КЛАССИФИКАЦИЯ ВОПРОСОВ АНКЕТЫ.




АНКЕТНЫЙ ОПРОС.

Из многочисленных методов сбора социологической информации по интересующим социолога проблемам наиболее распространенным методом опроса респондентов является анкетный опрос, поскольку с его помощью можно получить разнообразную и качественную социологическую информацию. Такой метод основывается на высказываниях отдельных лиц и проводится с целью выявления тончайших нюансов в мнении опрашиваемых (респондентов).

 

Анкета – размноженный на машинке, компьютере или типографским способом документ, содержащий в среднем от 30 до 40 вопросов, адресованных выбранному множеству респондентов. Они рассматриваются в качестве объекта исследования.

Анкетой нельзя назвать любой перечень вопросов. Так, вопросы журналиста не считаются анкетой, хотя в них налицо своя логика и последовательность. Анкетой называется лишь то, что обращено к множеству людей, которых опрашивают стандартным образом. Именно поэтому к ним применим аппарат статистики. Кроме того, опрашиваемый обязан самостоятельно заполнить анкету по правилам, изложенным в инструкции к ней.

Логика построения вопросов в анкете соответствует целям исследования и служит получению только той информации, которая проверяет гипотезы.

Журналист, врач или следователь тоже придерживаются определенной программы и целей, но научных гипотез они не выдвигают, хотя следователь проверяет определенную версию, журналист заранее строит план интервью.

Вопросы в анкете формулируются максимально конкретно и точно. Нельзя допускать неясностей и двусмысленности.

 


ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ

К АНКЕТНОМУ ОПРОСУ.

Проводимый опрос должен отвечать следующим требованиям:

· длительность не должна превышать 30- 40 минут, поскольку усталость респондента не позволит получить полноценных ответов;

· интерес к предмету опроса должен не снижаться, а постоянно нарастать. Поэтому более сложные по содержанию (и пониманию) вопросы должны следовать за более простыми;

· первый вопрос не должен быть ни дискуссионным, ни настораживающим, а лучше всего – нейтральным;

· трудные вопросы целесообразно располагать в середине анкеты, чтобы «подвести» респондента к теме;

· вопросы должны быть ясными, четкими, понятными опрашиваемым (всем без исключения).

· вопросы должны отвечать требованиям логики: в начале речь должна идти об установлении того или иного факта (события), а потом уже о его оценке – это важнейшее требование социологического исследования.

Например, первый вопрос: «Испытываете ли Вы какие- либо трудности в учебе?». Ответы: «Да», «Нет». Второй вопрос: «Если да, то в чем эти трудности выражаются?». В ответе приводится ряд факторов, затрудняющих учебу. Третий вопрос: «Ваши предложения по преодолению трудностей».

Если в анкете появляется новый раздел, то необходимо «подвести» опрашиваемого к новой теме. Обычно это делается с помощью обращения в определенной форме к респонденту.

Например: «А теперь мы просим Вас высказать свое мнение о…»

В подобной же форме строится и обращение к респонденту с просьбой принять участие в проводимом исследовании. Это обращение предшествует постановке вопросов и является своего рода введением, оно должно быть кратким, понятным и четким.

Приведем пример

Дорогой друг! Это социологическое исследование проводится с целью изучения досуга, культурных потребностей и интересов населения Иркутской области. Ваши искренние ответы и конкретные предложения помогут при разработке мероприятий, направленных на улучшение работы учреждений культуры, повышение уровня подготовки выпускников и открытие новых специальностей в Иркутском областном колледже культуры. Заполнить анкету нетрудно. После каждого вопроса даются варианты возможных ответов. Обведите выбранные варианты ответов. Если не один из предложенных вариантов Вам не подходит или после вопроса варианты не приводятся, то напишите свой вариант ответа. Анкета носит анонимный характер, но если Вы хотите, можете указать свою фамилию и род занятий. Заранее благодарим за помощь в работе.

 

Приведенное введение, коротко познакомив опрашиваемого с темой и целью опроса, ориентирует его на конкретное задание при заполнении анкеты.

 


КЛАССИФИКАЦИЯ ВОПРОСОВ АНКЕТЫ.

Вопросы анкеты различаются между собой:

 

По содержанию По форме
Деление вопросов по содержанию обусловлено характером информации, которую представляет ответ на тот или иной вопрос: · информация о фактах и отношении к ним; · информация о нормах и мотивах поведения; · информация об интенсивности мнения; · информация о поведении в прошлом, настоящем и будущем; · и др. Вопросы делятся на три основные группы: · открытые, закрытые, полузакрытые; · прямые и косвенные; · личные и безличные.   П е р в а я группа вопросов. Вопрос открытого типа предусматривает свободную форму ответа: «Скажите, пожалуйста, что могло бы содействовать повышению Вашего интереса к учебе? ______________________________________ Вопрос закрытого типа: Что Вас привлекает в Вашей будущей профессии? Просим отметить те из перечисленных ниже вариантов, которые совпадают с Вашим мнением: 1) возможность трудоустройства; 2) престиж; 3) мне это интересно; 4) хороший заработок. Вопрос полузакрытого типа основан на добавлении к списку ответов фразы: «Другие (моменты, причины, мотивы и т.д.). Укажите, какие именно. Вопрос как бы расшифровывается, дает возможность не только выбрать один из тех ответов, которые приводятся в анкете, но и высказать что- то свое. Одни и тот же вопрос можно сделать открытым и закрытым. Закрытые легче обрабатываются на компьютере, но они требуют от социологов исчерпывающего знания предмета. Открытые используются там, где эти знания ограничены и исследование проводится с разведывательной целью. В т о р а я группа вопросов. Прямой вопрос – это вопрос как бы «в лоб». Например: «Доставляет ли Вам учеба моральное удовлетворение или Вы учитесь потому – что надо?» Такие вопросы применяются лишь для получения информации о наличии или отсутствии факта. Когда речь идет о мнении или мотивах поведения, прямой вопрос следует заменить косвенным. Например: «Если бы случилось так, что Вам снова пришлось бы выбирать будущую профессию и учебное заведение, то избрали бы Вы колледж культуры? Т р е т ь я группа вопросов. Личные и безличные. Обычно в анкете чередуются открытые и закрытые, прямые и косвенные, личные и безличные вопросы.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: