АГНОСТИЦИЗМ – философское учение, отрицающее познаваемость мира.
АНИМИЗМ – одушевление всего существующего, черта древнего (архаического) сознания.
АКСИОЛОГИЯ – раздел философии, изучающий ценности и ценностное отношение человека к миру.
АНТРОПОМОРФИЗМ – свойственное архаическому сознанию наделение природных и надприродных (боги, духи) объектов человеческими чертами.
АНТРОПОСОЦИОГЕНЕЗ – процесс происхождения человека и общества.
АНТРОПОЦЕНТРИЗМ – философское мировоззрение, ставящее человека в центр мира и философских размышлений, основная черта ренессансного гуманизма.
БЫТИЕ – философская категория, обозначающая: а) все существующее, в отличие от несуществующего (НЕБЫТИЯ); б) исходное начало
и основание мира.
ВОЛЮНТАРИЗМ – а) в онтологии – философская концепция, утверждающая в качестве первоосновы мира волевое начало; б) в социальной философии – теория, отрицающая общественные законы и абсолютизирующая роль человека в истории (противоположна ФАТАЛИЗМУ).
ВРЕМЯ – философская категория, обозначающая отношения длительности, следования друг за другом процессов, событий.
ГНОСЕОЛОГИЯ – раздел философии, изучающий процесс познания; (его синоним – ЭПИСТЕМОЛОГИЯ).
ГУМАНИЗМ – философский принцип, утверждающий свободу и достоинство человека в качестве высшей ценности общества.
ДВИЖЕНИЕ – философская категория для обозначения любого изменения чего-либо.
ДЕИЗМ – философское учение, допускающее Бога как первопричину мира, но не признающее его влияние на развитие мира в дальнейшем.
ДЕТЕРМИНИЗМ – философская концепция, утверждающая всеобщую закономерность и причинную обусловленность явлений природы
и общества (ему противоположен ИНДЕТЕРМИНИЗМ).
ДИАЛЕКТИКА – теория развития и всеобщей связи явлений и процессов, а также вытекающий из нее универсальный метод познания, требующий рассматривать любой объект в развитии и взаимосвязи с другими объектами.
ДУАЛИЗМ – философская позиция, признающая наличие двух независящих первоначал мира (субстанций), как правило, материального и духовного.
ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА – единство многообразия всех видов духовного освоения действительности, способ общественной жизнедеятельности, связанный с производством духовных ценностей и удовлетворением духовных потребностей людей.
ИДЕАЛИЗМ – одно из главных направлений в философии, признающее первоначалом мира (его субстанцией): а) сознание (чувства, эмоции, духовность) отдельного человека – СУБЪЕКТИВНЫЙ ИДЕАЛИЗМ;
б) нечеловеческий духовный фактор (например: Абсолютная идея или мир идей) – ОБЪЕКТИВНЫЙ ИДЕАЛИЗМ.
ИНДИВИД – единичный человек как представитель человеческого рода.
ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ – уникальное сочетание природных, социальных и духовных качеств, присущее конкретному человеку.
ИРРАЦИОНАЛИЗМ – философское направление, утверждающее
в основе существующего неразумное начало (например, переживание или волю), из чего следует главенство противопоставляемых разуму способов познания мира (божественное откровение, интуиция и т. п.).
ИСТИНА – знание об объекте, соответствующее действительности.
КУЛЬТУРА – специфический способ бытия и деятельности человечества, ядром которой выступает созданная им система ценностей.
ЛИЧНОСТЬ – характеристика человека как члена общества, наделенного самосознанием, свободой и ответственностью.
МАТЕРИАЛИЗМ – одно из главных направлений в философии, считающее материю (природу) единственным первоначалом мира (субстанцией).
МАТЕРИЯ – философская категория, служащая для обозначения объективной реальности, т. е. существующего вне и независимо от сознания.
МЕТАФИЗИКА – а) противоположный ДИАЛЕКТИКЕ философский способ познания мира, признающий последний качественно неменяющимся и состоящим из несвязанных друг с другом объектов; б) синоним философии по традиции, идущей от Аристотеля.
МИРОВОЗЗРЕНИЕ – система представлений человека о мире и своем месте в нем.
МИФОЛОГИЯ – первый исторический тип мировоззрения, свойственный древней культуре и представляющий мир в образно-символической форме преимущественно как результат деяний богов и героев.
МОНИЗМ – философская позиция, признающая единственное первоначало мира (субстанцию).
НАТУРФИЛОСОФИЯ – философия природы, особенностью которой выступает умозрительное (т. е. основанное не на конкретных знаниях,
а преимущественно на рассуждениях философов) рассмотрение природы
в ее целостности.
НАУКА – сфера человеческой деятельности, осуществляющая выработку и теоретическую систематизацию объективных знаний о мире.
НЕОТОМИЗМ – официальная философия современной католической церкви, берущая свое начало от Фомы Аквинского (XIII в.) и стремящаяся примирить догматы христианства с положениями науки и разума.
НОМИНАЛИЗМ – направление в средневековой схоластике, признающее реально существующими только единичные вещи, а общие понятия (универсалии) – лишь придуманными людьми именами для их обозначения.
ОБЩЕСТВО – совокупность людей, связанных между собой экономическими, политическими, моральными и т. п. отношениями; исторически сложившаяся форма совместной жизнедеятельности людей.
ОНТОЛОГИЯ – раздел философии, изучающий бытие (существующее) в его наиболее фундаментальных проявлениях.
ОТРАЖЕНИЕ – неотъемлемое свойство материальных объектов воспроизводить в процессе взаимодействия особенности друг друга.
ОТЧУЖДЕНИЕ – превращение человеческой деятельности и ее результатов в самостоятельную и даже враждебную своему создателю силу.
ПАНТЕИЗМ – философская теория, отождествляющая Бога и природу.
ПАТРИСТИКА – первый этап (II–VIII вв.) развития средневековой философии, характеризующийся становлением христианского мировоззрения на основе теоретического осмысления Священного Писания.
ПЛЮРАЛИЗМ – философская позиция, признающая множество самостоятельных начал бытия (субстанций).
ПОЗИТИВИЗМ – течение в западной философии, считающее единственным источником подлинного (позитивного) знания науку и на этом основании отрицающее философию как особую отрасль знаний. В ХХ веке представлен в форме НЕОПОЗИТИВИЗМА, ориентированного на анализ языка, методов и результатов науки средствами математической логики с целью их очистки от философии, и ПОСТПОЗИТИВИЗМА, исследующего развитие науки в контексте культуры.
ПРАКТИКА – способ взаимодействия человека с окружающей его природной и социальной действительностью путем ее активного и целенаправленного преобразования.
ПРОГРЕСС – направление развития (в том числе и общественного), восходящего от менее совершенного к более совершенному состоянию.
ПРОСТРАНСТВО – философское понятие, обозначающее отношения протяженности, структурности и взаиморасположенности материальных объектов.
РАЗВИТИЕ – система необратимых, направленных, качественных изменений объекта, осуществляемых преимущественно под воздействием внутренних сил.
РАЦИОНАЛИЗМ – направление в теории познания, согласно которому основным источником и средством истинного познания является разум.
РЕАЛИЗМ – учение в средневековой схоластике, согласно которому общие понятия (универсалии) существуют объективно, то есть до и независимо от обозначаемых ими единичных вещей (например, в сознании Бога).
РЕЛИГИЯ – исторический тип мировоззрения, рассматривающий все существующее как результат деятельности сверхъестественного начала (божества или божеств).
РЕЛЯТИВИЗМ – философская позиция, абсолютизирующая относительность (условность, субъективность) результатов человеческого познания; противоположен ДОГМАТИЗМУ.
СЕКУЛЯРИЗАЦИЯ – процесс освобождения общества и культуры
(в целом или их отдельных областей) от диктата религии и церкви.
СЕНСУАЛИЗМ – направление в теории познания, признающее чувственные восприятия человека доминирующим источником достоверных знаний о мире.
