Сходства естественно научного познания и социального познания:
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
Различия:
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
Мифологическое познание мира:
Миф - это _______________________________________________________________
________________________________________________________________________
Обыденное познание (житейское)- это _____________________________________
________________________________________________________________________
Художественно-образное познание- это ____________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
Сознание
Сознание – это___________________________________________________________
________________________________________________________________________
Структура сознания:
· ____________________ - психические способности, знания и умения, необходимые для решения умственных задач
· ____________________ - совокупность побуждений, определяющая целенаправленность действий человека. Источником активности человека являются его потребности
· ____________________ - переживания человека, выражающие его субъективное отношение к тем или иным явлениям, ситуациям, к другим людям и к самому себе. В эмоциональную сферу входят: чувства, настроения, аффекты, переживания, эмоциональные стрессы
· ____________________ - способность человека сознательно регулировать поведение и действовать, не отступая перед трудностями
· _____________________ - это отражение собственного «Я». Благодаря самосознанию обеспечивается саморегуляция, самоконтроль и самовоспитание личности
|
Функции сознания:
приобретение знаний | |
осознание своих потребностей и стремление к их достижению | |
оценка явлений действительности, свое отношение к ним | |
управление своим поведением | |
общение в языковой форме | |
самосознание, саморегуляция, самоконтроль |
Таким образом, сознание есть свойство _________________________, нервные процессы головного мозга служат материальными носителями сознания
СФЕРА ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ
В широком смысле культура - это ___________________________________________
__________________________________________________________________________
Культура в узком смысле слова – это _______________________________________
_________________________________________________________________________
Виды культуры:
Материальная культура – это деятельность, _________________________________
__________________________________________________________________________
Духовная культура – это деятельность, ______________________________________ __________________________________________________________________________
Духовная культура связана с результатами духовной деятельности человека.
Продуктом духовной деятельности являются ________________________________
Под ценностью понимают то,_______________________________________________
__________________________________________________________________________
Роль ценностей:
· _____________________________________________
· _____________________________________________
· _____________________________________________
Отличительные признаки духовных ценностей:
· ______________________________________________
· ______________________________________________
· ______________________________________________
· ______________________________________________
· ______________________________________________
Формы культуры
· ______________________________________________
· ______________________________________________
|
· ______________________________________________
Функции культуры:
превращение человека в полноценного члена общества | |
приспособление человека к среде проживания, формирование образа жизни | |
накопление и сохранение социальной информации, трансляция социального опыта последующим поколениям | |
определение человеком своего места в мире и обеспечение возможности использовать накопленные знания | |
регулирование отношений между людьми | |
объединение людей в одну национальную, этническую или культурную общность, или, наоборот, различие по этническим признакам |
ДУХОВНЫЙ МИР ЛИЧНОСТИ
Духовность – _____________________________________________________________
__________________________________________________________________________
Важнейшие элементы духовности:
· ________________________
· _________________________
· _________________________
Мораль
Мораль– ________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
Категории марали:
· ______________________________
· ______________________________
· ______________________________
· ______________________________
· ______________________________
· ______________________________
· ______________________________
· ______________________________
Моральный выбор – ____________________________________________________
_______________________________________________________________________
Мировоззрение
Мировоззрени е– _______________________________________________________
_______________________________________________________________________
Классификация типов мировоззрения (видов)
· ____________________________________
· ____________________________________
· ____________________________________
Функция мировоззрения в деятельности человека:
· __________________________________________________________________
· __________________________________________________________________
|
· __________________________________________________________________
НАУКА
Наука – это ____________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
Существует несколько подходов к пониманию науки:
-наука как ______________________________________________________________
-наука как ______________________________________________________________
-наука как ______________________________________________________________
_______________________________________________________________________
наука как -______________________________________________________________
Особенности науки:
1. Научные знания по своей природе являются _________________________
Классификация науки
По предмету и методу познания | По степени удаленности от практики | ||
2. В систему научного знания входят не только __________________________, но также ____________________________ и _____________________________, и _________________________________ получения научных знаний – методы наблюдений, экспериментов, расчетов, доказательств.
3. Особенность науки проявляется и в том, что она стремиться объяснить мир, используя особый язык –_______________________________________________
4. Наука в отличие от мифологии или обыденного знания предполагает __________________________________________, проверку полученных результатов разными способами – от логичных доказательств до сложных экспериментов.
Нравственные принципы труда ученых:
- _________________________________________________________________________
-_________________________________________________________________________
- ________________________________________________________________________
___________________________ науки:
- _______________________________________ – создание научной картины мира
- _______________________________________ – выявление научных фактов, объяснение их, формулирование научных законов
-_______________________________________ – приобретение новых знаний
- _______________________________________ – прогнозирование последствий изменения окружающей среды, общества, человека, выявление опасных тенденций и разработки рекомендаций по их преодолению
- _______________________________________ – внедрение в производство нововведений, новых технологий и форм организации.
- _______________________________________ – использование данных и методов науки для разработки масштабных планов и программ социального экономического развития, участие науки в решении глобальных проблем современности
-_______________________________________ – накопление знаний
В современном обществе происходит возрастание роли современной науки. Наука становится __________________________________________________________
ОБРАЗОВАНИЕ
Образование – это ________________________________________________________
_________________________________________________________________________
Функции образования:
-_______________________________________________________________________
-_______________________________________________________________________
-_______________________________________________________________________
Основные принципы современного образования:
-__________________________________– расширение прав участников образовательного процесса
–___________________________________ это система мер, направленных на приоритетное развитие общекультурного аспекта образования, овладении гуманитарными знаниями с целью формирования личностной зрелости обучаемых
– ________________________________ углубленная подготовка по отдельным предметам
____________________________________ - возрастание роли образования в формировании гражданских качеств и развития личности, уважение к человеческому достоинству, предоставление учащимся возможности выбора образовательных услуг,
– _________________________________________________________________развитие дистанционного обучения, семейное образование, экстернат
– ________________________________________________внедрение ИКТ в учебный процесс
–__________________________________________________ стремление соответствовать международным образовательным стандартам, приравнивание российского уровня образования и образования, полученного в других странах
-__________________________________________________________________________
Система образования:
-__________________________________________________________________________
-__________________________________________________________________________
-__________________________________________________________________________
_____________________________________ образования
Общеобразовательное образование (задача образования на этой ступени - формирование общей культуры человека, его подготовка к жизни в обществе, к сознательному выбору и освоению профессии | |
Профессиональное образование (обеспечивают последовательное повышение профессионального и общеобразовательного уровня учащихся, подготовка квалифицированных специалистов) |
РЕЛИГИЯ
.
Религия в буквальном переводе с латинского означает _______________________.
Религия – ____________________________________________________________
__________________________________________________________________________
В структуре религии обычно выделяют следующие элементы:
• _____________________________________________________________________
• _____________________________________________________________________
• _____________________________________________________________________
Особенности религиозного сознания:
· _____________________________________________________________________
· _____________________________________________________________________
· _____________________________________________________________________
· ______________________________________________________________________
Функции религии:
· ________________________________поведения индивидов и социальных групп
· ________________________________ религия не только устанавливает определенные рамки свободы человека, но и побуждает его к усвоению позитивных нравственных ценностей, достойному поведению
· ________________________________ реализуется благодаря наличию в религии системы взглядов, отражающих картину мира
· _________________________________снимает душевное напряжение, дает успокоение, прилив сил
· _________________________________проявляется в средствах общения верующих
· ________________________________ функция проявляется в том, что церковь выступать фактором объединения общества (например, патриарх Гермоген, который первым призвал русский народ к освобождению земли от польских интервентов в 1611 г.), но религия может выполнять разъединяющую роль. Примером являются религиозные войны.
· __________________________________ функция состоит в том, что религия сохраняет и транслирует социальный опыт человечества, являясь неотъемлемой частью культуры человеческого общества
·
Основные ________________ религий:
· _____________________________________ - ранние религиозные верования: вера в духов, поклонение неодушевленным предметам, поклонение животному или растению, вера в магию. Архаичные религии являются __________________________ - т.е. многобожие
· ___________________________________ – распространены во всем мире: буддизм, ислам, христианство. Они являются ___________________________________ – вера в одного бога.
· ___________________________________ – распространены в пределах одного государства, например, синтоизм в Японии, индуизм в Индии, иудаизм в Израиле
Мировые религии охватывают огромное количество верующих.
ИСКУССТВО
Искусство – это __________________________________________________________
_________________________________________________________________________
Особенности искусства:
· ____________________________________________________________________
· ____________________________________________________________________
· ____________________________________________________________________
· ____________________________________________________________________
· ____________________________________________________________________
Функции искусства:
· ____________________________ тесно связана с информационной. Искусство весьма информативно. В произведениях искусства отражаются культурно-исторические, национальные, религиозные и др. черты эпохи.
· ______________________________
· _______________________________связана с общением людей по поводу конкретного художественного образа
· ____________________________________________с одной стороны, связана с тем, что произведения искусства являются культурными ценностями, т.е. приобретают общественную значимость, с другой стороны, произведений ориентирует людей в существующей системе социальных норм и ценностей
· _______________________________________функция очень близка к ценностно-ориентирующей, так как искусство всегда предполагает воздействие на мировоззрение и деятельность людей
· _______________________________________функция связана с тем что, соприкосновение с произведениями искусства связано позитивно влияет на негативные переживания человека
· ________________________________________функция играет огромное значение. Искусство очищает душу, просветляет ум, влияет на эмоции человека, побуждает творить прекрасное
· _________________________________________– показывает особый, духовный характер искусства, признанного доставлять людям удовольствие
____________________ искусства:
·
·
·
·
·
·
·
·
·