И ИХ ВЗАИМОСВЯЗЬ С ПРАВОМ




Социальные нормы весьма многочисленны и разнообразны. Это связано с разнообразием самих общественных отношений - предмета регулирования. В социологии они делятся по различным основаниям на соответствующие виды,классы, группы (элементарные и сложные, интенсивные и экстенсивные, прогрессивные и регрессивные, спонтанные и директивные, "живые" и "мертвые", функционирующие и нефункционирующие) 17.

Юридическая наука не вдается в столь подробную и исчерпывающую классификацию, а подразделяет указанные нормы в основном из таких критериев, как способы формирования, среда действия, социальная направленность. С этой точки зрения выделяют: моральные, религиозные, корпоративные, нормы обычаев, нормы культуры, общечеловеческие нормы, технические нормы и другие 18. Объединяющим началом этих норм является социальный, а не технический характер. Несмотря на различия, они взаимосвязаны и не действуют изолированно одни от других, в " рафинированном " виде.

Говоря о праве можно обозначить, что право - уникальный высоко значимый и авторитетный регулятор, но оно лишь один из компонентов системы нормативного регулирования. Выявление места и роли права среди иных социальных регуляторов имеет важное значение для понимания его природы, определения возможностей и пределов регулятивного действия. Поэтому попробуем изложить вышеописанные основные виды социальных норм во взаимосвязи именно с правом, что даст более полную картину о данном виде нормотворчества.

Попробуем рассмотреть соотношение права и религии:

Назначение религии является выработка " смыслов ", позволяющих человеку так или иначе освоить и определить свое место в мире, в котором он живет. Религия, с этой точки зрения, выступает мерилом " хорошего " поведения. Свод морально этических установлений - составная часть религиозных вероучений. Религиозные каноны представляют собой регулятивную систему, действующую в обществе с самых ранних этапов развития человечества. В античном мире религия, мораль, политика были тесно взаимосвязаны. Мировые религии: христианство, буддизм, ислам оказали огромное влияние не только на нравственную жизнь общества, но и на развитие правовых систем. Христианская религия, каноны религиозной морали оказали и оказывают значительное влияние на жизнь народов Земли. Одной из основных правовых систем современности является мусульманское право. Это право указывает мусульманину соответствующей религии ислама "путь следования". Шариат - совокупность религиозных и юридических норм мусульманского феодального права - родился в странах Востока. Источниками шариата являются Коран, Сунна.

В Библии, Коране и других источниках вместе с собственно религиозными канонами нашли выражение общечеловеческие нормы. Такие общечеловеческие нормы, требования содержатся, например, в Библии - в заповедях Моисея, в Нагорной проповеди. В "Моисеевых законах" установлена обязанность трудиться в течении шести дней и отдыхать на седьмой, требование почитать детям своих родителей, запрещаются убийство, воровство, лжесвидетельство. Социальные нормы нашли выражение в христианском церковном, каноническом праве. Эти нормы регулируют внутреннюю организацию церкви, взаимоотношения между церковными органами, верующих с государством, некоторые отношения в жизни верующих. В 1917 году римско-католическая церковь опубликовала кодекс канонического права 19.

Влияние права на религию достаточно специфично. Конституция РФ (ст.14), федеральный закон " О свободе совести" гарантирует свободу совести и вероисповеданий, равноправие концессий возможность для верующих замены военной службы альтернативной гражданской службой. В Российской Федерации действуют нормы разных религиозных верований и направлений. В числе российских граждан есть православные, католики, старообрядцы, баптисты, мусульмане, буддисты, иудеи. В принятой в России " Декларации прав и свобод человека и гражданина " говорится, что каждому человеку гарантируется свобода совести, вероисповедания, религиозной и атеистической деятельности, каждый в праве исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, выбирать, иметь и распространять религиозные либо атеистические убеждения и действовать в соответствии с ними при условии соблюдения закона.

Теперь рассмотрим соотношение права и обычаев:

Социальные действия, поведение людей в обществе регулируются так же обычаями. Обычай - это правило, утвердившееся в общественной практике, вошедшее в привычку, в результате многократного применения, установившегося подхода к оценке определенного образа отношений, действий человека, коллектива людей. Обычай представляет собой привычную для членов общества, группы людей форму социальной регуляции.

Общая схема влияния права на обычаи таковы: прогрессивные обычаи стимулируются правом, а те из них, которые противоречат закону, квалифицируютсякак правонарушения. Таковыми, в частности, уголовный закон признает преступления, связанные пережитками местных обычаев (ст. 231 - 235 УК РФ)

Испытывая на себе воздействие права, обычаи в то же время оказывают влияние на право, При определенных условиях обычаи признаются в качестве источников права. В частности, гражданское право признает обычаи делового оборота - правило поведения, сложившееся и широко применяемое в какой - либо области предпринимательской деятельности.

Нормы права и обычаи обладают рядом общих признаков, присущих всем социальным нормам: являются общими, обязательными правилами поведения людей, указывая, какими должны или могут быть человеческие поступки. Вместе с тем обычаи и нормы права отличаются друг от друга по происхождению, по форме выражения, по способу обеспечения реализации. Если обычаи появились с возникновением человеческого общества, то нормы права существуют в государственно-организационном обществе; если обычаи не закрепляются в социальных актах, а содержатся в сознании людей, то нормы права существуют в определенных формах; если обычаи обеспечиваются силой общественного мнения, то нормы права могут реализовываться и с учетом возможности государственного принуждения.

Важность обычаев и их роль в жизни общества выражается, прежде всего, в том, что обычаи вместе с другими неправовыми актами - регуляторами общественных отношений действуют как самостоятельные, причем весьма эффективные средства воздействия на поведение людей и на возникающие между ними отношения.

Таким образом, независимо от формы и содержания, а так же особенностей реализации обычаев, независимо от того, как они осуществляются сами по себе или во взаимосвязи или взаимодействии с правом, каждый обычай выполняет в обществе весьма значительную регулятивную и воспитательную роль. Каждый обычай при этом выступает как неразрывная составная часть единой системы обычаев, всех социальных норм, существующих и функционирующих в обществе на том или ином этапе его развития.

Далее проследим соотношение права и морали:

Как форма общественного сознания, система отношений и норм, мораль зародилась раньше политической и правовой форм сознания, раньше государственной организации общества. Обычаи, мораль регулировали взаимоотношения людей в первобытно- общественном строе.

Мораль имеет внутренний и внешний аспекты. Первый выражает глубину осознания индивидом своего собственного Я, т. е. общественного долга, ответственности, меру духовности. Второй аспект - конкретные формы проявления указанных качеств. Эти два аспекта тесно взаимосвязаны. "Каков человек внешне, то есть в своих действиях, таков он и внутренне " 20.

Связь между правом и моралью обусловлена той ролью, которую мораль занимает в системе нормативного регулирования. Наряду с правом мораль доминирует в этой системе. Нужно добавить, что, действуя зачастую в одних и тех же сферах, мораль и право остаются самостоятельными суверенными нормативно-регулятивными образованьями.

Единство же права и морали выражается в том, что они имеют следующие сходные черты:

а) право и мораль являются надстроечными категориями, обусловленными факторами и причинами, что делает их социально однотипными.

б) право и мораль имеют один и тот же объект регулирования - существующие общественные отношения.

в) право и мораль определяют границы должных и возможных поступков субъектов, служа средством гармонизации личных и общественных потребностей.

г) право и мораль выступают в качестве фундаментальных общеисторических ценностей 21.

Однако наряду с рассмотренными общими чертами право и мораль имеют и существенные различия, обладают спецификой. Отличительные особенности рассматриваемых явлений заключаются в следующем:

1. Право и мораль различаются, прежде всего, по способам их установления.

2. Право и мораль различаются по методам их обеспечения.

3. Право и мораль различаются по форме выражения, фиксации. Если правовые нормы закрепляются в специальных юридических актах государства, то нравственные нормы не имеют подобных форм выражения. 22

4. Право и мораль различаются по характеру и порядку ответственности за их нарушение. Противоправные действия влекут за собой реакцию государства, а при нарушении норм морали - выговор, замечание, исключение из общественной организации и т.п.).

Необходимо так же отметить, что право и мораль постоянно оказывают взаимное влияние друг на друга 23.

Право и мораль - не антиподы, а соперники, они по - разному оценивают одни и те же факты, между ними тонкие грани и взаимопереходы. На этой почве случаются и "лобовые столкновения", так как мораль требует от человека больше, чем право, судит строже. Таким образом, мыслимы ситуации, когда закон нечто разрешает, а мораль "запрещает" и, наоборот, закон "запрещает", а мораль "разрешает" 24.

Теперь оценим соотношение права и корпоративных норм:

В целях организации своей деятельности, успешного решения внутренних задач общественные организации создают корпоративные нормы, являющиеся нормами общественных организаций. Специфическая их особенность состоит в том, что их действие ограничено пределами той или иной общественной организации и вследствие этого, носит локальный характер.

Нормы общественных организаций правового характера могут содержаться в совместных актах государственных органов и общественных организаций, но приобретают при этом в большей степени значение правового акта, так как исходят в основном от государства.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что корпоративные нормы в значительной мере схожи с правовыми. Положения, содержащиеся в Конституции РФ (ст. 6, 7, 30, 52, 96 и др.), федеральном законе " Об общественных объединениях " и других законодательных актах, определяют сферу действия корпоративных норм, их гарантируемость. В частности, закон предусматривает, что несоблюдение уставных норм либо осуществление объединением деятельности, противоречащей нормам устава, является основанием для приостановления и даже ликвидации общественного объединения 25.

Далее попробуем соотнести право и социально-технические нормы:

Наряду с социальными нормами в обществе существуют и действуют социально-технические нормы. По мнению профессора М.Н. Марченко, закрепление технической, технологической, экологической, санитарно-гигиенической нормы в юридическом акте не изменяет его природу, не делает техническую норму социальной. Конечно, это не отвергает социальную значимость или, так сказать, " социальную включенность " этой нормы 26.

Технические нормы в своей сути определяют " наиболее рациональные методы, приемы, средства обращения с естественными и искусственными объектами, в том числе последовательность и содержание технологических норм " 27.

Научно-технические, технологические нормы, получившие положительную социальную оценку, в определенном порядке закрепляются в юридических актах и обретают значение государственного стандарта. Стандарт - это нормативная характеристика материала, его качества, утвержденная компетентным государствен -ным органом и выражается в юридическом акте. Техническое правило, облеченное в правовую форму, не теряя своего технического характера, приобретают качественные признаки правовой нормы, становятся технико-юридической нормой. Разумеется, технические нормы не могут существовать изолированно, в отрыве от социальных норм.

IV. ЮРИДИЧЕСКАЯ ТЕХНИКА


4.1 ПОНЯТИЕ ЮРИДИЧЕСКОЙ ТЕХНИКИ

Неотъемлемой частью нормотворчества является юридическая техника. Что это такое? Юридическая техника– это совокупность правил, приемов, способов подготовки, составления, оформления, юридических документов, их систематизациии учета. Ее целью является рационализирование юридической деятельности, достижение ясности, простоты, краткости, определенной стандартности, единообразия (унифицированности) юридических документов.

Существуют многочисленные научные труды, посвященные юридической техники. Здесь уместно будет привести лишь общие соображения на этот счет.

Прежде всего, юридическая техника – это, по сути, деловые обыкновения сложившиеся в разных странах в ходе правотворческих процессов. Они могут быть закреплены в специальном нормативном акте, но могут действовать и на основе сложившихся обычаев. Конечно, это не самый эффективный способ «делать законы». По крайней мере, мечтой многих ученых – юристов является принятие специального нормативного акта о нормативных актах – как и кто должен их готовить, какие общественные отношения должны быть урегулированы законом, а какие подзаконными актами и т.п. Но пока в этой области действуют деловые обыкновения и рекомендации, в частности по подготовке ведомственных актов, доктринальные положения.

Юридическая техника охватывает вопросы построения актов (преамбулы, разделы, главы, статьи), определение терминов, использование формулировок (четкость, однозначность, грамотность и т.д.).

Но юридическая техника – это не только приемы подготовки нормативных актов, это еще и оценка акта с позиции выражения «социального заказа», отсутствия пробелов, недопустимости внутренних и внешних противоречий, наличия компромиссов и т.п.

Различаются следующие виды юридической техники: законодательная (нормотворческая) техника, техника систематизации нормативных актов, техника

учета нормативных актов и так далее 28. Рассмотрим эти виды чуть ниже.

 

НОРМОТВОРЧЕСКАЯ ТЕХНИКА

Нормотворческая, прежде всего законодательная техника - это система правил и приемов подготовки, наиболее совершенных по форме и структуре проектов нормативных правовых актов, обеспечивающих максимально полное и точное соответствие формы нормативных предписаний их содержанию, доступность, простоту и обозримость нормативного материала, исчерпывающий охват регулируемых вопросов. От неуклонного соблюдения правил законодательной техники во многом зависит степень совершенства законодательства, доходчивость нормативных правовых актов, высокий уровень учета и систематизации законодательства. Нормотворческая техника имеет две основные цели. Во-первых, рационально, адекватно урегулировать общественные отношения, не допустить пробелов, изложить нормативные акты достаточно четко, недвусмысленно, определенно и в тоже время достаточно кратко. Экономично, в определенной мере единообразно, стандартно. Многословие, расплывчатость формулировок, недостаточная четкость, пробельность снижают эффективность правового регулирования. Во-вторых, цель нормотворческой техники ориентирована на субъектов – адресатов нормативных актов и состоит в том, чтобы сделать нормативные акты достаточно понятными, ясными для лиц, которым они адресованы, чтобы у них не возникали сомнения относительно их прав и обязанностей, предусмотренных нормативными актами.

Основные правила нормотворческой техники можно подразделить на три вида:

1. Правила, относящиеся к внешнему оформлению нормативных актов:

У каждого нормативного акта должны быть необходимые реквизиты, которые отражали бы его юридическую силу, предмет регулирования, сферу действия, придавали бы ему официальность.

Каждый нормативный акт должен иметь: название вида нормативного акта (закон, указ, постановление и т.д.), название органа, его издавшего, наименование акта, отражающего его содержание, предмет регулирования. Это название должно быть по возможности кратким.

Далее, нормативный акт должен содержать дату и место его принятия, а для более рационального учета нормативных актов и его номер. Реквизиты нормативного акта – его название (по виду и содержанию), дата, орган и место принятия, - взятые вместе, составляют так называемый титул нормативного акта. Обязательным реквизитом является подпись соответствующего должностного лица.

2. Правила, относящиеся к содержанию и структуре нормативного акта:

Нормативный акт должен иметь достаточно определенный предмет регулирования и быть рассчитан на регулирования однородных общественных отношений. Он не может регулировать отношения разного рода и типа. Отношения, составляющие предмет регулирования разных отраслей права, должны регулироваться особыми актами.

В числе правил, относящихся к структуре нормативного акта, можно назвать следующие:

- нормы общего характера должны помещаться в начале нормативного акта;

- Каждая глава нормативного акта состоит из статей, которые в свою очередь могут подразделяться на части (пункты, параграфы); нумерация статей должна быть сплошной, то есть одна нумерация идет через все разделы, части и главы. Нумерация статей должна быть постоянной, стабильной. Например, в УК РСФСР 1960 г. имелись три статьи под номером 198, одна из них обозначалась маленькой цифрой 1 (называется «статья 198-прим»), другая – цифрой 2 (называется «статья 198-два») 29.

3. Правила и приемы изложения норм права (язык нормативных актов):

Общее правило изложения норм права состоит в том, они должны быть краткими, четкими и определенными. За многословием может потеряться основной смысл нормы.

Чтобы достигнуть оптимальности используются различные приемы изложения норм права. Они различаются по следующим признакам:

Во-первых, по форме предложения, в котором выражена норма. Норма права может быть выражена в виде нормативного или повествовательного предложения с использованием нормативных терминов: «запрещено», «обязан», «имеет право» и т.д. Но часто норма оформляется в виде повествовательного предложения без использования нормативных терминов. Это допустимо, но нежелательно. Например, ч.1 ст. 59 АПК РФ изложена так: «Арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению…» Более точно она могла быть изложена с использованием нормативных терминов: «Арбитражный суд вправе и обязан оценивать доказательства …» и т.д.

Во-вторых, по степени обобщенности, абстрактности изложения можно выделить абстрактный и казуистический способы изложения. Абстрактный способ сводится к обобщению многих действий в одно, или обобщению понятий в одно, без детальных описаний. При казуистическом способе обстоятельства, соответственно, детально описываются. Например, детально перечисляются в УК РФ и КоАП РСФСР обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность.

В-третьих, по степени полноты изложения нормы выделяются прямой, ссылочный, бланкетный способы. При прямом способе все элементы нормы излагаются в одной статье, при ссылочном способе существует ссылка на один или несколько элементов нормы права (гипотезы, диспозиции, санкции) к иной статье. Бланкетный способ состоит в том, что дается ссылка к определенному роду, виду каких-либо правил. Например, «нарушение правил пожарной безопасности» (ст.219 УК РФ). Сами правила многочисленны, могут изменяться, а бланкетная норма остается неизменной.


4.3 ТЕХНИКА СИСТЕМАТИЗАЦИИ НОРМАТИВНЫХ АКТОВ

Техника систематизация нормативных актов - деятельность, направленная на упорядочение всего массива нормативно-правовых актов, с целью преодоления противоречий между ними и сделать их более доступными для потребителя. Систематизация нормативно-правовых актов начинает осуществляться еще на стадии их опубликования в официальных газетах, журналах или вестниках. В этих изданиях они располагаются по определенной системе (в зависимости от их юридической силы, от органа их принявшего, их юридической природы - нормативные - ненормативные и т.д.), каждому акту присваивается свой номер.

Помимо указанной выше первичной формы, существует два основных вида систематизации: инкорпорация и кодификация.

Инкорпорация - эта такая деятельность по систематизации, когда нормативные правовые акты обобщаются в различные сборники. Критерии, по которым в них подбирается материал, могут быть различными: предмет регулирования (труд, семья, молодежь), хронология, когда акты располагаются соответственно времени их принятия и т.п.

Особенность инкорпорации как формы систематизации в том, что при создании инкорпорированных сборников, нормативные правовые акты могут подвергаться только поверхностной обработке, содержание их изменяться не может. Вместе с тем, допускается публикация в извлечениях, или если в текст нормативного правового акта внесена поправка отдельным актом, то в публикуемый текст можно включить эту поправку, указав в ссылке на ее официальный источник. Инкорпорация может быть официальной и неофициальной.

Высшим уровнем систематизации является кодификация - она носит только официальный характер. В отличие от инкорпорации, кодификация осуществляется достаточно редко, она проводится тогда, когда возникает потребность в существенном обновлении или изменении в правовом регулировании больших сфер общественных отношений.

Суть кодификации заключается в разработке и официальном принятии сводного, единого акта, регулирующего большую обособленную сферу общественных отношений, с принятием этого акта отменяется вся масса нормативных актов, которые ранее действовали в этой сфере.


4.4 ТЕХНИКА УЧЕТА НОРМАТИВНЫХ АКТОВ

Разновидностью юридической техники является и техника учета нормативных актов. Во-первых, это необходимо для целей правотворчества и нормотворчества в целом. Чтобы подготовит норму права, нужно знать состояние действующего законодательства по соответствующему вопросу. Это необходимо и для подготовки перечня актов, подлежащих отмене всвязи с принятием нового акта. Во-вторых, учет нормативных актов необходим для успешного правильного применения права, так как важно знать, что должно применяться 30.

Учет нормативных актов ведется как в правотворческих органах, так и в органах, применяющих право: в органах управления, суда, прокуратуры, и в юридических учебных заведениях. Рассмотрим три вида учета нормативных актов: журнальный, картотечный, с помощью электронно-вычислительной техники.

Журнальный учет - наиболее простой вид учета нормативных актов. Он состоит в том, что в учреждении ведутся журналы, в которых регистрируются все поступающие нормативные акты в хронологическом или предметно-системном порядке. Каждому акту присваивается особый номер, под этими номерами они и хранятся.

При хронологическом учете все поступающие акты учитываются в журнале отдельно по видам актов (законы, постановления, приказы министра и т.д.) в хронологической последовательности в зависимости от даты их принятия. При предметно-системной регистрации журнал подразделяется на разделы, подразделы, соответствующие системе права (отрасли, подотрасли, институту).

Картотечный учет – более удобная и совершенная форма учета. В этом случае на каждый нормативный акт заводится карточка, в которой фиксируются все реквизиты, составляющие титул нормативного акта. В картотеке могут быть и другие отметки: об отмене, изменении, об издании других актов. При алфавитно-предметном порядке предмет регулирования обозначается словами-терминами, размещенными в алфавитном порядке и определяющими раздел картотеки.

Но на практике используется предметно-системный порядок. Следует иметь ввиду, что указом Президента РФ от 15 марта 2000 года утвержден новый общеправовой классификатор отраслей законодательства.

Наряду с картотекой хранятся контрольные экземпляры нормативных актов, в которых делаются различные пометки. Если акт отменен, утратил силу, то об этом делается отметка и приводится титул нового нормативного акта. Текст акта перечеркивается. Если акт отменен частично, изменен или дополнен, то об этом также делается пометка («частично утратил силу», «изменен», «дополнен») и приводится титул акта, с помощью которого эти изменения и дополнения сделаны. Если произведены какие-то изменения и дополнения в акте, то измененная статья перечеркивается, вклеивается новый текст статьи с изменениями и дополнениями с указанием титула акта, изменившего или дополнившего статью.

Учет нормативных актов с помощью ЭВМ – наиболее современный и эффективный способ учета нормативных актов. Первоначально в 70-х гг. автоматизированные информационно-поисковые правовые системы (АИПС) создавались в рамках отраслевых автоматизированных систем управления (ОАСУ): ОАСУ «Здравоохранение», ОАСУ «Труд», ОАСУ «Стройбанк», ОАСУ Министерства текстильной промышленности РСФСР и др.

В 1975 году был введен государственный учет нормативных актов СССР и союзных республик, который базировался на межотраслевой АИПС «Законо-дательство». Был создан информационноправовой центр Всесоюзного на-учноисследовательского института советского законодательства (ВНИИСЗ), который разрабатывалАИПС «Законодательство». Сейчас это учреждение называется Институтом законодательства и сравнительного правоведения при правительстве РФ и занимается проблемами, возникающими при создании и реализации нормативных актов.

Таким образом, весь спектр приемов и методов юридической и законодательной техники служит не только улучшения качества создания и закрепления различных норм общественного и правового поведения, но и является той неотъемлемой структурной единицей, без которой невозможно было бы существования понятия нормотворчества как такового.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, в итоге данного исследования, хотелось бы кратко обобщить рассмотренный материал, постараться сделать общие выводы и предложения по предмету нормотворчества, выделить его основные проблемы и пути их преодоления, научные перспективы изучения и применения.

Таким образом, можно выделить основные функции нормотворчества, что достаточно просто сделать на основе вышеизложенного материала. Это обоснование и совершенствование правовых и социальных основ общества, развитие демократизма, законности в обществе и государстве, развитие социальной инженерии (создание с помощью права новых общественных отношений, его творческая роль), поддержание и развитие основных принципов нормотворчества, решение насущных проблем социальной и политической жизни.

Да, всё это необходимо решать, совершенствовать правовые и социальные основы общества, но сначала необходимо решить те проблемы, которые возникают на пути самого нормотворчества, мешая ему развивать и совершенствовать свои правовые и социальные основы.

Это и проблема необходимости научной проработки важных норм, учёт научных знаний о необходимости принятия их на основе «социального заказа общества». Сюда можно отнести и необходимость разработки прогноза появления той или иной социальной и юридической нормы, когда при игнорировании данной проблемы, действует известное высказывание В.Черномырдина: «Хотели как лучше, получилось как всегда». Решением этой проблемы, в какой-то степени, занимается юридическая техника с помощью своих специфичных механизмов. Весьма специфична и проблема утраты фактической надобности нормы права, когда она как бы забывается обществом, не применяется, фактически утрачивает силу (становится «фусом» - значит, что акт утратил силу). Например, при подготовке Свода законов СССР в 70-80-х годах пришлось признать официально утратившими силу множество «забытых» актов, не отмененных и не действующих с 1918 года. Ещё одна большая проблема нормотворчества – это существование так называемой «обратной силы закона», т.е. распространение его действия на отношения, возникшие в прошлом, до его принятия. Так, часть 1, статьи 54 Конституции РФ признает, что закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет. Увы! В практике СССР в начале 60-х годов была придана обратная сила закону. В результате, был пересмотрен ряд приговоров для некоторых ранее осужденных лиц, что привело к осуществлению смертной казни некоторых из них (эти данные взяты из книги известного советского политолога Дрейшева Б.В. «Проблема обеспечения качеств закона» от 1988 г). Все это приводит к развитию в государстве и обществе возможности манипулирования социальными и юридическими нормами группами лиц и отдельными индивидами, и, соответственно, действует принцип «закон как дышло – куда ввернул, туда и вышло».

Естественно, сначала нужно решить эти проблемы, а для этого необходимо, в первую очередь, менять взгляды на роль права и общества, становящихся во многих областях жизни единственным средством и способом регулирования, стабилизации общественных отношений, преодоления резко негативных процессов, которые могут вообще составить, в конечном итоге, угрозу человечеству.

Надежда на нормотворчество, использование и понимание ценности нор-мотворчества – таков основной вектор современного социального и политического развития. Не случайно все социальное пространство заполняется договорами, конвенциями и иными нынешними социальными и политическими формами общежития государства и общества в целом, народов, коллективов, личностей. Не случайно и то, что юридическое образование, формирование юридически и социально грамотных граждан становится неотъемлемой частью современной жизни!

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1 Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. 2-е изд., том 1, 3. С. 63, 64, 162

2 Пиголкин Л.С. Теория государства и права. Учебник, 1980. С. 114, 117, 153

3 Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. 2-е изд., том 1, 3. С. 440, 359

4 Нашиц А. Правотворчество. – М., 1974. С. 24

5 Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения, т.1, С. 440

6 Лукич Р. Методология права - М.: Прогресс,1981. - 215 с.

7 Пиголкин Л.С. Теория государства и права. Учебник, 1980. С. 117

8 Братко А.Г., Лазарев В.В. Источники права: общая теория права и государства, учебник. - М.: Юридическая литература, I994. С. 123

9 Дюрягин И.Л., Приголкин А.С. Правотворчество в советском Государстве – М.: Юридическая литература, 1974. С. 157

10 Поленина С.В. Новое в системе законодательства РФ № 12. – М.: Государство и право, 1994. С. 27

11 Алексеев С.С. Как готовить закон. – М.: Известия, I992. I4 декабря

12 Собрание актов Президента и Правительства P.Ф. I994.- №15 Ст.1173.

13 Котельникова Е.А., Семенцова И.А., Смоленский М.Б. Административное право. - Ростов-на-Дону.: Феникс, 2002. С. 271

14 Пиголкин Л.С. Теория государства и права. Учебник, 1980. С. 153

15 Котельникова Е.А., Семенцова И.А., Смоленский М.Б. Административное право. - Ростов-на-Дону.: Феникс, 2002. С. 274

16 Козлов Ю.М., Овсянко Д.М., Попов Л.Л. Административное право. Учебник. – М.: Юристъ, 2002. С. 116

17 Марченко М.Н. Теория государства и права. – М.1996. С. 322

18 Бабаев В.К. Общая теория права. - Н-н. 1993. С. 188

19 Марченко М.Н. Теория государства и права. – М.1996. С. 321-322

20 Бабаев В.К. Общая теория права. - Н-н. 1993. С. 191- 192

21 Бабаев В.К. Общая теория права. - Н-н. 1993 С.1 192

22 Лазарев В.В. Общая теория права и государства. - М.1997. С. 117

23 Ильин И.А. Порядок или беспорядок? - М. 1987. С. 37

24 Бабаев В.К. Общая теория права. - Н-н. 1993. С. 201-202

25 Лазарев В.В. Общая теория права и государства. - М.1997. С. 115

26 Марченко М.Н. Теория государства и права. – М.1996. С. 334

27 Бабаев В.К. Общая теория права. - Н-н. 1993. С. 184

28 Марченко М.Н. Общая теория государства и права, Том 2. – М.1985. С. 499

29 Марченко М.Н. Общая теория государства и права, Том 2. – М.1985. С. 502-503

30 Явич Л.С. Сущность права. - М. 1985. С. 114 -127



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: