Понятие, пр-ки, клас-ация и виды н.п.а.в РБ




НПА - офиц документ исходящий от гос-ва, его органов, д/л, содержащий нормы права. НПА составляют единую иерархическую систему. Она отражает иерархич систему гос органов. Все НПА делятся на 2 группы: законы и подзаконные акты.

Виды НПА: 1 Конституция, 2 ратифиц междун д-ры, декреты (временные (През-том по собств ин-ве, делегированные(пол-чия на изд даютя Парл-ту)), указы Президента (выдается президентом направлен на конкретизацию законов и декретов, внос изм в действ з-ны), 3 Законы РБ (изд-ся искл-но Парл-том): кодексы, програмн (приним по вопрос Конст, об внес изм и доп), обычные(важ общ отн), 4 пос-ния Пр-ва, Акты конст суда, ВС,ВХС,Ген прокурора;Пост респ органов гос управления и НБ, Регламент, Инструкция – детально определяет содержание и метод вопросы, регулирование в опр области общ отн-й.

Общ правила: 1.нпа гос органа кот стоит выше по иерархии обладает большей юрид силой;.2 новый н.п.а. имеет большую юр силу чем изданный раньше. Основные моменты: 1. Определение сп-ба опубликования;. 2. Определение времени оп-ния,3. Опред-е времени вступл в силу. Согл с общим правилом опубликования источников права, кот действует в правовой сист РБ, официальное опубликование источников права осуществляется после того, как они вкл в НРПА РБ, это значит зарегистрированы соответствующим образом, а датой офиц опубликования явл выход офиц издания, в кот размещен источник права.

В соотв с Положением об офиц опубликовании и вступлении в силу правовых актов РБ были отмечены издания, кот осущ офиц опубликование НПА РБ: НРПА РБ для всех НПА, газета “Сов Бел”- акты Президента, пост Пленума, газета “Звезда” и “Народная газета”- законы РБ, газета “Республика”- постановления Сов мина. дЛя НПА, кот изаются органами местного управл и самоуправл, офиц ист-ми опубликования явл издания, кот определяются областными Советами депутатов и исполкомами.

Положение об офиц опубликовании, вступл в силу нпа в РБ – офиц источник опубл-ния.

Законы и декреты вступ в слу через 10 дней после офиц опубл-ния, указы През, пост С.М – после вкл в Н.Р.П.А., это может завис от воли орг, изд н.п.а.

 

 

14. Понятие, пр-ки и виды з-нов в РБ. Законотвор процесс в РБ.

Закон- такой НПА, кот принимается в особом порядке высш представ органом или референдумом, регулирует важнейшие общест отн-ния и обладает высшей юр силой. Пр-ки закона: 1) регулирует важнейшие сферы обществ отн-ний. 2)издается высшим представительным органом (парламент, народ в случае референдума). 3)издаётся в особом порядке (регламентируется Конст-цией) 5)обладают высшей юр. силой 6)отличаются устойчивостью и стабильностью. Виды: программные - Конституция, законы, вносящие в неё изм и доп-я, а также те законы, принятие котпредусм-но Конст-цией (З-н О Совете Мин-ов РБ); обычные кот должны соотв-ть Конституции, на её основе они регул-ют наиболее важные общ отн-ния; Кодексы. Закон-ство – деят.законод органов по подготовке, принятию, изменению норм закона. Стадии законод. процесса: законод. инициатива, стадия обсуждения, рассмотрения проекта, офиц принятие з-на, опубликование. Осн моменты: 1. Опр-ние сп-ба опубликования;. 2. Опр-ние времени оп-ния,3. Опред-е вр вступл в силу. Сист-ция – это процесс сведения к единству н.п.а путем внеш или внутр обработки их содержания. Итоги сист-ции: создает условия для дальнейшего развития зак-ва. Виды: 1) Кодификация - вид систем, кот предполагает не только внешнюю обработку норм-прав материала, но и изменение его содержания в процессе создания кодифиц актов. При кодификации происходит существ переработка действ зак-ва. Кодификация: общая, отраслевая, специальная. Результатом кодификации явл кодиф акт (кодексы, положения, уставы). 2) Инкорпорация – объединение действ НПА, при кот они полностью или частично помещаются в разл сборниках, собраниях зак-ва без изменения их норм содержания. Офиц- издание унифиц сборников, собраний актов органами, принявшими эти акты. Официозная осущ-ся не теми органами, кот издали акты, а по их поручению др комп органом. Неофиц осущ-ся любыми учрежд, орг-циями, специалистами по их собств ин-ве (сборник законов о труде). 3) Консолидация -вид систем-ции, при кот несколько близких по содержанию НПА сводятся в 1, укрупн акт с целью преодоления множ-сти НПА и обесп-ния единства прав регул-ния. По своей природе консолидация занимает промежут положение м/у кодификацией и инкорпорацией. 4) Учёт н.п.а.,сбор и сохранение всех н.п.а гос органами в соотв с действ критериями, также осущ-мый на всех предприятиях в гос и негос орг-циях и учрежд-ях.: карточ метод (ведение картотек), м-д ведения контр текстов(внес изм и доп).

 

 

15.Понятие и хар-ка действия н.п.а во времени, в пр-ве и по кругу лиц..

Во времени: Общеобязательность НПА, их действие ограничены пространством, временем и кругом лиц. Действие НПА во времени определ-ся 2 врем моментами: моментом вступления НПА в силу и моментом утраты им юр.силы. Вступ. в действие: с момента его опубл-ния; по истечении опред. времени с момента опубл-ния; с даты, указанной в самом НПА. Прекращение действия: в случае его прямой отмены; в случае наступления даты, указанной в НПА, когда имеет место временный НПА; в случае принятия нового НПА, регул-щего те же самые обществ отн-ния. По общправилу НПА действ только вперед, т.е. распрост-ся на общ отн-ния, возник до вступления его в силу. Обрат сила - распространение его действия на обществ отн-ния, возн-е до вступления его в силу. По общему правилу з-н им обр силу, когда он отмен ЮО, когда смягч ЮО. Переживание н.п.а. –ситуация, при кот н.п.а., кот перест сущ-ть, тем не менее распростр свое действие на некотор общ отнош. (имущ отн).

По тер-рии: НПА, принятые высшими центр органами власти и управления распростр. свое действие на всю терр-рию гос-ва. Акты местных органов власти распростр-ют свое действие на терр-рии данной террит единицы. Локальные акты на терр-рии предприятий, учреждений.Пр полож движ вещей опред-ся тем н.п.а. где наход-ся ее владелец, недвижимы- где нах-ся эта вещь. Пр полож лица опред-ся на основе тех н.п.а., гр-ном котор страны он явл.

По кругу лиц (аналогично терр-рии). Гр-не РБ, л без г-ва, апатриды польз-ся те ми же пр и об-ми что гр-не РБ, искл:не могут быть избр, не не могут служить, не могут заним гос должн-ти. Дип представители обладают дипломат иммунитетом, на них не распр-ся уг и др законы, предусм-щие меры принуждения за правон-ния. Многие законы хотя и действуют по всей терр-рии, но действуют избирательно, распр-ся только на определ круг лиц: работников определ отрасли, военнослужащих, судей, депутатов.

 

16Понятие, опр-ние и виды реализации пр. Применение права. Хар-ка стадий и акт применения пр.

Реализация НП - процесс воплощения прав. предписаний в конкр обществ отн-ния. Формы реализ. НП: 1) использование – форма реал-ции, при кот субъект наделяется пр выбора опред формы поведения. 2) исполнение – форма реал-ции права, при кот субъекты права обязаны активными действиями выполнять требования прав норм. 3) соблюдение – форма реал-ции запрещающих норм, при кот субъект воздерж-ся от совершения определ действий. 4) применение - властная организующая деят-ть упономоченных на то гос и иных органов, осущ-мая в специально установленных законом формах, по реал-ции прав норм относительно конкр случаев путём принятия индивидуально-прав решений. Провопр-ние д быть законным(деят-ть орг в предел их пол-чий)обоснованным, целесообразным(с учетом спец-ки)., Стадии применения н пр: 1)установление и анализ фактических обст-тв дела; 2)выбор прав н, подлежащей применению к данным фактическим обст-твам; 3)проверка подлинности текста прав нормы; 4)толкование прав нормы, разрешение возможных коллизий; 5)принятие решений по делу и издание акта применения прав нормы, доведение его содержания до сведения исполнителя. 6)реал-ция принятого акта.

Закрепление принятого решения по делу осущ-ся в форме спец юр актов – актов применения права - это офиц властное решение по юр делу, принятое компетентным органом на основе действующих прав норм в отн-нии конкр жизненных обст-тв и персонально определённых лиц., им инд-пр х-р. Виды: 1)по назначению: устанавливающие, прекращающие, изменяющие и охраняющие право; 2)по содержанию: обязывающие, запрещающие, управомочивающие; 3)по форме: указы, постановления, распоряжения, приказы, приговоры суда, решения суда; 4)по субъектам: судебные, админ.

 

 

17.. Понятие, опр-ние, виды и сп-бы толк-ния пр. Хар-ка актов толк-я пр. Пробелы в пр, их причины.

Толкование - деят-ть гос органов, негос орг-ций, отдел лиц по уяснению и разъяснению смысла пр норм, вложенного в них законодателем, действительного содержания находящихся в них прав положений в целях их правильной реал-ции и повышения эффект-ти прав регул-ния обществ отн-ний. Способы толкования: 1)грамматическое - выяснение смысла прав нормы на основе грамм анализа текста статьи норм акта, в кот она содержится; 2)Систематический - уяснения содержания нормы путём сопоставления её с др нормами; 3)историч - уяснения содержания норм права на основе анализа историч причин и условий, целей их принятия. 4)логическое - уяснение содержания нормы с помощью логических приёмов. По объёму: 1) буквальное – содержание нормы права соотв-ет её текстуальному выражению; 2) ограничительное – акт толкования по объему уже текстуального выражения нормы права; 3) распространительное – действительное содержание нормы права шире буквального выражения. По субъекту толкования: 1)официальное ( аутентическое и легальное ) - разъяснение смысла юр нормы, исходящее от уполн на то органов, кот явл обязательным для субъектов, осущ-щих применение этой нормы. Офиц толкование также делится на н ормативно е (толкование общего хар-ра, кот явл обязательным при разрешении всех дел определ вида. Инструкции, разъяснения, постановления) и казуальное (толкование компетентным органом, преимущественно судами, в целях правильного разрешения конкр юр дела. Разъяснение вышест судов нижестоящим для конкр случая). 2) Неофиц – толкование, кот исходит от органов и лиц, не наделённых офиц полномочиями давать формально-обязательное разъяснение смысла юр норм (советы, рекомендации, суждения). Виды неофиц толкования: обыденное, профессиональное и доктринальное. Пробел – это отсутствие нормы права для регламентации обществ отн-ний в том случае, когда такая норма пр необх. Причины: 1)появление новых обществ отн-ний, кот.нуждаются в прав регул-нии. 2)недостатки законодат деят-ти. Идеальным способом устранения пробелов явл. издание нормы в процессе правотворчества. Сущ-ют временные способы: 1)аналогия закона –регул-ние обществ отн-ний с помощью нормат акта, регул-щего сходные обществ отн-ния. 2)Аналогия права – регул-ние обществ отн-ний исходя из общих принципов права. В сфере уг и админ права, а также в сфере, устан-щей юр. отв-сть ни аналогия права, ни аналогия закона не применяются.

 

 

18. Понятие, опр-ние, пр-ки, виды и состав пр отн.

Правоотн-ние - возн-щее в соотв с требованиями н пр обществ отн-ние, участники кот имеют субъект права и юр обяз-ти, гарантируемые гос-вом. Признаки: волевое обществ отн-ние; обществ отн-ние, урегулированное нормами права; субъекты правоотн-ния наделены субъект правами и несут юр обяз-ти; это средство конкретизации норм права; обеспечивается возможность гос принуждения.

Виды: 1) по отраслям права: ГП, УП, АП. 2) по хар-ру: регулятивные (их возн-ние связано с наступлением фактов, кот не противоречат нормам права), охранительные (возн-ют в связи с действиями, кот нарушают требования норм права). 3) от определенности субъектов: абсолютные (определена 1 сторона: отн-ния соб-ти); относительные (определены 2 стороны: отн-ния по купле-пр). Стр-ра: субъект, содержание и объект. Субъект правоотн-ния – субъекты права, вступившие в соотв правоотн-ния. Субъекты права обладают правосубъектностью, кот включает правоспос-ть, дееспос-ть и деликтоспос-ть. Содержание правоотн-ний сост-ют субъект юр права и обяз-ти. Субъект. право- мера дозволенного поведения, обеспечиваемая гос-вом. Юр обяз-ть – мера должного поведения, обеспеченная гос-вом. Объект- разнообразные блага, на достижение, использование или охрану которых напр-ны интересы сторон правоотн-ния и ради чего реал-ся их субъект права и обяз-ти.Правоотн-ние- возн-щее в соотв с требованиями норм права обществ отн-ние, участники которого имеют субъект права и юр обяз-ти, гарантируемые гос-вом. Юр презумпция - это предусмотренное пр нормой предположение о наличии или отсутствии юр значимых явлений, обусловленное практикой прав регул-ния и обоснованное научными исследованиями (презумпция невиновности, знания закона). Фикция - несуществующее положение, признанное в соотв с зак-вом существующим и ставшее в силу этого общеобязательным (признание в суд порядке физ лица умершим, если в месте его постоянного жит-ва в теч 3 лет нет сведений о месте его пребывания) Субъектами правоотн-ний м.б. физ лица (гр-не, иностр и лица без гр-ва), орг-ции (гос-ные и обществ), соц общности (народ, нация, труд коллектив), гос-во в целом. Содержание правоотн-ний сост-ют субъект юр права и обяз-ти. Субъект. право- мера дозволенного поведения, обеспечиваемая гос-вом. Юр обяз-ть – мера должного поведения, обеспеченная гос-вом. В правоотн-ниях субъект права и обяз-ти сторон корреспондируют. Объектами м.б. матер блага, личные неимущ блага (честь, дост-во), духовные блага, действия (перевозка людей, грузов). Юр факты -конкр жизненные обст-тва, с кот нормы права связы­вают возн-ние, изм-ние или прекр-ние правоотн-ний. Виды: 1) По хар-ру последствий: Правообразующие; Правоизм-щие; Правопрекр-щие. 2) По хар-ру действия: Однократного действия (причинение матер ущерба); Фактические состояния (состояние в браке). 3) По волевому основанию: деяния (действие или бездействие) – акты волевого поведения людей; события (не зависят от воли субъектов права): абсолютные (ураган); относит-ые (рождение ребёнка). 4) По соот пр предписаниям: Правомер (юр акты -сделки, договоры; юр поступки); Неправомерные (преступления и проступки). 5) По степени сложности: Единичные юр факты; Фактические составы (совок-ть нескольких взаимосвязанных м/усобой юр фактов, необходимых для возн-ния, изменения или прекращения определ правоотн-ний).

 

19. Понятие, пр-ки, опр-ние, виды и состав правонарушений.

Правонарушение - это противоправное виновное деяние, причиняющее вред др лицам, обществу в целом и влекущее установленные меры гос принуждения. Признаки: 1)это всегда деяние, т.е. действие, бездействие; 2)причиняет вред обществу, гос-ву, конкр лицу; 3)противоправное деяние; 5)это деяние виновное; 6)в отн-нии правонар-ний предусм-ны принудит меры гос воздействия. Причины: 1)объективные: противоречия в эконом-ком развитии обществ отн-ний с появлением соц. расслоения, с появлением имущих и неимущих; Недостатки в деят-ти гос. органов (бюрократизм, коррупция, взяточничество); Различия в развитии отдельных гос-в; 2)субъективные: низкий уровень правосознания и прав культуры индивида, общества. Виды правон-ний по степени общественной опасности: 1)Преступления общественно опасные виновные деяния, запрещённые зак-вом. 2)Проступки- противоправные виновные деяния, признаваемые общественно вредными и влекущие за собой прав взыскания: Адм - противоправное виновное деяние, посягающее на гос или обществ порядок, соб-ть, права и свободы гр-н, на установленный порядок управления, за кот предусм-на АО. Дисципл — нарушение трудовой, служебной, воинской, учебной дисциплины. Гражданские – причинение неправомерными действиями вреда личности, орг-ции или их имуществу. Состав –совок элементов, из кот складываются правон-ния: субъект, суб. сторона, объект, объективная сторона. Субъект – деликтоспособное лицо. Суб. Сторона. Объект –обществ отн-ния, кот прич-ся вред. Объект сторона – деяние, последствия, причинная связь.

 

 

20.Понятие и опр-ние, осн-ния, осн пр-ки, виды, цели, ф-ции и пр-пы ЮО.

ЮО – субъективная обяз-ть правонарушителя претерпеть предусмотр-ые зак-вом неблагоприятные последствия совершённого им противоправного виновного деяния.

Признаки: 1) ЮО лица – субъективная (личная обяз-ть конкр правонар-ля отвечать за содеянное). 2) ЮО определ-ся законом, вытекает из закона. 3)Юр фактом, обусловливающим превращение статутной отв-сти в субъективную, явл. правон-ние. 4) ЮО как особая субъект обяз-сть заключ-ся в необх-сти претерпеть карающие меры. 5)меры ЮО предполагают доказанность вины правон-ля. 6)меры ЮО, будучи средством принудительного карательного воздействия, одновременно исполняют роль частной и общей превенции (предупреждения правонар-ний). Ф-ции ЮО: карательная (наказания), воспитательная (превентивная), восстановительная (восстанавливается порядок общественных отношений). Пр-пы: неотвратимость – каждое правонар-ние должно влечь наказание; законности; целесообразность- должна соотв-ть своим целям; справедливость- соразмерность меры отв-сти содеянному правонар-нию; недопустимость двойной отв-сти; равенства перед законом. Виды: 1) в завис-ти от вида правон-ния и способа возложения отв-сти: уголовная, административная, дисциплинарная, гражданско-прав, матер отв-ть рабочих и служащих. 2) по гос органам, реализ-щим ЮО: реализуемая представит органами гос власти, исполнительно-распор-ными, суд органами, др юрисдикционными органами (прокуратура, тамож органы).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: