Для старшеклассников
Помимо информационно-развлекательных (газета «Рост», журналы «Ровесник», «Дом2») и просветительских изданий (журналы «Мы», «Костер») важную информационную нишу для подростковой аудитории занимают специализированные издания, посвященные жизни субкультур (журналы «Мир Аниме», «R.I.P», «Gothland»).
В пубертатный период актуальным явлением в развитии личности становится субкультура. В научной литературе термин «субкультура» появился в 30-х годах XX века. Однако широкое распространение пришлось на 60-е и 70-е годы. Это было связано с возросшим интересом к молодежным движениям, в первую очередь к движению хиппи. Первоначально в значении термина подчеркивалось значимость приставки sub- (под-), которая указывала на подчиненный характер. В качестве «культуры» рассматривалась система мировоззрения господствующей элиты, «субкультура» при этом обозначала скрытые, неофициальные пласты культуры, которые воспринимались как неполноценные формы культурного творчества или, как возможный источник социальной нестабильности.
Необходимо различать понятия «субкультура» и «контркультура».
Субкультура — система норм и ценностей, элитарная культура, определяющая стиль жизни, ценностную иерархию и менталитет ее носителей и нацеленная на создание собственной социокультурной среды. Контркультура — это группы молодежи, принципиально отрицающие общественные ценности, выступающие за построение общества с иными ценностями (например, скинхеды, панки) или решительно отвергающие любой порядок и все существующие ценности (например, анархисты).
В качестве признаков субкультуры выделяются:
— ценностные ориентации;
|
— нормы поведения;
— взаимодействия и взаимоотношения;
— предпочитаемые источники информации;
— мода;
— жаргон;
— фольклор.
Создателем, носителем и хранителем субкультурных традиций является социокультурная группа. Если взять за основу классификации социокульутрную группу, то можно выявить следующие типы субкультур:
· готы — субкультура, в основе которой лежат драматические традиции (романтизация смерти, привлекательность мистики, культивирование индивидуализма);
· эмо — субкультура, в основе которой лежит эмоциональное восприятие действительности; главный принцип — жить чувствами, переживать максимально яркую палитру эмоций (от панической грусти до безумной радости);
· панки — субкультура, в основе которой лежит эпатажное, протестное самовыражение (от экспериментирования с внешностью, например, волос, покрашенных в зеленый, синий цвет, до нарушения приличий поведения);
· металлисты — околомузыкальная субкультура, к которой относятся поклонники стиля «металл» (в отличие от других субкультур, таких, как готы и панки, у металлистов отсутствует ярко выраженная политическая или философская идеология);
· байкеры — субкультура, членами которой являются любители и поклонники мотоциклов, для которых главный смысл жизни — постоянное нахождение в состоянии поиска (жизнь — путешествие в составе команды);
· анимешники — субкультура, в основе которой лежит увлечение виртуальным миром мультипликации; представители данной субкульутры интересуются традициями японской культуры, связанными с аниме, а также ассоциируют себя с определенным типажом рисованных героев.
|
Анимешники — это субкультура, которую формирует молодежная социокультурная группа, состоящая из людей, увлекающихся японской анимацией (аниме), японскими комиксами (манга) и культурой Японии.
На электронном ресурсе www.animefantasy.ru представлена следующая информация о представителях анимекультуры: «Анимешников объединяют общие интересы — коллекционирование предметов, связанных с аниме, рисование собственных мультфильмов. Многие анимешники одеваются и стригутся в стиле своего любимого героя — это самые яркие представители субкультуры. Остальных можно распознать по футболкам с рисунками, маленьким брелокам в виде персонажей аниме и волосам синего цвета. Помочь распознать анимешника может также сленг — свой собственный язык общения, набор слов, заимствованных из японского. Наиболее ярко эти признаки проявляются у молодых любителей аниме, более взрослые последователи субкультуры внешне не проявляют свои пристрастия так явно. Саундтреки к аниме есть в плей-листах большинства анимешников.
В Сети они придумывают себе ники на японском или берут имя любимого персонажа. Увлечение аниме — это не только просмотр анимационных фильмов; любители этого жанра изучают культуру и историю Японии, учат язык, шьют костюмы героев для аниме-фестивалей, читают японскую литературу и сами сочиняют хокку и рассказы» [www.animefantasy.ru]
Современные исследователи рассматривают анимекультуру как один из видов молодежной субкультуры. В качестве признаков субкультуры выделяются следующие моменты:
|
1. Наличие общих специфических интересов и уникальных ценностей.
В серу интересов представителей анимекультуры входят аниме, манга, культура и история Японии, то есть станы, в которой возникли основные принципы существования аниме. Для представителей даннойсубкульутры характерны такие увлечения, как коллекционирование аниме, манги, фигурок, постеров; рисование в стиле аниме; сочинительство фанфиков и т.п. При этом аниме воспринимается представителями субкультуры не как увлечение, а как иная реальность, в которой они существуют, с героями которой они себя отождествляют.
2. Существование специального кода для общения.
В качестве такого кода выступает такая социально-групповая разновидность языка, как сленг. Как отмечает Л. П. Крысин, лингвистическая сущность всех разновидностей сленга одна и та же: игра со словом и в слово, метафоризация словесных значений с целью создания экспрессивных, эмоционально окрашенных средств языкового выражения».
Сленг анимешников представляет собой комбинацию из слов и фраз, распространенных в аниме, манге, отаку, а также заимствований из японского языка. Кроме коммуникативной функции сленг анимешников выполняет функцию сепарации, так как позволяет создать определенный круг избранности, разделить мира на «своих» и «чужих». Носители сленга, как правило, двуязычны: в своей среде они прибегают к жаргону, в официальных и нейтральных ситуациях общения они пользуются литературным языком.Согласно наблюдениям Т. Суриковой, «Для молодого человека употребление жаргона, или сленга – это метка «Я свой среди своих», способ противопоставить свою социальную группу миру взрослых».
3. Существование фирменного стиля (одежда, внешний вид).
Представители данной субкультуры в качестве опознавательных знаков включают в свой стиль элементы анимекультуры (брелок на телефоне в виде анимешного персонажа, подвеска на цепочке, сумки и футболки с соответствующей символикой). Подростки, являющиеся представителями анимекультуры, делают себе прически как у любимого персонажа. Также существует такое явление, как косплей – (от англ. CostumedPlay «костюмированная игра») переодевание в, как правило, самодельные костюмы персонажей из аниме, манги или видеоигр.
4. Наличие неформальных групп и сообществ.
В рамках субкультуры существуют клубы и другие объединения, связанные с предпочтением того или иного анименаправления. Так называемые, «Муняшки» (поклонники аниме «SailorMoon»), Нарутовцы (поклонники аниме «Наруто»), «Киберы» (поклоники жанра «киберпанк») и т.д.
Вопрос, касающийся статуса анимекультуры, активно обсуждается самими анмешниками. Дискуссии о том, является ли анмекультурасубкульутрой, ведется на специализированных сайтах и форумах [animereactor.ru, onage.ucoz.ru, gothiclive.0pk.ru и другие]. Существуют различные мнения: одни считают, что анимеявялется субкультурой, другие разделяют точку зрения, что анимещники — это группа людей, объединенных общими интересами. Такие различия в трактовке обусловлены тем, что данная субкультура в России появилась относительно недавно и соответствующая концепции и самосознание у ее представителей находится на уровне формирования.
Одним из признаков анимекульутры как субкультуры является ее стратификация, то есть деление на различные направления. С точки зрения погруженности в мир аниме выделяются следующие типы [Иванов 2002].
— новичок — человек, который только начал увлекаться аниме, поэтому плохо разбирается в терминологии, не владеет сленгом, имеет маленькую коллекцию аниме и манги, редко посещает специализированные мероприятия (регулярно проводящиеся фестивали, встречи поклонников аниме «анимки» и т.д.);
— интересующийся — человек, который давно увлекается аниме, имеет приличную коллекцию аниме, манги, клипов, посещает аниме-мероприятия, может состоять в клубе, знает несколько японских слов, начинает интересоваться культурой Японии;
— «японист» — человек, который давно интересуется аниме как частью японской культуры, специально изучает японский язык, регулярно ездит в Японии, предпочитает смотреть аниме в оригинале.
— отаку — человек, который является фанатом аниме и манги. Он имеет обширную коллекцию аниме и манги, музыки, клипов игр, внимательно следит за выходом новинок и старается приобретать (или скачивать) их как можно быстрее. Отаку читает специальные издания об аниме или посещает соответствующие электронные ресурсы, коллекционирует фигурки любимых персонажей, постоянно участвует в аниме-фестивалях (нередко входит в число организаторов данных мироприятий). Данные представители анимекульутры занимаются соответствующими видами творчества (рисование, создание сценариев, AMV (сокр. от англ. AnimeMusicVideo) или АМВ — анимационный музыкальный видеоклип, созданный фанатами аниме, и т.п.), а также обладают обширными знаниями в области истории развития аниме, являются специалистами.