+ Запас на 1 час
Определить потребное на полет количество топлива в соответствии с приведенной схемой полета.
Q потр. = Q зем. + Q взл.пос. + Q м-та + Q (1 час) + Q но.
1,4 гал. + q × t взл.пос + q × t пол + 8,9 галл. + 3 галл.
Применительно к нашему плану полета имеем:
Q потр. = 1,4 + 8,9 × (10: 60) + 8,9 × (Sм-та: Wср) + 8,9 + 3 (галлонов).
где: 1,4 галлона – расход топлива на земле;
8,9 галлона – часовой расход топлива;
суммарное время взлета и посадки в долях часа - (10: 60).
(Время взлета 4 мин. и посадки 6 мин);
(Sм-та:Wср) - время полета по маршруту в часах и долях часа;
Wср = Sм-та: t м-та. t м-та = Σ t участков. (1 час. 22 мин) = 82 мин: 60 = 1,37 часа.
(время взлета и посадки не учитывать!)
3 галлона – не вырабатываемый остаток топлива.
При выполнении расчетов время в минутах, переводить в доли часа: t час. = t мин: 60.
Пример расчета:
S м-та = 117,2 NM.
Wср = S м-та: t м-та. = 117,2 nm: 1,37 часа = 85,5 узла.
Q потр. = 1,4 + (8,9 × 10: 60) + (8,9 × 1,37) + 8,9 + 3 = 1,4 + 1,5 + 12,2 + 8,9 + 3 = 27 аллонов.
Q потр. (27 галлонов) перевести в литры; Q л = Q галл × 3,8 и округлить до величины кратной 10 л.
Q потр. = 27×3,8 ≈ 103 литра (110 л. / 30 галл) ≤ Qфакт. = 120 литров /32 галлона.
По фактическому количеству топлива (32 галлона) рассчитать рубеж возврата (S рв) с использованием приведенной схемы полета:
Аэродром вылета S рв Рубеж возврата
Аэродром назначения
+ 30мин
- определить располагаемое количество топлива, для полета до рубежа возврата и обратно:
Q расп = Q фак - Q зем - Q взл.пос.- Q 30 - Q но = Q фак - 10,4 галл.
= 32 – 10,4 = 21,6 галл.
- по располагаемому количеству топлива рассчитать рубеж возврата (S рв)
S рв = Q расп: 2 q × (0,9 Vи) = (Q фак - 10,4): 17,8 × (0,9 Vи)
|
коэффициент 0,9 – «коэффициент влияния» эквивалентного ветра
- выход на рубеж возврата определяем по количеству топлива на рубеже возврата (Q рв)
Q рв = Q пол+Q30+Qпос = S рв:(0,9 Vи)×q + Q30 + q (t пос. мин: 60) галл.
- проведя окружность радиусом, равным S рв от точки возврата, получим границу максимального удаления для выбора запасных аэродромов.
Рубеж возврата
лзп
Аэродром назначения
R = S рв
Любой аэродром, находящийся в пределах этой окружности, можно использовать в качестве запасного.
Пример расчетов.
Q фак = 120 л / 32 галл.
S рв = (Q фак - 10,4): 17,8 × (0,9 Vи) NM
S рв = (32 -10,4): 17,8 × (0,9 × 97) ≈ 106 NM = 196 км.
Q рв = S рв: (0,9 Vи) × q + 4,45 + q (6 мин: 60) (галл)
Q рв = 106: 87,3 × 8,9 + 4,45 + 8,9 (6: 60) = 16,15 ≈ 16,2 галл. = 62 литра
Н преп. | Н б. пр. Н б. 760 | МАРШРУТ | МПУ | МК | Vи | W | S | t | Топливо | Тр | Тф | Нпол | Для заметок | |||
Q р | Q ф | |||||||||||||||
Н б. аэр | Взлет | УВ | УС | - | - | - | - | - | 27,8 | Q факт = 120 литров 90 кг | ||||||
Сасово | 75,4 | 27,2 | ||||||||||||||
Варваровка | +10 | 45,4 | ||||||||||||||
Поляны | - 8 | 36,8 | 17,9 | |||||||||||||
Пителино посадка | 14,9 | |||||||||||||||
Всего по маршруту: | 117,2 | 1.31 | 29,2 |
110 л / 120 л./ 90 кг..
Уход с ВПР на запасной аэродром _UUNN _ S _23,4 NМ. Q _14 галлонов.
|
Рубеж возврата (ухода) на аэродром вылета S р.в.= 106 nm /196 км; Q р.в.= 16,2 галл.
Фактическое время полета ______час. _____мин.
из них ночью ________ час. _______ мин.
δ | Uм/с | Ро | tо | САХ | mвзл | Vотр | Lразб | Hбез.кр |
+12 |
Эта таблица ШБЖ заполняется по данным АМСГ аэродрома вылета
для расчета взлетно-посадочных характеристик ВС.
Приложение 1.
Расчет потребного количества топлива при выполнении
полетов по ПВП в районе аэродрома.
Расчет, потребного на полет количества топлива, при выполнении аэродромных полетов по ПВП (пилотажные зоны, сектора для полетов по приборам и т.п.), целесообразно выполнять, руководствуясь п.п 2.10. ФАП «Подготовка и выполнение полетов в ГА РФ» Приказ Минтранс РФ № 128 от 31.08.09 г.
2.10. Перед полетом по ПВП в целях авиационных работ или АОН (в районе аэродрома) количество топлива и масла на борту должны позволять:
а) для самолетов – выполнить полет до аэродрома назначения и затем продолжить его на запланированной крейсерской скорости: днем – в течении 30 мин, ночью – 45 мин.
В этом случае расчет Q потр. осуществляется следующим образом:
Q потр = Q зем. + Q взл.пос. + Q п-та + Q (30 мин) + Q но.
где:
Q зем. – выработка топлива на земле = 1,4 галлона;
Q взл.пос. – топливо потребное для взлета и посадки:
Q взл.пос = q (t взл + t пос. мин): 60 галл;
Q п-та – топливо на планируемое время полета.
Q п-та = q (t полета. мин): 60) галл;
Q (30 мин) – аэронавигационный запас топлива.
Q (30 мин) = 8,9 × 0,5 часа = 4,45 галл.;
Q но. - не вырабатываемый остаток топлива.
|
Q но = 3 галл.;
q - часовой расход топлива в галлонах / час. q = 8,9 галл / час.
Пример расчета.
Планируемое время полета (t полета) = 40 минут.
(40: 60) = 0,67 часа.
Время взлета + время посадки (t взл + t пос.) мин = 10 минут.
(10: 60) = 0,17 часа
Q потр = Q зем. + Q взл.пос. + Q п-та + Q (30 мин) + Q но.
Q потр = 1,4 + 8,9 × 0,17 + 8,9 × 0,67 + 4,45 + 3 ≈ 16,3
округляем с увеличением до 17 галлонов.
Q потребное на полет 17 галлонов.
Тема 3. Навигационный план полета ниже нижнего эшелона.
В процессе изучения маршрута определяются способы самолетовождения по участкам маршрута, данные и порядок использования радиотехнических средств самолетовождения и связи, ограничения и особенности выполнения полетов в районах с особым режимом, действия в особых случаях и особых условиях в полете.
По участкам маршрута выделяются площадки на случай вынужденной посадки при отказе двигателя, возникновения пожара на двигателе или на самолете, при падении давления масла и других особых случаях, определенных Руководством по летной эксплуатации ВС.
На случай потери ориентировки в полете, определяются наиболее рациональные способы восстановления ориентировки с учетом используемого навигационного оборудования ВС, наземного радиотехнического оборудования органов УВД и наличия навигационных ориентиров в районе полета.
В процессе изучения маршрута составляется НАВИГАЦИОННЫЙ (штурманский) ПЛАН ПОЛЕТА.
Навигационный план полета является обязательным элементом предварительной подготовки к полету в летных учебных заведениях ГА.
Навигационный план полета по маршруту составляется курсантом (пилотом) в произвольной форме и произвольном масштабе.
В навигационном плане должны быть отображены:
- схема маршрута (путевые углы, расстояния по участкам, наивысшие отметки препятствий);
- характерные навигационные ориентиры, расстояния и штилевое время полета между ними;
- наземные РНТ, планируемые для использования в полете и их данные;
- площадки на случай вынужденной посадки;
- способы самолетовождения по участкам маршрута и технологии определения навигационных элементов, в соответствии с заданием на полет (отрабатываемой задачей или летным упражнением);
- другая информация по усмотрению пилота (экипажа).
Пример оформления навигационного плана полета по маршруту
«Истлеево - Поляны» для отработки навыков ведения визуальной
ориентировки и использования радиокомпаса для контроля пути
по дальности, приведен на рисунке.
Навигационный план полета по маршруту «Истлеево - Поляны»
Участок 1. Контроль пути по дальности и направлению - визуально и счислением пути. Выход на ППМ «Сурьмино» - визуально и по МПС = 1820 ОПРС «Пугач».
Участок 2. Контроль пути по дальности – визуально и счислением пути, по направлению – визуально. Выход на ППМ «Варваровка» - визуально и по МПС = 1570 ОПРС «Пугач».
Участок 3. Активный полет на ОПРС «Поляны». Контроль пути по дальности – визуально и счислением пути.
Литература.
1. К.В. Митрофанович. Конструкция и летная эксплуатация самолета CESSNA 172S NAV III, УП УВАУ ГА 2012 г.
2. Белкин А.М., Миронов Н.Ф. Справочник воздушная навигация.- М, «Транспорт» 1988г.
3. Руководство по летной эксплуатации самолета Cessna 172 S.
4. Минаев Е.Р. Курсы лекций по воздушной навигации. СЛУ ГА. 2010 – 2014 гг.
5. ФЕДЕРАЛЬНЫЕ АВИАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА.
ПОДГОТОВКА И ВЫПОЛНЕНИЕ ПОЛЕТОВ В ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(в ред. Приказов Минтранса России от 21.12.2009 N 242,
от 22.11.2010 N 263, от 16.11.2011 N 284,
от 27.12.2012 N 453, от 25.11.2013 N 362,
от 10.02.2014 N 32, от 03.03.2014 N 60)