Психологическая культура журналиста, факторы ее формирования.




Психологическая культура журналиста это: (по методичке кузина)

- психологическое познание самого себя как личности и профессионала. В результате профессионализации формируется специфический "внутренний мир" (свои конструкты), журналистский ракурс виденья мира, имидж как система личностных характеристик и соответствующий стиль поведения и образ жизни;

- знание психологии людей и их поведения, проникновение в сознание и подсознание других в процессе межличностного общения и овладение психологическими методами воздействия на массовое сознание и поведение аудитории; умение выстраивать диалогические и интерактивные отношения с аудиторией;

- парадигма профессионального мышления и форм журналистского труда и творчества, толерантности и плюрализма, самоиндетификации и самореализации, адекватное отражение мира;

- постоянное изучение социально-психологических законов, дающих системное представление о закономерностях психологических процессов, лежащих в основе жизни социума, общественных явлений, массовой коммуникации и индивидуального творчества.

При овладении психол. культурой журналист проходит те же стадии, которые присущи индивиду в процессе становления личности при ее вхождении в новую социокультурную среду. Эти стадии описываются в психологии как адаптация, индивидуализация и интеграция.

При адаптации и апперцепции (механизм восприятия и оценки действительности – все новое воспринимается на основе прошлого личного опыта и опыта других путем сравнения) журналист усваивает действующие ценности и нормы, проф. установки, мотивы и способы деятельности сообщества журналистов.

Индивидуализация характеризуется противоречием между необходимостью быть таким как все (конформизм) и стремлением к персонизации своей проф. деятельности, обретению своего личного статуса и имиджа.

И третий, наиболее сложный процесс, интеграции порождает парадигму личности и среды (коллектива редакции и всего журн. сообщества). Журналист, обретший свою индивидуальность, стремится быть идеально представленным своим особенным в общности, а эта общность, принимая такого персонализированного Ж, тем не менее стремится подчинить его творческое особенное своим интересам. На этой почве возможно возникновение психол. конфликта, который разрешается взаимным согласованием интересов или разрывом отношений.

При всей необходимой индивидуальной профессионализации, журналист психологически должен быть универсалом и не может уподобляться специалисту в узкой области знаний. В отличие от других профессий журналистика – это особо сложный вид общественной деятельности, одной из сторон которой является человековедение.

Фундаментом психол. культуры журналиста являются психол. знания, которые ему призвана дать междисциплинарная наука – психология журналистики, которая изучает закономерности формирования и функционирования психики журналиста как личности и профессионала, психологию журн. труда и творчества, особенности межличнсотного и межгруппового взаимодействия в процессе журн. деят., формы и методы воздействия журналистов и СМИ на сознание и поведение аудитории, состоящей из индвидуумов, малых и больших групп. В центре внимания Психологии журналистики находятся журналист и аудитория.

Вкратце и по-русски:

1. познай себя

2. познай другого

3. знание псих. законов

4. умение применять эти законы – псих. привычка, псих. культура.

2 вариант.

У любого журналиста сам по себе род деятельности вырабатывает личный психологический опыт, основанный на категориях «здравого смысла», профессиональной интуиции и психологического таланта («сам себе психолог»). Это образует своеобразную психологическую культуру, которой сознательно, а чаще всего бессознательно руководствуюстя работники СМИ. Такую психологическую культуру можно условно назвать «обыденно-профессиональным сознанием» журналиста. Ни в коей мере не отрицая этой практической психологической культуры, мы считаем, что необходимо систематически вносить в профессиональное сознание журналистов научные знания. Они вырабатываются психологией - наукой о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жиз­недеятельности. Термин «психология» введен в науку о душе немецкими схоластами Р. Гоклениусом и О. Кассманом в 1590 г.

Подлинная психологическая культура журналиста - это культура, основанная на психологии как науке, на её сознательном внутреннем освоении и превращении з нормы повседневного поведения, органическом соединении психологических знаний с профессиональной, правовой и нравственной культурой и социологическими методами познания и отражения действительности.

На фронтоне Дельфийского храма, одного из самых почитаемых в Древнем мире, была высечена надпись: «Познай самого себя». Психология как наука начала развиваться с психологии сознания и интроспективного метода (интроспекция в буквальном переводе - «смотрение вовнутрь»). Психология сознания (Декарт, Локк, Вунд) заменила учение Аристотеля о душе (психология души). Один из основоположников интроспективной трактовки сознания философ Дж. Локк называл рефлексию («особые внутренние чувства») «наблюдением, которому ум подвергает свою деятельность». При всем несовершенстве интроспективного метода, замененного в психологии объективным, дельфийский призыв остается в силе. Сократ, подтверждая дельфийский девиз, считал, что настоящего счастья можно добиться путем постижения собственной души и разумного нравственного поведения.

Понять самого себя можно, не удалившись в пустыню, а, напротив, только через общение с другими людьми, в результате чего возникают общественные отношения (связи). К.Маркс не случайно, характеризуя общение и общественные отношения, употреблял немецкий термин «Verkeher» (связь, общение, сношение), а не английское слово «communication», так как для него было важно подчеркнуть мысль, что общение - родовой спутник человека и важнейший элемент возникновения общества, как сложной социальной системы. Психологическое познание других, умение общаться с ними не менее, если не более важно, чем «смотрёние внутрь себя». Еще великий Конфуций предупреждал: «Не беспокойся о том, что люди тебя не знают, а беспокойся о том, что ты не знаешь людей». При всем том, что всем людям присуще общее, каждый из нас индивид, психологически отличный от других. Абсолютное уподобление самого себя другому, один из способов социализации в детском возрасте, непростительно взрослым. Другое дело, на основе глубокого знания психологии людей уметь поставить себя на место другого, посмотреть на мир его глазами и сопереживать (эмпатия). Это психологическое качество необходимо для профессиональной деятельности журналиста.

Однако знания себя й людей для овладения психологической культурой недостаточно, необходимо познание общих законов, процессов и закономерностей. Это можно сделать, только изучая теорию, так как эмпирический опыт и здравый смысл здесь бессильны, как не способны увидеть без микроскопаогромный мир бактерий или расшифровать ДНК без теоретических и экспериментальных знаний.

Таким образом, психологическая культура журналиста это:

- психологическое познание самого себя как личности и профессионала. В результате профессионализации формируется специфический «внутренний мир», журналистский ракурс видения мира, имидж как система личностных характеристик и соответствующий стиль поведения к образ жизни;

- знание психологии людей и их поведения, проникновение в сознание и подсознание других в процессе межличностного общения и овладение психологическими методами воздействия на массовое сознание и поведение аудитории;

- парадигма профессионального мышления и форм журналистского труда и творчества, которое проявляется в создании журналистской картины мира, в отношении и взаимодействии с аудиторией;

- постоянное изучение социально-психологических законов, дающих системное представление о закономерностях психологических процессов, лежащих в основе жизни социума, общественных явлений, массовой коммуникации и индивидуального творчества.

При овладении психологической культурой журналист проходит те же стадии, которые присущи индивиду в процессе становления личности при ее вхождении в новую социокультурную среду. Эти стадии описываются в психологии как адаптация, индивидуализация и интеграция. При адаптации и апперцепции журналист усваивает действующие ценности и нормы, профессиональные установки, мотивы и способы деятельности сообщества журналистов. Индивидуализация характеризуется противоречием между необходимостью быть таким как все (конформизм) и стремлением к персонизации своей профессиональной деятельности, обретению своего личного статуса и имиджа. И третий, наиболее сложный процесс, интеграции порождает парадигму личности и среды (коллектива редакции и всего журналистского сообщества). Журналист, обретший свою индивидуальность, стремится быть идеально представленным своим особенным в общности, а эта общность, принимая такого персонализированного журналиста, тем не менее стремится подчинить его творческое особенное своим интересам. На этой почве возможно возникновение психологического конфликта, который разрешается взаимным согласованием интересов или разрывом отношений.

При всей необходимой индивидуальной профессионализации, журналист психологически должен быть универсалом и не может уподобляться специалисту в узкой области знаний. Химик, например, при разговоре о любви может заметить, что два пола существуют исключительно для того, чтобы сохранить в нашем мире слишком хрупкую систему водородных связей, а юрист при обсуждении морально-этических вопросов начнет оперировать статьями гражданского и уголовного кодексов. В отличие от других профессий журналистика - это особо сложный вид общественной деятельности, одной из сторон которой является человековедение.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: