Оптимальная высота полета по маршруту, если она не регламентируется разрешенным диапазоном высот по данной трассе или участке трассы, определяется по графикам наивыгоднейших высот крейсерского режима полета и рекомендациям РЛЭ ВС, с учетом дальности полета и экономичного расхода топлива. Пример такого графика приведен на рисунке.
Высота полета в м. (Р760)
4000
3000
0 50 100 150 200 250 300 км. (Дальность полета)
Скорость полета определяется по крейсерскому графику или с учетом рекомендаций РЛЭ ВС.
Фрагмент РЛЭ ВС.
2.1.3. Выбор запасного аэродрома.
Выбор запасного аэродрома осуществляется в соответствии с требованиями ФАП РФ и руководства по летной эксплуатации ВС (ограничений по длине ВПП, несущей способности ИВПП и др.)
При выборе запасного аэродрома командир ВС учитывает также метеоусловия (фактические и прогнозируемые) на запасном аэродроме в соответствии с вариантами, перечисленными в ФАП.
2.2.1. Определение навигационного запаса топлива.
Расчет расхода топлива по участкам маршрута производится по следующим данным:
- на участках набора высоты и снижения по среднему часовому расходу топлива, определяемому по таблицам набора высоты и снижения.
- на участках горизонтального полета — по часовому расходу топлива, взятому из таблицы крейсерских режимов горизонтального полета;
- расход топлива на земле, на взлет и посадку и не вырабатываемый остаток — по данным руководства по летной эксплуатации каждого типа самолета.
Кроме расчетного количества топлива, необходимого для выполнения полета до аэродрома посадки, на каждом воздушном судне должен быть аэронавигационный запас топлива.
|
С определения этого запаса начинают расчет потребного количества топлива.
На основании необходимого навигационного запаса топлива и полученного расхода топлива по участкам маршрута определяют расчетный остаток топлива для каждого ППМ.
Определение расчетных остатков топлива начинают от аэродрома посадки, последовательно прибавляя расход топлива по участкам маршрута к предыдущему остатку.
Расчетные остатки топлива для ППМ записываются в штурманском бортовом журнале в графе «Расчетный остаток топлива».
Общий запас топлива, необходимый для выполнения полета, по данным расхода на участках маршрута определяется по формуле:
Qобщ = Qзем + Qвзл пос + Qмарш + Qанз + Qнев ост + Q15%
где:
Qанз — аэронавигационный запас топлива;
Qмарш — количество топлива, расходуемого в полете от ИПМ до КПМ, которое определяется как сумма расходов топлива по участкам маршрута;
Qзем — количество топлива, расходуемого двигателями на земле при прогреве, опробовании и рулении;
Qвзл пос — количество топлива, расходуемого на взлет и посадку;
Qнев ост — не вырабатываемый остаток топлива;
Q15% - дополнительный (компенсационный) запас топлива.
Решение о количестве аэронавигационного запаса топлива в каждом отдельном случае принимает командир ВС, по согласованию с диспетчером, в зависимости от метеорологических условий по трассе, на аэродроме посадки и расстояний до запасных аэродромов.
Аэронавигационный запас топлива должен обеспечить полет воздушного судна от аэродрома посадки (с высоты принятия решения) до запасного аэродрома и полет в течение времени, определенного ФАП, на случай ожидания для захода на посадку и изменение условий полета.
|
Минимальный аэронавигационный запас топлива может быть регламентирован РЛЭ ВС (РЛЭ АН – 2; Q анз мин = 150 кг.).
Для воздушных судов, выполняющих полеты вглубь центрального полярного бассейна и в Антарктиде, навигационный запас топлива должен быть не менее чем на 2 ч полета.
Навигационный запас топлива рассчитывается исходя из средних норм расхода топлива у земли и на высоте полета.
Потребное на полет количество топлива, для воздушных судов первоначального обучения (Як – 18т, Ан – 2, Цессна – 172 и др.) осуществляется по установленным осредненным нормам расхода топлива при работе двигателя на земле и в полете.
Практический расчет потребного количества топлива для ВС первоначального обучения ( Як – 18Т; Ан -2; Цессна – 172.).
ФАП «Подготовка и выполнение полетов в ГА РФ» Приказ Минтранс РФ № 128 от 31.08.09 г.
2.10. Перед полетом по ПВП в целях авиационных работ или АОН количество топлива и масла на борту должны позволять:
а) для самолетов – выполнить полет до аэродрома назначения и затем продолжить его на запланированной крейсерской скорости: днем – в течении 30 мин, ночью – 45 мин.
2.11. Перед полетом по ППП в целях авиационных работ или АОН количество топлива и масла на борту должны позволять:
выполнить полет до аэродрома назначения, затем на запланированной крейсерской скорости выполнить полет до запасного аэродрома, а затем продолжить его в течении 45 минут.
|
Расчет потребного количества топлива при заполнении ШБЖ начинаем с определения топлива, потребного для полета на запасной аэродром Q зап.аэр.
Данные ВС Cessna -172 s:
Общая емкость топливных баков: 56 американских галлонов (212 л);
Расходуемое топливо 53 американских галлона (200,6 л):
Не вырабатываемый остаток топлива 3 американских галлона (11,4 л).
1 американский галлон = 3,785 литра; в расчетах округляем до 3,8 л.
Расход топлива (для упрощенного расчета) в крейсерском режиме полета
8,9 галлона / час;
Расход топлива на земле (запуск, прогрев, руление, ожидание и т.п.) 1,4 галлона.
Расчет потребного количества топлива для ухода на запасной аэродром
Q ухода на з/а.
Уход с ВПР на запасной аэродром UUNN, S 32,4 ММ Q = 14 галлонов.
Q ухода на з/а. = Q АНЗ + Q но = Q пол.зап.аэр + Q 45 мин + Q но
Q ухода на з/а. = q (Sз.а: Wз.а) + q × (45: 60) + 3 гал.
t зап.аэр. = (Sз.а: Wз.а)
Wз.а = Vи при попутном ветре; Wз.а = Vи - U при встречном ветре;
(в рассматриваемом случае, при уходе на запасной аэродром, ветер встречный).
q = 8,9 гал /час Q но = 3 галлона.
Q ухода на з/а = 8,9 × (32,4:75,4) + 8,9 × (45: 60) + 3 = 13,5 галл. ≈ 14 галлонов.
Определение суммарного количества топлива, потребного на полет:
Q потр.= Q у на з/а + Q пос+ Q участка (1) + Q участка (2) + … +Q взл.+ Q земли.
«Ключ» для определения
количества топлива 1 Q галл. 8,9
на НЛ – 10м по времени 2
полета по участкам tр.
или, с использованием калькулятора: Q участка = 8,9 × (t уч. мин: 60) галлонов.
Н преп. | Н б. пр. Н б. 760 | МАРШРУТ | МПУ | МК | Vи | W | S | t | Топливо | Тр | Тф | Нпол | Для заметок | |||
Q р | Q ф | |||||||||||||||
Н б. аэр | Взлет | УВ | УС | - | - | - | - | - | 27,8 | Q факт = 120 литров 90 кг | ||||||
Сасово | 75,4 | 27,2 | ||||||||||||||
Варваровка | +10 | 45,4 | ||||||||||||||
Поляны | - 8 | 36,8 | 17,9 | |||||||||||||
Пителино посадка | 14,9 | |||||||||||||||
Всего по маршруту: | 117,2 | 1.31 | 29,2 |
110 л / 120 л./ 90 кг. Фактическое время полета ______час. _____мин.
из них ночью ________ час. _______ мин.
Уход с ВПР на запасной аэродром _UUNN _ S _23,4 NМ. Q _14 галлонов.
Рубеж возврата (ухода) на аэродром вылета S р.в. Q р.в.
.
Всего по маршруту (29,2 галл.) включают в себя:
Q пол (27,8 галл) + Q земли (1,4 галл).
Перевести расчетное, потребное на полет количество топлива (29,2 галл.) в литры:
Q литр. = Q галл × 3,8 = 29,2 × 3,8 ≈ 111 литров.
Q литр. округлить, с небольшим запасом и указать как Q факт.
(Q факт = 120 литров / 32 галл.)
Фактическое количество топлива в литрах, перевести в килограммы и указать в ШБЖ (90 кг)
Q кг = Q литр × γ = 120 × 0,75 = 90 кг.
γ - весовая плотность топлива (0,75 кг/л).
(γ фак. определяется по данным паспорта на топливо)
Расчет можно выполнить на НЛ – 10м по приведенному «ключу»
Q кг Q л
1
2
γ (75) 100
Расчет рубежа возврата (S рв) и топлива