СОЗНАНИЕ – свойственная человеку высшая форма отражения реальности и организации внутренней духовной жизни.
СУБСТАНЦИЯ – первооснова, первоначало, сущность всех вещей
и процессов.
СХОЛАСТИКА – второй этап (XI–XIV вв.) развития средневековой философии, характеризующийся стремлением церкви примирить веру
и разум в целях подкрепления христианского учения рациональными основаниями (например, доказательства бытия Бога с помощью формальной логики).
ТЕЛЕОЛОГИЯ – а) философское учение о целесообразности; б) предложенный Аристотелем взгляд на мир как движущийся к некой цели.
ТЕОЛОГИЯ – богословие, наука о Боге, учение о сущности Бога.
ТЕОЦЕНТРИЗМ – возникшее в средние века философское мировоззрение, ставящее Бога в центр мира и философского размышления.
ФАТАЛИЗМ – а) вера в предопределенность, неотвратимость чего-либо; б) философская абсолютизация роли общественных законов в истории цивилизации и недооценка активной роли в этом процессе человека.
ФИЛОСОФИЯ – (дословно – «любовь к мудрости») особая форма постижения мира; исторический тип мировоззрения и наука, изучающая мир в целом.
ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ – а) раздел философии, изучающий человека; б) течение западной философии ХХ века, ставившее цель создать целостную концепцию человека, преодолевающую односторонность существующих подходов к его пониманию.
ЦЕННОСТЬ – положительная или отрицательная значимость для человека и общества объекта его потребности, выступающая ориентиром человеческой деятельности.
ЦИВИЛИЗАЦИЯ – этап в развитии человечества, характеризующийся культивированием растений и животных, развитой социальной иерархией (например, классовой структурой), наличием государства, духовной жизнью на основе письменной культуры.
ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ – течение в западной философии ХХ века, считающее сущностью человека свободу выбора и переживание ответственности за него.
ЭМПИРИЗМ – направление в теории познания, признающее опыт главным источником и средством достоверного познания.
ВОПРОСЫДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ
1. Место философии в системе знаний и ее значение для человека
и общества. Предмет и функции философии.
2. Понятие и структура мировоззрения. Его исторические типы.
3. Античная философия: основные школы и их представители.
4. Основные проблемы философии Средних веков.
5. Философия эпохи Возрождения: гуманизм, натурфилософия и социально-философские концепции.
6. Основные проблемы и направления философии Нового времени (XVII в.).
7. Роль немецкой классической философии в развитии философской мысли (Кант, Гегель, Фейербах).
8. Основные идеи и эволюция философии марксизма.
9. Русская философия XIX – начала XX вв.: основные идеи и направления.
10. Основные черты и направления западной философии 2-й половины XIX – XX веков (содержательная характеристика одного из направлений на выбор).
11. Бытие и его основные виды. Проблема субстанции в философии.
12. Понятия движения, пространства и времени в философии и научной картине мира.
13. Диалектика как философское учение о развитии и всеобщей связи. Категории диалектики (содержательный анализ пары категорий на выбор).
14. Основные законы диалектики.
15. Сознание: происхождение, структура и функции.
16. Основные подходы к проблеме познания. Структура процесса познания.
17. Отражение и эволюция его форм. Психика животных и сознание человека.
18. Чувственная и рациональная ступени познания, их формы и взаимосвязь.
19. Проблема истины в философии: основные концепции. Диалектика относительного и абсолютного в познании.
20. Общество как объект философского исследования. Основные подходы к анализу общества.
21. Общество как система. Его составляющие и их взаимодействие.
22. Духовная жизнь общества: специфика, формы и уровни.
23. Взаимоотношение общества и природы. Философские проблемы экологии.
24. Философское понятие культуры, ее структура и функции. Проблема диалога культур.
25. Проблема ценностей в философии. Основные ценности и их иерархия.
26. Общественный прогресс и его критерии. Глобальные проблемы
и перспективы современной цивилизации.
27. Человек как предмет философского осмысления. Взаимосвязь природного, социального и духовного.
