С помощью телевидения в сознании ребенка создается образ реальности, вырабатывается стиль и линия поведения, формируется отношение к жизни. Поэтому важно знать, насколько детское телевидение в состоянии привить своим маленьким зрителям принципы нравственности, этики, другие положительные качества.
Установлено, что на еще не окрепший организм ребенка воздействуют следующие факторы: излучение от экрана телевизора, мелькание ярких цветовых пятен, частая смена изображений (клиповость). Излучение, хотя оно и не превышает санитарных норм, имеет кумулятивный (накопительный) эффект и при длительном сидении у телевизора оказывает негативное влияние на иммунную систему, систему кроветворения и т. д. Мелькание ярких цветовых пятен отрицательно воздействует на зрительный аппарат ребенка в целом (не только на глаза), на функционирование сердца и мозга, так как частоты мельканий могут совпадать с частотами колебаний сердца, электрических колебаний, сопровождающих деятельность сердца и мозга человека. Особенно опасно, когда возникает резонанс этих колебаний. Необходимо ограничивать время, в течение которого дошкольник или младший школьник сидит у телевизора, не разрешать ему смотреть передачи с частыми мельканиями цветовых пятен. Это в большей степени относится к видеомузыкальным клипам и рекламе.
Видеокассеты, DVD и видеоигры еще крепче привязывают детей к экрану. Способность ребенка строить свои личные отношения с окружающими пропорционально уменьшается по мере увеличения количества времени, которое он проводит перед телевизором. Кроме того, у маленьких телезрителей наблюдается замедленное овладение речевыми навыками.
|
С одной стороны, посмотрев разные передачи, можно получить много полезной информации, расширить кругозор, увидеть разные модели поведения, многому научиться. Для этого есть все условия - множество телевизионных каналов, различные познавательные программы. Сиди, смотри телевизор и развивайся. Но, с другой стороны, юный телеман лишается возможности реального социального взаимодействия с окружающим миром. Ведь время, проведенное у телевизора, он мог бы использовать для игр и контактов со сверстниками и взрослыми, для приобретения и развития полезных практических навыков.
C телевизором современные дети общаются во много раз больше, чем со своими родителями. Но общение с телевизором одностороннее, поэтому дети, проводящие перед экраном много времени, не могут научиться хорошо и грамотно говорить, ясно излагать свои мысли. К тому же ребята чаще смотрят развлекательные, а не развивающие программы. Это скорее всего связано с тем, что взрослые не руководят выбором детей, не формируют их телевизионные вкусы. Родители редко обсуждают с сыном или дочерью просмотренные программы, считают, что ведущий все хорошо объясняет. К тому же серьезные программы требуют от ребенка напряжения мысли, сосредоточенности, а это не всегда нравится маленькому телезрителю, поэтому он выбирает яркое и легкое для просмотра зрелище. Нельзя не согласиться, что такой просмотр - пустая трата времени.
Если ребенок смотрит телевизор длительное время, то он становится вялым, раздражительным, капризным, пассивным.
После эмоциональных передач (с драками, конфликтами, погонями и др.) впечатлительные дети часто перевозбуждаются. У них фильмы ужасов могут породить новые страхи, усилить уже существующие. В результате ребята плохо спят, становятся неуравновешенными, беспокойными, хуже учатся.
|
Телевизор дает одномерное, плоское изображение, поэтому увлечение им может помешать и развитию стереоскопического зрения, которое продолжается у ребенка до четырехлетнего возраста. После некоторых операций на глазах людям рекомендуется не читать, а смотреть телевизор, так как глаза при этом зафиксированы в одном положении и не травмируются лишними движениями. Если ребенок, еще не умеющий читать, часто смотрит телепередачи, его глаза привыкают к неподвижности. Мало того, что в дальнейшем ему трудно будет пробегать глазами по строчкам, может нарушиться нормальный рост глазных яблок. Раннее знакомство с телевизором способствует болезненному привыканию к нему. Конечно, ситуация, когда тебя постоянно развлекают без малейших усилий с твоей стороны, достаточно интересна, но в дальнейшем такая пассивность отрицательно скажется на характере ребенка и его умении активно мыслить, генерировать собственные идеи. Не говоря уже о том, что длительное сидение перед экраном ведет к нарушению обмена веществ. В том случае, если взрослые замечают, что телевизор негативно влияет на ребенка, им следует ограничить время, которое тот проводит у экрана.
Наиболее опасны для несформировавшейся детской психики сцены агрессии, жестокости и насилия. Под воздействием таких сцен ребята начинают готовить себя к жестокости в реальном мире, который они воспринимают как агрессивный и пугающий. Чтобы защититься от этого мира, ребенок может сам стать жестоким и агрессивным. В некоторых случаях дети начинают пугаться реальной жизни, ожидая от нее постоянных катастроф, аварий, похищений и убийств. К сожалению, дошкольников и младших школьников почти невозможно оградить от таких сцен. Для этого требуется особо тщательный контроль за телепрограммой со стороны взрослых.
|
Нельзя не сказать и о негативном воздействии на детей телевизионной рекламы. Они, как правило, с интересом смотрят эти ролики, чаще всего верят всему, о чем там говорят, хотят сами не имеют возможности проверить достоинство рекламируемого товара.
Взрослые должны помнить, что телевизионные передачи, которые смотрят наши дети, - это не только способ времяпрепровождения, но и средство воспитания. Применительно к дошкольникам и младшим школьникам принцип свободы выбора не может быть главным ориентиром. Родителям необходимо с особой ответственностью подходить к тому, что смотрит и воспринимает их ребенок, поскольку в это время закладывается фундамент его личности и мировоззрения.
Для малышей, которым не исполнилось двух лет, долгое сидение перед телевизором может представлять чисто физическую опасность. В коре головного мозга ребенка число связей между нейронами вдвое выше, чем у взрослого: мозгу надо справляться с осознанием окружающего мира, в котором для маленького человека все новое, непознанное, неожиданное. Это самый критический период для развития навыков зрения и речи. Кроме того, в возрасте около 18 месяцев у малыша бурно развиваются лобные доли мозга, отвечающие за контакты с другими людьми. Поэтому с такими маленькими детьми надо разговаривать, играть, общаться.
Некоторые взрослые вообще отказываются от телевизора. Вероятно, этого не стоит делать. Целесообразно вынести вопрос телепросмотров на семейный совет и, в частности, поговорить о том, как научить детей быть разборчивыми и осмотрительными при выборе телевизионных передач.
Никто не сомневается, что в телевидении есть и положительные стороны. Правильно организованные просмотры передач могут положительно влиять на психическое и физическое здоровье. В Древнем Египте лечили цветом. Цветотерапия широко применялась на Востоке. Сейчас лечение цветом обретает вторую жизнь. Построенная с учетом воздействия цвета на человека, цветовая гамма телевизионных передач может благотворно воздействовать на зрителей, в том числе и на детей.
На человека сильно влияет пространственный спектр наблюдаемого изображения. Всякое изображение можно составить из совокупности горизонтальных и вертикальных “решеток”, построенных из “палочек” разной толщины. Эта совокупность и есть пространственный спектр. Например, наблюдение однообразных, построенных из небольшого числа “решеток”, изображений зданий современной “прямоугольной” архитектуры подавляет психику человека. И, наоборот, здания с большим количеством “украшательских” элементов, как правило, благотворно влияют на наблюдателя. Так и телевизионные изображения, обладая различными спектрами пространственных частот, могут создавать хорошее настроение, повышать иммунитет организма независимо даже от содержания сцены.
Само содержание телевизионной передачи также является мощнейшим средством воздействия на маленького человека. Добрые, красочные мультфильмы с узнаваемыми героями, художественные телефильмы, фильмы-сказки, сделанные с душой и, разумеется, с учетом санитарных требований, весьма благоприятны для здоровья детей.
Немецкими психологами разработана система, которая может оказаться эффективной в выборе и просмотре телепередач. Родителям предлагается собраться вместе с детьми и сообща составить список приемлемых для них передач. Затем взрослые изготавливают билеты. Ребенку полагается десять билетов на неделю, которые он использует, чтобы “купить” право смотреть передачи из согласованного и одобренного списка. Когда его билетики кончаются, это означает, что на текущей неделе ему больше не придется смотреть телевизор. Нужно сказать, что не у всех взрослых хватает мужества следовать этой системе ограничений. Зачастую они сами нуждаются в установлении правил просмотра телевизионных передач.
Рекомендуемое общее время просмотра телепередач для детей до 7 лет не должно превышать 6 - 7 часов в неделю, от 7 до 12 лет - 10 часов. Также рекомендуется, чтобы ребенок не смотрел телевизор более получаса подряд.