Молодежная пресса — особая отрасль современной журналистики. Ее особенность заключается не только в том, что она ориентирована на молодежь, но и в том, что молодежная пресса несет специфическую функциональную нагрузку. Одна из важнейших задач молодежных СМИ — это воспитание подрастающего поколения (воспитательная функция), включение молодого человека в общество (функция социализации).
Выделяются следующие задачи молодежных СМИ:
— создание информационного поля для подростков: отражение действительности (в доступной и соответствующей возрастным особенностям форме), проектирование будущего, настрой на активный и здоровый образ жизни;
— воспитание силой примера;
— образование посредством познавательной информации (конкурсов, викторин, игр);
— предоставление печатных площадей, места в радио- и телеэфире для реализации творческих, интеллектуальных и других способностей подростков в форме, не противоречащей нравственным и правовым законам;
— защита интересов подростков с привлечением специальных служб.
Далее информация из статьи В.В. Плешакова
«Значение и роль прессы для детей и молодежи
Средства массовой информации создают двойственное взаимоисключающее влияние на образ жизни молодого человека: с одной стороны, они выступают как фактор, стимулирующий формирование здорового образа жизни у молодежи, с другой - провоцируют развитие вредных привычек, химических зависимостей, способствуют развитию психологического дискомфорта и пр.
В современной прессе часто обсуждаются журнальные пристрастия молодежи, критикуя ее «аморальный выбор». Однако бессмысленно об этом говорить пока на прилавках не исчезнут ряд журналов, неблагоприятно влияющих на молодежь. К таким журналам можно отнести: еженедельник «Cool», «Молоток», «Ровесник», «Птюч» и другие. Эти молодежные журналы являются не площадкой для общения, а всего лишь товаром.
|
Рассмотрим тип молодежной прессы, который можно отнести к отрицательно влияющим на молодежь на примере нескольких изданий.
Еженедельный журнал «Cool». Издается в России ИД «Бурда» с 1997 года, рассчитан на подростков и молодежь. Оформлено издание красочно: несколько сотен цветных фотографий в каждом номере журнала. Основная тематика - «одни звездные тусовки наседают на другие», поп -кумиры женятся, разводятся, буянят в самолетах, судятся, бросают одни вредные привычки, чтобы «подсесть на другие». Журнал отчетливо навязывает молодым читателям то, что нужно жить именно так. Издание «Cool» выпускается совместно со специальным журналом для девочек -«Cool Girl». Здесь публикуются письма, но только такие, которые усвоили навязанный стиль. Кроме этого основой каждого номера являются мода, любовь и новости из шоу-бизнеса. И в «Cool Girl» есть постеры, а значит, подросток может повесить яркий плакат в своей комнате. И, как утверждают многие психологи, этот цветной иллюзион в состоянии отвлечь 12-летних подростков от собственной жизни, предложив насытиться эмоциями от недоступной и чужой жизни.
Еженедельный журнал «Молоток » Издается ИД «Коммерсант» с октября 1999 года, рассчитан на подростков, постоянный призыв, на обложке: «Читай под партой!» «Этот незатейливый прием помогает решать журналу стратегическую задачу: заигрывая со своими неопытными читателями, подстраиваясь под них, он отбивает молодежь от их конкурентов в СМИ. Однако, вместе с этим редакция «Молотка» видимо забывает о пагубном влиянии содержания на подростков» [Полянский 2002; 38]. К примеру, под рубрикой «Клубника» напечатан рассказик Вити Сапрыкина о его приключении. Половая зрелость у мальчика и его героя -налицо. Но это редакцию не смущает, и она дает одобрительный врез к сапрыкинской истории: «Предки так трясутся над девственностью дочек, как будто это величайшая ценность в жизни! Но сколько девочку не паси, она все равно найдет способ встретиться с любимым. И заняться чем-нибудь интересным. Витя, провожая подружку Леру в кино, опоздал на электричку. Родители девочки пожалели парня и оставили на ночлег. Затем ночью Витя пробирается в комнату Леры и его «каменно-твердый орган» перемещается в «офигительно-влажную» теплую дырочку. Утром их застают взрослые в койке. И, ожидая взбучки от Лериного брата, Витя кричит: «Лежачего не бьют».
|
На страницах журнала нередко можно встретить различного рода советы. Например, «вы стеснены доглядом предков, а потому будьте изобретательны - ищите укромные места для своих интересных дел». В рубрике «Ну и ню» в одном из номеров журнала помещается полуголая американская певица Бритни Спирс и вопрос: «Правда, у нее суперская фигура? Если кто хочет увидеть своего кумира голышом, пусть пишет нам».
В «Молотке» подросток может прочитать, как наши футбольные матчи заканчивались побоищами, и перенять передовой опыт.
Журнал «Птюч ». Издается компанией «Птюч» Connection», регистрация - декабрь 2000, печатается в Финляндии. Издание от первой до последней страницы пронизано рекламой. И по началу кажется, что и статьи - это часть рекламы. Матерные слова написаны не полностью, а с точками посредине. На глянцевых страницах помещают панков, хиппи и прочие «отбросы общества».
|
Однако это не все издания подобного характера - список их бесконечен. Юная публика покупает «Cool», «Cool Gikl», «Молоток», Oops», «Штучка», «Ровесник», «Башня», «Неон» и так далее.
Когда мы говорим о насилии в СМИ, то, как правило, представляем развлекательные сериалы, фильмы и новости. Тем не менее, существует много других сообщений, передающихся через СМИ, которые говорят молодежи, что насилие - это здорово, нормально и, по крайней мере, не так и плохо:
1. Музыка. Очень популярная песня в 2000 году лидировала в хит-парадах поп-музыки, это песня группы Prodigy «Убей мою сучку». Популярная лирическая песня профессора Лебединского «Я убью тебя,лодочник», лишенная всякого смысла, было какое то время любима многими подростками.
2. Компьютерные игры. Видеоигра «Ночная ловушка» (Night trap) основана на сюжете, когда вампиры нападают на легко одетых женщин и сверлят им шею дрелью. В игре «Квейк» (Quake) машина пожирает людей и выплевывает мелкие кусочки, оставшиеся от них. Французская компьютерная игра «BMQ Интерактив» призывает игроков стать «врагом общества номер 1», грабить, убивать и переправлять наркотики.
Представление о том, что такое секс и чего люди от него ждут, подростки получают отовсюду, даже с малейших намеков в телевизионной комедии.
Существует целый тип масс-медиа, явно называемый «эротическим», «порнографическим» или «сексуально откровенным», куда входят видео фильмы и некоторые сайты в сети Интернет. Эта информация, как правило, распространяется по другим каналам, нежели обычные СМИ, по крайней мере, почти не доступна для детей. Такой тип СМИ предназначен исключительно для повышения сексуальной культуры взрослого здорового населения. Однако, в СМИ существует некое взрывоопасное сочетание - секс и насилие. В последнее время оно никоим образом не стало ограничиваться эротическими материалами, недоступными детям. Сотни иностранных фильмов продают и показывают повсюду — в кинотеатрах и магазинах видеопроката - без каких-либо запретов. Пользуются у молодежи большой популярностью фильмы, которые транслируются по телевидению до 23.00 - «Пятница, 13», «Крик», «Невеста Чаки» и другие. Многие фильмы из этого списка, который можно продолжить, отличаются особой жестокостью и полны сексуальных сцен.
Вещатели явно не учитывают особенности детского восприятия телепередач. Телевидение, ориентированное на высокие рейтинги и прибыльность, замечает по преимуществу теневые стороны действительности, зачастую попросту игнорируя позитив.