28. Происхождение и сущность человека: многообразие подходов.
29. Проблема личности в философии. Феномен отчуждения.
30. Специфика научного познания, его структура, методы и формы.
ТЕСТЫДЛЯ САМОПРОВЕРКИ
1. Философия является:
- первым историческим типом мировоззрения;
- совокупностью знаний, основанных на здравом смысле;
- системой теоретически обоснованных взглядов на мир и человека;
- фантастическим отражением реальности.
2. Философия возникла:
- в 9–8 веках до новой эры;
- в 7–6 веках до новой эры;
- в 1–2 веках новой эры;
- во 2–1 веках до новой эры.
3. Самым древним историческим типом мировоззрения является:
- религия;
- мифология;
- философия;
- космология.
4. Религия – это:
- «вздох угнетенной твари»;
- единственный путь духовного развития человека;
- один из типов мировоззрения;
- система достоверных знаний о мире.
5. Отличие философии от науки состоит в том, что философия:
- опирается на факты;
- лишена внутренних противоречий;
- пытается познать мир в целом;
- является формой теоретического познания.
6. Разделом философии, изучающим фундаментальные вопросы бытия, является:
- гносеология;
- логика;
- онтология;
- социальная философия.
7. Антропология – это раздел философии, рассматривающий:
- проблемы познания;
- человека;
- вопросы общественного развития;
- историю развития философских идей.
8. Философское учение о природе ценностей и ценностном отношении человека к миру – это:
- аксиология;
- история философии;
- гносеология;
- праксеология.
9. Изучение возможностей, структуры, форм и методов познания входит в______________ функцию философии:
- критическую;
- гносеологическую;
-аксиологическую;
- онтологическую.
10. Методологическая функция философии состоит:
- в формировании целостного взгляда на мир;
- обосновании системы ценностей;
- изучении природы и сущности человека;
- разработке системы методов познания и преобразования мира.
11. Фил ософия Востока по сравнению с философией Запада больше внимания уделяет:
- научному и техническому прогрессу;
- изучению внешнего мира;
- духовному миру человека;
- свободе отдельной личности.
12. Древнегреческие натурфилософы VI – V вв. до н.э. считали материей (субстанцией):
- духовное начало;
- объективную реальность;
- индивида;
- различные природные стихии.
13. Основателем первой в истории «Академии» является:
- Платон;
- Демокрит;
- Аристотель;
- Сенека.
14. Видным представителем философии Средних веков был автор «Исповеди»:
- Пьер Абеляр;
- Аврелий Августин;
- Фома Аквинский;
- Роджер Бэкон.
15. Гуманизм – это:
- идейное течение, возникшее в эпоху Возрождения;
- взгляд на человека как «раба божьего»;
- концепция, в которой человек считается неотъемлемой частью природы;
- свойственная Античности позиция в отношении человека.
16. Характерной чертой философии Возрождения был:
- теоцентризм;
- пантеизм;
- солипсизм;
- космизм.
17. «Война всех против всех» – это, по мнению Т. Гоббса:
- «естественное состояние»;
- пережиток буржуазной эпохи;
- временное состояние эпохи социальных революций;
- нарушение божественных заповедей.
18. Двумя основными противоборствующими течениями философии Нового времени были:
- номинализм и реализм;
- марксизм и либерализм;
- сциентизм и антисциентизм;
- эмпиризм и рационализм.
19. Основателем немецкой классической философии считается:
- Фр. Ницше;
- И. Кант;
- И. Гердер;
- Ф. Энгельс.
20. Неизбежность следования России по пути развития западной цивилизации отстаивали:
- «русские космисты»;
- славянофилы;
- западники;
- народники.
21. Крупнейшим представителем русской религиозной философии
XIX века считается:
- П. Флоренский;
- В. С. Соловьев;
- Г. В. Плеханов;
- М. В. Ломоносов.
22. Расположите в хронологическом порядке этапы развития позитивизма:
- постпозитивизм;
- позитивизм;
- эмпириокритицизм;
- неопозитивизм.
23. Попытку соединить идеи марксизма и фрейдизма в работе «Эрос и цивилизация» предпринял:
- Г. Маркузе;
- Н. Бухарин;
- М. Фуко;
- К. Поппер.
24. Тема трагизма бытия человека является доминирующей в философии:
- герменевтики;
- неотомизма;
- экзистенциализма;
- структурализма.
25. Автором знаменитой книги «Иметь или быть» является:
- К. Маркс;
- Ф. Ницше;
- Э. Фромм;
- Г. Гадамер.
26. Центральным понятием онтологии, выражающим предельно общие характеристики сущего, является:
- сознание;
- личность;
- бытие;
- счастье.
27. С позиции диалектического материализма материя есть:
- кирпичик мироздания;
- объективная реальность;
- мир физических объектов, созданный Богом;
-человеческого воображения.
28. В философии движение – это:
- перемещение тела в пространстве;
-любое изменение и переход из одного состояния в другое;
- только качественное преобразование;
- количественное изменение материальных объектов.
29. Теория самоорганизации сложных неравновесных систем называется:
- диалектикой;
- майевтикой;
- синергетикой;
- логистикой.
30. Установите правильные пары:
монизм – признание множественности первоначал мира;
дуализм– учение, утверждающее одну единственную субстанцию;
плюрализм – утверждение о наличии двух независимых субстанций.
31. Источником содержания сознания для материалистов служит:
- Бог;
- ощущения;
- объективный мир;
- бессознательное.
32. Раздел философии, изучающий сущность, закономерности и возможности познания, – это:
- антропология;
- логика;
- гносеология;
- праксеология.
33. Агностицизм – это:
- учение, отрицающее возможность всякого познания;
- признание относительности результатов познания;
- позиция, считающая познаваемыми лишь явления, но не сущности вещей;
- утверждение, что мир безгранично познаваем.
34. Установите правильное соответствие:
корреспондентная теория истины – истина возникает в результате
соглашения (договора);
когерентная теория истины – истинно то знание, которое приносит
пользу;
конвенционализм – истина есть то, что может быть проверено опытом;
прагматическая теория истины – истина есть соответствие наших
рассуждений правилам.
35. Эмпиризм утверждает, что теоретическое мышление:
- не может выйти за пределы опыта;
- есть главный источник знания;
- не связано с эмпирическим познанием;
- способно выходить за пределы опыта.
36. Формами чувственной ступени познания выступают:
- идеализации, абстракции и обобщения;
- понятия, суждения и умозаключения;
- ощущения восприятия и представления;
- гипотезы, теории и законы.
37. Преувеличение значения абсолютной истины свойственно:
- гностицизму;
- скептицизму;
- догматизму;
- солипсизму.
38. Обнаружение в науке сущности изучаемого явления и подведение его под закон называется:
- классификацией;
- объяснением;
- пониманием;
- моделированием.
39. Система достоверных знаний, дающая целостное представление о закономерностях и сущности изучаемого объекта, называется:
- гипотезой;
- теорией;
- законом;
- идеей.
40. Опосредованно-чувственный образ предмета, созданный на основе восприятия, называется:
- интуицией;
- представлением;
- ощущением;
- умозаключением.
41. Человек является существом:
- социальным;
- ноосферным;
- биосоциальным;
- биологическим.
42. «Политическим животным» назвал человека:
- Фома Аквинский;
- Гегель;
- Аристотель;
- Фрейд.
43. Философским течением, рассматривающим личность как высшую ценность, является:
- персонализм;
- неотомизм;
- позитивизм;
- марксизм.
44. Этот философ считал, что техника губительно влияет на человеческую душу:
- Д. Белл;
- Платон;
- Н. Бердяев;
- Э. Тоффлер.
45. Теория, в которой человек трактуется как природное существо, сходное с животными и подверженное тем же законам, называется:
- рационалистической;
- социологизаторской;
- натуралистической;
- экзистенциалистской.
46. Человек задумывается о смысле жизни только в «пограничных ситуациях» считает:
- фрейдизм;
- прагматизм;
- экзистенциализм;
- логический позитивизм.
47. Субъективная трактовка ценностей:
- считает ценности не зависимыми от человека и общества;
- связывает ценность вещи с ее объективными свойствами;
- утверждает антропологическую и социально-культурную обусловленность ценностей;
- источником ценностных отношений считает Бога.
48. Установите соответствие:
утилитаризм – высшая цель – стремление к совершенству;
перфекционизм – цель жизни человека в наслаждении;
аскетизм – высшей ценностью провозглашает пользу;
гедонизм – отречение от мирских соблазнов.
49. Христианство видит смысл жизни человека:
- в преобразовании мира;
- материальном обогащении;
- спасении;
- соблюдении божественных заповедей.
50. Концепция социализации личности:
- предполагает объединение индивидов понятием соборности;
- подчеркивает субъективность и индивидуальность человека;
- утверждает стремление индивида к коммуникации с другими индивидами;
- трактует личность как индивида.
51. Разделом философии, изучающим общество как особую сферу реальности, является
- логика;
- антропософия;
- социальная философия;
- история философии.
52. Равнозначность экономических, политических, природных и других факторов в развитии общества признают представители:
- географического детерминизма;
- теологической версии истории;
- марксизма;
- теории факторов.
53. Автором теории «осевого времени», изложенной в работе «Смысл и назначение истории», является:
- А. Шопенгауэр;
- Сократ;
- А. Тойнби;
- К. Ясперс.
54. Философом, не придерживавшимся «теории локальных культур», был:
- О. Шпенглер;
- А. Тойнби;
- И. Кант;
- Н. Я. Данилевский.
55. Возрастающая взаимозависимость стран, регионов в экономическом, политическом, культурном, техническом аспектах выражается в понятии:
- научно-техническая революция;
- глобализация;
- идеологизация;
- информатизация.
56. Ф.Энгельс понимал цивилизацию как:
- этап развития общества, сменивший дикость и варварство;
- самостоятельный тип культурного развития отдельной страны (народа);
- синоним культуры;
- современную стадию социального развития.
57. Мыслителем, на рубеже XIX – ХХ веков предсказавшим общие тенденции развития взаимоотношений общества и природы, был:
- М. Вебер;
- Н. Бердяев;
- В. И. Вернадский;
- Г. Гегель.
58. В ХХI столетии проявила себя новая глобальная проблема:
- угроза пандемии СПИДа;
- предотвращение ядерной войны;
- международный терроризм;
- перенаселение Земли.
59. Деление культуры на материальную и духовную носит _________ характер:
- абсолютный;
- диалектический;
- относительный;
- метафизический.
60. Создателем теории этногенеза является:
- П. Сорокин;
- Л. Н. Гумилев;
- А. С. Хомяков;
- В. И. Ленин.
Оглавление
Введение.................................................................................................... 3
1. Программа курса.................................................................................. 4
2. Тематика контрольных работ и методические указания
по их написанию........................................................................................ 9
3. Библиографический список и другие источники информации......... 13
4. Cловарь основных понятий................................................................ 14
5. Вопросы для подготовки к экзамену................................................. 18
6. Тесты для самопроверки.................................................................... 19
С о с т а в и т е л и:
Любомиров Дмитрий Евгеньевич
Петров Сергей Олегович
Сапенок Ольга Владимировна
ФИЛОСОФИЯ
Методические указания
для бакалавров всех направлений подготовки
заочной формы обучения
Редактор Т. С. Хирувимова
Компьютерная верстка – Г. Н. Кинзябулатова
Подписано в печать с оригинал-макета 02.07.18.
Формат 60×84/16. Бумага офсетная. Печать трафаретная.
Уч.-изд. л. 1,75. Печ. л. 1,75. Тираж 100 экз. Заказ № 134. С 178.
Санкт-Петербургский государственный лесотехнический университет
Издательско-полиграфический отдел СПбГЛТУ
194021, Санкт-Петербург, Институтский пер., 3