Теория журналистики и массовой коммуникации
Идейно-теоретические концепции журналистики и их взаимосвязь с моделями журналистской деятельности. Книга Корконосенко!
Социальные функции и дисфункции журналистики.
Социологическая культура журналиста: содержание и формы проявления.
Взаимодействие журналистики и политики: теоретические основания и современная практика.
Профессионально-психологические качества журналиста, факторы ее формирования.
Психологическая мотивация журналистской деятельности.
Психологическая культура журналиста, факторы ее формирования.
Свобода печати и журналистской деятельности: концепции и практика осуществления.
Система информационного права Российской Федерации.
Теория журналистики и массовой коммуникации
Идейно-теоретические концепции журналистики и их взаимосвязь с моделями журналистской деятельности.
Социальные функции и дисфункции журналистики.
Социальные роли журналистики:
1. производственно-экономическая (товарная сущность)
2. информационно-коммуникативная
3. духовно-идеологическая
4. регулирующая
Социальные функции СМИ:
1. пропаганда
2. агитация
3. организационная (достижение сдвигов в социальной жизни)
4. ориентации (те виды журналистики, способствующие социализации журналистики, носят прикладной характер)
5. психологическая разрядка (релаксация, психогигиена).
Социологическая культура журналиста: содержание и формы проявления.
При всей значимости профессионализма основной парадигмой деятельности журналиста является то, каким способом и как журналист познает окружающий мир и, соответственно, как он отражает его в своем творчестве и всей деятельности. Природные свойства человеческого мышления таковы, что на уровне обыденного сознания невозможно проникнуть в сущность вещей, она постигается на теоретическом, научном уровне. Конечно, противопоставление этих двух уровней сознания недопустимо. Они взаимопроникаемы и зависимы. Поэтому речь идет о способе мышления журналиста. В методологии познания центральным является «поиск соотношения между пониманием мира жизни (конкретные события, люди и их поступки) и научным постижением истины (объективное, но обобщенное идеальное воспроизведение действительности»). Научное постижение истины, исследовательский подход ко всем явлениям жизни, объективное отражение действительности - важнейшие составные элементы социологической культуры журналиста.
|
Проблема адекватности отражения действительности была и остается одной из центральных проблем социологии и психологии журналистики, и ее актуальность будет возрастать по мере капитализации и монополизации СМИ, государственного давления и формирования медиакратии. На практике очень часто в силу различных причин (поверхностное образование, недостатки воспитания, интеллектуальный уровень или ангажированность) свое субъективное постижение мира журналист представляет объективным и впадает в самый большой «грех» журналистики - лжесвидетельство. Тем самым он способствует созданию мифологизированной «виртуальной реальности», то есть мира псевдособытий, искусственных потребностей, и «ложного сознания».
Формированию и освоению социологической культуры помогает социожурналистика, теоретическую основу которой разрабатывает проф. СПбГУ С. Г.Корконосенко. Одной из важнейших сторон социологической культуры является социожурналистское образование, в котором акцент переносится с методов пропагандистского воздействия на методику исследовательского анализа социальной реальности.
|
Социологическое мышление означает способность индивида видеть действительность (в ее прошлом, настоящем и прогнозируемом будущем) как целостное, системное и динамичное образование, как совокупность элементов общественной системы, взаимодействующих на основе установленных законов связи. Журналист, желающий не плыть по течению, а быть активным субъектом жизни, обязан отличать видимость от сущности явления, понимать и распознавать социальные причины тенденций, наблюдаемых им в общественно-политической, экономической сферах. Более того, журналист не может не задумываться о социальных последствиях своей деятельности, общественных результатах очередной публикации.
Коренной причиной отставания (или уклонения) прессы от потребностей и уровня развития социума служит недостаточность традиционных для журналистов способов познания, осмысления и отражения действительности – преимущественно эмпирических, опытно-чувственных. Если журналист в своем творчестве и своих исследованиях социальной действительности опирается исключительно на «голые» факты, ему, смеем заверить, не дано понять сущность наблюдаемого им явления - подводит опора на, казалось бы, самое надежное, что есть у человека, его здравый рассудок.
|
Культура социологического мышления, как одного из проявлений научного мировоззрения, состоит прежде всего в способности личности к критическому восприятию действительности, в том числе и собственного строя мысли, ставшего привычкой и повседневно закрепляемого профессиональной деятельностью и обыденным общением. Социально ответственный подход к преобразовательской деятельности СМИ и преобразованию самих СМИ связан с умением журналистов учитывать и использовать существующую композицию социальных сил, настроений и ожиданий. Это и есть предпосылка для развития социожурналистики. Исследовательский подход к социальной действительности противостоит обыденно-эмпирическому. Последний пригоден при сборе хроникальной информации, но совершенно не годится для осмысления и изложения больших массивов социальных фактов. То есть изначальное различие - в методологии мышления журналистов. Социальное, социологическое видение мира вбирает в себя частные аспекты, интегрирует их в объекте всеобщего интереса. Выделим три главных отличия социологического анализа действительности творческим работником СМИ от построений так называемого «здравого смысла»:
1. социологически мыслящий журналист в анализе действительности и выводах не станет основываться только на своих убеждениях и скрывать от других «кухню» исследования, подлежащую общественному контролю и проверке;
2. построения здравого смысла совершаются на участке сугубо житейского опыта или хаотично увиденных и отобранных фактов бытия; для социологического анализа нужна репрезентативная модель изучаемого объекта;
3. социологическое мышление, в отличие от обыденного, все изучаемое подвергает сомнению, ищет ответы на вопросы во всем многообразии альтернатив.
При дилетантском смешении публицистики с исследованием дальше игры в социологию дело не идет. Дело не только в дискредитации социологии. Порой опросы общественного мнения позволяют СМИ выражать, причем самым законным образом, свои собственные политические позиции, которые как бы ратифицируются народом. Умножая такие исследования, журналисты втягивают оппонентов в игру, правила которой последние не обязательно выбирают сами.
Двухуровневое восприятие социологического знания в труде журналиста, прежде всего, предполагает усвоение общеметодологических принципов научного исследования действительности, в том числе собственно принципов социологического познания, а также социальной структуры общества, места и роли в ней массовой коммуникации и пр. Особо выделяется конкретное применение результатов социологических исследований в журналистике при условии использования надежных источников социологической информации, учета всех данных вне зависимости от позиции журналиста, отказа от «выборочного» цитирования социологических документов, строгого различения факта и мнения о факте. Следовательно, условием продуктивного применения социологических методов в труде журналиста является синтез творческого и социологического освоения социальной реальности.
В настоящее время актуальной стала проблема публикации социологических исследований в массовой печати, так как в данном случае то или иное средство информации, тиражирующее результаты эмпирических исследований социологов, в определенной мере берет на себя перед лицом аудитории долю ответственности за их достоверность и точность. Простым утверждением - мол, мы только публикуем, что нам дали ученые, - все равно не отмахнуться от встающих перед работниками СМИ вопросами. Вопрос о социологической культуре журналиста переходит в иную плоскость - практическую, хотя и основывается на строгих теоретических предпосылках. Социологическая культура без знания в известных пределах самой социологии как науки - нонсенс!
Действительно, факт журналистский и факт социологический нетождественны, но имеют общее происхождение - из факта социального. При публикации результатов исследований социологов журналисты должны придерживаться определенных правил. Например, печатать только те социологические данные и их интерпретацию социологами, которым сами доверяют. Доверие не может быть слепым, необходимо основываться на понимании методологических основ труда социологов, используемых ими исследовательских методик. Конечно, надо уверенно знать свою аудиторию, ее возможности к самостоятельному анализу представленных в СМИ результатов социологических исследований. Нельзя забывать, что читатели, слушатели, зрители все еще с доверием относятся ко всему, или почти ко всему, исходящему из СМИ, то есть опасно эксплуатировать доверие аудитории.
Использование результатов социологических исследований в практике журналистики - еще одна грань практического применения журналистами знаний в области социологии. Результаты социологических исследований - основа для изучения действительности журналистами и одновременно фактологический материал для подготовки журналистских текстов, носящих аналитический и «расследовательский» характер.
В понятие социологической культуры журналиста должны органически входить представления творческого работника СМИ о социологии рынка и маркетинге средств массовой информации. Социологическая культура еще не получила пока своего должного распространения в практике и образовании журналистов, но логика современного развития СМИ неизбежно приведет журналистов к необходимости научного познания и объективного отражения действительности.
2 вариант.
Социология (наука об обществе) – одна из общественных наук, изучающая поведение людей и функционирование общественных институтов.
Профессионализм творческого работника СМИ предполагает, говоря условно, двухуровневое восприятие социологического знания:
а) усвоение общеметодологических принципов научного исследования действительности в целом, теоретических представлений о социальной структуре общества, месте и роли в ней журналистики в частности;
б)конкретное применение результатов социологических исследований при повышенной требовательности к надежности источников информации, учете всей совокупности данных вне зависимости от позиции журналиста, отказе от «выборочного» цитирования документов, строгом различении факта и мнения о факте.
Следовательно, условием продуктивного использования новейших знаний из сферы обществоведения в труде журналиста является синтез творческого и социологического освоения социальной реальности.
В настоящее время журналисты принимают активное участие в социологическом информировании аудитории СМИ. Они популяризируют как свежие представления ученых о происходящих в обществе процессах, так и конкретные, имеющие числовое выражение результаты исследований, проведенных по определенной проблематике. Все это накладывает особую ответственность на редакции за достоверность распространяемой информации такого рода. В зависимости от канала поступления социологических данных определяется их достоверность.
Начинать следует с оценки канала поступления социологической информации. В зависимости от него повышается или, напротив, понижается доверие к оказавшимся в распоряжении редакции сведениям. Таких каналов пять: авторы социологических исследований сами выступают в прессе; данные от социологов приходят в редакции в виде «выжимок» или информационных сообщений, затем используются журналистами, которые полученное приводят в тексте либо в собственной интерпретации, либо почти дословно; социологи проводят пресс-конференцию – либо сами, либо вместе с заказчиками исследования, на которой распространяют краткий отчет о выполненном проекте; редакции получают пресс-релизы из органов власти либо от фирм, которые заказывали исследование, в изложении сотрудников фирмы-заказчика; журналисты самостоятельно находят социологические данные по интересующей их проблематике в научной периодике, монографиях, Интернете и пр. Далее. Надо, конечно, хорошо знать свою аудиторию, ее возможности к самостоятельному анализу представленных в СМИ социологических материалов. Нельзя забывать, что читатели, слушатели, зрители все еще с доверием относятся ко всем сообщениям, исходящим из СМИ. В публикации обязательна дата проведенного социологами исследования, метод исследования, сведения о выборочной совокупности: чьи мнения или какая совокупность населения изучались авторами исследования. В публикациях должна присутствовать ссылка на исполнителей проекта :.
Бесспорно, атрибуция публикуемой социологической информации очень важна, но столь же существенно определиться и с приемами изложения социологических данных в прессе. Выбор приема, с одной стороны, определяется вкусом журналиста, редакционными предпочтениями, зачастую связанными с оформительскими возможностями журнала, газеты, телевизионной программы. С другой – диктуется способностью конкретной аудитории воспринимать социологическую информацию, т.е. уметь ее прочитать, интерпретировать, сделать из нее какие-либо выводы. Один из способов публикации результатов социологического исследования специалисты называют «в чистом виде» –приводятся точные формулировки вопросов, которые в анкете предлагались респондентам, а далее следуют варианты ответов и процентное соотношение выбравших те или иные варианты.
Социологическая культура журналиста – составная часть профессиональной культуры журналиста, работающего с социологической информацией.
Развитая социологическая культура журналиста предполагает:
-социологическое мышление
-знание основ теории и истории социологии
-знание методологии, методов и методики социологических исследований
-умение применять социологическое мышление и социологические знания при подготовке материала
-умение представлять социологическую информацию в формах, доступных целевой аудитории
-знание и соблюдение основных требований (этических и правовых) к публикации социологических материалов
Социологическое мышление – способ осмысления окружающих явлений на основе их социальной обусловленности, умения брать не отдельные факты, а всю их совокупность.