Дистанционный курс
По дисциплине «Религиоведение»
Для студентов П курса
Дневной / заочной формы обучения
Целью курса является предоставление студентам основ историко-теоретических знаний о становлении, составе и состоянии религий, знакомство с основами доктрин и культов, формирование понимания сущности религиозных течений и проблем религиозной жизни. Курс «Религиоведение» реализуется в организации целостного процесса усвоения различных знаний о человеке и его мировоззрении, о возникновении религии и переходе от ранних ее форм к современным сложным религиозным идеям.
Задача курса «Религиоведение» заключается в ознакомлении студентов с историей и духовной практикой разных народов мира. Предложенный подход к содержанию курса предполагает ориентацию на усвоение специфики религии, ее опыта во взаимосвязи, взаимообогащении, взаимопроникновении мировоззренческих идей разных народов мира
Сведения об авторе
Алехина Галина Викторовна - старший преподаватель кафедры культурологии и музыкознания Луганского государственного педагогического университета
Уважаемые студенты! Составитель дистанционного курса - Алехина Галина Викторовна - приветствует Вас на дистанционном курсе "Религиоведение" и желает Вам терпения, настойчивости и успеха в учебе!
Дополнительную информации о работе с курсом можно получить в кабинете культурологии № 5-20, e-mail: galexina2008@mail.ru, тел.072-1765907.
Как работать с курсом?
Внимательно ознакомьтесь с программой курса: она отображает объем и план вашей работы на первый семестр второго курса.
Дистанционный курс состоит из методических рекомендаций по работе с курсом, структурированного учебного текста, адаптированного для самостоятельного изучения, заданий для практических занятий.
При самостоятельной подготовке, письменно в тетрадях выполнять методические рекомендации к изучению лекций.
УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Лекция 1. Тема: «Предмет и задачи курса религиоведение. Основные понятия.»
План
1. Религиоведение как наука.
2. Сущность религии.
3. Основные теории происхождения религии.
4. Структура религии.
5. Основные функции религии.
6. Классификация религий.
Ключевые понятия: религиоведение, религия, Бог, религиозное сознание, религиозный культ, религиозный обряд, церковь, секта, деноминация, харизматический культ.
Методические рекомендации к изучению первой лекции
1. Прочитайте текст лекции.
2. Запишите план.
3. Выпишите определения ключевых понятий (например: религиоведение – это гуманитарная наука, которая изучает общественно-историческую природу религии, механизм ее социальных связей с политическими, экономическими, духовными системами общества, особенности их влияния на верующих)
4. Составьте таблицу основных теорий происхождения религии.
5. Составьте опорную схему классификации религии по времени происхождения и способу распространения.
Религиоведение как наука.
Предметом научного изучения религия становится в 19 в. в Европе. Это связано с общим интересом к культуре других народов. Здесь религия рассматривалась как совокупность: мораль, искусство, история. Научное знание о религии должно быть объективным, но ни в коем случае оценочным. Среди ученых, работавших в этой области были как верующие, так и атеисты. Основоположником религиоведения является английский историк-этнограф Эдуард-Барнетт Тайлор (1832-1917).Исследователями данного феномена были: англ. философ Герберт Спенсер (1820-1903); англ.историк, этнограф Джеймс Джордж Фрэзер (1854-1941). Австрийский психолог Зигмунд Фрейд (1856-1939); франц. социолог, этнолог Леви-Брюль Люсьен (1857-1939) и др.
Религиоведение - это гуманитарная наука, которая изучает общественно-историческую природу религии, механизм ее социальных связей с политическими, экономическими, духовными системами общества, особенности их влияния на верующих
Особенность религиоведения состоит в том, что его научные поиски и результаты исследований активно используют история, культурология, психология, правоведение, языкознание, фольклористика, этнография, искусствоведение, другие науки, которые анализируют религию сквозь призму своих интересов.
Религия объединяет в себе такие структурные системы, как
• философия религии (философское осмысление природы, сущности, смысла религии и Бога)
• психология религии (изучает психологические, эмоциональные источники религии, психологию верующего человека)
• феноменология религии
• социология религии (влияние религии на социальное поведение человека, группы, общества)
• история религии (происхождение, внутреннее развитие, особенности социально-культурных связей)
• география религии (схема распространения религий, современная религиозная карта мира)
• антропология религии (взаимовлияние человек - религия)
• религиозное вольнодумство, а также, по мнению некоторых ученых- научный атеизм.
Сущность религии.
Термин религия (благочестие, святыня) происходит от латинского слова «религио»: древние римляне обозначали этим словом все то, что было связано с почитанием (культом) богов. Христианский теолог Августин (IV в.), Рассматривал это слово, как производное от «вновь связывать, воссоединить», то есть связывать небо и землю, Бога и человека. На начало ХIX в. смысл термина «религия» сформировался следующим образом:
Религия это совокупность взглядов на мир, которые чаще всего основываются на вере в Бога (или другие трансцендентные сущности), Бог создал этот мир и самого человека, дал ему знание, которое должно приниматься на веру, не требуя доказательств (так религию часто называют просто верой).
Религиозные верования составляют мировоззренческий, интеллектуальный компонент религии. Это и
• совокупность действий, составляющих культ, в которых религиозный человек выражает свое отношение к Богу и вступает с ним в связь в молитве, жертвоприношении и т.п.
• это также совокупность норм, правил поведения, которым должен следовать человек;
• это объединение религиозных людей в те или иные организации, такие как церковь, секта, монашеский орден, особые группы служителей культа и др.
Понятие «религия» непосредственно связано с понятием «Бог ».
Бог - верховная сверхъестественная сущность, согласно различным религиозным учениям, обладает высшим разумом, абсолютным совершенством и всемогуществом, является создателем мира.
Человечество веками ищет доказательств «за и против» существования Бога. Но никакие аргументы ничего не дадут человеку, который не верит, и не нужны человеку верующему. Относительно этого, Кант утверждал, что существование Бога нельзя логически ни доказать, ни опровергнуть.