Религиоведение как наука.




Дистанционный курс

По дисциплине «Религиоведение»

Для студентов П курса

Дневной / заочной формы обучения

Целью курса является предоставление студентам основ историко-теоретических знаний о становлении, составе и состоянии религий, знакомство с основами доктрин и культов, формирование понимания сущности религиозных течений и проблем религиозной жизни. Курс «Религиоведение» реализуется в организации целостного процесса усвоения различных знаний о человеке и его мировоззрении, о возникновении религии и переходе от ранних ее форм к современным сложным религиозным идеям.

Задача курса «Религиоведение» заключается в ознакомлении студентов с историей и духовной практикой разных народов мира. Предложенный подход к содержанию курса предполагает ориентацию на усвоение специфики религии, ее опыта во взаимосвязи, взаимообогащении, взаимопроникновении мировоззренческих идей разных народов мира

 

Сведения об авторе

Алехина Галина Викторовна - старший преподаватель кафедры культурологии и музыкознания Луганского государственного педагогического университета

 

Уважаемые студенты! Составитель дистанционного курса - Алехина Галина Викторовна - приветствует Вас на дистанционном курсе "Религиоведение" и желает Вам терпения, настойчивости и успеха в учебе!

Дополнительную информации о работе с курсом можно получить в кабинете культурологии № 5-20, e-mail: galexina2008@mail.ru, тел.072-1765907.

 

Как работать с курсом?

Внимательно ознакомьтесь с программой курса: она отображает объем и план вашей работы на первый семестр второго курса.

Дистанционный курс состоит из методических рекомендаций по работе с курсом, структурированного учебного текста, адаптированного для самостоятельного изучения, заданий для практических занятий.

При самостоятельной подготовке, письменно в тетрадях выполнять методические рекомендации к изучению лекций.


 

 

УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

 

Лекция 1. Тема: «Предмет и задачи курса религиоведение. Основные понятия.»

План

1. Религиоведение как наука.

2. Сущность религии.

3. Основные теории происхождения религии.

4. Структура религии.

5. Основные функции религии.

6. Классификация религий.

 

Ключевые понятия: религиоведение, религия, Бог, религиозное сознание, религиозный культ, религиозный обряд, церковь, секта, деноминация, харизматический культ.

Методические рекомендации к изучению первой лекции

1. Прочитайте текст лекции.

2. Запишите план.

3. Выпишите определения ключевых понятий (например: религиоведение – это гуманитарная наука, которая изучает общественно-историческую природу религии, механизм ее социальных связей с политическими, экономическими, духовными системами общества, особенности их влияния на верующих)

4. Составьте таблицу основных теорий происхождения религии.

5. Составьте опорную схему классификации религии по времени происхождения и способу распространения.

 

 

Религиоведение как наука.

Предметом научного изучения религия становится в 19 в. в Европе. Это связано с общим интересом к культуре других народов. Здесь религия рассматривалась как совокупность: мораль, искусство, история. Научное знание о религии должно быть объективным, но ни в коем случае оценочным. Среди ученых, работавших в этой области были как верующие, так и атеисты. Основоположником религиоведения является английский историк-этнограф Эдуард-Барнетт Тайлор (1832-1917).Исследователями данного феномена были: англ. философ Герберт Спенсер (1820-1903); англ.историк, этнограф Джеймс Джордж Фрэзер (1854-1941). Австрийский психолог Зигмунд Фрейд (1856-1939); франц. социолог, этнолог Леви-Брюль Люсьен (1857-1939) и др.

Религиоведение - это гуманитарная наука, которая изучает общественно-историческую природу религии, механизм ее социальных связей с политическими, экономическими, духовными системами общества, особенности их влияния на верующих

Особенность религиоведения состоит в том, что его научные поиски и результаты исследований активно используют история, культурология, психология, правоведение, языкознание, фольклористика, этнография, искусствоведение, другие науки, которые анализируют религию сквозь призму своих интересов.

Религия объединяет в себе такие структурные системы, как

• философия религии (философское осмысление природы, сущности, смысла религии и Бога)

• психология религии (изучает психологические, эмоциональные источники религии, психологию верующего человека)

• феноменология религии

• социология религии (влияние религии на социальное поведение человека, группы, общества)

• история религии (происхождение, внутреннее развитие, особенности социально-культурных связей)

• география религии (схема распространения религий, современная религиозная карта мира)

• антропология религии (взаимовлияние человек - религия)

• религиозное вольнодумство, а также, по мнению некоторых ученых- научный атеизм.

 


 

 

Сущность религии.

Термин религия (благочестие, святыня) происходит от латинского слова «религио»: древние римляне обозначали этим словом все то, что было связано с почитанием (культом) богов. Христианский теолог Августин (IV в.), Рассматривал это слово, как производное от «вновь связывать, воссоединить», то есть связывать небо и землю, Бога и человека. На начало ХIX в. смысл термина «религия» сформировался следующим образом:

Религия это совокупность взглядов на мир, которые чаще всего основываются на вере в Бога (или другие трансцендентные сущности), Бог создал этот мир и самого человека, дал ему знание, которое должно приниматься на веру, не требуя доказательств (так религию часто называют просто верой).

Религиозные верования составляют мировоззренческий, интеллектуальный компонент религии. Это и

• совокупность действий, составляющих культ, в которых религиозный человек выражает свое отношение к Богу и вступает с ним в связь в молитве, жертвоприношении и т.п.

• это также совокупность норм, правил поведения, которым должен следовать человек;

• это объединение религиозных людей в те или иные организации, такие как церковь, секта, монашеский орден, особые группы служителей культа и др.

Понятие «религия» непосредственно связано с понятием «Бог ».

Бог - верховная сверхъестественная сущность, согласно различным религиозным учениям, обладает высшим разумом, абсолютным совершенством и всемогуществом, является создателем мира.

Человечество веками ищет доказательств «за и против» существования Бога. Но никакие аргументы ничего не дадут человеку, который не верит, и не нужны человеку верующему. Относительно этого, Кант утверждал, что существование Бога нельзя логически ни доказать, ни опровергнуть.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: