ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ
К ЕГЭ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ
С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
ПРОФИЛЬНОГО УРОВНЯ
ПРАКТИКУМ
ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ
Раздел II
«ФИЛОСОФИЯ»
СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЕ ЗНАНИЯ
Таблица «Классификация наук»
Вопросы для сравнения | Естественные науки | Социально-гуманитарные науки |
Какие науки относятся? | ||
На что направлено изучение этих наук? | ||
Кто является субъектом познания? | ||
Что является объектом познания? | ||
Какой характер носят полученные знания? | ||
В чем главная цель познания? | ||
Вывод:в основе классификации научных знаний лежитпредмет познания(то, на что направлено познание) |
ЧЕЛОВЕК КАК БИОСОЦИАЛЬНОЕ СУЩЕСТВО
Индивид - -это _____________________________________________________________
_________________________________________________________________________
К индивидным признакам человека относятся:
· _________________________________
· _________________________________
· _________________________________
· _________________________________
· _________________________________
· _________________________________
Примером индивида является только что родившийся ребенок. Индивидом он является от природы, поскольку его отличительные признаки переданы ___________
Индивидуальность – это ___________________________________________________
__________________________________________________________________________
Личность – это ____________________________________________________________
К социальным качествам человека относятся:
· __________________________________
· __________________________________
· __________________________________
· __________________________________
· __________________________________
· __________________________________
Личность формируется только в обществе, в процессе _______________________.
Таким образом, человек это совокупность _________________и _______________
признаков, ______________________ существо.
Таблица «Сравнение животного и человека»
Черты сходства (биологическое в человеке) | Черты различия (социальное в человеке) |
Вывод: главное отличие животного от человека заключается в том, что животное подчиняется____________________, а человек_______________ |
Только человек является субъектом. Человеческая субъективность – __________________________________________________________________________.
Человеческая субъективность проявляется через деятельность.
Деятельность – это_________________________________________________________
__________________________________________________________________________
Деятельность присуща только__________________________, так как он преобразует окружающую среду, а животные к этой среде ________________________________
Человек способен создавать культуру.
Культура в широком смысле – это__________________________________________
_________________________________________________________________________
Культура в узком смысле – это _____________________________________________
_________________________________________________________________________
ОБЩЕСТВО
Общество в научном понимании – это_______________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
Общество в широком смысле – это __________________________________________
__________________________________________________________________________
Общество в узком смысле – это _____________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
Компоненты общества как системы:
· __________________________________
· __________________________________
· __________________________________
· __________________________________
· __________________________________
Сферы человеческой деятельности:
производство и распределение материальных благ | |
социальные отношения между группами, учреждения воспитания и образования, медицинского обслуживания, досуга | |
государственная власть, общественное мнение | |
наука, нравственность, религия, искусство |
Основные социальные институты
деньги, банки, собственность | |
парламент, партия, гражданское общество | |
семья, брак | |
социальные группы и общности, учреждения науки и образования, театры | |
конфессии |
Общественные отношения – это _____________________________________________
__________________________________________________________________________
Культура – это ____________________________________________________________
__________________________________________________________________________
Таким образом, общество представляет собой совокупность элементов, которая дает ему новое качество:
· ____________________________
· ____________________________
· ____________________________
· ____________________________
Таблица «Сравнения типов общества»
Вопросы для сравнения | Традиционное общество | Индустриальное общество | Постиндустриальное общество |
Какой труд преобладает в обществе? | ручной | механизированный, автоматизированный | электронное управление на всех уровнях производства, умственный, наукоемкие, ресурсосберегающие технологии |
Что является главным фактором производства? | земля | капитал | знания и информация |
Какие методы ведения хозяйства преобладают? | экстенсивные | развитие интенсивного | преобладание интенсивных |
Какое производство преобладает в обществе? | сельскохозяйственное | промышленное, крупные фабрики и заводы | сфера услуг мелкий и средний бизнес, производство на заказ, глобализация экономики |
Что является особенностью социальной структуры общества? | кастовая и сословная стратификация | классовая структура общества, в основе деления на классы – отношение к собственности | социальная однородность, преобладает средний класс, люди, обеспечивающие себя работой со стабильным доходом |
Как характеризуется социальная мобильность? | отсутствует | значительная | высокая отсутствуют любые социальные барьеры |
Каковы особенности положения человека в обществе? | индивидуальность не поощряется | индивидуальность выходит на первый план | ценится креативность, образование, профессионализм |
Каково отношение к природе? | бережное, природные факторы оказывают влияние на развитие общества | отношение господства и подчинения | осознание глобальной экологической проблемы, идея восстановления ландшафтов, ограничение потребления |
Какова особенность политической системы? | деспотические формы правления | демократия, гражданское общество, правовое государство | дальнейшее развитие демократии |
Таблица «Сравнение теорий цивилизаций и формаций»
Вопросы для сравнения | Теория формаций (ступеней) | Теория цивилизаций (спирали) |
Что является главным фактором развития общества? | ||
Какой вид динамики общества? | ||
Как происходит развитие общества? |
ИСТОРИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС
Исторический процесс – это________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Виды социальной динамики:
· изменение ___________________________________________________________
· развитие _____________________________________________________________
· движение ____________________________________________________________
Формы социального прогресса:
· социальная революция ______________________________________________
· реформа ___________________________________________________________
____________________________________________________________________
Типы социальной динамики:
· _________________________________
· _________________________________
· _________________________________
Факторы изменения социума:
· _________________________________
· _________________________________
· _________________________________
· _________________________________
Участники (субъекты) исторического процесса:
· _________________________________
· _________________________________
· _________________________________
Прогресс – это_____________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
Регресс – это ______________________________________________________________
________________________________________________________________________
Противоречивость общественного прогресса заключается в том, что____________
__________________________________________________________________________
Критерии прогресса:
1) _____________________________________________________________________
2) _____________________________________________________________________
3) _____________________________________________________________________
Гуманизм –это мировоззрение _______________________________________________
__________________________________________________________________________
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ
Глобализация – это _______________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Проявления глобализации в экономической сфере:
· __________________________________________________
· __________________________________________________
· __________________________________________________
· __________________________________________________
· __________________________________________________
Проявления глобализации в политической сфере:
· ________________________________________________________________
· ________________________________________________________________
· ________________________________________________________________
Проявление глобализации в культурной сфере:
· _________________________________________________________________
· _________________________________________________________________
· _________________________________________________________________
· _________________________________________________________________
![]() |
Антиглобалисты – это общественное и политическое движение, __________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Глобальные проблемы человечества – это проблемы, __________________________
_________________________________________________________________________
К ним относятся:
1) ___________________________________________
2) ___________________________________________
3) ___________________________________________
4) ___________________________________________
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Деятельность - ____________________________________________________________
__________________________________________________________________________
![]() |
Характерные черты человеческой деятельности:
· ______________________________________________
· ______________________________________________
· ______________________________________________
· ______________________________________________
Деятельность возникает из мотивов и потребностей.
Мотив деятельности –это _________________________________________________
_________________________________________________________________________
Потребности –это ________________________________________________________
Пирамида потребностей человека
Первичные | |
Вторичные | |
Уровни развития способностей:
· __________________
· __________________
· __________________
· __________________
Классификация видов деятельности:
Практическая деятельность | Духовная деятельность | |||
Разнообразие видов деятельности:
· __________________________________________
· __________________________________________
· __________________________________________
· __________________________________________
Творческая деятельность – это _____________________________________________
__________________________________________________________________________
Деятельность и свобода
Свобода – это____________________________________________________________
Свобода связана с ответственностью.
Ответственность – это ____________________________________________________
_________________________________________________________________________
Деятельность и мышление
Мышление – _________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Свойства мышления:
· _______________________________________________
· _______________________________________________
· _______________________________________________
![]() |
· ____________________________________________________________________
· ___________________________________________________________________
· ____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Виды мышления:
· наглядно действенное – это вид мышления, ____________________________
___________________________________________________________________
· наглядно-образное - это вид мышления, ______________________________
___________________________________________________________________
· абстрактное или словесно-логическое – это вид мышления, ______________
_____________________________________________________________________
.
Мыслительные операции:
это мысленное разложение целого на части | |
обратный анализу процесс мысли, объединение частей в одно целое | |
это вид умозаключения, при котором выводы производятся от общего к частному | |
это вид умозаключения, при котором выводы производятся от частного к общему | |
это установление сходства и различия предметов и явлений. | |
это процесс мысленного отвлечения от некоторых признаков, сторон конкретного с целью лучшего познания его | |
процесс, обратный абстрагированию и неразрывно связанный с ним |
Человека от животного отличает способность к вербальному (словесному) оформлению своих мыслей.
Речь – это_________________________________________________________________
Язык – это ________________________________________________________________
БЫТИЕ И ПОЗНАНИЕ
Бытие и познание
Бытие – _________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
Раздел философии, изучающий фундаментальные принципы бытия, называется
____________________________
Разделе философии сторонники которого отрицают возможность познания мира
называется ____________________________
Разделе философии сторонники которого доказывают, что мир познаваем называется
____________________________
Истина устанавливается в процессе познавательной деятельности человека.
Познание - _______________________________________________________________
__________________________________________________________________________
Виды (или ступени) познавательной деятельности:
1) ________________________________________________
2) ________________________________________________
_________________________________________ – это процесс получения знаний о действительности посредством органов чувств. В основе чувственного познания лежит работа органов чувств
Формы _________________________ познания:
· _____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
· _____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
· _____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
Особенности ________________________ познания:
· _____________________________________________________________________
· _____________________________________________________________________
· _____________________________________________________________________
________________________________ – процесс получения знаний о действительности посредством мышления
Формы ___________________________ познания:
· ___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
· ___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
· ___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
Особенности _________________________ познания
· ____________________________________
· ____________________________________
· ____________________________________
Вывод: в реальной жизни_____________________________и_________________________познание взаимосвязаны и выступают как единое целое |
ИСТИНА И ЕЕ КРИТЕРИИ
Истина –__________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
![]() |
· _______________________________- это знание__________________________
______________________________________________________________________
· _______________________________- это знание _________________________
______________________________________________________________________
Свойства истины:
· ____________________________ – зависимость истины от места, времени и других условий ее получения
· ____________________________ – это такое содержание наших знаний, которое не зависит ни от человека, ни от человечества
Формы истины:
· _____________________
· _____________________
· _____________________
Возможные критерии истины:
· _____________________________________
· ______________________________________
· _____________________________________
· _____________________________________
Практика
Практика - _______________________________________________________________
__________________________________________________________________________
Виды практики:
· _________________________________________- труд, преобразование природы
· _________________________________________ - революции, реформы, войны
· _________________________________________- эксперименты, наблюдения, измерения
Роль практики:
1) ________________________________
2) ________________________________
3) ________________________________
4) ________________________________
Заблуждение
Заблуждения –это утверждение,______________________________________________
__________________________________________________________________________
ВИДЫИ ФОРМЫЗНАНИЙ
Знание – _________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
Виды знаний:
· _______________________________
· _______________________________
· _______________________________
· _______________________________
· _______________________________
Научное познание
Научное познание –_______________________________________________________
_________________________________________________________________________
Особенности научного познания:
изучение мира таким, каков он есть вне и независимо от человек | |
эмпирические данные приобретают научны характер только при включении их в систему теоретических положений, выводов | |
для подтверждения истинности получаемых знаний в науке используются специальные методы исследования: наблюдение, классификация описание, экспериментальные исследования, теоретические объяснения | |
любое теоретическое положение, гипотеза должны быть обоснованы | |
научные знания систематизированы по областям наук | |
полученный научный результат не должен зависеть от частных мнений | |
использование особы терминов, строго определенных понятий, математических символов для описания знаний |
![]() |
![]() | ![]() | ||||
![]() |
Формы научного познания:
Формы научного познания – это __________________________________________
К ним относятся:
· ___________________–осознанная формулировка вопросов, возникающих в ходе познания
· ____________________–научное предположение о причинах проблемы и средствах ее разрешения
· ______________________– система обобщенного, доказательного знания, описывающая и объясняющая определенный объект
· ______________________– достоверные, конкретные данные об объекте, полученные в результате наблюдений или экспериментов
· ______________________–это положение, отражающие объективные, существенные, устойчивые связи или качества объектов действительности
· ______________________ - это обобщение множества теорий