Тема 1.1 «Теоретические основы государственного регулирования экономики»




Модуль 1 «Финансовое регулирование как элемент системы государственного регулирования экономики»

Тема 1.1 «Теоретические основы государственного регулирования экономики»

Необходимость и сущность государственного регулирования экономики.

Государство во все времена в какой-либо форме вмешивалось в экономическую жизнь. Такое вмешательство не было регулярным, постоянным, поскольку государство стремилось в первую очередь увеличить сбор налогов и платежей для роста поступлений в казну либо протекционистскими методами защитить национальный рынок. Лишь в конце XIX — начале ХХ столетия государство начинает активно использовать процесс экономического регулирования в своих интересах.

Вмешательство государства в экономику является необходимостью для любого правительства, независимо от типа экономики — рыночной или планово-распределительной. В плановой, централизованной экономике все функции, связанные с производством и распределением товаров, услуг принимает на себя государство, поэтому регулировать по сути нечего. В условиях рыночного хозяйства государство не может свободно распоряжаться капиталом, ресурсами частных товаропроизводителей, оно не является непосредственным организатором производства и распределения ресурсов. Однако в этих условиях исключительную роль начинают приобретать регулирующие функции. Развитие общества, усложнение хозяйственных связей меняет формы и объем деятельности государства в сфере экономики. Для обеспечения эффективного формирования рыночных отношений такое воздействие на социально-экономические процессы осуществляется с помощью определенных рычагов и методов.

Государственное регулирование экономики представляет собой систему или совокупность взаимосвязанных методов и экономических рычагов, осуществляющих воздействие на все сферы социально-экономической жизни, включая производство, обмен, распределение и потребление произведенной продукции.

В условиях рыночной экономики государственное регулирование экономики — это целенаправленное воздействие на макро- и микроэкономические процессы развития экономики для поддержания ее стабильности либо изменения в нужном для общества направлении.

Рыночная система хозяйствования призвана установить равновесие в экономике и обеспечить ее поступательное развитие. Вместе с тем с дальнейшим развитием рыночной экономики все больше проявляются и недостатки этой системы, которые заключаются в следующем:

Рыночный тип экономики не может самостоятельно обеспечить производство общественных товаров для всех членов общества, включая и неимущие слои. Речь идет о товарах и услугах коллективного пользования, которые потребляют все члены общества (оборона, государственное управление, энергетическая система и др.) в основном поровну.

Рыночная система хозяйствования не способствует сохранению и рациональному использованию невоспроизводимых и невозобновляемых ресурсов, не решает проблему воспроизводства рабочей силы.

Основываясь только на рыночном механизме, нельзя осуществить глубокие структурные изменения в экономике, прорывы в научно-технической сфере, решении межгосударственных и региональных проблем, организации денежного обращения.

Возникла потребность в значительных инвестициях, не привлекательных с точки зрения частного капитала, но необходимых обществу для обеспечения процесса воспроизводства.

Существующие недостатки и несовершенства, присущие рыночной системе хозяйствования, требуют активного вмешательства государства в экономические процессы для их устранения. Необходимость регулирования экономики государством обусловлена влиянием целого ряда факторов, связанных с разрешением тех или иных проблем в экономике.

В современных условиях государство выступает необходимым субъектом любой экономики, даже в странах, экономическая система которых преимущественно ориентирована на свободный рынок. Сочетание в разумных пределах государственного регулирования и механизма рынка способствует решению важных социально-экономических проблем.

Без вмешательства государства в экономику невозможно развитие самой рыночной системы. Исходя из этого, государство принимает на себя активную регулирующую роль в целях обеспечения экономической стабильности, сглаживания циклических колебаний в экономике, достижения макроэкономического равновесия, ограничения монополизма и развития конкуренции, поддержки малого и среднего бизнеса, обеспечения правовой основы и благоприятного социального климата.

Следовательно, вмешательство государства в экономическую сферу является объективной необходимостью независимо от экономического строя и типа экономики. Объективная же возможность регулирования государством экономики реально появляется лишь при достижении определенного уровня развития экономики.

Масштабы вмешательства государства в экономику зависят как от экономических факторов (уровень экономической активности и экономического развития), так и национальных особенностей страны (роль государства в обществе). Минимально необходимые границы государственного регулирования экономики определяются производством общественно необходимых товаров и услуг, организацией денежного обращения. Максимальный уровень допустимых границ государственного регулирования экономики обусловлен обеспечением определенного уровня занятости, перераспределением доходов, борьбы с монополизмом и инфляцией, реализацией национальных интересов на мировом рынке, развитием фундаментальных научных исследований и др. Любые перекосы могут привести к негативным последствиям, поэтому вмешательство государства в рыночную экономику должно быть экономически обоснованным, оправданным и допустимым в таких пределах, которые способствовали бы росту эффективности экономики.

Вмешательство государства в экономику, являясь важной составной частью воспроизводственного процесса, позволяет решать такие важные задачи, как создание благоприятных условий для экономического роста и оптимальной занятости, поддержка предприятий, ориентированных на экспорт конкурентоспособной продукции, стимулирование структурных сдвигов отраслевой и региональной экономики. При этом конкретные направления, формы, методы такого вмешательства и регулирования зависят от существующих социально-экономических проблем в стране в каждый конкретный временной период.

Система государственного регулирования рыночной экономики прошла длительный этап становления и развития. Впервые регулирование использовали развитые страны в период Первой мировой войны. Необходимость этих мер была связана с потребностями милитаризации экономики. Однако данный этап оказался непродолжительным. После окончания войны масштабы вмешательства государства в экономику резко сократились. Благоприятная экономическая конъюнктура 1920-х гг. на Западе сделала непопулярными идеи о регулировании государством экономики. Но ситуация резко изменилась в 1929-1933 гг., в период Великой депрессии, когда глубокий системный кризис поставил на повестку дня вопрос об активном вмешательстве государства в экономику и формировании системы государственного регулирования экономики.

В 1930-е гг. начинается второй этап в становлении системы государственного регулирования экономики. Он, в частности, связан с политикой нового курса Ф. Рузвельта в США, с созданием жесткой системы государственного регулирования экономики в фашистской Германии.

Третий, современный этап развития системы государственного регулирования экономики начался после Второй мировой войны и продолжается по сей день. Именно на этом этапе сформировалась современная система государственного регулирования экономики, на практике использованы различные инструменты, подтвердившие свою эффективность.

Цели и задачи государственного регулирования экономики.

Современная экономика являет собой синтез элементов государственного регулирования и рыночного механизма. При этом основные формы и объем вмешательства государства с развитием общества и усложнением хозяйственных связей тоже меняются. Регулирование экономики государством, выступая составной частью воспроизводственного процесса, способствует решению многих социально-экономических проблем.

Государственное регулирование экономики в рыночном хозяйстве — это целенаправленное воздействие государства на макро- и микроэкономические процессы, происходящие в экономике с целью обеспечения ее стабильности или изменения в необходимом для общества направлении.

Исходя из необходимости и сущности понятия, выявляются цели, задачи и направления государственного регулирования экономики. Принято выделять высшую, основную (генеральную) цель регулирования и прикладные (конкретные) цели.

Генеральная цель государственного регулирования экономики заключается в обеспечении экономической и социальной стабильности, укреплении и совершенствовании существующего строя как внутри страны, так и за рубежом, адаптации его к изменяющимся условиям. Высшая цель должна обеспечить достижение максимального благосостояния всех членов общества.

Реализация высшей или генеральной цели возможна лишь на основе прикладных, опосредующих конкретных целей, без достижения которых она не может быть достигнута. Эти конкретные (прикладные) цели непосредственно связаны с объектами государственного регулирования экономики.

Среди конкретных целей следует выделить:

экономический рост;——

совершенствование структуры народного хозяйства;——

выравнивание экономического цикла;——

обеспечение полной занятости;——

стабилизация системы денежного оборота;——

стимулирование развития конкурентных отношений;——

стабилизация цен и тарифов;——

устойчивость национальной валюты;——

обеспечение внешнеэкономического равновесия;——

защита окружающей среды;——

социальный мир.——

Среди конкретных целей одной из важнейших является обеспечение экономического роста. С реализацией этой цели связана и другая не менее важная цель — обеспечение полной занятости, направленной на максимально возможное в долгосрочной перспективе использование потенциала трудоспособного населения, создание рабочих мест, борьбу с безработицей. Если конкретной целью является выравнивание экономического цикла, то объектом выступает экономический цикл, если цель — совершенствование структуры народного хозяйства, то объектом регулирования является секторальная и отраслевая структура экономики и т.д.

Конкретные цели могут иногда частично перекрывать друг друга, так как одна может оказаться более важной в каком-то временном интервале и потому подчинить себе другие цели исходя из существующей системы приоритетов целей у государства и реальной социально-экономической ситуации. В результате конкретные цели будут являться опосредующими для достижения других, более высоких текущих целей в данный момент времени. На основании этого складываются отношения как подчиненности конкретных целей генеральной, так и взаимозависимости и соподчинения между самими прикладными (конкретными) целями, которые могут быть первичными, вторичными и т. д.

Вероятна также ситуация, когда достижение одной цели невозможно без того, пока не будет выполнена другая, либо, наоборот, достижение одной цели не может быть достигнуто без ущерба для другой. Поэтому цели могут быть взаимоисключающими, т. е. они не допускают компромиссов между собой.

При постановке той или иной цели важно определить:

как поставленная цель будет согласовываться, сочетаться со ——всеми другими целями, не будет ли она вступать с ними в противоречие;

является ли поставленная цель предварительной, опосредованной или промежуточной, в какую более общую цель она входит;

какие побочные последствия может иметь достижение этой цели в краткосрочном и долгосрочном периоде;

является ли поставленная цель экономически целесообразной, каково количественное соотношение положительного и отрицательного эффекта.

Разработка целей государственного регулирования основывается обычно на следующих общих принципах:

соответствие данной прикладной (конкретной) цели укреплению и совершенствованию существующего общественно-экономического порядка;

научная обоснованность и практическая необходимость реализации цели;

постановка и осуществление любой цели государственного ——регулирования не должны наносить ущерба другим объектам, в случае возникновения ущерба он должен быть полностью компенсирован;

постановка и достижение цели должны взаимодействовать с остальными целями с учетом ее места в системе приоритетов целей;

поставленная цель должна быть обеспечена достаточными ——финансовыми, материальными, организационными и иными ресурсами;

поставленная цель должна быть четко сформулированной, ясной и понятной широкому кругу пользователей, населению.

В процессе государственного регулирования экономики определяются основные задачи и направления такого регулирования. Главная задача государственного регулирования заключается в разработке долгосрочной стратегии социально-экономического развития с выделением конечных, промежуточных и текущих (конкретных) целей, этапов ее осуществления и приоритетов. При переходе к рыночным отношениям государство должно взять на себя решение следующих задач:

создание рынков там, где их не было, либо они были недостаточно развиты;

корректировка или дополнение рыночного механизма, который может приводить к сбоям;

облегчение передачи рыночных сигналов и содействие координации действий субъектов рынка;

стимулирование спроса на товары и услуги, инвестиции и занятость в период депрессий и кризисов;

изменение структуры общественного хозяйства.——

В процессе разработки государственной экономической политики формируются основные направления государственного регулирования экономики, которые включают:

Формирование системы обеспечения развития и функционирования предпринимательства, направленной на создание системы нормативно-законодательного обеспечения развития предпринимательства, исключающей противоречия между законодательными актами, предусматривающей механизм их реализации, гарантии прав и ответственность предпринимателей.

Формирование системы регулирования процесса финансовой поддержки предпринимательства, предусматривающей совершенствование политики налогообложения, страхования, кредитования, финансирования, инвестирования и пр.

Разработка и проведение антициклической политики. Задача этой политики осуществлять стимулирование спроса на товары и услуги, занятость, капитальные вложения, особенно в периоды кризисов и депрессий, и, напротив, сократить спрос и инвестиции во время длительного подъема для уменьшения будущего спада производства.

Разработка и реализация государственной структурной политики. Поддержка в виде государственных инвестиций оказывается тем видам производства, отраслям и регионам, от которых может зависеть будущее развитие отраслевой и национальной экономики. В качестве составной части этой политики может выделяться антимонопольная политика и политика поддержки малого предпринимательства.

Формирование и осуществление научно-технической и инновационной политики государства.

Реализация такой политики требует финансирования фундаментальной науки, которая не приносит дохода, но необходима для развития прикладной науки, роста научно-технического потенциала. Основной задачей при этом является формирование благоприятного инвестиционного климата для привлечения инвестиций, которые в первую очередь должны использоваться на развитие инновационных процессов.

Осуществление экологической политики, направленной на 6. уменьшение вредного воздействия производителей на окружающую среду и сохранение природных ресурсов для будущих поколений.

Регулирование занятости. Это направление позволяет решать как экономические, так и социальные задачи, обеспечивая оптимальное соотношение между спросом и предложением рабочей силы. Нарушение такого соотношения чревато негативными экономическими и социальными последствиями (рост безработицы, снижение спроса, уменьшение поступления налогов и сборов в бюджет, рост государственных расходов в виде пособий, дотаций).

Реализация денежно-кредитной и антиинфляционной поли8. тики, которая регулирует денежное обращение, влияет на уровень цен.

Следовательно, государственное регулирование охватывает такие направления жизни общества, которые имеют важное значение для обеспечения макроэкономического равновесия, пропорционального развития и экономического роста.

Субъекты и объекты государственного регулирования экономики.

В экономических изданиях под субъектом государственного регулирования экономики традиционно понимается государство. Субъектами государственного регулирования выступают исполнительные, законодательные, судебные органы власти. В России ктаким органам относятся: Госдума РФ, Совет Федерации, Президент России, Правительство РФ, Конституционный суд, Государственный Совет при Президенте РФ. Субъектами, наиболее активно осуществляющими регулирование экономики от имени государства, являются такие институты, как Министерство экономического развития РФ, Министерство финансов, Банк России.

Однако это не совсем верно, так как субъектов регулирования значительно больше. К ним относятся: региональные, местные институциональные образования, а также негосударственные союзы и объединения.

Негосударственные субъекты регулирования представлены различными объединениями, выражающими интересы определенных групп и слоев граждан, — союзы предпринимателей, профессиональные союзы и др. Определенную роль в части социальных аспектов играют культурные и религиозные учреждения. Функции негосударственных субъектов заключаются в выражении групповых интересов и закреплении их в рамках экономической политики.

Кроме государственных институтов, которые непосредственно принимают участие в осуществлении государственного регулирования экономических процессов, следует назвать также институты и группы, которые способны оказывать косвенное воздействие на принятие тех или иных решений в области проводимой экономической политики. Речь идет прежде всего о политических партиях и организациях, средствах массовой информации, экспертных советах, влиятельных политиках и ученых, общественном мнении. Данная группа субъектов оказывает косвенное воздействие на формы и методы регулирования экономики.

В современных условиях к субъектам регулирования следует отнести надгосударственные, политические и международные организации, которые ставят определенные условия при выдаче кредитов, займов. Поэтому государства вынуждены считаться с негосударственными структурами как в политической, так и в экономической сфере.

Функциями государственного регулирования экономики выступают:

воздействие государства на распределение доходов в обществе;

создание нормативно-законодательной основы развития и ——функционирования экономической системы;

обеспечение устойчивости и стабильности национальной валюты;

активизация предпринимательской, инвестиционной и инновационной деятельности.

Субъектами государственного регулирования экономики могут выступать носители, выразители, а также исполнители экономических интересов.

Носители экономических интересов представлены социальными группами, которые отличаются друг от друга рядом признаков (уровнем доходов, видами деятельности, профессией, региональными и отраслевыми интересами). К ним относятся наемные работники и владельцы предприятий, собственники земли и фермеры, крупные, средние и мелкие предприниматели, акционеры, государственные служащие и др. Носители хозяйственных интересов выражают свои интересы, обращаясь с просьбами, пожеланиями, предложениями в соответствующие государственные учреждения, регулирующие эти вопросы, а также через СМИ.

Носители экономических интересов могут объединяться в различные союзы, ассоциации (союзы предпринимателей, банковские ассоциации, торговые палаты) и другие объединения, и тогда они являются выразителями хозяйственных интересов. Влияние этих объединений на деятельность органов государственного регулирования осуществляется посредством советов, консультаций, рекомендаций. Выразителями политических, культурных, социально-экономических, экологических интересов выступают политические партии, которые выражают общенациональные интересы.

Исполнители хозяйственных (экономических) интересов — это субъекты государственного регулирования экономики, которые представлены органами федерального, регионального и местного управления, а также центральным банком страны. Через их деятельность происходит трансформация частных экономических интересов.

В последнее время зачастую происходит объединение субъектов государственного регулирования и частной экономической политики, что приводит к созданию новых регулирующих органов. Так, к примеру, создаются органы, объединяющие представителей исполнительной власти, союзов предпринимателей, профсоюзов с целью регулирования тарифных соглашений между трудящимися и предпринимателями. Могут создаваться советы, комитеты по поддержкеи развитию отдельных отраслей, включающие представителей министерства и отраслевых союзов предпринимателей.

Кроме того, в качестве государственно-частных органов регулирования экономики могут образовываться советы по определенным сферам деятельности (научно-технической, военно-промышленной, региональной политики, образования и др.). В отличие от отраслевых советов в их состав входят как представители правительственных органов, так и эксперты банков, различных фондов, производственных структур, общественных движений и др. Их рекомендации касаются направлений расходования средств бюджета, различных фондов.

Объекты государственного регулирования экономики представляют собой социально-экономические процессы, регионы, отрасли, сферы, на которые государство направляет свою регулирующую деятельность с целью создания условий для эффективного функционирования национальной экономики. Иными словами, объектами выступают те регионы, сферы, отрасли, явления и условия социально-экономической жизни общества, где возникли либо могут возникнуть сложности и проблемы, которые не могут быть разрешены автоматически в текущем периоде и в отдаленном будущем, тогда как устранение этих проблем позволяет обеспечить нормальное функционирование экономики и социальную стабильность в обществе.

С точки зрения объектов воздействия регулирование экономики государством означает деятельность, связанную с регулированием трех взаимосвязанных частей процесса воспроизводства: регулированием ресурсов; регулированием производства; регулированием финансов.

Исходя из иерархии уровней государственного регулирования, оно осуществляется на федеральном, региональном и местном уровнях.

Кроме того, объекты государственного регулирования могут отличаться друг от друга уровнем решаемых задач. Это могут быть следующие уровни:

уровень отдельной фирмы;——

уровень региона;——

уровень отрасли или сектора экономики (промышленность, —сфера услуг, сельское хозяйство и др.);

уровень экономики в целом (экономический цикл, уровень цен, денежное обращение);

глобальный уровень (экологические проблемы, социальные ——отношения и др.);

наднациональный уровень (процессы интеграции, экономические и политические отношения с зарубежными странами).

Наиболее важными и значимыми объектами государственного регулирования экономики являются:

1. Экономический цикл, воздействие на хозяйственную конъюнктуру.Регулирование хозяйственной конъюнктуры или проведение государственной антициклической политики заключается в том, что государство старается стимулировать спрос на товары и услуги, инвестиции и занятость в период кризисов и депрессий. Для частного бизнеса в этот период предоставляются различные финансовые льготы, возрастают государственные расходы и капитальные вложения. Периоды длительного активного экономического подъема в стране могут привести к возникновению негативных явлений — сокращению товарных запасов, росту импорта, ухудшению состояния платежного баланса, повышению спроса на рабочую силу над ее предложением, а значит, и к необоснованному росту заработной платы и цен. В этих условиях государственное регулирование направлено на то, чтобы затормозить рост спроса, инвестиций и производства и за счет этого уменьшить продолжительность и глубину возможного спада производства, инвестиций и спроса в будущем периоде.

2. Секторальная, отраслевая и региональная структура хозяйства.Регулирование государством отраслевой, региональной и секторальной структуры экономики осуществляется обычно с помощью финансовых рычагов и стимулов, а также государственных инвестиций, которые обеспечивают преференции (льготные условия) отдельным регионам, отраслям, секторам экономики. Такая помощь и поддержка оказывается чаще всего в виде поощрения развития новых отраслей или видов производств, которые способны привести к прогрессивным изменениям структуры внутри отраслей, между отраслями, во всем народно-хозяйственном комплексе, повышению его конкурентоспособности и эффективности. Однако наряду с этим могут применяться меры к сдерживанию чрезмерной концентрации производства.

3. Условия накопления капитала. Накопление капитала выступает важным объектом государственного регулирования. Государство, поощряя накопления, в первую очередь отвечает интересам субъектов хозяйствования, поскольку получение и капитализация прибыли являются главной целью их хозяйственной деятельности. Одновременно государственное регулирование накопления оказывает воздействие и на другие объекты регулирования. К примеру, формируя дополнительные возможности и стимулы в разные периоды времени всем инвесторам или их отдельным группам по территориям или отраслям, государство воздействует на структуру экономики и экономический цикл.

4. Занятость. Государственное регулирование занятости предполагает поддержание оптимального соотношения спроса и предложения рабочей силы, призванного удовлетворять потребность экономики в квалифицированных кадрах, мотивированных к труду заработной платой. Вместе с тем соотношение между спросом и предложением не должно способствовать опережающему росту оплаты труда, что негативно может сказаться на конкурентоспособности национальной рабочей силы. Нецелесообразно также и резкое сокращение занятости, так как это может привести к росту безработицы, уменьшению платежеспособного и потребительского спроса, снижению поступления налогов и сборов, росту расходов на дотации, пособия и другие социальные выплаты.

5. Денежное обращение. Денежное обращение является объектом пристального внимания органов государственного регулирования. Основным направлением регулирования денежного обращения является борьба с инфляцией, которая негативно отражается на состоянии экономики. Оказывая регулирующее воздействие на денежное обращение, государство опосредованно влияет и на другие объекты — цены, условия накопления капитала, социальные процессы.

6. Платежный баланс. Состояние платежного баланса страны показывает степень развития международных кредитных отношений страны и выступает объективным показателем экономического «здоровья» государства. Платежный баланс традиционно является одним из объектов государственного регулирования экономики, что обусловлено следующими причинами:

неуравновешенностью платежных балансов, которая проявляется в крупном и хроническом дефиците балансов у одних стран и слишком большом активным сальдо у других стран;

отказом от механизма стихийного выравнивания платежных ——балансов за счет ценового регулирования, что требует от государства проведения целенаправленных мероприятий;

интернационализацией и усложнением хозяйственных связей, ——повышающих необходимость государственного регулирования.

Государство осуществляет такое регулирование постоянно, воздействуя на экспорт и импорт, движение капитала, изменение курса национальной валюты, участие в международном разделении труда и кооперации. Для того чтобы заинтересовать экспортеров в вывозе товаров, освоении международных рынков, государство может предоставлять целевые экспортные кредиты, осуществлять страхование политических и экономических рисков экспортеров, применять льготный режим амортизации основных фондов, предоставлять определенные финансово-кредитные льготы с обязательством реализовывать определенную экспортную программу.

7. Цены.Динамика и структура цен характеризует состояние экономики страны. Однако и сами цены оказывают влияние на условия инвестирования капитала, устойчивость национальной валюты, структуру хозяйства, социальную сферу.

8. Условия конкуренции. Государство изучает и совершенствует законы, направленные на соблюдение и развитие конкуренции, ограничение монополизации экономики.

9. Инновационные разработки и научные идеи, основанные на проведении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.Государственное регулирование предполагает финансирование наиболее значимых исследований, использование системы грантов, других форм поддержки организаций, ориентированных на использование инноваций и повышение конкурентоспособности производимой продукции.

10. Социальные отношения, а также социальное обеспечение.

11. Окружающая среда. Государство стремится сохранить для потомков окружающую среду и потому осуществляет регулирование деятельности пользователей объектами природной среды, используя для этого как льготы, так и санкции. Государство должно проводить предварительную экспертизу проектов строительства новых предприятий и производств с точки зрения их экологической безопасности, останавливать и запрещать производства, наносящие вред здоровью и жизни людей, обязывать предпринимателей направлять средства на восстановление окружающей среды.

Внешнеэкономические связи, когда государство осуществляет контроль за деятельностью участников внешнеэкономической деятельности, включая организацию деятельности таможенной системы, стремится создать заинтересованность у частных фирм в экспорте товаров, услуг, капиталов, накопленных знаний и опыта.

Таким образом, указанные выше объекты могут носить различный характер, охватывать как макроэкономические процессы, отдельные отрасли, региональные производственные комплексы, отношения между субъектами, между профсоюзами и объединениями предпринимателей, между государственными органами регулирования.

Инструменты и методы регулирования экономики.

Сложившаяся система государственного регулирования экономики в процессе своего становления и развития прошла ряд этапов:

1. Создание благоприятствующих условий для воспроизводства частного капитала и разработка с этой целью трудового, налогового, бюджетного, банковского, торгового, социального законодательства, таможенной политики, создание условий для обеспечения устойчивости денежной единицы, приобретение определенных производственных и инфраструктурных объектов.

2. Разработка антикризисных мероприятий, воздействие на занятость и цены.

3. Переход в целом ряде стран к разработке региональных и отраслевых среднесрочных программ, изучение взаимодействия и взаимозаменяемости используемых при этом инструментов государственного регулирования, оценка их эффективности.

4. Использование среднесрочных программ в сочетании с разработкой долгосрочных целевых ориентиров (таргетов), а также адресное, комплексное использование инструментов государственного регулирования.

Функции регулирования экономики государство выполняет, используя различные методы, формы и инструменты воздействия, которые могут изменяться исходя из стоящих экономических задач, материально-технических ресурсов государства и накопленного опыта регулирования.

Мировая практика имеет в своем распоряжении определенный стандартный набор общественных форм и методов государственного регулирования экономики.

Все применяемые методы подразделяют на прямые и косвенные.

1. Прямые (дирижистские), или административные, методы государственного регулирования экономики.

В основе этих методов лежат административно-правовые способы воздействия на деятельность различных субъектов хозяйствования, включая меры разрешения, ограничения, запрета. Методы прямого воздействия характеризует то, что субъекты экономики принимают решения, основанные не на свободном, самостоятельном выборе, а исходя из правил, норм и законов, предписанных государством.

Кметодам прямого воздействия относят:

выделение стратегических целей развития экономики и отражение их в целевых программах, долгосрочных планах;

государственные контракты и заказы на поставку определенных видов продукции, оказание услуг и выполнение работ;

поддержка со стороны государства заказов, программ, кон——трактов;

установление нормативных требований к качеству продукции ——и сертификации технологий для ее изготовления;

установление административных и правовых ограничений и запретов на выпуск определенных видов продукции, оказание услуг и т. п.;

лицензирование внешнеторговых операций, связанных сим——портом и экспортом товаров, работ и услуг.

2. Косвенные (экономические) методы регулирования. Экономические методы имеют ряд неоспоримых преимуществ, которые обусловлены тем, что они не ограничивают свободу предпринимательского выбора и адекватны природе рыночного хозяйства. Они создают предпосылки к тому, чтобы экономические субъекты при самостоятельном выборе предпочитали варианты, которые наиболее соответствуют целям проводимой ими хозяйственной политики.

Свобода экономического выбора связана с тем, что уменьшение учетной ставки либо снижение налогов на предприятия направлено на стимулирование инвестиционной активности предприятий и рост объемов производства. Товаропроизводители наращивают объем инвестиций и производства не в силу того, что не имеют другого выхода, а потому, что это становится им выгоднее, чем раньше.

Адекватность экономических методов природе рынка связана с тем, что они непосредственно влияют на рыночную конъюнктуру, а через нее косвенным образом на производителей и потребителей товаров, работ и услуг. Если увеличить трансфертные платежи, то это изменит конъюнктуру на рынке потребительских товаров, создаст дополнительный спрос, что приведет к повышению цен и будет способствовать увеличению объема производства и предложения товаров.

Косвенные регуляторы экономических процессов основаны преимущественно на товарно-денежных рычагах, которые определяют условия функционирования («правила игры») и влияют на интересы субъектов хозяйствования в экономике. Данные методы регулирования позволяют в широком объеме использовать средства и возможности финансовой и денежно-кредитной сферы.

Ккосвенным (экономическим) методам относятся:

система налогообложения, уровень, ставки обложения налогами, налоговые льготы;

регулирование цен и тарифов, уровень и соотношение цен;——

платежи за кредитные ресурсы, процентные ставки за кредит ——и льготы по кредитам;

курсы валют, условия обме<



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: