Для введения и обоснования этапов решения задач по динамике введем следующую задачу:
Задача №1
Вагон движется по горизонтальному пути с постоянным ускорением a. К потолку вагона подвешен отвес. Найти угол отклонения отвеса от вертикали и силу натяжения нити, если масса отвеса m.
Используя план решения любой задачи по физике: определяем предмет задачи, что дано, перевод единиц в СИ если необходимо. | |
Графически подставить систему тел.Указать все силы, действующие на тело и изобразить их на чертеже.Так же указать направление ускорения или ускорений тел или тела. | |
Ввести или выбрать систему отсчета. СО может быть несколько. | |
Сколько взаимодействующих тел в задаче, столько раз выписывает второй закон Ньютона. | |
Выписываем векторную сумму всех сил действующих на отдельно взятое тело и приравниваем к произведению массы на ускорение | |
Объединяем векторную сумму сил, если тел несколько. | |
Выписываем скалярную сумму сил, с учетом направления осей систем отчета, количества тел и приравниваем к произведению массы на ускорение. Если тел несколько, то для каждого тела. | |
Если тел несколько объединяем скалярные уравнения в систему. | |
Анализируем дополнительные условия и данные задачи и подставляем все в полученную систему скалярных уравнений. | |
Решаем систему скалярных уравнений относительно искомых величин. | |
Записываем ответ задачи. |
Анализ этапов движения предложенных задач позволяет сконструировать следующий алгоритм:
· Используя план решения любой задачи по физике: определяем предмет задачи, что дано, перевод единиц в СИ если необходимо.
· Графически подставить систему тел.Указать все силы, действующие на тело и изобразить их на чертеже.Так же указать направление ускорения или ускорений тел или тела.
· Ввести или выбрать систему отсчета. СО может быть несколько.
· Сколько взаимодействующих тел в задаче, столько раз выписывает второй закон Ньютона.
· Выписываем векторную сумму всех сил действующих на отдельно взятое тело и приравниваем к произведению массы на ускорение
· Объединяем векторную сумму сил, если тел несколько
· Выписываем скалярную сумму сил, с учетом направления осей систем отчета, количества тел и приравниваем к произведению массы на ускорение. Если тел несколько, то для каждого тела.
· Если тел несколько объединяем скалярные уравнения в систему
· Анализируем дополнительные условия и данные задачи и подставляем все в полученную систему скалярных уравнений
· Решаем систему скалярных уравнений относительно искомых величин.
· Записываем ответ задачи.
Подведение итогов
В лекции обобщены знания об общих понятиях и законах Динамики, приведены соответствующие демонстрации. Общий алгоритм решения задач разбит на части и обоснован и так же собран с помощью задачи №1 по Динамике то есть поставленная в начале лекции цель достигнута и выполнен обзор составных элементов для создания алгоритма решения задач по разделу «Динамика», учебного предмета «Механика» на уровне понимания. Уточнять и применять алгоритм, будем на практическом занятии.
Литература
· Гутман В.И. Мошанский В.Н. Алгоритмы решения задач по Механике в средней школе.М.: Просвещение 1988-95с. Электронный ресурс – дата обращения 23.10.2021г- https://alexandr4784.narod.ru/gutman.html
· Барбашова, Т.Ф. Теоретическая механика в задачах. Кинематика. Общие теоремы динамики. / Т.Ф. Барбашова. - М.: МЦНМО, 2015. - 344 c.
· СУНЦ МГУ Школа им А. Н. Колмогорова – Электронный ресурс – дата обращения 14.01.2022г - https://internat.msu.ru/media/uploads/2013/05/L1L2.pdf
· Алтухова С.О.Смирнова И.Н./Формирование алгоритмического мышления студентов ВУЗа в процессе профессионально педагогической подготовки – Электронный адрес - https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-algoritmicheskogo-myshleniya-studentov-vuza-v-protsesse-professionalnopedagogicheskoy-podgotovki -дата обращения 14.01.2022
· Приказ Минобрнауки РФ от 17.01.2011 N 46 (ред. от 31.05.2011) "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование (квалификация (степень) "бакалавр")" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 22.03.2011 N 20228)
· ФГОС ВО по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (далее соответственно - программа бакалавриата, направление подготовки) – Электронный адрес - https://fgosvo.ru/news/7/1805 - дата обращения 14.01.2022 г