Тема урока: «Формирование индо-буддийской цивилизации. Ее духовные традиции»




Задание 1: на основе нижеизложенного материала, либо Интернет-ресурсов сделайте конспект темы по следующему плану:

1. Появление государства Древняя Индия.

2. Возникновение буддизма.

3. Основные идеи буддизма, его распространение по территории Древнего Востока.

Задание 2: изобразите схему социальной структуры древнеиндийского общества.

1. Древняя Индия.

Самые ранние очаги древнеиндийской цивилизации появились еще в III тыс. до н.э. в районе рек Инд и Ганг, ее создателями были земледельцы. Но эта ранняя цивилизация погибла ок. II тыс. до н.э, с этого же времени на эту территорию начинается проникновение арийских племен, которые и создадут здесь индийскую цивилизацию. Арийцы говорили на санскрите и были носителями высокоразвитой культуры (использовали плуг, сооружали ирригационные устройства и т.д).

Уже у древних арийцев начала складываться варно-кастовая система общества, правители изначально не обладали всей полнотой власти, а наибольшее влияние на власть имел слой жрецов – брахманы. Именно они были высшей варной, следом за ней шла варна кшатриев (воины), ниже стояли вайшьи (рядовые общинники и ремесленники), а самой низшей варной были шудры – неполноправные, сформировались из подчиненного ариями населения.

Религией того времени в Индии был веддизмм (многобожье, Боги похожи на людей, главный бог-громовержец).

На смену этой религии пришел брахманизм, который прижился в индийском обществе, т.к. во-первых, развивал идеи веддизма, а во-вторых, оправдывал варно-кастовый строй.

 

2. Возникновение буддизма.

Но событием, повлиявшим на мировую историю стало возникновение в VI веке до н.э. новой религии – буддизма. Ее основателем был Гаутама – сын царя одного из небольших государств по течению реки Ганг.

С детства ничего не знал о мире, как вышел пришел в ужас и семь лет жил в одиночесстве, после чего его назовут Буддой (Просветленным). Он начал проповедовать, и у него появилось немалое количество последователей и учеников, которые создадут свою монашескую общину.

 

3. Основные идеи буддизма, его распространение по территории Древнего Востока.

Будда утверждал, что мир – это зло, он полон страданий. Любое желание не может осуществиться в полной мере, а неосуществленное желание рождает страдание. И причина этих страданий кроется в привязанности человека к земному миру, к его благам и радостям. И только отказавшись от них можно обрести покой и умиротворение. Полная отрешенность поможет достичь блаженного состояния – нирваны.

Согласно буддизму получалось, что всякая жизнь (и счастливая, и несчастливая) является страданием и Великой Иллюзией. Человек просветленный, понимающий суть Великой Иллюзии, неподвластен смерти, ибо смерть для него есть не что иное, как переход в высшее состояние. Буддизм в этом смысле освобождает человека от смерти.

Новая религия призывала человека к постоянной тяжелой работе над самим собой, к пересозданию собственной личности. Карма теперь зависела не от выполнения кастовых предписаний, а от поступков и помыслов человека, от его гуманности.

Поставив в центр своего учения духовность личности, Будда отрицал касты, разделяя людей по иным признакам; по умению владеть самим собой и своими страстями. Таким образом, право на спасение есть у всех: у неприкасаемых, как и у воинов-кшатриев.

Путь к спасению лежит внутри самого человека, и от него лично зависит, идти по этому пути или нет. Само по себе существование человека на земле воспринималось как следствие грехов, совершенных в прошлой жизни, дурных страстей, которые как бы тянут человека вниз, к новым и новым воплощениям. Совершенный человек достигает высшего блага: не рождается вовсе.

Новая религия приобрела много сторонников, и даже возводился в разряд государственной религии. Но в нем фактически отрицается значимость государства и проповедуется идеал независимой от внешнего мира, абсолютно свободной духовно личности.

Кроме того, буддизм был слишком сложен, абстрактен для широких масс, привыкших к бесчисленным ведическим богам, олицетворяющим силы природы.

Этим воспользовались брахманы, не желавшие расставаться с теми ключевыми позициями, которые они занимали и в религиозной, и в социальной жизни. Брахманы несколько видоизменили старые верования: отчасти использовали демократизм новой религии, создали более пышный зрелищный культ в расчете на толпу, сохранив при этом древних богов. Так сформировался индуизм, успешно конкурировавший с буддизмом.

Тем не менее, буддизм, проникший на Цейлон, в Бирму, Сиам, на острова Индонезии, в Китай и Японию, Юго-Восточной Азии в самой Индии терял приверженцев.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: