Проведение свободного времени




 

В бюджете каждого человека существует и такое, когда он оказывается свободным от обязательных занятий, и сам, не по обязанности, не в силу долга,

а в соответствии с личными склонностями, желаниями, интересами слушает радио или смотрит телепередачи, играет в компьютер, ведет беседу с товарищем, занимается спортом или читает книгу. А может быть и так, что он ничем не занимается и бродит по улице, на­деясь, что подвернется какое-нибудь интересное дело.

Проблема организации внерабочего времени людей не нова, она издавна волнует медиков. Известный отечественный педагог К. Д. Ушинский более 100 лет назад писал, что у человека портится голова, сердце и нравственность, если он не знает, чем ему занять день.

По данным врачей-гигиенистов, такие зрелищные ме­роприятия, как просмотр телевизионных передач, кино­фильмов и др. при всей их занимательности, пользе для развития ребенка, представляют значительную физиологи­ческую нагрузку на центральную нервную систему, органы зрения и слуха. Отводимое на эти передачи время следует регламентировать. Установлена максимальная продолжи­тельность просмотра детьми телевизионных передач: для младших школьников — 1ч, не более 2—3 раз в неделю; у компьютера можно проводить не более получаса. У взрослого человека максимально допустимая норма увеличена.

 

 

Наблюдения врачей показали, что телевизионные просмотры сразу же после какой-либо умственной или зрительной нагрузки способствуют дальнейшему нарастанию утомления, накопившегося за день. Ведь нагрузка при этом приходится на те же самые участки коры головного мозга, которые уже были в работе. Если ребенок был в театре, музее, на концерте, видел кинофильм, то смотреть пере­дачи, работать на компьютере в тот же день ему не следует. Перегрузка может неблагоприятно отразиться на организме.

Многообразие видов деятельности людей во внерабочее время способствует их интеллектуальному разви­тию и духовному обогащению. При этом рациональная ор­ганизация свободного времени в течение дня играет боль­шую роль в восстановлении и сохранении оптимального состояния организма. Для этого содержание и объем внерабочей деятельности, в том числе длительность и харак­тер ее, должны исходить из анатомо-физиологических и психологических возможностей и потребностей трудящихся и соответствовать гигиеническим рекомендациям.

 

 

Глава 3. Факторы, отрицательно влияющие на рост и развитие человека

Факторами, отрицательно влияющими на состояние организма человека, являются несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям человека, стрессорная тактика авторитарной педагогики, нерациональная организация учебного и рабочего процесса, нарушения санитарно–гигиенических условий обучения и работы. Значимость этих факторов определяется деятельностью, систематичностью и непрерывностью их воздействия на организм ребенка.

Наиболее выраженное отрицательное влияние на развитие и состояние здоровья организма оказывают следующие факторы:

- нарушение режима дня;

- недостаточная двигательная активность;

- нарушение организации питания;

- отсутствие гигиенических навыков;

- неблагоприятный психологический микроклимат в семье, школе, университете и на работе;

- неблагоприятные экологические факторы;

- наличие вредных привычеки другие.

Рассмотрим один из отрицательно влияющих факторов более подробно.

 

Вредные привычки

 

Ни одна из пагубных привычек не уносит столько здоровья, как курение табака. Особенно тревожит распространение курения в детском, подростковом и юношеском возрасте.

Как правило, в приобщении к курению детей в первую очередь повинны курящие родители, их отрицательный пример. В литературе приводятся такие данные: если курят родители, то вероятность того, что ребенок также начнет курить, равна 79—85%. Если же его окружает безникотиновая среда, то вероятность приобщения к курению ничтожно мала.

Школьники обычно скрывают, что они увлекаются табаком, а после соответствующих бесед говорят, что бросили курить, хотя это не всегда соответствует дей­ствительности.

К сожалению, дети к истине о вредном действии табака относятся пренебрежительно. Их не смущает, например, то, что никотин — сильнейший яд, нарушающий обмен в нервных клетках, дыхание и сердеч­но-сосудистую деятельность; что кровеносные сосуды при­мерно к 50 годам становятся у курильщиков хрупкими, неэластичными; что с дымом в легкие попадают окись углерода, свинец, способный накапливаться в организме, мышьяк и бензпирен, способствующие развитию зло­качественных опухолей, а клейкая смесь — табачная смола, оседая в дыхательных путях, повреждает их, что ведет к воспалительным процессам. Около 500 разно­образных веществ, большинство изкоторых пагубновлияет на различные органы и системы человеческого организма, выделено из табачного дыма.

Таким образом, в организме человека нет практиче­ски ни одного важного органа или системы, которые не страдали бы от хронического отравления продуктами табака.

В младшем школьном возрасте (7—11 лет) продолжа­ется функциональное развитие нервной системы. В 7 лет по-прежнему отмечается преобладание процессов возбуж­дения, недостаточность внутреннего торможения: следова­тельно, остается повышенная истощаемость клеток коры, быстро наступает утомление с развитием охранительного торможения. С 8—9 лет внутреннее активное торможение усиливается, окончательно выявляется и закрепляется тип высшей нервной деятельности ребенка.

Такое интенсивное развитие и функциональное совер­шенствование центральной нервной системы вызывает определенную напряженность в организме подростка, ве­дет к необычным реакциям на воздействие факторов внешней среды (различных перегрузок, травм и случай­ного или умышленного употребления алкоголя).

Алкоголь, попадая в организм ребенка или подростка, проникает в кровь и мозг — самые богатые водой ткани нашего организма. Мозговая ткань детей значительно бо­гаче водой, чем у взрослых, она очень быстро всасывает алкоголь. Вследствие незрелости нервных клеток и повы­шенной рефлекторной возбудимости коры больших полу­шарий, слабости тормозных процессов, в ответ даже на небольшие дозы алкоголя у детей часто развиваются тя­желые отравления, различные заболевания. Прием алко­голя нарушает умственную деятельность — слабеет па­мять, страдает мышление.

Алкоголь вызывает у людей серьезные, необратимые заболевания органов пищеварения, печени, почек. Отли­чительной особенностью желудка и кишечника детей яв­ляется повышенная проницаемость их стенок. Поэтому все токсичные вещества, поступающие в желудок и ки­шечник, в том числе и алкоголь, легко и быстро прони­кают в кровяное русло, затем в головной и спинной мозг, вызывая развитие тяжелых отравлений. Кроме того, у де­тей слизистые оболочки желудка и кишечника нежнее, чем у взрослого человека, и алкоголь сильнее раздра­жает желудочно-кишечный тракт. Это приводит к быстро­му нарушению секреции желудочного сока и ферментов. При этом нарушаются усвоение питательных веществ, по­ступающих в желудочно-кишечный тракт, обменные про­цессы и как следствие этого — рост и развитие ребенка. Употребление спиртных напитков способствует развитию у детей необратимых органических заболеваний желуд­ка — гастритов, язв и даже злокачественных опухолей.

Несовершенна у растущего организма и деятельность печени. Этим объясняется ее быстрое поражение при мно­гих интоксикациях. Печень принимает участие в углевод­ном и белковом обмене, участвует в формировании имму­нитета, что особенно важно в детском возрасте. При алко­гольной интоксикации у ребенка возникает воспаление печени, она увеличивается.

Одним из сильных средств в борьбе с пьянством является спорт. В. И. Ленин в беседе с Кларой Цеткин осенью 1920 года сказал, что молодежи особенно нужны жизнерадостность и бодрость, здоровый спорт — гимнас­тика, плавание, экскурсии, физические упражнения всяко­го рода — разносторонность духовных интересов.

Увлечение физкультурой и спортом не только преду­преждает развитие пагубных пристрастий среди детей. Физическая культура способствует воспитанию нового человека, строителя общества, сохранению и укреплению физической и умственной работо­способности, психологической подготовке к трудовой дея­тельности у молодежи, адаптации к физическому и психи­ческому утомлению, преодолению излишнего эмоционального напряжения.

Физическая культура, спорт, занятия в кружках, биб­лиотеках, правильная организация свободного времени, интересного и содержательного отдыха — все это, разу­меется, противостоит развитию вредных привычек и, преж­де всего, привычки к употреблению алкоголя. Праздность, безделье, скука, наоборот, — наиболее плодотворная почва для ее формирования.

 

Выводы

 

Физкультура и спорт, как известно, эффективно способствуют формированию здорового образа жизни, включающего и выполнение правил личной гигиены, и режим дня, и организацию рационального питания. Поэтому важно своевременно начинать физическое воспитание человека.

Приобщение человека к физкультуре важно не только с точки зрения укрепления их здоровья, но и для выработки привычки к занятиям спортом. Многим тяжело подниматься с теплой постели на зарядку. Но проходит время, неделя-другая, и человек бодро вскакивает при первых звуках музыки, сопровождающей утреннюю зарядку. Вырабатывается условный динамический стереотип поведения, который вносит определенный ритм в утренний режим и не требует волевых дополнительных усилий. Со временем физические упражнения становятся для любимым занятием.

Занятия физкультурой усиливают компенсаторные возможности организма, повышают его сопротивляемость. Оздоровительный бег, гимнастические упражнения, лыжи, велосипед, плавание – все эти средства обладают высокой степенью воздействия на организм.

Здоровье – великое благо, недаром народная мудрость гласит: «Здоровье – всему голова!». Важным аспектом оздоровительной физкультуры являются самостоятельные занятия с детьми в домашних условиях, в семейной обстановке, направленные на оздоровление и закаливание детей. Физическая активность является одним из самых могучих средств предупреждения заболеваний, укрепления защитных сил организма. Ни одно лекарство не поможет человеку так, как последовательные и систематические занятия физкультурой.

В последнее время отмечается огромный рост популярности оздоровительных физических упражнений, никогда люди так не увлекались различными формами оздоровительной физкультуры всей семьей как это происходит сегодня.

Список использованной литературы

1. Аршавский И.А. Физиологические механизмы и закономерности индивидуального развития. – М., 1982.

2. Вавилов Ю.Н. Фомин Н.А., Физиологические основы двигательной активности. – М.: Физкультура и спорт, 1991.

3. Виноградов П.А., Жолдак В.И. и др. Основы физической культуры. – Челябинск, 1997.

4. Гук Е.П., Полиевский С.А. Физкультура и закаливание в семье. – М.: Медицина, 1984.

5. Зинькович И.Б. Физкультура в жизни ребенка. – Минск, 1973.

6. Корнеев Н.А. Питание вашего ребенка. – Омск: Омич, 1992.

7. Куценко Г.И., Кононов И.Ф. Режим дня школьника. – М: Медицина, 1987.

8. МинхА.А., Общая гигиена. – М., 1984.

9. Никитин Б. Развивающие игры. – М.: Педагогика, 1985.

10. РумянцевГ.И., ВоронцовМ.П., Общая гигиена. - М., 1990.

11. Скрипалев В.С. Стадион в квартире. – М.: Физкультура и спорт, 1987.

12. ХрипковаА.В., КолесовД.В., Гигиена и здоровье школьника. – М., 1988.

13. Чайковский А.М., Шенкман А.Б. Искусство быть здоровым. Сборник, часть 1 и 2. – М.: Физкультура и спорт, 1987.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: