Словарь основных понятий




 

АГНОСТИЦИЗМ – философское учение, отрицающее познаваемость мира.

АНИМИЗМ – одушевление всего существующего, черта древнего (архаического) сознания.

АКСИОЛОГИЯ – раздел философии, изучающий ценности и ценностное отношение человека к миру.

АНТРОПОМОРФИЗМ – свойственное архаическому сознанию наделение природных и надприродных (боги, духи) объектов человеческими чертами.

АНТРОПОСОЦИОГЕНЕЗ – процесс происхождения человека и общества.

АНТРОПОЦЕНТРИЗМ – философское мировоззрение, ставящее человека в центр мира и философских размышлений, основная черта ренессансного гуманизма.

БЫТИЕ – философская категория, обозначающая: а) все существующее, в отличие от несуществующего (НЕБЫТИЯ); б) исходное начало
и основание мира.

ВОЛЮНТАРИЗМ – а) в онтологии – философская концепция, утверждающая в качестве первоосновы мира волевое начало; б) в социальной философии – теория, отрицающая общественные законы и абсолютизирующая роль человека в истории (противоположна ФАТАЛИЗМУ).

ВРЕМЯ – философская категория, обозначающая отношения длительности, следования друг за другом процессов, событий.

ГНОСЕОЛОГИЯ – раздел философии, изучающий процесс познания; (его синоним – ЭПИСТЕМОЛОГИЯ).

ГУМАНИЗМ – философский принцип, утверждающий свободу и достоинство человека в качестве высшей ценности общества.

ДВИЖЕНИЕ – философская категория для обозначения любого изменения чего-либо.

ДЕИЗМ – философское учение, допускающее Бога как первопричину мира, но не признающее его влияние на развитие мира в дальнейшем.

ДЕТЕРМИНИЗМ – философская концепция, утверждающая всеобщую закономерность и причинную обусловленность явлений природы
и общества (ему противоположен ИНДЕТЕРМИНИЗМ).

ДИАЛЕКТИКА – теория развития и всеобщей связи явлений и процессов, а также вытекающий из нее универсальный метод познания, требующий рассматривать любой объект в развитии и взаимосвязи с другими объектами.

ДУАЛИЗМ – философская позиция, признающая наличие двух независящих первоначал мира (субстанций), как правило, материального и духовного.

ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА – единство многообразия всех видов духовного освоения действительности, способ общественной жизнедеятельности, связанный с производством духовных ценностей и удовлетворением духовных потребностей людей.

ИДЕАЛИЗМ – одно из главных направлений в философии, признающее первоначалом мира (его субстанцией): а) сознание (чувства, эмоции, духовность) отдельного человека – СУБЪЕКТИВНЫЙ ИДЕАЛИЗМ;
б) нечеловеческий духовный фактор (например: Абсолютная идея или мир идей) – ОБЪЕКТИВНЫЙ ИДЕАЛИЗМ.

ИНДИВИД – единичный человек как представитель человеческого рода.

ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ – уникальное сочетание природных, социальных и духовных качеств, присущее конкретному человеку.

ИРРАЦИОНАЛИЗМ – философское направление, утверждающее
в основе существующего неразумное начало (например, переживание или волю), из чего следует главенство противопоставляемых разуму способов познания мира (божественное откровение, интуиция и т. п.).

ИСТИНА – знание об объекте, соответствующее действительности.

КУЛЬТУРА – специфический способ бытия и деятельности человечества, ядром которой выступает созданная им система ценностей.

ЛИЧНОСТЬ – характеристика человека как члена общества, наделенного самосознанием, свободой и ответственностью.

МАТЕРИАЛИЗМ – одно из главных направлений в философии, считающее материю (природу) единственным первоначалом мира (субстанцией).

МАТЕРИЯ – философская категория, служащая для обозначения объективной реальности, т. е. существующего вне и независимо от сознания.

МЕТАФИЗИКА – а) противоположный ДИАЛЕКТИКЕ философский способ познания мира, признающий последний качественно неменяющимся и состоящим из несвязанных друг с другом объектов; б) синоним философии по традиции, идущей от Аристотеля.

МИРОВОЗЗРЕНИЕ – система представлений человека о мире и своем месте в нем.

МИФОЛОГИЯ – первый исторический тип мировоззрения, свойственный древней культуре и представляющий мир в образно-символической форме преимущественно как результат деяний богов и героев.

МОНИЗМ – философская позиция, признающая единственное первоначало мира (субстанцию).

НАТУРФИЛОСОФИЯ – философия природы, особенностью которой выступает умозрительное (т. е. основанное не на конкретных знаниях,
а преимущественно на рассуждениях философов) рассмотрение природы
в ее целостности.

НАУКА – сфера человеческой деятельности, осуществляющая выработку и теоретическую систематизацию объективных знаний о мире.

НЕОТОМИЗМ – официальная философия современной католической церкви, берущая свое начало от Фомы Аквинского (XIII в.) и стремящаяся примирить догматы христианства с положениями науки и разума.

НОМИНАЛИЗМ – направление в средневековой схоластике, признающее реально существующими только единичные вещи, а общие понятия (универсалии) – лишь придуманными людьми именами для их обозначения.

ОБЩЕСТВО – совокупность людей, связанных между собой экономическими, политическими, моральными и т. п. отношениями; исторически сложившаяся форма совместной жизнедеятельности людей.

ОНТОЛОГИЯ – раздел философии, изучающий бытие (существующее) в его наиболее фундаментальных проявлениях.

ОТРАЖЕНИЕ – неотъемлемое свойство материальных объектов воспроизводить в процессе взаимодействия особенности друг друга.

ОТЧУЖДЕНИЕ – превращение человеческой деятельности и ее результатов в самостоятельную и даже враждебную своему создателю силу.

ПАНТЕИЗМ – философская теория, отождествляющая Бога и природу.

ПАТРИСТИКА – первый этап (II–VIII вв.) развития средневековой философии, характеризующийся становлением христианского мировоззрения на основе теоретического осмысления Священного Писания.

ПЛЮРАЛИЗМ – философская позиция, признающая множество самостоятельных начал бытия (субстанций).

ПОЗИТИВИЗМ – течение в западной философии, считающее единственным источником подлинного (позитивного) знания науку и на этом основании отрицающее философию как особую отрасль знаний. В ХХ веке представлен в форме НЕОПОЗИТИВИЗМА, ориентированного на анализ языка, методов и результатов науки средствами математической логики с целью их очистки от философии, и ПОСТПОЗИТИВИЗМА, исследующего развитие науки в контексте культуры.

ПРАКТИКА – способ взаимодействия человека с окружающей его природной и социальной действительностью путем ее активного и целенаправленного преобразования.

ПРОГРЕСС – направление развития (в том числе и общественного), восходящего от менее совершенного к более совершенному состоянию.

ПРОСТРАНСТВО – философское понятие, обозначающее отношения протяженности, структурности и взаиморасположенности материальных объектов.

РАЗВИТИЕ – система необратимых, направленных, качественных изменений объекта, осуществляемых преимущественно под воздействием внутренних сил.

РАЦИОНАЛИЗМ – направление в теории познания, согласно которому основным источником и средством истинного познания является разум.

РЕАЛИЗМ – учение в средневековой схоластике, согласно которому общие понятия (универсалии) существуют объективно, то есть до и независимо от обозначаемых ими единичных вещей (например, в сознании Бога).

РЕЛИГИЯ – исторический тип мировоззрения, рассматривающий все существующее как результат деятельности сверхъестественного начала (божества или божеств).

РЕЛЯТИВИЗМ – философская позиция, абсолютизирующая относительность (условность, субъективность) результатов человеческого познания; противоположен ДОГМАТИЗМУ.

СЕКУЛЯРИЗАЦИЯ – процесс освобождения общества и культуры
(в целом или их отдельных областей) от диктата религии и церкви.

СЕНСУАЛИЗМ – направление в теории познания, признающее чувственные восприятия человека доминирующим источником достоверных знаний о мире.

СОЗНАНИЕ – свойственная человеку высшая форма отражения реальности и организации внутренней духовной жизни.

СУБСТАНЦИЯ – первооснова, первоначало, сущность всех вещей
и процессов.

СХОЛАСТИКА – второй этап (XI–XIV вв.) развития средневековой философии, характеризующийся стремлением церкви примирить веру
и разум в целях подкрепления христианского учения рациональными основаниями (например, доказательства бытия Бога с помощью формальной логики).

ТЕЛЕОЛОГИЯ – а) философское учение о целесообразности; б) предложенный Аристотелем взгляд на мир как движущийся к некой цели.

ТЕОЛОГИЯ – богословие, наука о Боге, учение о сущности Бога.

ТЕОЦЕНТРИЗМ – возникшее в средние века философское мировоззрение, ставящее Бога в центр мира и философского размышления.

ФАТАЛИЗМ – а) вера в предопределенность, неотвратимость чего-либо; б) философская абсолютизация роли общественных законов в истории цивилизации и недооценка активной роли в этом процессе человека.

ФИЛОСОФИЯ – (дословно – «любовь к мудрости») особая форма постижения мира; исторический тип мировоззрения и наука, изучающая мир в целом.

ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ – а) раздел философии, изучающий человека; б) течение западной философии ХХ века, ставившее цель создать целостную концепцию человека, преодолевающую односторонность существующих подходов к его пониманию.

ЦЕННОСТЬ – положительная или отрицательная значимость для человека и общества объекта его потребности, выступающая ориентиром человеческой деятельности.

ЦИВИЛИЗАЦИЯ – этап в развитии человечества, характеризующийся культивированием растений и животных, развитой социальной иерархией (например, классовой структурой), наличием государства, духовной жизнью на основе письменной культуры.

ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ – течение в западной философии ХХ века, считающее сущностью человека свободу выбора и переживание ответственности за него.

ЭМПИРИЗМ – направление в теории познания, признающее опыт главным источником и средством достоверного познания.

 

ВОПРОСЫДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ

1. Место философии в системе знаний и ее значение для человека
и общества. Предмет и функции философии.

2. Понятие и структура мировоззрения. Его исторические типы.

3. Античная философия: основные школы и их представители.

4. Основные проблемы философии Средних веков.

5. Философия эпохи Возрождения: гуманизм, натурфилософия и социально-философские концепции.

6. Основные проблемы и направления философии Нового времени (XVII в.).

7. Роль немецкой классической философии в развитии философской мысли (Кант, Гегель, Фейербах).

8. Основные идеи и эволюция философии марксизма.

9. Русская философия XIX – начала XX вв.: основные идеи и направления.

10. Основные черты и направления западной философии 2-й половины XIX – XX веков (содержательная характеристика одного из направлений на выбор).

11. Бытие и его основные виды. Проблема субстанции в философии.

12. Понятия движения, пространства и времени в философии и научной картине мира.

13. Диалектика как философское учение о развитии и всеобщей связи. Категории диалектики (содержательный анализ пары категорий на выбор).

14. Основные законы диалектики.

15. Сознание: происхождение, структура и функции.

16. Основные подходы к проблеме познания. Структура процесса познания.

17. Отражение и эволюция его форм. Психика животных и сознание человека.

18. Чувственная и рациональная ступени познания, их формы и взаимосвязь.

19. Проблема истины в философии: основные концепции. Диалектика относительного и абсолютного в познании.

20. Общество как объект философского исследования. Основные подходы к анализу общества.

21. Общество как система. Его составляющие и их взаимодействие.

22. Духовная жизнь общества: специфика, формы и уровни.

23. Взаимоотношение общества и природы. Философские проблемы экологии.

24. Философское понятие культуры, ее структура и функции. Проблема диалога культур.

25. Проблема ценностей в философии. Основные ценности и их иерархия.

26. Общественный прогресс и его критерии. Глобальные проблемы
и перспективы современной цивилизации.

27. Человек как предмет философского осмысления. Взаимосвязь природного, социального и духовного.

28. Происхождение и сущность человека: многообразие подходов.

29. Проблема личности в философии. Феномен отчуждения.

30. Специфика научного познания, его структура, методы и формы.

ТЕСТЫДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

1. Философия является:

- первым историческим типом мировоззрения;

- совокупностью знаний, основанных на здравом смысле;

- системой теоретически обоснованных взглядов на мир и человека;

- фантастическим отражением реальности.

2. Философия возникла:

- в 9–8 веках до новой эры;

- в 7–6 веках до новой эры;

- в 1–2 веках новой эры;

- во 2–1 веках до новой эры.

3. Самым древним историческим типом мировоззрения является:

- религия;

- мифология;

- философия;

- космология.

4. Религия – это:

- «вздох угнетенной твари»;

- единственный путь духовного развития человека;

- один из типов мировоззрения;

- система достоверных знаний о мире.

5. Отличие философии от науки состоит в том, что философия:

- опирается на факты;

- лишена внутренних противоречий;

- пытается познать мир в целом;

- является формой теоретического познания.

6. Разделом философии, изучающим фундаментальные вопросы бытия, является:

- гносеология;

- логика;

- онтология;

- социальная философия.

7. Антропология – это раздел философии, рассматривающий:

- проблемы познания;

- человека;

- вопросы общественного развития;

- историю развития философских идей.

8. Философское учение о природе ценностей и ценностном отношении человека к миру – это:

- аксиология;

- история философии;

- гносеология;

- праксеология.

9. Изучение возможностей, структуры, форм и методов познания входит в______________ функцию философии:

- критическую;

- гносеологическую;

-аксиологическую;

- онтологическую.

10. Методологическая функция философии состоит:

- в формировании целостного взгляда на мир;

- обосновании системы ценностей;

- изучении природы и сущности человека;

- разработке системы методов познания и преобразования мира.

11. Фил ософия Востока по сравнению с философией Запада больше внимания уделяет:

- научному и техническому прогрессу;

- изучению внешнего мира;

- духовному миру человека;

- свободе отдельной личности.

12. Древнегреческие натурфилософы VI – V вв. до н.э. считали материей (субстанцией):

- духовное начало;

- объективную реальность;

- индивида;

- различные природные стихии.

13. Основателем первой в истории «Академии» является:

- Платон;

- Демокрит;

- Аристотель;

- Сенека.

14. Видным представителем философии Средних веков был автор «Исповеди»:

- Пьер Абеляр;

- Аврелий Августин;

- Фома Аквинский;

- Роджер Бэкон.

15. Гуманизм – это:

- идейное течение, возникшее в эпоху Возрождения;

- взгляд на человека как «раба божьего»;

- концепция, в которой человек считается неотъемлемой частью природы;

- свойственная Античности позиция в отношении человека.

16. Характерной чертой философии Возрождения был:

- теоцентризм;

- пантеизм;

- солипсизм;

- космизм.

17. «Война всех против всех» – это, по мнению Т. Гоббса:

- «естественное состояние»;

- пережиток буржуазной эпохи;

- временное состояние эпохи социальных революций;

- нарушение божественных заповедей.

18. Двумя основными противоборствующими течениями философии Нового времени были:

- номинализм и реализм;

- марксизм и либерализм;

- сциентизм и антисциентизм;

- эмпиризм и рационализм.

19. Основателем немецкой классической философии считается:

- Фр. Ницше;

- И. Кант;

- И. Гердер;

- Ф. Энгельс.

20. Неизбежность следования России по пути развития западной цивилизации отстаивали:

- «русские космисты»;

- славянофилы;

- западники;

- народники.

21. Крупнейшим представителем русской религиозной философии
XIX века считается:

- П. Флоренский;

- В. С. Соловьев;

- Г. В. Плеханов;

- М. В. Ломоносов.

22. Расположите в хронологическом порядке этапы развития позитивизма:

- постпозитивизм;

- позитивизм;

- эмпириокритицизм;

- неопозитивизм.

23. Попытку соединить идеи марксизма и фрейдизма в работе «Эрос и цивилизация» предпринял:

- Г. Маркузе;

- Н. Бухарин;

- М. Фуко;

- К. Поппер.

24. Тема трагизма бытия человека является доминирующей в философии:

- герменевтики;

- неотомизма;

- экзистенциализма;

- структурализма.

25. Автором знаменитой книги «Иметь или быть» является:

- К. Маркс;

- Ф. Ницше;

- Э. Фромм;

- Г. Гадамер.

26. Центральным понятием онтологии, выражающим предельно общие характеристики сущего, является:

- сознание;

- личность;

- бытие;

- счастье.

27. С позиции диалектического материализма материя есть:

- кирпичик мироздания;

- объективная реальность;

- мир физических объектов, созданный Богом;

-человеческого воображения.

28. В философии движение – это:

- перемещение тела в пространстве;

-любое изменение и переход из одного состояния в другое;

- только качественное преобразование;

- количественное изменение материальных объектов.

29. Теория самоорганизации сложных неравновесных систем называется:

- диалектикой;

- майевтикой;

- синергетикой;

- логистикой.

30. Установите правильные пары:

монизм – признание множественности первоначал мира;

дуализм– учение, утверждающее одну единственную субстанцию;

плюрализм – утверждение о наличии двух независимых субстанций.

31. Источником содержания сознания для материалистов служит:

- Бог;

- ощущения;

- объективный мир;

- бессознательное.

32. Раздел философии, изучающий сущность, закономерности и возможности познания, – это:

- антропология;

- логика;

- гносеология;

- праксеология.

33. Агностицизм – это:

- учение, отрицающее возможность всякого познания;

- признание относительности результатов познания;

- позиция, считающая познаваемыми лишь явления, но не сущности вещей;

- утверждение, что мир безгранично познаваем.

34. Установите правильное соответствие:

корреспондентная теория истины истина возникает в результате

соглашения (договора);

когерентная теория истины – истинно то знание, которое приносит

пользу;

конвенционализм – истина есть то, что может быть проверено опытом;

прагматическая теория истины – истина есть соответствие наших

рассуждений правилам.

35. Эмпиризм утверждает, что теоретическое мышление:

- не может выйти за пределы опыта;

- есть главный источник знания;

- не связано с эмпирическим познанием;

- способно выходить за пределы опыта.

36. Формами чувственной ступени познания выступают:

- идеализации, абстракции и обобщения;

- понятия, суждения и умозаключения;

- ощущения восприятия и представления;

- гипотезы, теории и законы.

37. Преувеличение значения абсолютной истины свойственно:

- гностицизму;

- скептицизму;

- догматизму;

- солипсизму.

38. Обнаружение в науке сущности изучаемого явления и подведение его под закон называется:

- классификацией;

- объяснением;

- пониманием;

- моделированием.

39. Система достоверных знаний, дающая целостное представление о закономерностях и сущности изучаемого объекта, называется:

- гипотезой;

- теорией;

- законом;

- идеей.

40. Опосредованно-чувственный образ предмета, созданный на основе восприятия, называется:

- интуицией;

- представлением;

- ощущением;

- умозаключением.

 

41. Человек является существом:

- социальным;

- ноосферным;

- биосоциальным;

- биологическим.

42. «Политическим животным» назвал человека:

- Фома Аквинский;

- Гегель;

- Аристотель;

- Фрейд.

43. Философским течением, рассматривающим личность как высшую ценность, является:

- персонализм;

- неотомизм;

- позитивизм;

- марксизм.

44. Этот философ считал, что техника губительно влияет на человеческую душу:

- Д. Белл;

- Платон;

- Н. Бердяев;

- Э. Тоффлер.

45. Теория, в которой человек трактуется как природное существо, сходное с животными и подверженное тем же законам, называется:

- рационалистической;

- социологизаторской;

- натуралистической;

- экзистенциалистской.

46. Человек задумывается о смысле жизни только в «пограничных ситуациях» считает:

- фрейдизм;

- прагматизм;

- экзистенциализм;

- логический позитивизм.

47. Субъективная трактовка ценностей:

- считает ценности не зависимыми от человека и общества;

- связывает ценность вещи с ее объективными свойствами;

- утверждает антропологическую и социально-культурную обусловленность ценностей;

- источником ценностных отношений считает Бога.

48. Установите соответствие:

утилитаризм – высшая цель – стремление к совершенству;

перфекционизм – цель жизни человека в наслаждении;

аскетизм – высшей ценностью провозглашает пользу;

гедонизм – отречение от мирских соблазнов.

49. Христианство видит смысл жизни человека:

- в преобразовании мира;

- материальном обогащении;

- спасении;

- соблюдении божественных заповедей.

50. Концепция социализации личности:

- предполагает объединение индивидов понятием соборности;

- подчеркивает субъективность и индивидуальность человека;

- утверждает стремление индивида к коммуникации с другими индивидами;

- трактует личность как индивида.

51. Разделом философии, изучающим общество как особую сферу реальности, является

- логика;

- антропософия;

- социальная философия;

- история философии.

52. Равнозначность экономических, политических, природных и других факторов в развитии общества признают представители:

- географического детерминизма;

- теологической версии истории;

- марксизма;

- теории факторов.

53. Автором теории «осевого времени», изложенной в работе «Смысл и назначение истории», является:

- А. Шопенгауэр;

- Сократ;

- А. Тойнби;

- К. Ясперс.

54. Философом, не придерживавшимся «теории локальных культур», был:

- О. Шпенглер;

- А. Тойнби;

- И. Кант;

- Н. Я. Данилевский.

55. Возрастающая взаимозависимость стран, регионов в экономическом, политическом, культурном, техническом аспектах выражается в понятии:

- научно-техническая революция;

- глобализация;

- идеологизация;

- информатизация.

56. Ф.Энгельс понимал цивилизацию как:

- этап развития общества, сменивший дикость и варварство;

- самостоятельный тип культурного развития отдельной страны (народа);

- синоним культуры;

- современную стадию социального развития.

57. Мыслителем, на рубеже XIX – ХХ веков предсказавшим общие тенденции развития взаимоотношений общества и природы, был:

- М. Вебер;

- Н. Бердяев;

- В. И. Вернадский;

- Г. Гегель.

58. В ХХI столетии проявила себя новая глобальная проблема:

- угроза пандемии СПИДа;

- предотвращение ядерной войны;

- международный терроризм;

- перенаселение Земли.

59. Деление культуры на материальную и духовную носит _________ характер:

- абсолютный;

- диалектический;

- относительный;

- метафизический.

60. Создателем теории этногенеза является:

- П. Сорокин;

- Л. Н. Гумилев;

- А. С. Хомяков;

- В. И. Ленин.


Оглавление

 

Введение.................................................................................................... 3

1. Программа курса.................................................................................. 4

2. Тематика контрольных работ и методические указания
по их написанию........................................................................................ 9

3. Библиографический список и другие источники информации......... 13

4. Cловарь основных понятий................................................................ 14

5. Вопросы для подготовки к экзамену................................................. 18

6. Тесты для самопроверки.................................................................... 19


 

С о с т а в и т е л и:

Любомиров Дмитрий Евгеньевич

Петров Сергей Олегович

Сапенок Ольга Владимировна

ФИЛОСОФИЯ

Методические указания

для бакалавров всех направлений подготовки

заочной формы обучения

 

 

Редактор Т. С. Хирувимова

Компьютерная верстка – Г. Н. Кинзябулатова

 

 


Подписано в печать с оригинал-макета 02.07.18.

Формат 60×84/16. Бумага офсетная. Печать трафаретная.

Уч.-изд. л. 1,75. Печ. л. 1,75. Тираж 100 экз. Заказ № 134. С 178.

 


Санкт-Петербургский государственный лесотехнический университет

Издательско-полиграфический отдел СПбГЛТУ

194021, Санкт-Петербург, Институтский пер., 3



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: