ТЕХНОЛОГИЯ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ.
План-график ТО и ремонта машин
План-график ТО и ремонта - это таблица, содержащая перечень (по видам и количеству) ремонтно-обслуживающих воздействий (РОВ) на машину (группу машин) с указанием календарных сроков или периода (декада, месяц, год) их выполнения.
Он представляет собой основной источник исходных данных для принятия проектных решений при проектировании ТО и ремонта в хозяйстве (подразделении).
На план-график выносим следующие трактора: К-701М №; John Deere 8285RT №4; ХТЗ-150 №6; БЕЛАРУС 1523 №7, БЕЛАРУС 570 № 14, из них 3 трактора стоят на хранении: К-701М, БЕЛАРУС 1523 №7 и БЕЛАРУС 570 № 14, а John Deere 8285RT №4 и Т-150 №6; эксплуатируются круглый год.
Трактор К-701М №1 израсходовал не очень много топлива от начала эксплуатации, поэтому мы в этом году ставим на хранение на 5 месяцев. В марте перед началом эксплуатации снимаем его с длительного хранения. В мае и августе для трактора проводим ТО-1. В сентябре проводим диагностику и текущий ремонт. В октябре трактор ставим на длительное хранение, в ноябре, декабре, январе, феврале, марте проводим обслуживание при хранении.
Трактор John Deere 8285RT №4 у нас эксплуатируется круглый год, поэтому для него в марте проводим диагностику, в мае и ноябре производим сезонное ТО, в январе, мае, июле, сентябре и декабре проводим ТО-1, а в ноябре ТО-2, также в марте производится текущий ремонт.
Трактор Т-150 №6 у нас эксплуатируется круглый год, поэтому для него в феврале проводим диагностику, в мае и ноябре производим сезонное ТО. В январе, марте, мае, июне, сентябре, ноябре, декабре проводим ТО-1. В августе проводим ТО-2, в феврале проводим ТО-3.
|
Трактор БЕЛАРУС 1221 №7 израсходовал не очень много топлива от начала эксплуатации, поэтому мы в этом году ставим на хранение на 5 месяцев. В марте перед началом эксплуатации снимаем его с длительного хранения. В мае и августе для трактора проводим ТО-1. В сентябре проводим диагностику и текущий ремонт. В октябре трактор ставим на длительное хранение, в ноябре, декабре, январе, феврале, марте проводим обслуживание при хранении.
Трактор БЕЛАРУС 570 из-за того, что он не используется находится на хранении. В марте перед началом эксплуатации снимаем его с длительного хранения. В апреле, июне и июле производим ТО-1. В сентябре проводим диагностику, капитальный ремонт и обкатку.
Для всех тракторов в апреле предусмотрен тех. осмотр.
Расчет трудоемкости ТОР на тракторов
Из-за отсутствия возможности расчета трудоемкости ТОР тракторов на
ЭВМ рассчитываем её по укрупненным нормативам:
Тi =Qi * tудi (3.1)
где Тi – годовая трудоемкость ТОР тракторов i марки, чел. - ч;
Qi – суммарный годовой расход топлива тракторами i – марки, т;
tуд – трудоемкость регламентированных ТОР в чел.-ч на 1 кг. топлива, израсходованного тракторами i марки.
Ti К-701М=31,40*14=439,6 чел. - ч
Результаты расчетов заносим в табл. 3.1
Таблица 3.1 – Трудоемкость регламентированных ТОР тракторов
Показатель | Энергонасыщенные | Прочие | ||
Т-150 | Т-150К | МТЗ-80/82 | Т-70С | |
Qi, т | 67,79 | 25,07 | 37,2 | 7,4 |
tудi чел.-ч/т | 14,0 | 14,0 | 21,0 | 21,0 |
Ti, чел.-ч | 949,06 | 350,98 | 781,2 | 155,4 |
ИТОГО: | 1300,04 | 936,6 |
Исходя из табл. 3.1, распределяем трудоемкость на отдельные виды воздействий ТО. Строим табл. 3.2 – Распределение годовой трудоемкости обслуживания тракторов по видам ТОР.
|
Таблица 3.2 – Распределение годовой трудоемкости обслуживания тракторов по видам ТОР.
Вид обслуживания | Марки тракторов | |||
Т-150К, Т-150 | МТЗ-80/82, Т-70С | |||
% | чел. -ч | % | чел. –ч | |
Все виды | 100,0 | 1300,04 | 100,0 | 936,6 |
КР | 27,3 | 354,91 | 20,9 | 195,75 |
ТР | 44,0 | 572,02 | 37,4 | 350,29 |
ТО-З, Дз | 10,5* | 136,50 | 13,3* | 124,57 |
СТО | 3,2 | 41,60 | 2,7 | 25,29 |
ТО-1, -2 | 12,0 | 156,00 | 22,0 | 206,05 |
Хранение | 0,5 | 6,50 | 0,5 | 4,68 |
Обкатка | 1,7 | 22,10 | 1,8 | 16,86 |
Техосмотр | 0,8 | 354,91 | 1,4 | 195,75 |
Результаты таблицы 3.3 в строке 12 рассчитывается по формуле
(3.2)
где - удельная трудоемкость устранения неисправностей по тракторам, чел.-ч на 100 у. э. га;
7-9 чел.-ч на100 у. э. га [4, с. 147].
Из типовой операционной технологии ТО, опыта и рекомендаций по организации ТО, учитывающих возможность, качество, уровень механизации, трудоемкость и стоимость проведения ТО, следуют также общие выводы о месте и средствах проведения отдельных видов воздействий на машины (далее указан низший из рекомендуемых уровней):
Таблица 3.3 – Трудоемкость видов воздействий на тракторы и ее распределение по исполнителям.
Вид обслуживания | Годов. тру- доем- кость, чел-ч | Приходится | Выполняется в спец. звеньях. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
На напр. период* | Из них без станочных работ | Тракт. - машин.* | М-н, диагност | Сл.Р, сл. ПТО, сл.МД | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
доля | чел.- ч | доля | чел.- ч | доля | чел.- ч | доля | чел. -ч | доля | чел. -ч | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1. КР 2. ТР э. н. Тр 3. ТО-3, Д3 э. н 4. СТО э. н. 5. ТР проч. 6. ТО-3, Д3 проч. 7. СТО проч. (далее для всех) 8. ТО-1, ТО-2 9. Хранение 10. Обкатка 11. Техосмотр 12. Устр. неиспр. 13.Досб.-разб.** | 446,2 380,1 90,7 27,6 376,5 133,9 27,2 325,2 9,3 32,8 21,0 746,3 48,6 | 0,25 0,25 0,8 0,5 0,8 |
| 0,85 0,95 0,95 0,95 1,00 1,00 1,00 0,85 1,00 |
| 0,75 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,25 0,45 0,25 |
| 0,5 0,5 0,5 0,15 0,75 0,05 |
| 0,25 0,5 0,35 0,5 0,75 |
|
По наибольшей выработке ресурса по топливу принимаем решение о списании 12% тракторов. Списанию подлежат тракторы: МТЗ-80 хоз. номер 12, 13; Трудоемкость досборки новых и разборки списанных тракторов определяют по формуле:
Тдр=Σtдi*niд + Σtрi*nip (3.4)
где tдi, tрi - нормативная трудоемкость соответственно на досборку и разборку трактора i-ой марки, чел. – ч.
niд, nip – количество трактов i –ой марки, подлежащих соответственно досборке и разборке.
Тдр=4,6*2+44,0*2=97,2 чел. – ч
Таблица 3.4 - Ориентировочное распределение общей трудоемкости технического обслуживания по видам ТО и ремонтов (ЦЧО)
Виды обслуживания | Комбайны | Всего по комбайнам, чел. - ч | Прочие с.х. машины | |||||
Зерноубороч-ные | Свеклоубо-рочные и картофелеубор. | |||||||
% | чел. -ч | % | чел. -ч | % | ||||
КР | 27,40 | 1651,67 | 45,50 | 0,00 | 1651,67 | - | - | |
ТР | 40,50 | 2441,34 | 28,80 | 0,00 | 2441,34 | 74,80 | 6978,35 | |
ТО: | ||||||||
ТО-1;2 | 3,40 | 204,95 | 8,70 | 0,00 | 204,95 | 2,70 | 251,89 | |
При обкатке. | 1,50 | 90,42 | 1,50 | 0,00 | 90,42 | 1,40 | 130,61 | |
При хранении | 25,20 | 1519,06 | 0,00 | 1519,06 | 20,10 | 1875,20 | ||
Диагност. | 2,00 | 120,56 | 2,50 | 0,00 | 120,56 | 93,29 | ||
Итого | 0,00 | 9329,34 |
Таблица 3.5 - Распределение трудоемкости видов ТОР всех комбайнов и с-х машин по группам исполнителям.
Вид обслуживания | Годов. трудоемкость, чел-ч | Приходится | Выполняется в спец. звеньях | ||||||||
На напр. период | Из них без стан. работ | Тракт. – | М.-н., | Сл. Р, | |||||||
Машин. | диагност | Сл. ПТО, | |||||||||
Сл, МД | |||||||||||
доля | Чел-ч | доля | Чел-ч | доля | Чел-ч | доля | Чел-ч | доля | Чел-ч | ||
Комбайны | |||||||||||
1.КР | 1651,67 | - | - | - | - | - | |||||
2.ТР | 2441,34 | 0,15 | 366,20 | 0,9 | 329,58 | 0,75 | 247,19 | 0,25 | 82,40 | ||
ТО: | |||||||||||
3.переодич. | 204,95 | 204,95 | 0,95 | 194,70 | 0,5 | 97,35 | 0,5 | 97,35 | - | - | |
4.При обкатке | 90,42 | 0,5 | 45,21 | 0,95 | 42,95 | 0,5 | 21,47 | 0,25 | 10,74 | 0,25 | 10,74 |
5.При хранении | 1519,06 | 0,5 | 759,53 | 759,53 | 0,5 | 379,76 | 0,25 | 189,88 | 0,25 | 189,88 | |
6.Диагностика | 120,56 | 0,1 | 12,06 | 12,06 | 0,5 | 6,03 | 0,5 | 6,03 | - | ||
7.Устр. неиспр. | 0,9 | 0,4 | 0,05 | 46,04 | 0,55 | 506,39 | |||||
Продолжение таблицы 3.5 | |||||||||||
8.досб.-разборка | 0,1 | 52,80 | 52,80 | 0,25 | 13,20 | 0,75 | 39,60 | ||||
9.Агрегатир. | 260,00 | 260,00 | 0,3 | 78,00 | 0,7 | 182,00 | |||||
СХМ | |||||||||||
1.КР | - | - | - | - | - | ||||||
2.ТР | 6978,35 | 0,15 | 1046,75 | 0,9 | 942,08 | 0,75 | 706,56 | 0,00 | 0,25 | 235,52 | |
ТО: | |||||||||||
3.Переодич. | 251,89 | 251,89 | 0,95 | 239,30 | 0,5 | 119,65 | 0,5 | 119,65 | - | - | |
4.При обкатке | 130,61 | 0,5 | 65,31 | 0,95 | 62,04 | 0,5 | 31,02 | 0,25 | 15,51 | 0,25 | 15,51 |
5.При хранении | 1875,20 | 0,5 | 937,60 | 937,60 | 0,5 | 468,80 | 0,25 | 234,40 | 0,25 | 234,40 | |
6.Диагностика | 93,29 | 0,1 | 9,33 | 9,33 | 0,5 | 4,66 | 0,5 | 4,66 | - | - | |
7.Устр.неиспр | 868,07 | 868,07 | 0,9 | 781,26 | 0,4 | 312,51 | 0,05 | 39,06 | 0,55 | 429,69 | |
8.досб.-разборка | 198,42 | 0,1 | 19,84 | 19,84 | 0,25 | 4,96 | 0,75 | 14,88 | |||
9.Агрегатир. | 496,04 | 496,04 | 496,04 | 0,3 | 148,81 | 0,7 | 347,23 | ||||
10.Модернизация. | 620,05 | 0,3 | 186,02 | 0,9 | 167,41 | 0,25 | 41,85 | 0,75 | 125,56 |
Трудоемкость устранения неисправностей с/х машин
Тунсхм=7* (3.5)
Тун=7* =1511,73 чел-ч
Трудоемкость устранения неисправностей комбайнов
Тун.ком=0,15(Гз*nз+ Гс*nс+ Гк*nк)
где: Гз, Гс,Гк, - годовая нормативная нагрузка комбайнов, соответственно зерновых, свекло и кортофелеуборочных.
Тун.ком=0,15(310*22+ 120*8) = 1167 чел-ч
Трудоемкость досборки разборки с/х машин
Тд-рсхм=1,6* (3.6)
Тд-рсхм=1,6* =345,5 чел-ч
Трудоемкость досборки разборки комбайнов.
Необходимо списать 12% т.е. 4 комбайна.
Тд-р.ком.=(12+120)*4=528 чел-ч
Трудоемкость при агрегатировании с/х машин
ТА=4* (3.7)
ТА=4* 863,8 чел-ч
Трудоемкость при агрегатировании комбайнов 6 ч. на зерноуборочный комбайн и 16 ч. на кормоуборочный комбайн на 1 машину за сезон.
ТА=6*22+16*6=260 чел-ч
Трудоемкость модернизации для с/х машин
Тм=5*
Тм=5* =1079,81 чел-ч
Выбранную схему ТО в подразделении откорректировать – проверять целесообразность использования АТО вместо обслуживания на стационарном посту ТО.
Использование АТО целесообразно, если
>
, (3.8)
где - радиус обслуживания, км;
- допустимый радиус переездов тракторов, км.
(3.9)
где - площадь землепользования бригады, км2.
Рассчитываем допустимый радиус обслуживания
(3.10)
где -соответственно рациональный пробег тракторов i-ой марки колесных и гусеничных с поля до поста ТО и обратно, км; (К-701м -14,3 км; Т-150, БЕЛАРУС-1523 - 8,3 км; МТЗ-80/82 - 11,9 км; БЕЛАРУС 570/510 - 6,1 км);
-годовой объем работ (см. табл. 2.3), у. э. га.
Так как условие не соблюдается, то в схеме убираем АТО.
При радиусе обслуживания до 10 км достаточно иметь передвижной сварочный агрегат, необходим заправочный агрегат и автопередвижная мастерская. В этом случае в период полевых работ тракторы и комбайны заправляются нефтепродуктами на стационарном посту заправщиком, а при необходимости заправки в поле – шофером-заправщиком при помощи передвижного заправочного агрегата.