Перечень практических навыков




Методическое объединение по общепрофессиональным дисциплинам

 

 

УТВЕРЖДАЮ:

Директор

БУ «Сургутский медицинский колледж»

 

____________Т.П. Прохорова

 

«____»___________2013 г

.

 

ЭКЗАМЕН

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

 

«Здоровый человек и его окружение»

Рабочая программа промежуточной аттестации

Студентов БУ «Сургутский медицинский колледж»

Базовый уровень

Специальность 060501 «Сестринское дело»

Курс – 2

Семестр – 3

Экзамен по дисциплине: «Здоровый человек и его окружение»

Специальность: 060501 «Сестринское дело», базовый уровень

Рабочая программа промежуточной аттестации студентов медицинского колледжа

Автор – составитель:

Преподаватель Беляева Е.А.

 

 

«Структура программы соответствует требованиям предъявляемые к РП ПА» Председатель Метод. совета Зам. директора по УР ___________ И.А. Ситникова     Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта по специальности  

 

Рассмотрена на заседании МО

от _________протокол № _____

Председатель МО

___________________________

 

Данная рабочая программа экзамена по дисциплине «Здоровый человек и его окружение» разработана для оценки качества обучения и уровня профессиональной компетентности студентов медицинского колледжа в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта.

Программа предназначена для членов экзаменационной комиссии, преподавателей училища и студентов Сургутского медицинского колледжа.

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

1. Требования ФГОС к минимуму содержания и уровню подготовки студента в области дисциплины «Здоровый человек и его окружение».

2. Объем времени и процедура проведения экзамена.

  1. Перечень теоретических вопросов для подготовки к экзамену.
  2. Перечень практических навыков, включенных в экзаменационные билеты.
  3. Перечень литературы для подготовки к экзамену.
  4. Образец экзаменационного билета.
  5. Система оценивания и критерии оценки.
  6. Перечень наглядных пособий, разрешенных к использованию на экзамене.
  7. Информация о дополнительных занятиях.

 

1. Требования Федерального государственного образовательного стандарта к уровню подготовки специалистов в области:

 

дисциплины «Здоровый человек и его окружение»:

- иметь представление о демографической ситуации в Российской Федерации и регионе;

- знать показатели динамики рождаемости;

- знать периоды жизнедеятельности человека;

- знать анатомо-физиологические и психологические особенности человека в разные возрастные периоды;

- знать универсальные потребности человека в разные возрастные периоды;

- знать содержание понятий «здоровье», «качество жизни», «факторы риска болезни».

- знать основные факторы риска развития болезней в разные возрастные периоды;

- уметь оценивать физическое и социально-психологическое состояние человека в разные возрастные периоды;

- уметь консультировать пациента и семью по вопросам сохранения и укрепления здоровья в разные возрастные периоды.

 

2. Объем времени и процедура проведения экзамена по дисциплине: «Здоровый человек и его окружение»

1. Экзамен проводится в период экзаменационной сессии, установленной графиком учебного процесса, рабочего учебного плана.

2. К экзамену допускаются студенты, имеющие положительные и удовлетворительные оценки по предмету.

3. Экзаменационные материалы составлены на основе рабочей программы по дисциплине «Здоровый человек и его окружение», обсуждены на МО, на методическом совете и утверждены зам. директора по УР.

4. За месяц до экзамена студентам выдается перечень вопросов и практических манипуляций, рекомендуемых для подготовки к экзамену.

5. Накануне экзамена проводится консультация по экзаменационным материалам за счет общего бюджета времени, отведенного на консультации.

6. Экзаменационные билеты состоят из трех вопросов: двух теоретических и практической манипуляции.

7. Экзамен проводится в специально подготовленном кабинете.

8. На выполнение задания по билету студенту отводится 30 минут, на ответ – 20 минут.

9. В критерии оценки уровня подготовки студента входят:

- уровень усвоения материала, предусмотренного учебной программой

- умение студента, использовать теоретические знания при выполнении практической манипуляции

- обоснованность, четкость, краткость изложения

10. Уровень подготовки студента оценивается в баллах: 5 (отлично), 4 (хорошо),

3 (удовлетворительно). Оценка заносится в экзаменационную ведомость и зачетную книжку.

11.Экзамен принимает преподаватель - предметник.

 

3. Перечень теоретических вопросов для подготовки к экзамену по дисциплине:

 

«Здоровый человек и его окружение»

1. Медицинская демография. Периоды жизнедеятельности человека. Содержание понятий «здоровье», «образ жизни», «качество жизни». Факторы, влияющие на здоровье.

2. Антенатальный и неонатальный периоды. Анатомо-физиологические особенности органов и систем новорожденного ребенка, признаки доношенного новорожденного.

3. Осмотр новорожденного мед.сестрой в род. доме, на патронажах к новорожденному и выявление пограничных состояний, составление рекомендаций по уходу.

4. Проведение первого туалета новорожденному; оценивание по шкале Апгар. Признаки живорождения и мертворождения.

5. Анатомо-физиологические особенности органов и систем недоношенного ребенка. Причины и степени недоношенности.

6. Три этапа выхаживания недоношенных детей. Обоснование принципов и способов кормления недоношенного новорожденного.

7. Закономерности изменения показателей физического и нервно-психического развития первого года жизни. Составление рекомендаций по режиму дня, выбору игрушек и игровых занятий для детей грудного возраста.

8. Анатомо-физиологические особенности органов пищеварения детей грудного возраста. Преимущества грудного вскармливания.

9. Прикорм, блюда и продукты прикорма, сроки введения, правила введения ребенку первого года жизни. Продукты противопоказанные детям 1-го года жизни.

10. Обучение правилам кормления грудью, проведение контрольного кормления. Противопоказания для кормления ребенка грудью.

11. Гипогалактия: причины, виды, лактационные кризы, профилактика. Понятие «смешанное» и «искусственное» вскармливание, «докорм», характеристика смесей.

12. Дородовые патронажи мед.сестрой на педиатрическом участке: цели, сбор анамнеза и заполнение документации, построение генеалогического древа, сроки проведения патронажей.

13. Патронажи к новорожденному мед.сестрой на педиатрическом участке: кратность, правила проведения, составление рекомендаций по уходу. Состав аптечки для новорожденного.

14. Патронажи к грудному ребенку мед.сестрой на педиатрическом участке: кратность, правила проведения, оценка НПР, составление рекомендаций по уходу с учётом возрастных особенностей.

15. Составление плана беседы по питанию и режима дня кормящей матери.

16. Составление меню и режима дня детям, находящимся на грудном вскармливании.

17. Период преддошкольного и дошкольного возраста:анатомо-физиологические особенности, рост и развитие ребенка. Принципы оценки НПР ребенка.

18. Продукты противопоказанные детям первого года жизни. Рациональное кормление ребенка в возрасте 1-6 лет.

19. Обучение родителей вопросам адаптации ребенка к детскому дошкольному учреждению. Определение степеней дезадаптации к ДДУ.

20. Обучение родителей ребенка и его окружения принципам закаливания, созданию безопасной окружающей среды для детей предшкольного и дошкольного возраста, домашняя аптечка, обучение ребенка мерам избегать опасности дома, на улице.

21. Профилактика инфекционных заболеваний у детей преддошкольного и дошкольного возраста: неспецифическая и специфическая (смысл и результат специфической профилактики; исходы при повторном контакте с возбудителем).

22. Национальный календарь профилактических прививок. Группы риска при проведении иммунопрофилактики.

23. Препубертатный и пубертатный периоды:функциональные неврологические расстройства и причины их появления, особенности развития костей таза и профилактика их деформаций, критерии в подборе обуви, мебели. Компоненты, составляющие пол ребенка. Причины, приводящие к нарушению полового развития. Показатели определения стадий развития вторичных половых признаков девочек

24. Показатели определения стадий развития вторичных половых признаков мальчиков. Формулы полового созревания подростка в возрасте 12 лет и юноши в возрасте 17 лет.

25. Становление менструальной функции у девочек. Правила гигиены для детей школьного возраста.

26. Первый этап полового воспитания девочек и мальчиков. Погрешности в воспитании и формирование вредных привычек.

27. Второй и третий этапы полового воспитания. Предоставление достоверной информации на доступном для ребенка уровне. Помощь в удовлетворении потребности в самоутверждении. Центр здоровья детей и подростков в Сургуте.

28. Влияние никотина на организм и формирование мотивации к отказу от курения.

29. Влияние алкоголя на растущий организм подростка, на организм плода, женщины и мужчины.

30. Краткая характеристика основных наркотических веществ. Три главных клинических феномена при наркомании. Три этапа лечения.

31. Группы здоровья детей.

32. Строение и функция репродуктивных систем мужчины и женщины. Физиология менструального цикла, ведение менструального календаря.

33. Половые гормоны, их биологическое действие на мужской и женский организм. Современные методы контрацепции, средства защиты от ИППП и СПИДА.

34. Процесс оплодотворения и развития плодного яйца. Рекомендации по подготовке к запланированной беременности.

35. Строение и функция плодных оболочек, плаценты и пуповины. Признаки беременности. Влияние вредных факторов на развитие эмбриона и плода.

36. Признаки беременности и методы их выявления. Обследование беременных женщин. Изменения в организме беременной.

37. Рекомендации беременной женщине в выборе обуви, одежды, профилактике запоров.

38. Дородовые патронажи – цели и правила проведения.

39. Составление рекомендаций беременной женщине по режиму дня, питанию; обучение специальным физическим упражнениям. Обучение беременной основным приемам, способствующим уменьшению болевых ощущений во время родов, правильному поведению во время родов.

40. Определение понятий «роды», «схватки», «потуги», предвестники родов. Периоды родов. Помощь в родах.

41. Помощь в родах: приемы для снижения болевых ощущений во время схваток, способы управления потугами и возможные положения роженицы во втором периоде.

42. Третий период родов. Признаки отделения последа и стимуляция сократительной деятельности матки. Первичный туалет новорожденного.

43. Изменения в организме родильницы. Выявление проблем родильницы и роль медицинского работника в послеродовом периоде.

44. Составление рекомендаций по питанию, гигиене и режиму дня родильницы.

45. Климактерический период: стадии климакса, изменения в организме женщины. Выявление проблем, возникающих у пациентов в климактерический период и их решение.

46. Рекомендации женщине в климактерическом периоде по питанию, режиму дня, гигиене.

47. Климактерический синдром: его формы. Факторы, влияющие на возникновение климактерического синдрома.

48. Переходный период у мужчин: изменения в репродуктивной системе, отличия от женского климакса. Выявление проблем, возникающих у пациентов в климактерический период и их решение.

49. Понятия «геронтология», «гериатрия», «старение», «старость». Виды старения. Признаки естественного старения. Условия, ускоряющие старение.

50. Анатомо-физиологические и психологические особенности лиц пожилого и старческого возраста.

51. Организация медико-социальной защиты населения старших возрастных групп. Определение и способы удовлетворения основных жизненных потребностей в пожилом и старческом возрасте.

52. Рекомендации по режиму дня, адекватной физической нагрузке и питанию пожилого человека.

53. Понятие «смерть». Стадии терминального состояния. Признаки биологической смерти.

54. Тактика по отношению к умершему в стационаре. Стадии горевания.

55. Психологическая поддержка умирающему человеку и его близким.

56. Понятие об эвтаназии.

57. Антенатальная охрана плода.

 

 

Перечень практических навыков

для подготовки к экзамену «Здоровый человек и его окружение»:

1. Подмывание новорожденного.

2. Кормление ребенка через зонд.

3. Первичный туалет новорожденного.

4. Обработка пупочной ранки.

5. Уход за кожными складками новорожденного.

6. Купание новорожденного.

7. Антропометрия новорожденного.

8. Контрольное взвешивание.

9. Виды пеленания новорожденного.

10. Утренний туалет новорожденного.

11. Приемы Леопольда-Левицкого: с помощью четырех приемов наружного акушерского исследования определить положение, позицию, предлежащую часть плода, отношение предлежащей части плода к плоскости входа в малый таз.

12. Выслушивание сердцебиения плода в зависимости от положения и позиции.

13. Определение высоты стояния дна матки.

14. Измерение наружных размеров таза (пельвиметрия)

15. Первичная и вторичная обработка пуповины.

16. Определение предполагаемой массы плода при внутриутробном развитии.

17. Проведение плантографии и оценка плантограмм.

18. Оценка сенсорного развития детей преддошкольного возраста.

19. Обучение технике самообследования молочных желез.

20. Антропометрия грудного ребенка и оценка соматотипа и гармоничности по центильным таблицам.

21. Техника подсчета частоты сердечных сокращений у новорожденного.

22. Уход за пупочным остатком.

23. Профилактика гонобленореи у новорожденной девочки.

24. Техника стрижки ногтей у детей.

25. Измерение, оценка крестцового ромба (ромба Михаэлиса) и приёмы по облегчению болевых ощущений в первом периоде родов.

26. Определение хорионического гонадотропина и «чтение» результата при постановке беременной на «Д» учет в женской консультации.

27. Антропометрия подростков, оценка соматотипа и гармоничности по центильным таблицам.

28. Измерение артериального давления детям разных возрастов.

29. Определение признаков отделения плаценты: Шредера, Альфельда, Кюстнера-Чукалова, способы выделения отделившегося последа: по методу Абуладзе, Гентера, Креде-Лазаревича, способы выделения оболочек: способ Якобса, Гентера

30. Техника сбора мочи и кала для общего анализа у детей раннего возраста

 

 

5. Перечень литературы для подготовки к экзамену:

 

1. Крюкова Д.А., Лысак Л.А., Фурса О.В. «Здоровый человек и его окружение» - Ростов/н Д: Феникс, 2010. -381с.

2. Дзигуа М.В., Скребушевская А.А. «Акушерство: рук. к практ. занятиям: учебное пособие/ М.: ГЭОТАР, 2012. – 304 с.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: