Выбор высоты и скорости полета.




 

Оптимальная высота полета по маршруту, если она не регламентируется разрешенным диапазоном высот по данной трассе или участке трассы, определяется по графикам наивыгоднейших высот крейсерского режима полета и рекомендациям РЛЭ ВС, с учетом дальности полета и экономичного расхода топлива. Пример такого графика приведен на рисунке.

 

Высота полета в м. (Р760)

4000

3000

 

 
 


0 50 100 150 200 250 300 км. (Дальность полета)

 

 

Скорость полета определяется по крейсерскому графику или с учетом рекомендаций РЛЭ ВС.

Фрагмент РЛЭ ВС.

 

2.1.3. Выбор запасного аэродрома.

 

Выбор запасного аэродрома осуществляется в соответствии с требованиями ФАП РФ и руководства по летной эксплуатации ВС (ограничений по длине ВПП, несущей способности ИВПП и др.)

При выборе запасного аэродрома командир ВС учитывает также метеоусловия (фактические и прогнозируемые) на запасном аэродроме в соответствии с вариантами, перечисленными в ФАП.

 

 

2.2.1. Определение навигационного запаса топлива.

Расчет расхода топлива по участкам маршрута производится по следующим данным:

 

- на участках набора высоты и снижения по среднему часовому расходу топлива, определяемому по таблицам набора высоты и снижения.

 

- на участках горизонтального полета — по часовому расходу топлива, взятому из таблицы крейсерских режимов горизонтального полета;

 

- расход топлива на земле, на взлет и посадку и не вырабатываемый остаток — по данным руководства по летной эксплуатации каждого типа самолета.

 

Кроме расчетного количества топлива, необходимого для выполнения полета до аэродрома посадки, на каждом воздушном судне должен быть аэронавигационный запас топлива.

 

С определения этого запаса начинают расчет потребного количества топлива.

На основании необходимого навигационного запаса топлива и полученного расхода топлива по участкам маршрута определяют расчетный остаток топлива для каждого ППМ.

 

Определение расчетных остатков топлива начинают от аэродрома посадки, последовательно прибавляя расход топлива по участкам маршрута к предыдущему остатку.

 

Расчетные остатки топлива для ППМ записываются в штурманском бортовом журнале в графе «Расчетный остаток топлива».

 

Общий запас топлива, необходимый для выполнения полета, по данным расхода на участках маршрута определяется по формуле:

 

Qобщ = Qзем + Qвзл пос + Qмарш + Qанз + Qнев ост + Q15%

 

где:

Qанз — аэронавигационный запас топлива;

 

Qмарш — количество топлива, расходуемого в полете от ИПМ до КПМ, которое определяется как сумма расходов топлива по участкам маршрута;

 

Qзем — количество топлива, расходуемого двигателями на земле при прогреве, опробовании и рулении;

 

Qвзл пос — количество топлива, расходуемого на взлет и посадку;

 

Qнев ост — не вырабатываемый остаток топлива;

 

Q15% - дополнительный (компенсационный) запас топлива.

 

Решение о количестве аэронавигационного запаса топлива в каждом отдельном случае принимает командир ВС, по согласованию с диспетчером, в зависимости от метеорологических условий по трассе, на аэродроме посадки и расстояний до запасных аэродромов.

 

Аэронавигационный запас топлива должен обеспечить полет воздушного судна от аэродрома посадки (с высоты принятия решения) до запасного аэродрома и полет в течение времени, определенного ФАП, на случай ожидания для захода на посадку и изменение условий полета.

 

Минимальный аэронавигационный запас топлива может быть регламентирован РЛЭ ВС (РЛЭ АН – 2; Q анз мин = 150 кг.).

 

Для воздушных судов, выполняющих полеты вглубь центрального полярного бассейна и в Антарктиде, навигационный запас топлива должен быть не менее чем на 2 ч полета.

 

Навигационный запас топлива рассчитывается исходя из средних норм расхода топлива у земли и на высоте полета.

 

Потребное на полет количество топлива, для воздушных судов первоначального обучения (Як – 18т, Ан – 2, Цессна – 172 и др.) осуществляется по установленным осредненным нормам расхода топлива при работе двигателя на земле и в полете.

 

 

Практический расчет потребного количества топлива для ВС первоначального обучения ( Як – 18Т; Ан -2; Цессна – 172.).

 

ФАП «Подготовка и выполнение полетов в ГА РФ» Приказ Минтранс РФ № 128 от 31.08.09 г.

 

2.10. Перед полетом по ПВП в целях авиационных работ или АОН количество топлива и масла на борту должны позволять:

а) для самолетов – выполнить полет до аэродрома назначения и затем продолжить его на запланированной крейсерской скорости: днем – в течении 30 мин, ночью – 45 мин.

 

2.11. Перед полетом по ППП в целях авиационных работ или АОН количество топлива и масла на борту должны позволять:

выполнить полет до аэродрома назначения, затем на запланированной крейсерской скорости выполнить полет до запасного аэродрома, а затем продолжить его в течении 45 минут.

 

 

Расчет потребного количества топлива при заполнении ШБЖ начинаем с определения топлива, потребного для полета на запасной аэродром Q зап.аэр.

 

Данные ВС Cessna -172 s:

Общая емкость топливных баков: 56 американских галлонов (212 л);

Расходуемое топливо 53 американских галлона (200,6 л):

Не вырабатываемый остаток топлива 3 американских галлона (11,4 л).

1 американский галлон = 3,785 литра; в расчетах округляем до 3,8 л.

Расход топлива (для упрощенного расчета) в крейсерском режиме полета

8,9 галлона / час;

Расход топлива на земле (запуск, прогрев, руление, ожидание и т.п.) 1,4 галлона.

 

Расчет потребного количества топлива для ухода на запасной аэродром

Q ухода на з/а.

 

Уход с ВПР на запасной аэродром UUNN, S 32,4 ММ Q = 14 галлонов.

 

Q ухода на з/а. = Q АНЗ + Q но = Q пол.зап.аэр + Q 45 мин + Q но

 

Q ухода на з/а. = q (Sз.а: Wз.а) + q × (45: 60) + 3 гал.

 

t зап.аэр. = (Sз.а: Wз.а)

Wз.а = Vи при попутном ветре; Wз.а = Vи - U при встречном ветре;

 

(в рассматриваемом случае, при уходе на запасной аэродром, ветер встречный).

 

q = 8,9 гал /час Q но = 3 галлона.

 

Q ухода на з/а = 8,9 × (32,4:75,4) + 8,9 × (45: 60) + 3 = 13,5 галл. ≈ 14 галлонов.

 

Определение суммарного количества топлива, потребного на полет:

 

Q потр.= Q у на з/а + Q пос+ Q участка (1) + Q участка (2) + +Q взл.+ Q земли.

 

 

«Ключ» для определения

количества топлива 1 Q галл. 8,9

на НЛ – 10м по времени 2

полета по участкам tр.

 

 

или, с использованием калькулятора: Q участка = 8,9 × (t уч. мин: 60) галлонов.

 

 

  Н преп. Н б. пр. Н б. 760   МАРШРУТ   МПУ   МК   Vи   W   S   t Топливо     Тр   Тф   Нпол   Для заметок
Q р Q ф
  Н б. аэр Взлет УВ УС - - - - -   27,8         Q факт = 120 литров 90 кг
    Сасово           75,4     27,2        
    Варваровка   +10         45,4            
    Поляны   - 8         36,8   17,9        
    Пителино посадка                 14,9        
                               
  Всего по маршруту: 117,2 1.31 29,2  

110 л / 120 л./ 90 кг. Фактическое время полета ______час. _____мин.

из них ночью ________ час. _______ мин.

 

Уход с ВПР на запасной аэродром _UUNN _ S _23,4 NМ. Q _14 галлонов.

 

Рубеж возврата (ухода) на аэродром вылета S р.в. Q р.в.

.

 

 

Всего по маршруту (29,2 галл.) включают в себя:

 

Q пол (27,8 галл) + Q земли (1,4 галл).

 

Перевести расчетное, потребное на полет количество топлива (29,2 галл.) в литры:

 

Q литр. = Q галл × 3,8 = 29,2 × 3,8 ≈ 111 литров.

 

Q литр. округлить, с небольшим запасом и указать как Q факт.

 

(Q факт = 120 литров / 32 галл.)

 

Фактическое количество топлива в литрах, перевести в килограммы и указать в ШБЖ (90 кг)

Q кг = Q литр × γ = 120 × 0,75 = 90 кг.

 

γ - весовая плотность топлива (0,75 кг/л).

(γ фак. определяется по данным паспорта на топливо)

 

Расчет можно выполнить на НЛ – 10м по приведенному «ключу»

 

 

Q кг Q л

1

2

γ (75) 100

 

Расчет рубежа возврата (S рв) и топлива



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-10-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: