ЕГО СОЦИАЛЬНЫХ И ПРАВОВЫХ ОСНОВ




Из сказанного выше было определено, что сущность нормотворчества состоит в том, что оно включает в себя две составляющих: социальную и правовую основы своей деятельности, что эти основы имеют свои собственные особенности и различия. Рассмотрим же нормотворчество как совокупность этих основ, иначе нельзя будет составить правильного представления об этом понятии. Таким образом, представителем правовой основы нормотворчества можно выделить само государство, которое и занимается правовым закреплением норм, необходимых для полноценной жизни общества в своей социальной среде – в этом и выражается главная взаимосвязь правовых и социальных основ нормотворчества, соответственно государства и общества. Рассмотрим же эту взаимосвязь ниже.

В огрубленной схеме нормотворчество, как предлагает известный правовед и политолог А.В. Мицкевиц, можно представить так: материальные условия жизни общества обуславливают его общую волю так или иначе закрепить угодные ему отношения. Соответственно формируется общественное правосознание и юридический мотив. Соответственно, это толкает законодателя создать новые нормы поведения, выраженные в законе. То, что государственная воля выражается в законе в виде общих правил, известно. И меньше внимания уделяется тому, что такие правила берутся из жизни. Это значит, что объективации государственной воли предшествует процесс ее формирования в качестве общеобязательного правила поведения в самом обществе.

То, что законодательная деятельность носит практически – политический характер, ни у кого не вызывает сомнения. Однако эта деятельность просто обязана включать в себя и нормотворчество – работу теоретического характера. Ведь законодателю, для удовлетворения потребностей общества, необходимо открыть и сформулировать «действительный закон» или «внутренние законы духовных отношений», не подменяя «социальную основу дела» своими выдумками – так писал К.Маркс в своих ранних работах о роли государства в нормотворчестве 3. Можно сказать больше: речь идет не просто о том, что юридический закон не может себя утвердить взамен объективной общественной закономерности, но и о том, что сама законодательная функция непременно включает в себя теоретическое освоение действительности, волю в «теоретической энергии». Вот она истинная взаимосвязьнормотворчества, общества и государства!

Таким образом, когда речь идет о нормотворчестве, то приходится проводить тонкую грань между тем, что воля в праве по своему содержанию материально детерминирована, и тем, что воля государства при нормотворчестве не может противопоставляться объективным социальной основам, должна их вскрывать и переводить на язык закона государства, то есть преобразовывать субъективное социальное право в объективное государственное.

То есть государство играет огромную роль в процессе нормотворчества. И ближайшим результатом такого нормотворчества является принятие законов, которые содержат юридические нормы, нацеленные на регулирование и защиту социальных, производственных и иных общественных отношений, угодных обществу. Такие юридические нормы структурированы и одновременно оказываются включенными в систему права, т.е. представляют элемент структуры действующего права. По этому поводу остается добавить, что таким юридическим нормам присущ генезис, который в отдельных нормах выходит за рамки деятельности законодателя, не сводится к государственной воле, поскольку фактические образцы поведения и правовых по природе отношений он (законодатель) черпает не из каких-то категорических императивов, заложенных в самом разуме, а из самой жизни.

По поводу всего этого А.Нашиц пишет, что «никакое нормотворчество не было бы возможным, если бы оно не стремилось к моделированию норм в соответствии с… типизацией, экономическими, политическими, психологическими структурами общества, на которых основывается право… в соответствии с объективными закономерностями общественного развития…» 4.

Таким образом, говоря об участии в процессе нормотворчества государства как представителя правовой основы, можно выделить определенные закономерности:

1. Воля законодателя при создании юридических норм должна соответствовать сознанию, волеизъявлению, интересу общества как неотъемлемой социальной основы нормотворчества;

2. Эта деятельность не может себя противопоставлять сложившимся фактическим нормам типичной и массовидной жизнедеятельности;

3. Формируя эти нормы, законодатель не может не считаться со специфическими закономерностями, объективно присущими форме социальных отношений, не может пренебрегать свойствами права как такового.

Также, если говорить об участии в нормотворчестве самого государства как представителя права, необходимо учесть и возможность его негативного влияния на этот важный социальный общественный процесс, которое может подорвать процедуру взаимодействия самого государства с обществом и нормотворчество может стать ненормотворчеством, поскольку потеряет смысл. А к чему это приведет потом ясно: конфликт государства с обществом, вооруженные противостояния, войны, хаос и так далее. Речь идет о возможности манипулирования законодателем правовыми и социальными нормами, когда, как сказал К.Маркс: «…уже самые законы, издаваемые государством, представляют собой прямую противоположность тому, что оно возводит в закон…»5. Естественно примеров такого «самовольства» в жизни много, да и примеров того, чем это «самовольство» закончилось тоже немало. Так что общество и государство должны взаимодействовать и помогать друг другу, а иначе нельзя!

Говоря о нормотворчестве как социальном и правовом явлении было бы уместно, и рассмотреть, какие из внешних факторов оказывает на него влияние, давление, с чем оно должно считаться при своем развитии. Ведь нормотворчество должно удовлетворять социальные и правовые потребности постоянно развивающегося общества и государства, и все эти изменения оно должно фиксировать! Необходимо также считаться с потребностями общества, возрастными особенностями поведения людей, с их работоспособностью и ответственностью. Еще нормотворческая деятельность должна оказывать влияние и на технические нормы, на организацию науки и внедрение научно-технических достижений в производство, на нормы ритуалов, нормы морали, поведения. Словом, нормотворчество должно оказывать влияние и одновременно считаться со всеми теми социальными, правовыми, техническими, психологическими отношениями и нормами, которые наполняют жизнь общества и государства и обеспечивают их тесное взаимодействие и взаимовыгодное развитие!

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: