Вершинин Геннадий Васильевич,




академик НАД, кандидат искусствоведения; преподаватель факультета дизайна, визуальных искусств и архитектуры ТГИК, профессор

Vershinin Gennady, the academician NAD, Ph. D. of Art Studies, Full Professor of faculty of design, visual arts and architecture of TGIK (Tyumen).

 

SOME THESES ABOUT ART DESIGN AND E.A. ROZENBLYUM

 

Evgeny Rozenblyum created unique design system in the USSR: educational and experimental studio and design seminars. He called a new technique "art design". With that difference that art design – design for art, and senezhsky experiences served transformation of habitat of the person. Design seminars took place in the house of creativity on the lake Senezh, in them philosophers, art critics, methodologists, architects and designers worked. Concept "open form" is thought up by Oscar Hansen. There is no unambiguous interpretation of the term. It was not the main thing for Rozenblyum, and even belittles results of opening of "Senezh".

For E.A. Rozenblyum a subject of experiments are images, metaphors and all world art cultural heritage allowing to look in a new way at modern problems in relation to an expo-design, an urban environment. "Senezh " became alternative to rational design thinking as relied on visual perception, intuitive thinking and wide historical and cultural associations. The experiences which for the first time are repeatedly tested by "Senezh" became a support of the advanced architecture and design of the world today. So, the Olympic Games-80 project is considerably repeated in London "Olympic Games-2012" and others.

НЕСКОЛЬКО ТЕЗИСОВ О ХУДОЖЕСТВЕННОМ ПРОЕКТИРОВАНИИ И Е.А. РОЗЕНБЛЮМЕ

 

Евгений Абрамович Розенблюм создал в СССР уникальную проектную систему: учебно-экспериментальную студию проектирования, в рамках которой проводил проектные семинары. Всего за четверть века через них прошло около 2 тысяч человек. В семинары, длившиеся обычно два месяца, попадали люди разных художественных цехов по рекомендациям творческих союзов, предприятий, которые приглашали к себе Розенблюма и его позднейшего коллегу Марка Коника. В числе «семинаристов» могли быть архитекторы, скульпторы, художники-станковисты и монументалисты, оформители, как тогда называли «стилистов», даже искусствоведы. Для самого Розенблюма важен был внутри семинара процент умных людей с горящими глазами и любовью к эксперименту. Некоторых он приглашал сам, в людях он неплохо разбирался, хотя часто свои оценки скрывал за ироническими комментариями, комплиментами и афоризмами. Кому-то мог сказать» – Вы не мой зритель. Или что-то в этом роде.

Евгений Абрамович называл новую методику «художественное проектирование», что равно англоязычному «арт-дизайн». С той разницей, что арт-дизайн – дизайн для искусства, для любования и созерцания, а сенежские опыты служили преобразованию среды обитания человека, реформации музейно-выставочной практики и в целом внедрению в дизайн гуманитарного опыта и средств станковых искусств, как прежних, так и современных. Лучший период «Сенежа» приходится на конец 1960-х – середину 1980-х годов, «золотое двадцатилетие». В это время на междисциплинарном уровне опробованы идеология, проектные методики и набор средств проектной поэтики. То, что студия ориентировалась прежде всего на проектную поэтику – ассоциации, метафоры, яркую образность и было в основе противостояния студии усреднённому функционализму (не имею ничего против функционализма, это доминанта дизайна, язык функционализма «после студии» изменится).

Два жанра преобладали в студии в 1970-е годы: городская среда и выставка. При этом среда средствами искусства и дизайна не моделировалась – лишь в утопических «идеальных» архитектурных проектах городов. Музейно-выставочные работы и до сих пор ведущими мировыми студиями решаются близко к настенному учебнику истории, лишь дополненному натурными экспонатами и медиа, как в экспозиции Ельцин-центра американской студии RAA (Ральф Аппельбаум Ассоциация). Несчётное число экспонатов не отзываются в душе посетителей.

«Информационное» представление об обучающих задачах музейной экспозиции, по убеждению Розенблюма, изначально ошибочно, так же, как проектирование среды как только урбанистической. Время требует других методов, так как пришло время визуальной (виртуальной) культуры, расшевелившей эмоциональные потребности людей. Между двумя проектными жанрами студии существует перекличка, а отчасти диффузия в части эмоциональных средств. Используя название книги Вильгельма Воррингера, популярной в начале ХХ века и спровоцировавшей выразительные искусства – абстрактную живопись и дизайн, можно сказать, что задача дизайнеров – побуждать переживание проектного решения как художественно-эстетического процесса, ведущего вглубь истории, культуры, проектного сюжета и всей суммы авторских и исторических идей.

«Музейное изучение осуществляется через «музейное чудо», раскрывающее суть отдельного экспоната и их взаимодействия – через раскладки. В противном случае будет потеряна главная ценность музея, его индивидуальность, неповторимость, отличие от других музеев, т. е. то, что притягивает посетителя именно в этот музей, а не в музей вообще. В процессе раскладок «пасьянс» экспонатов в определенный момент складывается так, что информация от группы экспонатов становится больше, чем сумма информации от каждого из экспонатов в отдельности. Эта дополнительная информация и есть суть экспозиционного комплекса» (1). Эти же слова можно отнести и к проектам старых городов – музеев без стен, а также к проектам реновации производственных территорий.

Проект, как и всякое художественное произведение, не учит, а пробуждает ассоциации, рождает образы, мысли и чувства, обогащает культуру и творцов и зрителей, кем бы они ни были. Проект – инструмент развития личности. Об этом подходе Е.А. Розенблюм многократно говорил слушателям и участникам проектных семинаров. Суммарно основные идеи «Сенежа» Евгений Абрамович изложил в статье «Время и пространство в музейной экспозиции», она публикуется в книге «Сенежская студия. Евгений Розенблюм. 1964-1991», которая вот-вот выйдет из типографии. В статье есть ещё одно показательное утверждение: «Станковое искусство для художественного проектирования – это, с одной стороны, его культурный ареол, сфера его профессионального существования, с другой стороны, это средство его деятельности» (1). Эта мысль важна: самое мобильное – станковое искусство, оно же и самое независимое. Поэтому выразительный (поэтический) арсенал искусства нарабатывался и развивается быстрее, чем в архитектуре, попутанной множеством уз, тем более в дизайне, относительно недавно выделившемся в самостоятельный вид деятельности. Из станковых искусств «Сенеж» взял полихромию, активную и семантичную колористику; свободу от шаблонов, навязываемых технологиями, и то, что Розенблюм именовал «полистилистикой», приводя в качестве близкого аналога музыку Альфреда Гарриевича Шнитке, одну из самых богатых формально и смыслово.

Так появились проекты «Салона самолёта ТУ-144», предложения по реновации старых районов Минска, Баку, Набережных Челнов, Тихвина, Коломны; проекты «очеловечивания» Ростсельмаша, Запсиба, Камаза и других предприятий (многие создавались не в «Сенеже», но сенежцами – как, например, «Проект территории Тюменского моторного завода»); многочисленные выставки, созданные студийцами по всей стране.

Над созданием методики «художественного проектирования» работали философы, искусствоведы, методологи, архитекторы и дизайнеры (подробнее: Вершинин, Г.В. Искусство проектирования: Сенеж – упущенное будущее. URL: https://art-design.tyumen.ru/publication/?m=20190219). С «Сенежом» связывают понятие «открытая форма» Оскара Хансена. Не существует однозначной интерпретации термина. Он не был главным для Розенблюма, и даже умаляет практику «Сенежа». Для Е.А. Розенблюма предметом экспериментов являются образы, метафоры, ассоциации различных уровней, а также всё мировое художественно-культурное наследие, позволяющее свежо взглянуть на современные проблемы применительно к эксподизайну, городской среде.

«Сенеж» стал альтернативой рациональному проектному мышлению, так как опирался на исследования визуального восприятия, интуитивное мышление, широкие историко-культурные ассоциации. Опыты, впервые апробированные «Сенежом», стали опорой передовой архитектуры и дизайна мира. Проект «Олимпиады-80» в значительной мере повторён на новом технологическом витке в лондонской «Олимпиаде-2012», ставшей праздником мирового спорта и английской культуры: литературы, музыки, кинематографа и дизайна.

Интересно, что независимо от неявных влияний «Сенежа», новые проектные студии достигают успеха, повторяя сенежские опыты и методы. Английские графические студии DBLG (3)айдентика и арт-проекты – «агентство идей для мира, который движется»), AppliedWayfinding, Landor,WolffOlins и другие, многопрофильные норвежская Snøhetta (Снёхетта), американская Olson Kundig (Олсон-Кундиг) из Сиэтла, российская WOWHAUS, датская Studio Olafur Eliasson (наиболее близка идеям «Сенежа», в первую очередь арт-парк Ordrupgaard) и другие проводят капитальные междисциплинарные исследования, погружаются в культурные контексты, вырабатывают систему метафор прежде, чем приступить к собственно проектированию. На современном технологическом уровне реализуют то, к чему приходили сенежцы, но не всегда могли реализовать идеи в аналоговом формате.

 

1. Розенблюм, Е.А. Время и пространство в музейной экспозиции / В кн.: Сенежская студия. Евгений Розенблюм. 1964-1991. – М., Екб.: Татлин, 2019.

2. Вершинин, Г.В. Искусство проектирования: Сенеж – упущенное будущее. URL: https://art-design.tyumen.ru/publication/?m=20190219.

3. DBLG (Великобритания). Занимается айдентикой и междисциплинарными арт-проектами. Девиз: «агентство идей для мира, который движется». URL: https://dblg.co.uk/

4. AppliedWayfinding

5. Landor

6. WolffOlins

7. Snøhetta

8. Olson Kundig https://olsonkundig.com/

9. WOWHAUS

10. Studio Olafur Eliasson https://olafureliasson.net/studio

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2023-01-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: