Проверочный расчет водомасляного теплообменника тепловоза




Методика расчета

Исходные данные:

· количество теплоты Q, выделяемое двигателем;

· производительность насоса VВ.Н., осуществляющего циркуляцию теплоносителя;

максимально допустимая температура охлаждаемой жидкости при выходе из двигателя;

температура окружающей среды ;

· расход охлаждаемой воды VВ;

· производительность вентилятора Vвент;

Порядок расчета

- определяется рациональный режим течения

теплоносителей в принятых охлаждающих секциях данного контура охлаждения: скорость воды Uводы и массовая скорость воздуха Uвозд;

по скорости воды и массовой скорости воздуха определяют коэффициент теплопередачи КТ;

определяют количество радиаторных секций холодильника воды соответствующее принятой скорости течения воды:


 

количество секций z, необходимых для обеспечения температуры воды при входе в холодильник , при температуре воздуха определяется методом последовательных приближений.

 

 

второе приближение

 

.

 

Для нового значения и принятого ранее находим z2.

для полученного числа секций z2 проверяем температуру воды при выходе из двигателя для первого контура, после охладителя наддувочного воздуха (ОНВ) и водомасляного теплообменника:

 

 

где: .

Расчет блока радиаторных секций 1-го контура водяного охлаждения

Исходные данные:

QВ = 406000 ккал/час (472 кВт), производительность водяного насоса VВ.Н.= 83 м3/час, максимально допустимая температура на выходе из двигателя (вход в радиаторные секции)) t1воды = 850С, температура окружающего воздуха t0 = 400С.

Скорость воды в радиаторной секции принимаем Uводы = 1 м/с, массовую скорость атмосферного воздуха Uвозд = 10,6 кг/м2с, коэффициент теплопередачи КТ = 75 ккал/м2чК.

Расчет

Количество радиаторных секций, соответствующее принятой скорости течения воды:

 

 

Количество секций, необходимое для обеспечения температуры воды при входе в радиаторные секции t1воды = 850С, при температуре окружающего воздуха t0 = 400С:

 

 

Второе приближение:

 

;

 

По U1воды и Uвозд находим коэффициент теплопередачи

КТ = 85 ккал/м2чК = 98 Вт/м2К.

При таких параметрах количество секций составит:

Принимаем количество секций z = 10, при этом

Uводы = 1 м/с и КТ = 82 ккал/м2чК.

Для принятого количества секций z = 10 проверяем температуру воды на выходе из дизеля

 

,

 

где:

Тогда

,

т.е. на 100С ниже, чем максимально допустимая температура воды на выходе из дизеля при использовании 10 секций. Это и предопределяет значительный запас по теплорассеивающей способности 1-го контура водяного охлаждения.

Расчет блока радиаторных секций 2-го контура водяного охлаждения

Исходные данные:

Вода после блока радиаторных секций поступает в охладитель наддувочного воздуха, а затем в водомасляный теплообменник.

QМ = 217000 ккал/ч (252 кВт), Qвозд = 125000 ккал/ч (145 кВт) при GS = 2,41 кг/с, t0 = 400С, tК = 1350С, pК = 2,1, tS = 750С.

Q2 = QM + Qвозд = 342000 ккал/ч.

Расход воды во 2-ом контуре V2 = 64 м3/ч.

Максимально допустимая температура на входе в блок радиаторных секций при температуре окружающего воздуха 400С, t1воды = 700С. Скорость воды принимаем Uводы = 1,3 м/с. Коэффициент теплопередачи при заданной Uводы и Uвозд определяется по графику рис. 34 [12] - КТ = 77 ккал/м2чК.

Количество радиаторных секций z, соответствующее принятой скорости течения воды

 

.

 

Количество секций z’, необходимое для обеспечения температуры воды на входе в радиаторные секции 700С при температуре окружающего воздуха 400С

Принимаем z=10 секций, при Uводы=1,3 м/с и КТ=77 ккал/м2чК. Для этого количества секций проверим температуру воды на выходе из водомасляного теплообменника (т.е. на входе в блок радиаторных секций 2-го контура водяного охлаждения).

 

 

Температура воды практически не отличается от максимально допустимой температуры воды на входе в блок радиаторных секций 2-го контура водяного охлаждения. Теплорассеивающая способность холодильной камеры тепловоза М62 существенно выше (в каждом блоке по 15 радиаторных секций), чем это требуется при замене дизеля 14Д40 на 10ЧН26/27.

В процессе эксплуатации, вследствие загрязнения, происходит снижение теплорассеивающей способности радиаторных секций. Поэтому устанавливается «запас» в размере 15-20%, для компенсации потерь. С учетом этого в 1-й контур охлаждения следует включить 12 радиаторных секций, а во 2-ой контур 14 секций. Таким образом целесообразно использовать полностью штатную холодильную камеру тепловоза М62. Это обеспечит в условиях эксплуатации снижение продолжительности работы вентилятора холодильной камеры. Учитывая, что до 6-6,5% мощности дизеля может быть израсходовано на привод вентилятора холодильной камеры, снижение продолжительности его работы приведет к сокращению эксплуатационного расхода топлива.

 

3.5 Расчет охладителя наддувочного воздуха дизеля

 

Расчет охладителя наддувочного воздуха выполнен при температуре окружающей среды t=400C. Исходные данные для расчета представим в виде таблицы 3.3.

Таблица 3.3

Исходные данные для расчета охладителя наддувочного воздуха

Наименование параметров Обозначение Величина Размерность
1. Количество воздухоохладителей на дизеле N   шт.
2. Температура воздуха на входе в охладитель tв’   0C
3. Температура воздуха на выходе из охладителя tв”   0C
4. Давление воздуха перед воздухоохладителем 2,1 кгс/см2
5. Расход наддувочного воздуха 2,41 кг/с
6. Температура охлаждающей воды на входе в охладитель tж’   0C
7. Расход охлаждающей воды   м3/ч
8. Наружный диаметр охлаждающей трубки (без оребрения) 0,0012 м
9. Внутренний диаметр охлаждающей трубки dвн 0,01 м
10. Диаметр оребрения трубки D 0,026 м
11. Эффективная длина трубки lэф 0,503 м
12. Полная длина трубки l 0,55 м
13. Шаг витков оребрения по длине трубки t 0,005 м
14. Поверхность погонного метра оребрения трубки 0,258 м2/м
15. Минимальное число трубок в ряду nmin   шт.
16. Максимальное число трубок в ряду nmax   шт.
17. Общее число трубок n   шт.
18. Число рядов m   -
19. Среднее число трубок в ряду nср=n/m nср ~10 шт.
20. расстояние между трубками в ряду S1 0,032 м
21. Расстояние между рядами трубок S2 0,022 м
22. Удельная теплоемкость воздуха Сpв 0,241 ккал/кг0С
23. Удельная теплоемкость воды Сpж 1,0 ккал/кг0С
24. Удельный вес воды   кг/м3
25. Коэффициент кинематической вязкости воды при средней температуре 0,44*10-6 м2/с

 

Тепловой расчет

1. Поверхность охладителя со стороны наддувочного воздуха

 

 

2. Сечение входа в охладитель

 

 

где F1=0,518 м2/м2 - живое сечение 1 м2 охладителя;

qa=1 - число ходов воздуха в охладителе.

3. Средняя температура воздуха

 

 

4. Количество тепла, отдаваемое воздухом охлаждающей воде

 

5. Температура воды на выходе из охладителя

 

 

6. Весовая скорость воздуха

 

 

где Ку=1,02 - коэффициент утечки воздуха.

7. Удельный вес воздуха

 

 

где R=29,27 кгм/кг0К - газовая постоянная.

8. Линейная скорость воздуха

 

 

. Число Рейнольдса для потока воздуха

 

 

где - динамическая вязкость воздуха при tср.

. Критерий Нуссельта по воздуху.

 

 

где l0=0,785мм - шаг пятки по наружному диаметру;

h=7мм - высота оребрения.

. Коэффициент теплопроводности воздуха при средней температуре

 

.

 

. Конвективный коэффициент теплоотдачи

 

.

 

. Коэффициент теплового сопротивления проволочного оребрения

 

 

где

где lм=0,375 кВт/м0С - коэффициент теплопроводности меди;

d0=0,0005 м - диаметр проволочного оребрения.

. Приведенный коэффициент теплоотдачи.

 

 

где fор=0,242 м2/м - поверхность проволочного оребрения, приходящаяся на 1 погонный метр трубки.

. Площадь сечения одной трубки для прохода воды.

 

 

. Сечение трубок для прохода воды

 

 

17. Скорость воды в трубках

 

 

где к=3 - число ходов воды.

. Число Рейнольдса для воды.

 

 

. Число Прандтля при средней температуре воды.

 

 

где lж=0,572 ккал/мч0С - коэффициент теплопроводности воды при средней температуре.

. Коэффициент теплоотдачи с внутренней стороны охладителя.


 

21. Коэффициент теплопередачи.

 

 

где fом=0,0314 м2 - внутренняя поверхность трубки омываемая водой на одном погонном метре

. Средняя логарифмическая разность температур

 

 

23. Теоретически необходимая площадь охлаждения

 

 

. Коэффициент запаса

 

 

25. Критерий Эйлера для воздуха

 

 

. Падение напора по воздуху

 

Расчет охладителя наддувочного воздуха показал, что воздухоохладитель с такими параметрами обеспечит необходимое охлаждение воздуха, не оказывая значительного сопротивления.

 

Проверочный расчет водомасляного теплообменника тепловоза

 

Расчет выполнен по штатному исполнению водомасляного теплообменника на параметры теплоотвода двигателя 10ЧН 26/27. Исходные данные для расчета представлены в табл. 3.4.

 

Таблица 3.4

Исходные данные для расчета водомасляного теплообменника

Наименование параметров Обознач. Величина Размерн.
1. Количество тепла отдаваемое маслом   ккал/час
2. Температура масла на входе в холодильник tМ’   0C
3. Теплоемкость масла CPМ 0,49 ккал/кг0C
4. Удельный вес масла   кг/м3
5. Количество масла проходящего через холодильник   м3/ч
6. Температура воды на входе в холодильник tВ’   0C
7. Теплоемкость воды CPВ 0,998 ккал/кг0C
8. Удельный вес воды   кг/м3
9. Расход охлаждающей воды   м3/ч
10. Количество охлаждающих трубок n   шт.
11. Число ходов охлаждающей воды   -
12. Наружный и внутренний диаметр трубки dН/dВН 0,01/0,008 м/м
13. Расстояние между внешними образующими трубок по треугольнику d 0,003 м
14. Диаметр расточки корпуса D 0,46 м
15. Расстояние между перегородками l 0,14 м
16. Центральный угол сегмента j   град
17. Поверхность охлаждения F   м2

Расчет средних температур охлаждающих жидкостей:

9. Температура масла на выходе из теплообменника

 

.

 

10.Температура воды на выходе из теплообменника

 

.

 

11.Средняя температура масла

 

.

 

12.Средняя температура воды

 

.

 

Физические параметры жидкостей при средней температуре представлены в таблице 3.5.

 

Таблица 3.5 Физические параметры жидкостей

Параметры Обознач. Величина Размерн
1. Теплоемкость масла CPM 0,485 ккал/кг0C
2. Удельный вес масла gM   кг/м3
3. Коэффициент теплопроводности масла lM 0,106 ккал/мч°С
4. Коэффициент кинематической вязкости масла nM 0,29×10-6 м2/с
5. Теплоемкость воды CPB 1,0 ккал/кг0C
6. Удельный вес воды gB   кг/м3
7. Коэффициент теплопроводности воды lB 0,568 ккал/мч°С
8. Коэффициент кинематической вязкости воды nB 0,422×10-6 м2/с

 

Тепловой расчет

13.Скорость охлаждающей воды в трубках

 

.

 

. Коэффициент теплоотдачи от стенок трубок к охлаждающей воде

 

.

 

3. Шаг разбивки трубок по треугольнику

 

.

 

4. Скорость движения масла принимаем WM=2,9 м/с.

5. Живое сечение для прохода масла

 

.

 

. Площадь сегмента перегородки

 

.

 

. Коэффициент b


.

 

. Коэффициент b’

 

.

 

. Хорда сегментной перегородки

 

.

 

. Ширина усредненного сечения для прохода масла при WM=2,9 м/с

 

.

 

. Число Рейнольдса для масла при средней температуре

 

.

 

. Отношение диаметра расточки корпуса к расстоянию между перегородками

 

.

 

. Коэффициент b1


.

 

. Критерий Прандтля для масла при средней температуре

 

.

 

. Коэффициент b2

 

.

 

. Принимаем температуру стенок труб

 

.

 

. Число Прандтля для масла при tW=750C, PrW=425.

. Коэффициент теплоотдачи от масла к стенкам труб

 

.

 

. Температура стенок труб полученная расчетом

 

.

 

. Коэффициент теплоотдачи от масла к воде

.

 

. Коэффициент, учитывающий погрешность расчета h=0,9.

. Расчетный коэффициент теплопередачи

 

.

 

. Среднелогарифмическая разность температур

 

.

 

. Количество тепла, отводимое от масла (теплосъем)

 

.

 

. Запас по теплосъему

 

.

 

Проверочный расчет водомасляного теплообменника

показал, что поверхность охлаждения имеет достаточный запас по теплосъему и обеспечит надежную работу дизеля, следовательно, при модернизации тепловоза установкой дизеля 10ЧН26/27, может быть использован штатный теплообменник.

 




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: