, указывает на вторую ступень праведности: צדיק ‹цади ́ к› — «справедливый», «праведно действующий», а также «оправдывающий» других или «приводящий других к праведности». Третья буква, ח ‹хет›, указывает на третью ступень праведности: חסיד ‹хаси ́ д› — «милосердный», «любящий», «благодатный». Если вторая ступень праведности связана со справедливостью, то третья, более высокая,— с любовью и милосердием. Последняя буква, ק ‹коф›, начинает собою слово קדוש ‹кадо ́ ш› — «святой», или «отделенный [для высшего]», т. е. тот, кто, продолжая жить в мире видимом, материальном, управляется законами мира духовного и, таким образом, «отделен», как бы изъят из-под действия законов физических. Такой человек способен творить чудеса, будучи постоянно и сознательно связан с миром Божественным.
|
…Далее читаем о событиях, наступивших после рождения Исаака:
Авраам был ста лет, когда родился у него Исаак, сын его.
И сказала Сарра: смех сделал мне Бог; кто ни услышит обо мне, рассмеется. (Быт. 21, 5–6)
Мы уже говорили о том, что смех в Библии может означать не только насмешку, но и радость; поэтому приведенные слова можно понимать так: всякий, кто услышит об этом событии, будет искренно радоваться. Велика разница между потомством Лота — праведника, не ищущего воли Божьей, и потомством Авраама — праведника, во всем покорного Его воле. Лот, как мы помним, самовольно пошел в Содом, чтобы проповедовать там (гл. 13),— поэтому он не сумел спасти никого, а потомство у него родилось от собственных дочерей (гл. 19). Авраам же, не имевший сына от Сарры в течение десятков лет, получил его наконец по обетованию Божьему.
Ангел, который предвозвестил Аврааму, что сын его должен носить имя «Исаак», упоминается в Библии несколько раз как ангел-благовестник и зовется גבריאל ‹Гавриэ ́ ль› — «Гавриил», буквально «сила Божья» или «муж Божий» (Дан. 8, 16; 9, 21; Лук. 1, 19 и 26–27). Читая в Евангелии от Матфея и в Евангелии от Луки, что Иосиф нарек сыну Марии имя «Иисус», названное ангелом прежде зачатия младенца во чреве, мы видим прямую параллель с тем, что произошло с Исааком,— и здесь ангел нарек имя младенцу прежде его зачатия (Матф. 1, 20–21; Лук. 1, 31).
Исаак был обрезан на восьмой день — это великий духовный прообраз. Семь дней до обрезания символизируют Семь Дней творения — причастность к миру сотворенному, видимому; восьмой день означает переход на иную ступень — в мир невидимый, духовный. В Новом Завете о «духовном обрезании», символом которого служит обрезание физическое, говорится так:
В нем [во Христе] вы и обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым. (Кол. 2,11)
Когда человек заканчивает земную жизнь или, еще живя во плоти, достигает духовного совершенства и духом переходит в мир невидимый, тогда он подвергается подобному «обрезанию» — «совлечению греховного тела плоти».
И далее мы читаем:
Дитя выросло и было отнято от груди; и Авраам сделал большой пир в тот день, когда Исаак отнят был от груди. (Быт. 21, 8)
Говоря об Исааке, о том, как он был вскормлен и отнят от груди, мы не должны забывать о таинственном, архетипическом смысле приведенных описаний. Исаак — это прообраз двух величайших духовных явлений. Первое из них — «рождение», т. е. образование, совершенно особого народа, о котором Сарра пророчески говорит:
…Ибо в старости его я родила сына. (Быт. 21, 7)
Речь идет о народе, который, согласно обычным историческим законам, существовать не может, как и Исаак не мог родиться у престарелых родителей, согласно законам физическим. Следовательно, это народ, который изъят из-под власти исторических законов и как бы «жив чудом», напрямую, а не опосредованно подчиняясь воле Божьей.
Второе великое духовное явление, символизируемое Исааком,— это рождение и рост «духовного человека», «человека внутреннего», о котором Аврааму сказано:
…В Исааке наречется тебе семя. (Быт. 21, 12)
Отсюда можно сделать вывод, что со всяким, следующим путем Авраама, т. е. со всяким, «духовно рожденным» от него, происходит то, что прообразно происходило с Исааком.
Сначала мы рассмотрим, в каком смысле Исаак символизирует народ Божий, народ израильский. Жизнь и процветание этого народа зависят не от физических, экономических, исторических, социальных или других внешних причин, а только и исключительно от следования воле Божьей, от исполнения заповедей Господних, Его Закона. Господь, обращаясь через пророка Исаию к потомству Авраама, Исаака и Иакова, говорит:
Послушайте Меня, стремящиеся к правде, ищущие Господа! Взгляните на скалу, из которой вы иссечены, и в глубину рва, из которого вы извлечены.
Посмотрите на Авраама, отца вашего, и на Сарру, родившую вас; ибо Я призвал его одного, и благословил его, и размножил его. (Ис. 51, 1–2)
Бог называет Авраама и Сарру «скалой» и «рвом»: как скала совершенно бесплодна и родить ничего не может и как ров не в состоянии что-либо произвести на свет, так и Авраам и Сарра были бесплодны, пока Всевышний чудесным образом не сделал их плодоносными. И далее в Книге Исаии сказано:
Так Господь утешит Сион, утешит все развалины его, и сделает пустыни его, как рай, и степь его, как сад Господа… (Ис. 51, 3)
— точно так же, как физически не мог родиться потомок у Авраама и Сарры, но по обетованию Господню это стало возможно, так и развалины городов Святой земли, «Сиона», Господь соделает, «как рай» и «как сад Господа». Исполнение пророчества Исаии мы видим в наше время. Святая земля, бывшая запустелой в течение девятнадцати веков, расцвела и превращается в «райский сад»: отстраиваются города, в пустыне насаждаются сады и леса. Казалось бы, законы истории не допускают подобного возрождения страны и народа через две тысячи лет. Но Бог обращается к этому народу — потомкам Исаака — с таким призывом:
Послушайте Меня, знающие правду, народ, у которого в сердце Закон Мой! Не бойтесь поношения от людей и злословия их не страшитесь. (Ис. 51, 7)
Еврейский народ терпел поругание в течение столетий, но ему было заповедано не бояться и не страшиться поношения и злословия, потому что его защищает Сам Господь; и, как Господь на время отдал этот народ на озлобление другим народам и племенам, так и помилует его, согласно пророчеству, вечной милостью (Ис. 54, 7–10).
О столице Святой земли, Иерусалиме, говорится:
Воспрянь, воспрянь, восстань, Иерусалим, ты, который из руки Господа выпил чашу ярости Его, выпил до дна чашу опьянения, осушил.
Некому было вести его из всех сыновей, рожденных им…
Тебя постигли два бедствия, кто пожалеет о тебе? — опустошение и истребление, голод и меч… (Ис. 51, 17–19)
Пророк Исаия жил в VIII в. до н. э.— до разрушения ассирийцами Северного, Израильского, царства, и тем более до разрушения вавилонянами Южного царства — Иудейского. О каких же «двух бедствиях» говорит приведенное пророчество? Первое разрушение Иерусалима произошло в 586 г. до н. э., а второе — в 70 г. н. э. Рассеяние народа после второго разрушения города Бог через Исаию предрекает в таких словах:
Сыновья твои изнемогли, лежат по углам всех улиц, как серна в тенетах, исполненные гнева Господа… (Ис. 51, 20)
И дальше Господь обещает Израилю утешение и восстановление (Ис. 52, 1–3). И во многих других местах Библии мы находим указания на то, что еврейский народ не подчиняется общим историческим законам: то, что с ним происходит, противоречит обычному ходу событий, ибо он — в руке Божьей, и его жизнь, его развитие подчиняются только Слову Божьему. Конечно, и жизнь всех остальных народов — в руке Божьей. Но если в их судьбах воля Всевышнего проявляется более скрыто — через политические, экономические и другие законы развития, то история Израиля — это цепь явных чудес и сверхъестественных событий. Казалось бы, еврейский народ должен был исчезнуть, раствориться — но ничего подобного не произошло. Множество древних народов, современников его юности, да и гораздо более молодых, исчезло, а он все существует — точно так же, как Исаак, праотец народа, не должен был появиться на свет по физическим законам — и все же он появился, и жил, и процветал, а когда бедствовал, то Господь его поддерживал…
Об удивительной вере Авраама говорится в Послании к Римлянам, где указывается, что она и стала духовной причиной рождения Исаака:
Он, сверх надежды, поверил с надеждою, чрез что сделался отцом многих народов, по сказанному: «Так многочисленно будет семя твое».
И, не изнемогши в вере, он не помышлял, что тело его, почти столетнего, уже омертвело и утроба Саррина в омертвении;
Не поколебался в обетовании Божием неверием, но пребыл тверд в вере, воздав славу Богу… (Римл. 4, 18–20)
И его вера получила свое воздаяние. Да, Авраам, как мы видим, верил всегда, верил даже в «безнадежных» случаях, когда помощи, казалось бы, ждать было неоткуда… Ведь насколько трудно поверить, скажем, что у столетнего человека может родиться сын от девяностолетней жены; или что с малым числом слуг можно победить войска четырех великих царей; или что красавицу-жену заберут в гарем фараона, а она выйдет оттуда чистой и невинной, да притом еще это событие обратит к Богу самого фараона и его придворных… Авраам не поколебался в вере ни в одном из перечисленных случаев.
Кто может сказать, что имеет такую же веру, как праотец Авраам? Он абсолютно доверялся Господу — он и дух, и душу, и тело постоянно вверял Ему; и он получил обещанную награду. В Послании к Римлянам мы прочитали, что он имел «омертвелое тело», и утроба Саррина была тоже «в омертвении»; но дух их обоих никогда в омертвении не пребывал, дух был жив, и эти духовные люди получили великое воздаяние. В другом послании апостол Павел говорит о том же несколько иначе:
Верою и сама Сарра (будучи неплодна) получила силу к принятию семени и не по времени возраста родила, ибо знала, что верен Обещавший. (Евр. 11, 11)
Если бы усомнились Авраам или Сарра, то Исаак не родился бы.
И потому от одного, и притом омертвелого, родилось так много, как много звезд на небе и как бесчислен песок на берегу морском. (Евр. 11, 12)
Об этом образе мы уже говорили: если потомки Авраама и Сарры станут соблюдать заповеди Божьи, то будут подобны сияющим звездам; а если отступят от Бога, то уподобятся «песку морскому», попираемому стопами. Но и в том, и в другом случае их все равно будет великое множество. Попеременное пребывание то в состоянии «звезд», то «песка морского» характерно для всей истории еврейского народа.
Изъятие Израиля из-под действия исторических законов было очевидно не только для еврейских пророков, но и для провидцев других древних племен и народов, например для Валаама, духовидца из Месопотамии, который пришел проклясть народ Господень. Однако по велению Бога и против своей воли Валаам благословил Израиля; и, благословляя его, произнес следующие слова:
С вершины скал вижу я его и с холмов смотрю на него… (Числ. 23, 9)
— т. е. Валаам не только физически находился в тот миг на горах и смотрел в долину, где расположился станом Израиль; он также воспарил духом — он увидел этот народ с головокружительной духовной высоты, узрел его особую будущность.—
…Вот народ живет отдельно и между народами не числится. (Числ. 23, 9)
Дети Израиля всегда жили «отдельно», повинуясь Закону Божьему, и «не числились между народами» в том смысле, что не подчинялись тем общеисторическим закономерностям, которые предопределяют детство каждого народа, его созревание, юность, возмужание, зрелость, старость и смерть. Так, умерли древнеегипетская и ассиро-вавилонская цивилизации, цивилизации хеттов, финикийцев, древних греков, римлян и т. д.— перечислять можно долго. Израиль же назван народом вечным (Ис. 61, 8–9; Иез. 43, 9). И Господь говорит, что Он обновит, как у орла, юность народа Своего (Пс. 102, 5). И это относится ко всем верующим, потому что Израиль таинственным образом соотносится с Церковью, состоящей из людей самых разных народов (Откр. 7, 4–10). Все мы должны обратиться ко Всевышнему, и тогда наша юность также обновится и мы будем изъяты из-под власти вещественных причин и следствий.
В Книге Малахии есть такие слова Господа:
Ибо Я — Господь, Я не изменяюсь; посему вы, сыны Иакова, не уничтожились. (Мал. 3, 6)
Итак, вечность потомков Авраама связана с вечным существованием Самого Господа: как Господь не изменяется, так и народ Божий не уничтожится. И хотя попытки истребить его, в том числе самые страшные, предпринимались многократно, вплоть до XX века, но ни одна из них не осуществилась и осуществиться не может. Потому что Господь охраняет народ Израиля, предопределив ему особый духовный путь и особое будущее.
Все сказанное относится не только к Израилю по плоти, но и к Израилю по духу. В Послании к Галатам говорится следующее:
Тем, которые поступают по сему правилу, мир им и милость, и Израилю Божию. (Гал. 6, 16)
«Израилем Божьим» здесь именуется Церковь, о которой сам Иисус Христос говорил Петру:
…На сем камне я создам Церковь мою, и врата ада не одолеют ее… (Матф. 16,18)
Церковь Христову не в силах уничтожить или победить никакие исторические перемены; все грозы, все бури истории не смогли разрушить ее и не смогут, потому что она изъята из сферы действия исторических законов, и ее судьба целиком находится в деснице Божьей.
Какие мы можем привести примеры того, что законы не только исторические, но и физические не имеют абсолютной власти над избранниками Божьими? В Книге пророка Иеремии сказано:
Так говорит Господь: не учитесь путям язычников и не страшитесь знамений небесных, которых язычники страшатся. (Иер. 10, 2)
«Небесные знамения» — очень широкое понятие: это не только кометы, предвестия непогоды, какие-то необычные небесные явления, но и особые события, относящиеся к области, изучаемой космической биофизикой и астрологией, и оказывающие воздействие на биосферу в целом и непосредственно на судьбу человека. Так вот, сказано Израилю и всем верующим: «…не страшитесь знамений небесных, которых язычники страшатся». Ибо над теми, кто предал дух, душу и плоть в руки Божьи, не властны звезды, не властны кометы, и даже положение созвездий в момент рождения человека не имеет решающего влияния на жизнь духовных людей, потому что Господь может изменить их судьбу и переменить все прежние предначертания. Предание говорит, что Аврааму еще в раннем детстве астрологами великого города Ура, в котором он родился (а это, как известно, один из центров шумерской астрологии того времени), было предсказано, что у него не будет потомства. И тем не менее Господь произвел именно от него то самое потомство, в котором благословились все живущие. Так что не звезды определяют судьбу избранников Божьих…
И далее в Книге Иеремии говорится:
А Господь Бог есть истина; Он есть Бог живый и Царь вечный… Народы не могут выдержать негодования Его.
Так говорите им: боги, которые не сотворили неба и земли, исчезнут с земли и из-под небес. (Иер. 10, 10–11)
Мы видим, как на протяжении истории исчезают культы ложных богов и как Единобожие распространяется по всей земле из благословенного источника — наследия Авраама, Исаака и Иакова. Мы видим, как одерживают победы Христианство и Ислам — вестники Монотеизма.
Он сотворил землю силою Своею, утвердил вселенную мудростью Своею, и разумом Своим распростер небеса. (Иер. 10, 12)
Но ведь если Господь разумом распростер небеса, значит, Он разумом Своим, и мудростью, и силою содержит все и волен в любой момент совершить любое чудо, пусть даже и «вопреки» законам природы. Ибо сами законы эти в Его руке, Им утверждены, Им они направляются и Им же могут изменяться…
И вот мы видим в истории народа Божьего такие чудеса, равных которым нет. Когда мы открываем Книгу Левит, то читаем в ней совершенно точное и прямое предсказание всего, что с этим народом произойдет в грядущие века. Господь говорит, что если Израиль перестанет соблюдать Его заповеди и отвернется от них, то будет тяжко наказан:
…Города ваши сделаю пустынею и опустошу святилища ваши… (Лев. 26, 31)
Слово «святилища» стоит во множественном числе. И мы уже говорили, что первый Храм был разрушен вавилонянами, а второй — римлянами.
Опустошу землю вашу, так что изумятся о ней враги ваши, поселившиеся на ней.
А вас рассею между народами, и обнажу вслед вас меч, и будет земля ваша пуста и города ваши разрушены. (Лев. 26, 32–33)
Мы знаем, что сказанное исполнилось совершенно точно — произошло рассеяние Израиля по всем народам. Еще более подробно об этом говорится в Книге Второзакония:
И рассеет тебя Господь по всем народам, от края земли до края земли, и будешь там служить иным богам, которых не знал ни ты, ни отцы твои, дереву и камням.
Но и между этими народами не успокоишься, и не будет места покоя для ноги твоей… (Втор. 28, 64–65)
Приведенное пророчество тоже осуществилось: нет другого примера того, чтобы народ, утратив на столь долгий срок свое отечество, был рассеян, как сказано здесь, именно «по всем народам, от края земли до края земли». И если уж подобное с народом все-таки произошло, казалось бы, он должен был «успокоиться», слиться с окружающим населением, исчезнуть. Однако здесь сказано: «…но и между этими народами не успокоишься». И не было «места покоя для ноги» еврейского народа на протяжении почти двух тысяч лет во всех странах, где бы он ни обитал,— всюду его постигали гонения, истребления и изгнания. Однако же народ этот не исчез, что столь же сверхъестественно, как и рождение Исаака, выпадающее из строя физических причин и следствий.
Пророчество говорит и о том, что народ Израиля будет возвращен в Святую землю. Так, в Книге Иеремии предсказывается следующее:
Посему вот, приходят дни, говорит Господь, когда не будут уже говорить: «Жив Господь, Который вывел сынов Израилевых из земли Египетской»;
Но: «Жив Господь, Который вывел сынов Израилевых из земли северной и из всех земель, в которые изгнал их»; ибо возвращу их в землю их, которую Я дал отцам их. (Иер. 16, 14–15)
Как народ был спасен из Египта, где его ожидали мучения и уничтожение, так Господь обещает спасти и вывести его из «земли северной». Заметим, что Восточная Европа, включая Европейскую Россию, находится именно к северу от Святой земли. Евреи — выходцы из Российской империи и других стран Восточной Европы составили бо ́ льшую часть новых поселенцев-колонистов на землях Палестины в XIX веке. В наши дни, после распада СССР, состоялся, как известно, новый многосоттысячный исход евреев из «земли северной»…
Исторически невозможно восстановление государства с тем же народом, с тем же языком, с теми же обычаями, с той же верой почти через две тысячи лет — и, однако, Господь Свое обещание осуществил. Потому и говорится: «Жив Господь, Который вывел сынов Израилевых из земли северной…» Эти слова записаны в VI в. до н. э. пророком Иеремией. И далее там же сказано:
Вот Я пошлю множество рыболовов, говорит Господь, и будут ловить их; а потом пошлю множество охотников, и они погонят их со всякой горы, и со всякого холма, и из ущелий скал. (Иер. 16, 16)
Восстановлению израильского государства в XX веке предшествовали сначала «рыболовы» — проповедники и глашатаи, которые призывали евреев переселяться на Святую землю и строить на ней свою будущую страну; но на переселение решились немногие — подавляющее большинство осталось в Европе. «…А потом пошлю множество охотников, и они погонят их…» — немецкий нацизм, поставивший своей целью уничтожение еврейского народа, привел к тому, что сотни тысяч евреев направились в Святую землю. «…Погонят их со всякой горы…» — т. е. сначала с «высоких» мест: лишат государственных должностей и т. д.; «…и со всякого холма…» — т. е. лишат хоть сколько-нибудь заметного положения в обществе; «…и из ущелий скал» — т. е. даже те, которые как бы «скрывались в пещерах», отрицая свою принадлежность к евреям, все равно оказались в числе гонимых и уничтожаемых. Так сбывалось грозное древнее пророчество — сначала на территории Германии, а потом и во всех странах Европы, оккупированных нацистами.
Не раз говорил Господь, что Он будет благословлять этот народ за исполнение и наказывать за нарушение Своих заповедей (Втор. 28, 1–19 и мн. др.). Вот одно из предсказаний Моисея:
Отведет Господь тебя и царя твоего, которого ты поставишь над собою, к народу, которого не знал ни ты, ни отцы твои, и там будешь служить иным богам, деревянным и каменным;
И будешь ужасом, притчею и посмешищем у всех народов, к которым отведет тебя Господь. (Втор. 28, 36–37)
Исполнилось и это: народ Божий стал «ужасом», потому что о нем распространялись всевозможные страшные измышления, начиная с клеветы об «употреблении в пищу крови младенцев» и кончая ложью о «всемирном заговоре». Народ стал и «притчею», так как вызывает более толков и пересудов, нежели любой другой народ. «И посмешищем у всех народов» — насмешки и издевательства над представителями этого народа всем хорошо известны.
В то же время Господь ясно указал, каково историческое предназначение Израиля. В Книге Исход написано, что перед тем, как даровать ему Свои заповеди, имеющие общечеловеческое значение, Бог произнес через Моисея следующее:
Итак, если вы будете слушаться гласа Моего и соблюдать завет Мой, то будете Моим уделом из всех народов: ибо Моя вся земля;
А вы будете у Меня царством священников и народом святым. Вот слова, которые ты скажешь сынам Израилевым. (Исх. 19, 5–6)
Кто такой священник? Тот, кто учит Богопознанию, просвещает, духовно «пасет» людей, ему свыше вверенных. Следовательно, народ-священник должен познание о Господе распространять среди всех народов; если же он отказывается следовать этому призванию, то наказывается Богом…
Итак, мы видели, что Исаак родился по обетованию, а не по законам природы; и народ, который от него произошел, подчиняется не общим историческим закономерностям, а непосредственно воле Божьей. Однако есть у рождения Исаака и другой символический аспект. До сих пор мы говорили о потомстве Исаака по плоти, а теперь перейдем к тем, в ком происходит внутреннее «рождение Исаака», кто переживает духовное «рождение свыше».
Имя «Исаак», как мы помним, означает «тот, кто будет радоваться». Мы говорили уже о том, как Господь изменил имена родителей Исаака: Аврам, «отец высокий», стал именоваться Авраамом — «отцом множества», ибо он — символ духа, который овладел всеми своими внутренними силами и поэтому стал как бы их «отцом».
Вспомним также, что «Сара» (первоначальное имя Сарры) означает «борющаяся»; и она стала «Саррой» — «госпожой», ибо жена Авраама символизирует душу, приобретшую власть над всеми своими проявлениями и потому «господствующую» в человеке. И вот теперь совершается рождение нового, «внутреннего» человека от духа — «Авраама» и души — «Сарры»: рождается «Исаак» — «тот, кто возрадуется». Подобное рождение должно совершиться во всех верующих. О нем говорится, например, в Послании к Галатам:
Ибо написано: «Возвеселись, неплодная, нерождающая; воскликни и возгласи, не мучившаяся родами; потому что у оставленной гораздо более детей, нежели у имеющей мужа». (Гал. 4, 27)
Павел приводит эти слова пророка Исаии (54, 1), относя их к Сарре, которая родила Исаака; и продолжает:
Мы, братия, дети обетования по Исааку. (Гал. 4, 28)
То, что произошло с Исааком, должно произойти с нашим внутренним человеком. Об этом рождении свыше в Новом Завете сказано много. Например, в Евангелии так описывается смысл прихода Христа:
Пришел к своим, и свои его не приняли.
А тем, которые приняли его, верующим во имя его, дал власть быть чадами Божиими,
Которые не от крови, не от хотения плоти, не от хотения мужа, но от Бога родились. (Иоан. 1, 11–13)
По обетованию Божьему родился Исаак; и те, кто рождаются от Бога, имеют Исаака своим прообразом. Согласно Первому посланию Петра, это люди,
…Возрожденные не от тленного семени, но от нетленного, от слова Божия, живого и пребывающего вовек. (I Петр. 1, 23)
Живое, вечное слово Божье, оказывается, может дать человеку новое рождение: «возродить» его, или «родить свыше», «родить заново». Та же тема развивается в Послании Павла к Титу:
Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом… (Тит. 3, 5)
Это же рождение свыше в других местах Писания называется духовным крещением (Матф. 3, 11; Деян. 1, 5). И родившийся «внутренний человек» должен пройти все стадии духовного роста, обозначенные буквами имени יצחק ‹Йицха ́ к›, о которых мы уже рассуждали: «прямой», «справедливый», «милосердный», «святой». Однако первоначально наш внутренний человек — духовный младенец, и он нуждается в том, чтобы его питали духовным же молоком. В Первом послании Петра по этому поводу говорится следующее:
Итак, отложивши всякую злобу, и всякое коварство, и лицемерие, и зависть, и всякое злословие,
Как новорожденные младенцы, возлюбите чистое словесное молоко, дабы от него возрасти вам во спасение… (I Петр. 2, 1–2)
Обратившийся, уверовавший и рожденный свыше подобен младенцу и должен питаться «словесным молоком». В то же время апостол Павел утверждает: «Всякий, питаемый молоком, не сведущ в слове правды, потому что он младенец…» (Евр. 5, 13). Если только что обращенный уподобляется младенцу, то возросший в вере — мужу совершенному (Евр. 4, 13; 5, 14).
Появление на свет «внутреннего человека» сопровождается величайшей радостью; это действие Божье в душе человеческой, новое рождение,— самое великое и самое радостное переживание из всех, что выпадают на долю людям. Иисус сказал своим ученикам:
Женщина, когда рождает, терпит скорбь, потому что пришел час ее; но когда родит младенца, уже не помнит скорби от радости, потому что родился человек в мир. (Иоан. 16, 21)
Так радуется душа человеческая, когда рождается от нее внутренний человек — «духовный младенец»…
…И дальше в Книге Бытия мы читаем:
Дитя выросло и было отнято от груди; и Авраам сделал большой пир в тот день, когда Исаак отнят был от груди. (Быт. 21, 8)
От символического, духовного значения описываемых событий мы теперь возвращаемся к буквальному. Надо иметь в виду, что аллегорический, символический, прообразный смысл никогда не отменяет смысла прямого.
Итак, Исаак отнят от груди, и Авраам устраивает в честь этого события великое пиршество. По преданию, на пиршество были приглашены даже цари: мы знаем, что к Аврааму приходил Авимелех, царь Герарский (Быт. 21, 22–32); были в общении с ним и другие цари, например Мелхиседек (Быт. 14, 18–20). Перед многими знатными и достойными свидетелями на этом пиру Авраам и Сарра торжественно объявили Исаака своим главным наследником.
И увидела Сарра, что сын Агари египтянки, которого она родила Аврааму, насмехается. (Быт. 21, 9)
Измаил был тогда уже юношей и пребывал в уверенности, что он и есть главный наследник,— и вдруг рождается его младший брат, и отец торжественно объявляет того своим первенцем!.. Гневно насмехается над этим Измаил, как бы говоря: «Мне принадлежит первенство». Более того, в прочитанном нами тексте слово «насмехается» можно понять как «издевается».
И сказала [Сарра] Аврааму: выгони эту рабыню и сына ее; ибо не наследует сын рабыни сей с сыном моим Исааком. (Быт. 21, 10)
Значит, речь шла о наследовании: Измаил претендовал на то, чтобы получить наследие Авраама по праву первородства. Со стороны сына служанки это было крайней дерзостью: он нарушал волю Божью и противоречил своему отцу. По-видимому, Агарь одобряла его поведение. Поэтому в прочитанном нами стихе ни она, ни Измаил не названы по имени, а носят название «рабыня» и «сын рабыни».
Агадическое предание говорит, что с самого детского возраста Измаил учился стрелять из лука; возненавидев же Исаака, он избрал его мишенью для своих стрел и только чудом его не убил. Увидев это, Сарра рассказала обо всем Аврааму и настояла на изгнании «рабыни и сына ее». Понятны ее чувства и понятны колебания и скорбь Авраама.
Мы уже знаем, что Сарра была пророчицей, ибо ее душа достигла высокой духовной ступени; и Авраам должен был слушаться ее голоса.
И показалось это Аврааму весьма неприятным ради сына его. (Быт. 21, 11)
В оригинале сказано: וירעהדברמאד ‹ва-йера ́ h а-дава ́ р мео ́ д›, буквально «очень плохо было это дело». Так оно выглядело в глазах Авраама: и поступок сына очень плох, и то, что изгонять его приходится, тоже очень плохо.
Но Бог сказал Аврааму: не огорчайся ради отрока и рабыни твоей; во всем, что скажет тебе Сарра, слушайся голоса ее; ибо в Исааке наречется тебе семя. (Быт.21, 12)
Символический смысл этого предписания таков: когда душа человека возвышается до уровня духовного (мы помним, как пять душевных чувств перешли от Сарры к Аврааму, став чувствами духовными), тогда она обладает уже безукоризненно точной интуицией, и «Авраам», духовный разум, должен повиноваться «Сарре» — душе, обладающей высшим ведением.
И от сына рабыни Я произведу народ, потому что он семя твое. (Быт. 21, 13)
Бог возвещает, что Измаил не погибнет и не будет оставлен, что и он в свое время получит благословение. Как мы знаем, это сбылось после принятия Ислама потомками Измаила.
Авраам встал рано утром, и взял хлеба и мех воды, и дал Агари… (Быт. 21, 14)
«Авраам встал рано утром…» Много раз сказано о нем, что он рано утром вставал, дабы скорее исполнить волю Божью. И, как мы увидим далее, даже когда ему было велено принести во всесожжение Исаака, он встал на заре. Ранним утром Авраам всегда молился:
И встал Авраам рано утром и пошел на место, где стоял пред лицом Господа. (Быт. 19, 27)
«…Встал рано утром…» — видимо, он встал с первыми лучами солнца, потому что воля Божья была для него драгоценна, и он не хотел преступить ее, задержавшись хотя бы на миг. И вот Авраам
…Взял хлеба и мех воды, и дал Агари, положив ей на плечи, и отрока, и отпустил ее… (Быт. 21, 14)
На плечи Агари он положил, конечно, мех и хлеб, а отрока просто отправил с ней: Измаил уже был, как сказано, не ребенком, а юношей.
Вспомним, что Авраам был очень богат: он имел неисчислимые стада, золото, серебро, слуг и служанок; неужели же он не мог снабдить свою наложницу Агарь и своего сына бо ́ льшим имуществом, отсылая их от себя? Он же дал им только «хлеба и мех воды». Но, вручая Агари только небольшой запас еды и питья, Авраам доказывает этим, что он безраздельно уповает на Господа. Мы никогда не поймем ничего из того, что происходило с Авраамом, что происходило с другими праведниками, святыми, праотцами, пророками, угодниками Божьими, пока не уразумеем, что их действия, часто таинственные и загадочные для нас, обусловлены непосредственным общением с Творцом вселенной. Они слышали Его голос, повиновались Ему и твердо верили во все Его обетования — даже вопреки очевидным «вещественным» фактам. Для них повеление Божье было дороже всех сокровищ мира; как сказал Давид в псалме:
Закон уст Твоих для меня лучше тысяч золота и серебра. (Пс. 118, 72)
И Авраам знал, что для того чтобы Бог явил чудеса над Агарью и Измаилом — его близкими, которые, конечно, оставались ему дороги; для того чтобы Агарь уверилась в покровительстве Божьем, нужно отпустить их обоих именно так, без лишних запасов. Этим он вручил их Божьему попечению.
…И дал Агари, положив ей на плечи, и отрока, и отпустил ее. Она пошла и заблудилась в пустыне Вирсавии… (Быт. 21, 14)
В оригинале пустыня именуется בארשבע ‹Беэ ́ р-Ше ́ ва›, буквально «колодец клятвы», по названию того колодца, возле которого впоследствии заключили союз Авраам и царь Авимелех (Быт. 21). Арабское предание повествует, что от пустыни Вирсавии, находящейся на юге Святой земли, Агарь с Измаилом ушли гораздо дальше на юг и дошли до того места в Аравии, где позже был основан город Мекка. И сейчас еще там показывают колодец, который открылся Агари; и паломники посещают те места, где Агарь плакала, где Измаил умолял Бога о помощи. Около миллиарда мусульман всего мира почитают эти места, которые предание связывает с именами Агари и Измаила.