Глава 2. Факторы, положительно влияющие на рост и развитие человека




МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ДРУЖБЫНАРОДОВ

ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

РЕФЕРАТ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ АНТРОПОЛОГИЯ

ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА РОСТ И РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕКА

Реферат подготовил

ст. гр. ФПб – 11

Портнов И.А.

Реферат проверил(а)

 

Москва 2017

Оглавление

 

Введение ….……………………………………………………………………3

Глава 1. Рост человека.. ……………………………………………………....4

1.1. Процесс роста...............................................................................4

1.2. Изменения роста...........................................................................4

Глава 2. Факторы, положительно влияющие на рост и развитие человека…........................................... ……………………………………… ...... 5

2.1. Физическая культура..... ………………………………………...5

2.2. Питание... ………………………………………………………..6

2.3. Личная гигиена..............................................................................7

2.4. Сон.................................................................................................. 8

2.5. Проведение свободного времени..................................................9

Глава 3. Факторы, отрицательно влияющие на рост и развитие

человека.............................................................................................................. 11

3.1. Вредные привычки.......................................................................11

Выводы………………………………………………………………………...14

Список использованной литературы………………………………………...15

 

Введение

Актуальность проблемы влияния различных факторов на рост и развитие человека на сегодняшней день является очевидной. Человечество в данный момент находится в таком периоде развития, когда эффективность работы определяется, в первую очередь, уме­нием управлять сложными машинами и технологическими процессами, творчески мыслить и действовать, рациональ­но использовать бурно растущий поток информации. Уров­ни здоровья и образования определяют работоспособность и социальную активность человека.

В связи с этим главной задачей явля­ется разработка, и внедрение таких правил и форм организации труда, которые обеспечат наибольшую эффек­тивность умственной работы при полном сохранении здо­ровья. Рационализация умственного труда должна способствовать еще большему раскрытию духов­ных сил, волевых качеств и умственных способностей человека и крайне необходимо, чтобы знания и навыки правильной организации умственной деятельности были заложены в школьные годы.

К умственной нагрузке учащихся, помимо уроков и выполнения домашних заданий, относятся просмотр телевизора, работа с компьютером, заня­тия в кружках, спортивных секциях, занятия музыкой, чте­ние литературы.

Естественно, при такой большой умственной нагрузке учащимся должны быть привиты прочные навыки рацио­нальной организации режима труда и отдыха.

Современные условия жизни, стремительные темпы развития науки и техники, совершенствование учебных и трудовых процессов, быстрый рост объема необходимой информации и др. предъявляют к организму ребенка высокие требования. Пластичность функциональных систем растущего организма способствует сравнительно быстрой его адаптации к широкому кругу самых разнообразных воздействий окружающей среды. Однако еще не вполне сформировавшийся организм не всегда способен адекватно реагировать на учебные нагрузки, недостаточную двига­тельную активность, что нередко приводит вначале к функ­циональным расстройствам, а затем и к заболеваниям.

Значительная учебная нагрузка, нередко отсутствие четкого чередования умственного напряжения с отдыхом, физическим трудом, прогулками, занятиями физкультурой и спортом, недостаточный сон могут привести к переутом­лению школьника. Поэтому в школе и дома должны быть созданы условия, исключающие неблагоприятные влияния указанных факторов на здоровье.

Итак, факторами внешней среды называется совокупность явлений, окружающих школьника и оказывающих всяческое воздействие на организм, его рост и развитие.

Глава 1. Рост человека

Процесс роста

 

За рост человека отвечает соматотропный гормон или гормон роста. Гормоном роста он называется потому, что у детей и подростков, а также молодых людей с ещё не закрывшимися зонами роста в костях он вызывает выраженное ускорение линейного (в длину) роста, в основном за счёт роста длинных трубчатых костей конечностей. Секреция соматотропина постепенно понижается с возрастом. Она минимальна у пожилых и стариков, максимальна у подростков в период интенсивного линейного роста и полового созревания.

У взрослых патологическое повышение уровня соматотропина или длительное введение экзогенного соматотропина в дозах, характерных для растущего организма, приводит к утолщению костей и огрублению черт лица, увеличению размеров языка — так называемому акромегалоидному строению скелета.

В целом человечество постепенно «растёт». Если 50 лет назад средний рост был 165 сантиметров, то сейчас на 2,5 сантиметра больше. Примерно на килограмм увеличилась в среднем и его масса. У подростков перемены еще более заметны. Средний рост современного подростка на 3—5 сантиметров выше, чем у его сверстника 30-х годов.

Эпохальное изменение роста человека называется акселерация. К примеру, неандертальцы почти не отличались ростом от современного человека (160—165 см). В эпоху Средневековья рост человека начал снижаться. Но за последние 100 лет длина тела человека резко увеличилась.

Изменения роста

В течение дня рост человека меняется в среднем на 2 см. Наибольший рост будет сразу после сна. В течение дня (при преимущественно вертикальном положении туловища) межпозвоночные диски оседают, а за ночь они восстанавливают первоначальную высоту.

У космонавтов при долговременном пребывании в невесомости рост увеличивается на 5-8 сантиметров. Однако это довольно опасно, так как позвоночник теряет прочность. После возвращения на Землю рост постепенно возвращается к прежней величине.

 

Глава 2. Факторы, положительно влияющие на рост и развитие человека

Физическая культура

Необходимым условием гармоничного развития личностичеловека является достаточная двигательная активность. В последние годы в силу высокой нагрузки в школе, университете, на работе и дома и других причин у большинства людейотмечается дефицит движений в режиме дня, недостаточная двигательная активность, обусловливающая появление гипокинезии, которая может вызвать ряд серьезных изменений в организме человека.

Исследования гигиенистов свидетельствуют о том, что до 82—85% дневного времени большинство учащихся находится в статическом положении (сидя). Даже у младших школьников произвольные движения (ходьба, бег, игры) занимают только 16—19% времени суток, из них на организованные формы физического воспитания приходится лишь 1—3%. Общая двигательная активность детей с поступлением в школу падает почти на 50%, сни­жаясь от младших классов к старшим. Установлено, что двигательная активность в 6—7-м классе меньше, чем в 2—3-м, девочки делают в сутки меньше шагов, чем маль­чики; двигательная активность в воскресные дни больше, чем в учебные. Отмечено изменение величины двигатель­ной активности в разных учебных четвертях. Так, она осо­бенно мала зимой (в третью учебную четверть); весной и осенью возрастает.

Двигательный режим школьника складывается в основ­ном из утренней физзарядки, подвижных игр на школь­ных переменах, уроков физической культуры, активного отдыха на воздухе после обеда, занятий в кружках и спортивных секциях, прогулок перед сном, активного отдыха в выходные дни и каникулы.

При систематических занятиях физической культурой и спортом происходит непрерывное совершенствование механизмов, регулирующих работу всех органов и систем человека. В этом, главным образом, и заключается поло­жительное влияние физической культуры как одного из мощных факторов укрепления здоровья.

Мышцы составляют от 40 до 56% массы тела человека и вряд ли можно ожидать хорошего здоровья и высокой работоспособности, если добрая половина составляющих его клеток не получает достаточного питания и не обла­дает хорошей работоспособностью.

«Ходьба оживляет и воодушевляет мои мысли. Оставаясь в покое, я почти не могу думать; необходимо, чтобы мое тело находилось в движении, и тогда ум тоже начинает двигаться», — признание великого французского мыслителя и писателя Ж. Ж. Руссо как нельзя лучше иллюстрирует взаимосвязь работы мозга с движением.

 

 

Физическое воспитание школьников тесно связано с трудовым. Занятия спортом, игры всесторонне развивают, подготавливают ребенка к выполнению посильных трудовых движений. Школьники, систематически занимающиеся разнообразными физическими упражнениями в школе и дома, легче овладевают трудовыми навыками, у них вырабатываются правильная осанка, координация движений. В свою очередь труд воспитывает и физически развивает ребят, поэтому так важно приучить их с раннего возраста выполнять несложные обязанности по самообслуживанию, помогать старшим в семье.

В семье всегда найдутся самые разнообразные работы, требующие физического труда, посильного для школьников. Трудовые обязанности их по самообслуживанию, уходу за домом, огородом и другие должны обязательно включаться в режим дня, занимая примерно от 30 до 45 мин в день. При этом необходимо, чтобы школьник понимал, какое значение для семьи имеет выполняемое им дело. Кроме того, важно, чтобы он был в состоянии выполнить требуемое как следует, своевременно получая соответствующие указания со стороны взрослых. Особенно это относится к работам, связанным со значительными усилиями или приемами, где нужна специальная сноровка. Поручая сыну или дочери какую-либо работу по дому, вначале надо показать, как лучше это сделать. Без необходимых указаний, не имея должных навыков, дети даже при выполнении простых заданий быстро устают, нервничают, работа у них не спорится.

Овладение навыками выполнения физическими упражнений и культурой физического труда – это не только признак общей культуры человека, о и необходимость для сохранения и улучшения здоровья и работоспособности в условиях научно-технического прогресса.

 

Питание

Правильно организованное питание является важнейшим условием хорошего физического и умственного развития школьников. Когда наступает время еды, повышается возбудимость пищевого центра, условно рефлекторно выделяются пищеварительные соки, повышается обмен веществ, т. е. к каждому времени приема пищи в организ­ме происходит соответствующая функциональная настрой­ка. При беспорядочном питании эта функциональная готовность к еде не появляется. В результате нарушаются пищеварение и усвоение пищи, что может привести к заболеванию. Отсутствие пищевого режима отражается и на многочисленных функциях коры головного мозга.

Под режимом питания понимают его кратность в тече­ние суток, определенные интервалы между приемами пищи и правильное распределение суточного рациона.

Жизненная деятельность человека, в каком бы виде она ни проявлялась — в виде физического, умственного труда или в состоянии покоя, — осуществляется за счет непрерывно протекающих в организме процессов обмена веществ. В результате этих процессов выделяется энергия, необходимая для нормальной работы всех систем и органов человека.

В зависимости от потребности химическая энергия обменных процессов превращается в механиче­скую энергию мышечного сокращения, в электрическую энергию нервных импульсов. Энергетическую потребность организма обеспечивают белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные соли и вода. Правильно построенный рацион питания должен включать продукты, содержащие все эти вещества в определенном сбалансированном соотношении с учетом физиологической потребности организма.

Нередко родители стремятся дать ребенку значительно больше пищи, чем это необходимо. Установлено, что боль­шаячасть детей, страдающих ожирением, из тех семей, в которых бытует «культ» еды, где родители сами переедают. Дети с избыточной массой тела чаще болеют, тяжелее переносят любое заболевание. Повышенное отложение жира ослабляет мышцу сердца. У ребенка возникает одышка, он быстро утомляется и начинает избегать подвижных игр, охотнее занимаясь тем, что не требует движения. Такой режим в свою очередь способствует развитию ожирения, которое вредно влияет на опорно-двигательный аппарат ребенка — кости, суставы. Очень часто у таких детей появ­ляется плоскостопие, нарушается осанка, плохо развиты мышцы. К тому же немало огорчений причиняют ему насмешки, обидные прозвища ровесников. Ребенок страда­ет от своей неуклюжести и неловкости, замыкается в себе, избегает общества сверстников. Все это сказывается на со­стоянии нервной системы, формировании характера.

Без помощи родителей предупредить ожирение и бо­роться с ним чрезвычайно трудно. Родители тучных детей должны помнить о необходимости раннего диспансерного наблюдения за такими детьми и консультироваться с педи­атром-эндокринологом относительно организации их пи­тания и режима.

Особое внимание должно обращаться на недопусти­мость перекармливания и малой подвижности.

Таким образом, правильно организованное питание человека — необходимое условие нормальной деятельности, роста и развития организма.

Личная гигиена

Личная гигиена совокупность гигиенических правил, выполнение которых способствует сохранению и укреплению здоровья человека. Личная гигиена включает общие гигиенические правила, одинаковые для людей любого возраста: правильное чередование умственного и физического труда, занятия физкультурой, регулярные приемы полноценной пищи, чередование труда и активного отдыха, полноценный сон. К личной гигиене в узком понимании относятся гигиенические требования к содержанию в чистоте тела, белья, одежды, жилища, а также к приготовлению пищи. Первоочередным является соблюдение чистоты тела. Подсчитано, что в течение недели сальные железы выделяют на поверхность кожи человека от 100 до 300 г кожного сала, а потовые железы — от 3,5 до 7 л пота. Поэтому кожу нужно своевременно и регулярно мыть, иначе нарушаются ее защитные свойства и соотношение микроорганизмов, постоянно населяющих покровы тела, создаются благоприятные условия для размножения гноеродных микробов, паразитических грибков и других вредных микроорганизмов.

Особенно легко загрязняются открытые части тела. Доказано, что при нанесении бактериальных культур на кожу чисто вымытых рук количество бактерий через 10 мин. уменьшается на 85%, а при нанесении на кожу немытых рук — через 20 мин. лишь на 5%. Особенно много бактерий обнаруживается под ногтями (примерно 95% микроорганизмов, находящихся на коже рук), поэтому так важно систематически и правильно ухаживать за ногтями. Чистота рук обязательна при приготовлении, употреблении пищи. Не случайно дизентерию, например, часто называют болезнью грязных рук. Навыки личной гигиены нужно прививать детям с раннего возраста.

Помимо общегигиенических мероприятий, личная гигиена включает уход за наружными половыми органами. Эти специальные гигиенические мероприятия следует начинать не со времени наступления половой зрелости, а с момента рождения ребенка и проводить постоянно.

Важное место в личной гигиене занимают соблюдение чистоты нательного белья, одежды, ежедневная смена носков (чулок), особенно при повышенной потливости. Чистота тела и одежды немыслима без соблюдения чистоты в жилых комнатах, кухне, в производ­ственных помещениях.

Каждому члену семьи рекомендуется иметь отдельную постель, отдельные полотенца (личное и банное); смену постельного белья приурочивают к посещению бани. Рекомендуется также перед сном менять дневное нательное белье на ночную сорочку (пижаму).

Все эти гигиенические мероприятия, необходимые повседневно, приобретают особое значение в тех случаях, когда в семье кто-нибудь заболевает, т. к. нарушение требований гигиены может отрицательно сказаться на здоровье и трудоспособности окружающих больного людей, особенно детей.

При разработке правил личной гигиены, по существу общих для всех людей, учитываются возрастные, а также анатомо-физиологические особенности женского и мужского организма.

Сон

 

После напряженного рабочего дня человеку нужны хо­роший отдых и полноценный сон. Такой сон обеспечивает нервным клеткам головного мозга и всему организму до­статочный отдых, вызывает чувство бодрости, поддерживает хорошую работоспособность.

День — это период активной деятельности организма человека, сопровождающийся большим расходом энергии и, следовательно, требующий активных процессов обмена веществ в организме. Ночь — период относительно пассив­ной жизнедеятельности организма человека, характеризующийся покоем, при котором восстановительные про­цессы преобладают над процессами расходования энергии.

По современным данным, сон представляет собой раз­литое торможение, которое возникает в коре полушарий головного мозга и оберегает нервные клетки от перевоз­буждения, истощения и разрушения. Во время сна происходит изменение всей жизнедеятельности организма. За­медляются ритм сердечной деятельности, расслабляется мускулатура, уменьшается потоотделение, понижаются обмен веществ, функция пищеварения.

Проведенное в последние годы изучение режима дня трудящихся показало, что значительная часть людей недо­сыпает. В большинстве случаев причиной является не­правильная организация отдельных моментов режима дня. Частой причиной нарушения сна у людей явля­ется просмотр ими поздних телевизионных передач, посещение театра и кино в вечернее время.

Установлено чрезвычайно неблагоприятное влияние недосыпания на высшую нервную деятельность человека. Появляются слабость, головные боли, раздражитель­ность, пониженная работоспособность, быстро нарастающее утомление. Эти нарушения вначале носят обратимыйхарактер и исчезают при установлении правильного режи­ма сна. Длительное недосыпание может привести к пере­утомлению.

При соблюдении необходимых правил сон человека будет полноценным, поможет восстановить его силы к следующему трудовому дню.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: