Выбор маршрута, скорости, высоты полета




Тема 1. Планирование полетов по ПВП.

Вопросы темы:

 

1. Основные понятия и определения.

2. Метеорологическая информация.

3. Содержание и порядок оформления штурманского бортового журнала (ШБЖ).

 

 

Основные понятия и определения.

 

1.1.1 Метеорологическая информация – систематизированный блок информации включающий в себя:

- сведения о направлении и скорости ветра у земли, на высоте аэродромного круга полетов и по высотам в районе полетов;

- сведения о температуре воздуха, атмосферном давлении, дальности видимости, высоте облачности и тенденций их изменения в районе наблюдения АМСГ;

- сведения об опасных явлениях погоды по району наблюдения и по маршруту полета;

- сведения о фактической и прогнозируемой погоде по району полета, на аэродроме назначения и запасных аэродромах и другие сведения, необходимые летным экипажам для принятия решения на вылет и планирования полета.

 

При планируемой продолжительности полета до 2х часов летные экипажи получают метеорологическую информацию в процессе брифинга или консультации у синоптика без вручения метеодокументации, при большей продолжительности – с получением метеодокументации.

 

1.1.2. Штурманский бортовой журнал (ШБЖ) – бланк установленного образца, в котором отображены планируемые (расчетные) и фактические навигационные элементы полета по маршруту, значения безопасных высот полета, потребное и фактическое количество топливо и другая информация штурманского обеспечения полета.

 

1.1.3. Навигационный план полета – план последовательных, наиболее рациональных в планируемых условиях полета, приемов и способов самолетовождения по конкретному маршруту, составленный в произвольной форме экипажем в процессе предварительной подготовки.

1.1.4. Крейсерская высота полета – оптимальная высота (диапазон высот) полета обеспечивающая наибольшую дальность полета при использовании рекомендуемых крейсерских режимах работы двигателя (двигателей).

Наивыгоднейшие крейсерские высоты с учетом дальности полета определяются по крейсерским графикам для конкретного типа ВС (при их наличии в РЛЭ ВС).

 

1.2. Метеорологическая информация.

 

Метеорологическая информация, получаемая экипажем, используется в процессе предполетной подготовки для определения:

- взлетно-посадочных характеристик ВС;

- навигационных элементов полета в процессе заполнения расчетной

части штурманского бортового журнала (ШБЖ).

 

а) По данным синоптика (метеонаблюдателя) заносим в таблицу ШБЖ данные о направлении и скорости ветра по высотам (применительно к заданной высоте полета), значение температуры воздуха у земли (tо) и атмосферное давление по маршруту приведенное к уровню моря (Рприв.мин).

 

Пример заполнения ШБЖ.

- АМСГ «Сасово»;

- δ = 2600 метеорологическое направление ветра (от истинного меридиана) на высоте 400м.

- U = 40 км/ч скорость ветра на высоте полета (21,6 узла);

- tо = + 120 температура воздуха у земли;

- Рприв.мин. = 754 мм рт ст. минимальное атмосферное давление

по маршруту, приведенное к уровню моря.

 

Штурманский бортовой журнал №_________

 

Подразделение _Сасовское ЛУ ГА _ Дата __________

 

Тип ВС __Ц - 172_ № _____ Н эш. зад. __ПВП__ Р прив. мин. _754_ Н без. эш. _1500 / 1200_

 

Пункты H δ Uкм/ч
Сасово     21,6
       
  δн    
  Пункты Солнце
восход заход сум
Сасово 4. 45 16.50 0.45
Просандеевка      

 

Метеорологическое направление ветра (δ), переводим в навигационное (δн) и заносим в таблицу.

 

δн = δ ± 1800 - (± ΔМ) = 260 – 180 = 800. (ΔМ = + 100)

 

Примечание. Если магнитное склонение (ΔМ) по району полета не превышает 100 – его, при определении δн, не учитывают.

 

Аэродром вылета

δ Uм/с Ро tо САХ mвзл Vотр Lразб Hбез.кр
      +12          

 

Данная таблица заполняется для расчета взлетных характеристик на

аэродроме вылета.

 

Содержание и порядок оформления штурманского бортового журнала (ШБЖ).

 

1.3.1. Содержание ШБЖ.

 

 

Пункты H δ U узл
Сасово     21,6
       
  δн    

 


Штурманский бортовой журнал №_________

 

Подразделение _Сасовское ЛУ ГА _ Дата __________

 

Тип ВС __Ц - 172_ № _____ Н эш. зад. __ПВП__ Р прив. мин. 754 Н без. эш. 1500 / 1200 м

(450 м). 1500 футов 5000/40000 ф. № эш: 50/40

 

Аэродром вылета Аэродром посадки

Ро tо mпос САХ Lпроб
         

 

δ Uм/с Ро tо САХ mвзл Vотр Lразб Hбез.кр
      +12          

 

  Н преп. Н б. пр. Н б. 760   МАРШРУТ   МПУ   МК   Vи узл   W узл   S NM   T мин Топливо   Т рас   Т фак   Н пол   Для заметок
Q р
    Взлет УВ УС - - - - -              
    Сасово           75,4              
    Варваровка   +10         45,4            
    Поляны   - 8         36,8            
    Пителино посадка                          
                               
  Всего по маршруту: 117,2 1.31    

 

Уход с ВПР на запасной аэродром __UUNN ___ S _ 32,4 NM_ Q _

МПУ = 2000

 

Рубеж возврата (ухода) на аэродром вылета S р.в. _______ Q р.в. _____

 

 

Фактическое время полета____час.___мин.. из них ночью___ час. __ мин

 

Командир ВС ____________

2-й пилот (штурман) ____________

Штурман АЭ ____________

 

Предполетную подготовку проверил дежурный штурман ____________«» _________ 20 г.

 

 

1.3.2. Порядок оформления ШБЖ.

 

В расчетную (левую) часть ШБЖ заносится следующая информация:

 

  Н преп. Н б. пр. Н б. 760   МАРШРУТ   МПУ   МК   Vи узл   W узл   S NM  
Tр мин
    Взлет УВ УС - - -   -  
    Сасово                
    Варваровка             45,4  
    Поляны             36,8  
    Пителино посадка                
                     

 

 

1. Высота препятствий по участкам маршрута (Н преп) – наибольшая высота рельефа с учетом естественных и искусственных препятствий.

 

Так, на участке «Сасово - Варваровка» искусственных препятствий (вышек) нет, поэтому учитывается высота рельефа и превышение естественных препятствий (леса), высота которого определяется в Инструкции по производству полетов в данном районе.

 

Н преп 1 = Н рельефа 1 + Н деревьев = 157 м + 30 м = 187 м.

 

Примечания.

Максимальная высота деревьев для средней полосы России принимается равной 30 метрам.

Высота рельефа местности (Н рельефа) определяется по

полетной карте в полосе учета препятствий.

 

2. Маршрут полета - расписывается по участкам (этапам) полета, от

взлета до посадки.

Взлет на аэродроме вылета, полет до исходного пункта маршрута Сасово, далее полет по участкам маршрута:

 

- Сасово – Варваровка; ЗМПУ = 2600. S = 35 NM

- Варваровка – Поляны; ЗМПУ = 3100. S = 45,4 NM

- Поляны – Пителино. ЗМПУ = 1200. S = 36,8 NM

Пителино является конечным пунктом маршрута (посадка).

 

3. Расчетная часть ШБЖ (Мкр, Wр, tрасч. и др.) заполняется в процессе расчета этих элементов.

 

Оформление ШБЖ и расчет навигационных элементов, потребное на полет количество топлива, значения безопасных высот полета проверяет дежурный штурман аэропорта с записью о штурманском контроле в бланке ШБЖ.

 

1.3.3. Технология расчета навигационных элементов полета.

 

а). Определить УВ по участкам маршрута: УВ = δн – ЗМПУ

 

УВ1 = 800 - 2600 = (-180) + 3600 = 1800; (ветер встречный, УС = 0)

УВ2 = 800 - 3100 = (-230) + 3600 = 1300; (вторая четверть, УС +)

УВ3 = 800 - 1200 = (- 400) +3600 = 3200; (четвертая четверть, УС -)

 

Примечание. Угол ветра отсчитывается от линии пути (ЛЗП) до навигационного направления ветра по ходу часовой стрелки (УВ всегда положительный).

 

 

б). По значению УВ определить знак угла сноса расчетного (УСр).

0о

УВ

УВ от 0о до 180о. УС положительный;

90о УВ от 0о до 90о. (+).

УВ УВ от 90о до 180о. (+).

180о

0о (360) УВ от 180о до 360о. УС отрицательный;

УВ УВ от 180о до 270о. (-).

270о 90о УВ от 270о до 360о. (-).

 

УВ

180о

 

в). С использованием НЛ – 10 м определить расчетный угол сноса

(УСр) и расчетную путевую скорость (Wр).

 

УСр УС УВ УВ + [УС] модуль УС!

U V W

 

Примечание: Если УВ больше 1800 , для расчета на НЛ 10 м необходимо определить дополнение до 3600.

Пример: УВ = 3200 , дополнение = 360 – 320 = 400

на шкале 3, при расчете, устанавить: УВ = 400; УВ + [УС] = 480; знак УС не учитываем.

 

УС1 = 00 W1 = 75,4 узла

УС2 =+100 W2 = 83 узла

УС3 = -80 W3 = 113 узлов

 

г). С использованием НЛ – 10 м определить расчетное время полета.

 

Шкала 1. S участка Wр

t1 = 28 мин.

Шкала 2. t2 = 33 мин.

Tрасч Δ t3 = 20 мин.

 

Время, от момента взлета до выхода на исходный пункт маршрута (Сасово), включает в себя время взлета, от начала разбега до выхода из аэродромного круга, и время полета до ИПМ.

В нашем примере это время равно 4 минутам.

Время выполнения захода на посадку – 6 минут.

 

д). Определить расчетный курс (МКр).

 

МКр = ЗМПУ - (± УСр) МК1 = 260 0.

МК2 = 300 0

МК3 = 128 0

 

  Н преп. метры Н б. пр. Н б. 760 футы   МАРШРУТ   МПУ   МК   Vи   W   S   t Топливо     Трас   Тф   Нпол   Для заметок
Q р Q ф
  Н б. аэр Взлет УВ УС - - - - -              
    Сасово           75,4              
    Варваровка   +10         45,4            
    Поляны   - 8         36,8            
    Пителино посадка                          
                               
  Всего по маршруту: 117,2 1.31    

 

 

е) Расчет безопасных высот полета ( по правилам визуального полета ).

 

Для полета по ПВП ниже нижнего эшелона рассчитывается

Н безопасная ниже (безопасного) эшелона.

 

Н без.ниж. (без) эш. = Н без.ист. + Н преп. - ΔНt

 

Н без. ист. = 100 м. (ФАП);

 

Н преп. - наибольшая высота препятствия в полосе учета

препятствий по участкам маршрута.

 

ΔНt = (tо – 15о): 3 × (Н испр.: 100).

 

Н испр. = Н без.ист. + Н преп.

 

Пример расчета: (для первого участка маршрута)

 

Н без.ниж. (без) эш. = Н без.ист. + Н преп. - ΔНt

Н без.ниж. (без) эш. = 100 + 187 – (- 3: 3) × 287: 100 ≈ 290 м. (951 ф.)

 

Примечание. Полученное, в процессе расчета, значение высоты в метрах (290 м) переводим в футы, используя коэффициент перевода (3,28) и указываем в ШБЖ значение высоты в футах.

290 м. х 3,28 = 951,2 ф ≈ 951 фут.

 

Для полета по ППП (в случае перехода на приборный полет) рассчитывается нижний безопасный эшелон полета:

 

Н ниж. (без) эш ≥ Н без.ист. + Н преп. + (760 – Р прив.мин.) × 11 - ΔНt

 

Н без. ист. = 600 м. (ФАП);

 

Н преп. -- наибольшая высота препятствия в полосе учета препятствий по участкам маршрута.

 

ΔНt = (tо – 15о): 3 × (Н испр.: 100).

 

Н испр. = Н без.ист. + Н преп. + (760 – Р прив.мин.) × 11

 

Пример расчета.

 

Н ниж (без) эш ≥ Н без.ист. + Н преп. + (760 – Р прив.мин.) × 11 - ΔНt

Н ниж (без) эш ≥ 600 + 285 + (760 - 754) × 11 – (- 3: 3) × 9,51 ≥ 961 м.

 

По найденному значению Н без.760 определяется нижний безопасный эшелон полета.

 

Н ниж. (без) эш. ≥ Н без.760 = 1500 / 1200 м. или № эш. 50 / 40. (5000 ф / 4000 ф).

 

 

Тема 2. Расчет полета по маршруту.

 

Вопросы темы:

 

1. Выбор маршрута, скорости, высоты полета и запасного аэродрома.

2. Определение навигационного запаса топлива. Требования к топливу.

3. Навигационный план полета ниже нижнего эшелона.

 

 

Выбор маршрута, скорости, высоты полета

И запасного аэродрома.

 

Выбор маршрута полета осуществляется с использованием существующих воздушных трасс и местных воздушных линий или, при использовании зональной навигации, по оптимальному варианту выполнения полета между заданными пунктами, с учетом действующих ограничений по району полета. В случае использования существующих воздушных трасс и местных воздушных линий, маршрут полета (участки маршрута) определяют по маршрутным картам (МК) или картам местных воздушных линий (УКЛ) в процессе предварительной подготовки.

 

Типовая предварительная подготовка экипажа включает уяснение задачи предстоящего полета (полетов), подбор и подготовку необходимой документации (подборка и склейка карт, подготовка навигационного плана полета прокладка и разметка маршрута и т.п.), а также изучение:

- маршрута (района) полета, его географических, климатических и орнитологических особенностей;

- аэронавигационной информации для аэродрома (аэродромов) назначения и запасных, в том числе аэродромов других ведомств;

- расположения навигационных средств по маршруту полета, порядка и особенностей их использования;

- зон диспетчерского руководства и порядка ведения радиосвязи;

- зон (районов) с особым режимом полетов и приграничной полосы (при полетах вблизи государственной границы России);

- особенностей пилотирования и эксплуатации бортовых систем применительно к ожидаемым условиям предстоящего полета (полетов);

- порядка совместных действий членов экипажа в особых случаях полета в соответствии с требованиями ФАП и РЛЭ ВС.

В предварительную подготовку входит выполнение предварительного штилевого расчета полета с заполнением штурманского бортового журнала (при необходимости такого расчета).

 

Содержание маршрутных карт (МК).

Маршрутные карты для выполнения полётов по воздушным трассам масштаба 1:2000 000 (1:3000 000, 1:4000 000) предназначены для подготовки и выполнения полетов по воздушным трассам Российской Федерации и сопредельных государств.

 

 

На карте опубликована следующая аэронавигационная информация:

 

- международные, внутренние и спрямленные воздушные трассы;

- границы районов ОрВД с указанием данных управления;

- аэродромная сеть;

- радионавигационные точки;

- запретные зоны;

- справочные данные.

 

Детализация картографической основы представлена с учетом рекомендаций и требований Приложения 4 к Конвенции о международной гражданской авиации.

 

 

Условные обозначения на картах МК.

 

Аэродромы гражданской авиации
Аэродромы гражданской авиации с указанием направления ВПП
Аэродромы государственной авиации
Аэродромы государственной авиации с указанием направления ВПП
-наименование аэродрома -четырехбуквенный код -частота и позывной ДПРМ -канал РСБН -координаты РСБН -координаты КТА аэродрома
Участки ВТ
Номер ВТ, направление движения, расстояние, МПУ следования
ВТ используемая по согласованию с органом ОВД
Спрямленная ВТ с односторонним движением
Маршрут зональной навигации
Условный маршрут (CDR)
Знак скорости (указываются данные по ограничению)
ПОД-пункт обязательного донесения с указанием индекса и координат
ПОЗ-пункт донесения по запросу с указанием индекса и координат
Границы районов аэродромов
Районы полетной информации
Границы районов РПИ
Границы секторов ОВД
Характеристики управления ОВД
-Номер сектора, индекс - наименование органа ОВД -частота (МГц) и высоты управления  
VOR/DME с компасной розой
- наименование - частота, позывной - координаты местоположения
Радиотехническая система РСБН с компасной розой
Радиовещательная станция
- наименование - частота - регламент работы - координаты местоположения
Отдельная приводная радиостанция
- наименование - частота, позывной - координаты местоположения
Зоны
US- регион P – запертная D – опасная R- ограничения 94 – номер зоны 6000 – верхняя граница GND – нижняя граница

 

Содержание карт Местных Воздушных Линий (УКЛ).

 

 

Маршрутные карты масштаба 1:500 000 (1:200 000) предназначены для подготовки и выполнения полетов по местным воздушным линиям и вне их ниже нижнего эшелона.

 

На картах опубликована следующая аэронавигационная информация:

 

- местные воздушные линии с указанием их индексов, магнитных путевых углов, расстояний между двумя точками и направлений потока движения;

 

- границы МДП (ВМДП) с указанием данных управления;

 

- аэродромная сеть, вертодромы и посадочные площадки;

 

- радионавигационные точки с указанием их названий, обозначений, частот и географических координат;

 

- запретные зоны, зоны ограничения полетов, опасные зоны и заповедники с указанием их вертикальных границ;

 

- искусственные препятствия.

На карте обозначены естественные и искусственные наземные ориентиры (мосты, крупные линии электропередач, трубопроводы, отдельно стоящие маяки и т.п.), которые служат важными ориентирами для визуальной аэронавигации.

Дорожная сеть на карте нанесена достаточно подробно с указанием номера и названия важных шоссейных дорог.

 

Элементы гидрографии отображены, включая береговые линии, озера, реки и ручьи (в том числе пересыхающие), соленые озера. Береговая линия выделена узкой полосой более темного тона.

 

 

Фрагмент карты УКЛ – 1.

 

Условные обозначения на картах УКЛ.

 

Аэронавигационная информация.

 

Характеристики аэродромов и вертолетных площадок:

 

ИВПП ГВПП

 

Аэродромы гражданские

 

 

Аэродромы государственной авиации

 

 

Аэродромы совместного базирования

 

 

Вертодромы

 

Гидроаэродромы

 

 

Посадочная площадка для вертолетов

 

Посадочная площадка

 

 

Закрытый аэродром (брошенный)

 

 

ЯМБУРГ - наименование

Ямбург-подход-123.4 - позывной, частота

с67 59.2 в075 06.0 - координаты КТА

 

 

Участки МВЛ:

 

 

Номер, направление движения, расстояние, МПУ следования

 

 

ВЕКИТ ПОД – пункт обязательного донесения с указанием индекса и координат

С69 09.9 в068 33.2

 

 

АБАУТ ПДЗ – пункт донесения по запросу с указанием индекса и координат

С69 28.2 в068 01.4

 

 

Районы полетной информации.

 

Границы районов МДП

 

 

Границы районов ВМДП, ВДПП, КДП МВЛ

 

Характеристики управления МДП.

МДП ТЮМЕНЬ (Рощино) Тюмень-контроль-133.4 Альфур-5560;3432 УСТР  


-наименование органа УВД

-позывной

-частоты УКВ

-частоты КВ

-индекс

 

Границы районов аэродромов

Зоны

UN - регион;

Р - запретная

D -опасная

R - ограничения

Ав.пол. – авиационный полигон

121 - номер зоны

UNL – верхняя граница

GND – нижняя граница (м)

Искусственные препятствия

 

200 - абсолютная высота препятствия

.

(100) - относительная высота препятствия

 

 

VOR/DME с компасной розой

 
 


 

 

 

 
 
 

 

 


- наименование

- частота

-позывной

- координаты места положения

 
 


- наименование

- частота

- позывной

с67 29.0 в078 40.0 - координаты места положения

 
 


Радиовещательная станция

 

 

ОМСК 639 к/c


- наименование

 

- частота

 

- регламент работы

 

с55 01.5 в073 13.9 - координаты места положения

 

Пункты запуска аэростатов

 

Площадка десантирования:

3000 – абсолютная высота

(900 – 400) – относительные высоты десантирования

 

КРЮЧКОВО

3000/(900-400)

 

Населённые пункты

 

МОСКВА Крупные города

ЛОКНЯ Малые города и посёлки городского типа

 

 

Горки. Прочие населённые пункты

 

Дорожная сеть

 

Автострады /строящиеся автострады/

 

Усовершенствованные шоссе /строящиеся усовершенствованные шоссе/

Шоссе /строящиеся шоссе/

 

Улучшенные грунтовые дороги /строящиеся улучшенные грунтовые дороги

Грунтовые дороги

Полевые и лесные дороги, зимние дороги

Караванные пути и вьючные тропы

Просеки

Железные дороги ширококолейные

 

Железные дороги узкоколейные

 

Насыпи и выемки на железной дороге

 

 

Железнодорожные станции сбоку путей/ Железнодорожные станции между путями/разъезды, платформы, обгонные и остановочные пункты.

Номера автомобильных дорог

 

Мосты, путепроводы

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-10-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: